В последние месяцы как-то угас нездоровый ажиотаж официальных башкирских СМИ вокруг так называемого города «Башкорт», в связи с чем, известная в Башкирии академическая семья вновь решила подогреть общественность. Издательство «Китап» выпустило переработанную версию древней и средневековой «Истории Башкортостана», написанную Ниязом Мажитовым и его дочерью Альфией Султановой. По сравнению с изданием 1994 г. книга сильно обновлена и теперь уже окончательно потеряла остатки былой научности.
Идеологическая направленность книги проявляется уже с первых ее страниц, где авторы, повествуя об эпохе палеолита, начинают приводить примеры из… башкирского эпоса. Надо сказать, что башкирская культура используется Мажитовым и Султановой при каждом удобном и неудобном случае: даже на рисунке — «реконструкции» облика людей раннесредневековой финно-угорской бахмутинской культуры мужчина и женщина почему-то изображены в современных башкирских костюмах! Мажитов и Султанова хотят во всех древних племенах, некогда населявших Урало-Поволжье, видеть только «предков башкир».
Игнорируя обоснованные и подкрепленные фактами мнения, большой материал, накопленный наукой, авторы рассматриваемой книги подробно излагают не его, а различного рода маргинальные и устаревшие концепции полувековой давности о массовой и ранней тюркизированности региона. Пересказывая эти давным-давно устаревшие сочинения, Мажитов с дочерью сообщают, что их авторы «были В ПРИНЦИПЕ ПРАВЫ, когда на ВЕСЬМА ОГРАНИЧЕННОМ материале ПРИШЛИ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ о том, что древнейшие этапы этногенеза башкирского народа прямо восходят к истории, культуре и языку дахо-массагетских и других синхронных им скотоводческих племен Южного Урала» (стр. 114).
При этом наш семейный подряд противоречит своим же принципам: в начале книги, пообещав проанализировать все новое, что было накоплено наукой в последние годы, Мажитов и Султанова, едва дело касается происхождения башкир, о новинках (явно для них неудобных!) сразу «забывают» и начинают опираться на давнишние работы, написанные «на весьма ограниченном материале».
Разумеется, большое внимание авторы уделили главной фантазии академика Мажитова – городу «Башкорт», столице (?!) Башкортостана (?!) XV – первой половины XVI в. (стр. 456). Авторы идут даже на прямые подтасовки, приписывая московскому историку В. Трепавлову упоминания о «Башкорте», хотя Вадим Винцерович в цитируемой ими работе пишет всего лишь о городище Имэн-Кала (стр. 456). Мажитов и Султанова полагают, что вся тогдашняя Башкирия была страной городов (чуть ли не как Киевская Русь), что башкиры были в древности великими металлургами («очень дорожили своими знаниями и опытом по добыче меди и неохотно делились с русскими» – стр. 460. Вот оказывается, от кого «дикие» русские переняли искусство металлургии!), а приложенный к книге (стр. 479–487) обширный список (правда, созданный на основании фольклорных источников) ханов и биев должен убедить читателя о наличии у древних башкир мощной и признанной на мировом уровне политической элиты…
Листая книгу Мажитова и Султановой и поражаясь полету их фантазии, начинаешь думать, что где-то в кладовке своей элитной квартиры они прячут машину времени, с помощью которой легко перемещаются в прошлое, доставая оттуда неизвестные всей остальной науке сенсационные факты. И действительно, новая старая книга семейного подряда позволяет сделать вывод, что в Башгосуниверситете (место работы госпожи Султановой) и в Академии наук РБ (где Мажитов числится вице-президентом) за годы суверенитета на самом деле научились общаться с потусторонним миром. Так, Мажитов на стр. 71 рассматриваемой книги утверждает, что профессор-лингвист Дж. Киекбаев (отец «бунтаря»-депутата Госдумы Мурата Киекбаева) сначала высказал в 1972 г. некую научную гипотезу, а потом обсудил ее лично (все в том же 1972 г.) с господином Мажитовым. Но ведь во всех башкирских энциклопедиях сказано (и это действительно так), что Дж. Киекбаев умер в 1968 году! Как Мажитову удалось вызвать его на беседу спустя четыре года после смерти, уму непостижимо!
Свои фантазии башкирские ученые внедряют довольно примитивно и наивно, часто просто не указывая, откуда они высосали – так, якобы «в одном из израильских журналов» (точный источник Мажитов и Султанова не называют) ими были обнаружены городища-крепости на Голанских высотах (их наш семейный академический подряд почему-то упopнo называет Галанскими), которые вроде бы «поразительно» походят на южноуральские (стр. 42). А дальше наших «ученых» уже понесло…
Знaкoмствo с книгой Мажитова и Султановой, рекомендованной издательством в качестве пособия для студентов и учащихся старших классов, просто вынуждает признать острую необходимость отмены регионального компонента. Ведь вместо получения объективных знаний этот самый «компонент» навязывает людям не только ненужный на практике язык, но и абсолютно лживые и фантастические представления о прошлом нашей территории проживания.
Илфак Шигапов, Казань
Я пока в уфимском журнале. потом заскачу.
татары прибавили 200 лет Казани.Москва выделила деньги.половина денег разворовали,на половину провели праздник.тысящелетия казани. пусть башкиры заработают на городе Башкорт.
Спасибо, чуваш, открыл глаза. Раз так, раз там прибавили и разворовали. здесь, в Башкирии можно, вообще, ни на кого смотреть. Можно утверждать, что Уфу основали пять тысяч лет назад, причем именно башкиры во главе с легендарным Муртазой-бием. Можно пойти еще дальше: проповедовать, что земная цивилизация пошла от башкир, башкир Урал-батыр уже тридцать тысяч лет назад создал целостную философию, что художниками, оставившими рисунки в Каповой пещере так же 20-30 тыс. лет назад были башкиры племени усерган, башкиры уже 4 тыс. лет назад строили грандиозные каменные города и т.д.
Күпме әкият язып ятарга була бу уфа фантастларына Уфа крае салым түләүчеләре исәбенә!