Еще раз о современных строителях «города Башкорт»

В последние месяцы как-то угас нездоровый ажиотаж официальных башкирских СМИ вокруг так называемого города «Башкорт», в связи с чем, известная в Башкирии академическая семья вновь решила подогреть общественность. Издательство «Китап» выпустило переработанную версию древней и средневековой «Истории Башкортостана», написанную Ниязом Мажитовым и его дочерью Альфией Султановой. По сравнению с изданием 1994 г. книга сильно обновлена и теперь уже окончательно потеряла остатки былой научности.

Идеологическая направленность книги проявляется уже с первых ее страниц, где авторы, повествуя об эпохе палеолита, начинают приводить примеры из… башкирского эпоса. Надо сказать, что башкирская культура используется Мажитовым и Султановой при каждом удобном и неудобном случае: даже на рисунке — «реконструкции» облика людей раннесредневековой финно-угорской бахмутинской культуры мужчина и женщина почему-то изображены в современных башкирских костюмах! Мажитов и Султанова хотят во всех древних племенах, некогда населявших Урало-Поволжье, видеть только «предков башкир».

Игнорируя обоснованные и подкрепленные фактами мнения, большой материал, накопленный наукой, авторы рассматриваемой книги подробно излагают не его, а различного рода маргинальные и устаревшие концепции полувековой давности о массовой и ранней тюркизированности региона. Пересказывая эти давным-давно устаревшие сочинения, Мажитов с дочерью сообщают, что их авторы «были В ПРИНЦИПЕ ПРАВЫ, когда на ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОМ материале ПРИШЛИ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ о том, что древнейшие этапы этногенеза башкирского народа прямо восходят к истории, культуре и языку дахо-массагетских и других синхронных им скотоводческих племен Южного Урала» (стр. 114).

При этом наш семейный подряд противоречит своим же принципам: в начале книги, пообещав проанализировать все новое, что было накоплено наукой в последние годы, Мажитов и Султанова, едва дело касается происхождения башкир, о новинках (явно для них неудобных!) сразу «забывают» и начинают опираться на давнишние работы, написанные «на весьма ограниченном материале».

Разумеется, большое внимание авторы уделили главной фантазии академика Мажитова – городу «Башкорт», столице (?!) Башкортостана (?!) XV – первой половины XVI в. (стр. 456). Авторы идут даже на прямые подтасовки, приписывая московскому историку В. Трепавлову упоминания о «Башкорте», хотя Вадим Винцерович в цитируемой ими работе пишет всего лишь о городище Имэн-Кала (стр. 456). Мажитов и Султанова полагают, что вся тогдашняя Башкирия была страной городов (чуть ли не как Киевская Русь), что башкиры были в древности великими металлургами («очень дорожили своими знаниями и опытом по добыче меди и неохотно делились с русскими» – стр. 460. Вот оказывается, от кого «дикие» русские переняли искусство металлургии!), а приложенный к книге (стр. 479–487) обширный список (правда, созданный на основании фольклорных источников) ханов и биев должен убедить читателя о наличии у древних башкир мощной и признанной на мировом уровне политической элиты…

Листая книгу Мажитова и Султановой и поражаясь полету их фантазии, начинаешь думать, что где-то в кладовке своей элитной квартиры они прячут машину времени, с помощью которой легко перемещаются в прошлое, доставая оттуда неизвестные всей остальной науке сенсационные факты. И действительно, новая старая книга семейного подряда позволяет сделать вывод, что в Башгосуниверситете (место работы госпожи Султановой) и в Академии наук РБ (где Мажитов числится вице-президентом) за годы суверенитета на самом деле научились общаться с потусторонним миром. Так, Мажитов на стр. 71 рассматриваемой книги утверждает, что профессор-лингвист Дж. Киекбаев (отец «бунтаря»-депутата Госдумы Мурата Киекбаева) сначала высказал в 1972 г. некую научную гипотезу, а потом обсудил ее лично (все в том же 1972 г.) с господином Мажитовым. Но ведь во всех башкирских энциклопедиях сказано (и это действительно так), что Дж. Киекбаев умер в 1968 году! Как Мажитову удалось вызвать его на беседу спустя четыре года после смерти, уму непостижимо!

Свои фантазии башкирские ученые внедряют довольно примитивно и наивно, часто просто не указывая, откуда они высосали – так, якобы «в одном из израильских журналов» (точный источник Мажитов и Султанова не называют) ими были обнаружены городища-крепости на Голанских высотах (их наш семейный академический подряд почему-то упopнo называет Галанскими), которые вроде бы «поразительно» походят на южноуральские (стр. 42). А дальше наших «ученых» уже понесло…

Знaкoмствo с книгой Мажитова и Султановой, рекомендованной издательством в качестве пособия для студентов и учащихся старших классов, просто вынуждает признать острую необходимость отмены регионального компонента. Ведь вместо получения объективных знаний этот самый «компонент» навязывает людям не только ненужный на практике язык, но и абсолютно лживые и фантастические представления о прошлом нашей территории проживания.

Илфак Шигапов, Казань

4 комментария Еще раз о современных строителях «города Башкорт»

  • Башкорт

    Я пока в уфимском журнале. потом заскачу.

  • чуваш

    татары прибавили 200 лет Казани.Москва выделила деньги.половина денег разворовали,на половину провели праздник.тысящелетия казани. пусть башкиры заработают на городе Башкорт.

  • типтяр

    Спасибо, чуваш, открыл глаза. Раз так, раз там прибавили и разворовали. здесь, в Башкирии можно, вообще, ни на кого смотреть. Можно утверждать, что Уфу основали пять тысяч лет назад, причем именно башкиры во главе с легендарным Муртазой-бием. Можно пойти еще дальше: проповедовать, что земная цивилизация пошла от башкир, башкир Урал-батыр уже тридцать тысяч лет назад создал целостную философию, что художниками, оставившими рисунки в Каповой пещере так же 20-30 тыс. лет назад были башкиры племени усерган, башкиры уже 4 тыс. лет назад строили грандиозные каменные города и т.д.

  • Зиннур

    Күпме әкият язып ятарга була бу уфа фантастларына Уфа крае салым түләүчеләре исәбенә!

Отправить комментарий