«Все не так, как надо»

РАХИМОВ. ИТОГИ

Когда я в своем блоге выразил удовлетворение тем, что Муртаза Рахимов наконец-то покинул свой пост, мне довелось испытать нашествие комментаторов, высказывавшихся в том духе, что да, мол, лидер Башкирии был не без авторитарных замашек, но зато много сделал для республики: поднимал село, строил дороги и все такое прочее.

В данном случае не столь важно, являются ли эти конкретные комментаторы реальными жителями Башкирии или обычными интернет-троллями. Чинопочитание и в самом деле чрезвычайно распространено среди наших сограждан, многие из которых готовы бесконечно воздавать должное начальству, построившему дорогу, храм или что-нибудь в этом роде, закрывая глаза на неприглядные аспекты его деятельности.

Но жители Башкирии и остальные россияне должны знать правду об истинных итогах почти 20-летнего правления Рахимова. Давайте посмотрим, как Рахимов «заботился о республике».
Вот, к примеру, Башкирия занимает 10-е место среди регионов России по добыче нефти – компания «Башнефть» в прошлом году добыла более 12 миллионов тонн нефти.
В России лишь чуть более десятка субъектов федерации обладает собственным крупным нефтяным потенциалом – только в 12 регионах добывается 10 и более миллионов тонн нефти в год.

Как правило, доходы и уровень жизни населения в богатых нефтью регионах существенно выше, чем в среднем по России, по большей части – кратно выше. Но не в Башкирии. Здесь среднедушевые доходы в последние 20 лет всегда были и есть ниже среднероссийских – по этому показателю республика занимает 22-е место в стране. Еще хуже ситуация с пенсиями: по среднемесячному размеру назначенных пенсий республика – на 60-м (!) месте среди субъектов Российской Федерации.

При этом по социальному расслоению Башкирия – на 7-м месте в России, коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов, определяемый как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан) составляет здесь 18,5, против 16,9 в среднем по России.

За годы правления Муртазы Рахимова Башкирия, невзирая на свои нефтяные богатства, так и не смогла обеспечить своим жителям достойного уровня жизни. Зато здесь более высокое социальное расслоение, чем в целом по стране, и есть свои миллиардеры – сын первого президента Башкирии, Урал Рахимов, на 54-м месте в российском списке миллиардеров Forbes.

Последнее обстоятельство многое объясняет. Вот, например, еще одна особенность богатых нефтью регионов – они, как правило, характеризуются относительно высокой региональной бюджетной обеспеченностью. Доходы консолидированных бюджетов субъекта РФ на душу населения составляют более 100 тысяч рублей в год в Ненецком АО, ХМАО, ЯНАО и на Сахалине, 45 тысяч – в Коми, 35-40 тысяч – в Самарской области, Пермском крае и Татарии.

Но не в Башкирии, которая занимает 53-е место среди российских регионов по доходам консолидированного регионального бюджета на душу населения – менее 29 тысяч рублей в год. Меньше, чем в Северной Осетии, Калмыкии, Мордовии или Новгородской области – мягко говоря, не самых богатых российских регионах.

Как так получается, что в относительно богатой нефтью Башкирии доходы регионального бюджета столь невысоки? Да ничего удивительного, если сопоставить этот факт с тем, что шесть крупнейших предприятий башкирского нефтяного и нефтехимического сектора – «Башнефть», Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез» и «Башкирнефтепродукт» – до недавнего времени контролировались Уралом Рахимовым, который в прошлом году продал их АФК «Система» за 2 с половиной миллиарда долларов.

Покровительство региональной власти позволяло местным нефтяным и нефтехимическим компаниям работать, прежде всего, на собственную прибыль, а не на региональный бюджет. Например, эффективная ставка по налогу на прибыль «Башнефти» в прошлом году, согласно отчетности компании по РСБУ, составила всего лишь 11%.

Да и прибыль компания предпочитала особо не показывать – иначе как объяснить, что в 2004 году, когда среднегодовая цена нефти Urals составила $34,4 за баррель, рентабельность продаж «Башнефти» была выше, чем в 2008 году (17,6% против 16,3%), когда Urals стоила уже $94 за баррель? Неужели издержки добычи нефти на старых месторождениях вдруг взяли и выросли за 5 лет на $50 за баррель?

После смены собственника «Башнефти» наблюдается взрывной рост платежей по налогу на прибыль – по данным компании за первый квартал 2010 года, они выросли в сравнении с I квартал 2009 года в 12 (!) раз, что позволяет оценить масштаб занижения налога на прибыль в предыдущие годы. Многое уже было сказано и о давальческих схемах по переработке западносибирской нефти, которые, по оценкам позволяли уводить из-под налогообложения десятки миллиардов рублей в год.

Вот вам и основной итог правления господина Рахимова. Главное богатство Башкирии – углеводороды – практически не помогло улучшить благосостояние жителей республики, а вместо этого пошло на сколачивание миллиардного состояния сына президента.

Не могут не возмущать в этом плане действия Кремля, который до последнего закрывал на все это глаза. Поддержал переизбрание Рахимова на пост президента Башкирии в 2003 году, когда тот не смог победить в первом туре выборов и имел все шансы проиграть (Рахимов тогда поехал в Москву и заручился личной поддержкой Путина).

Закрыл глаза на массовое избиение граждан милицией в 2004 году в Благовещенске – городе, проголосовавшем против Рахимова на выборах 2003 года. И, наконец, позволил Уралу Рахимову за хорошие деньги – $2,5 млрд – продать свои нефтяные активы АФК «Система» и спокойно обосноваться за границей. И только после этого Муртаза Рахимов был отправлен в отставку – с почетной премией в виде пенсии в 750 тысяч рублей в месяц (это примерно в 175 раз выше средней пенсии по Башкирии).

Президент Медведев много разглагольствовал о борьбе с коррупцией – так вот, сигнал, который он подает в случае с Рахимовым, звучит весьма недвусмысленно: воруйте, потом вам за это щедро заплатят, позволят вашим родственникам уехать за границу с кэшем, и даже назначат пожизненную пенсию в $25 тысяч в месяц. Хуже «сигнала» и не придумаешь.

Рахимов оставил после себя целый клубок проблем – не в последнюю очередь, в сфере межэтнических отношений. Не секрет, что Рахимов проводил политику «башкиризации» структур управления республикой: примерно 70% членов правительства Башкирии и до 80% работников президентской администрации – этнические башкиры, в то время как эта народность составляет менее трети от числа населения республики, уступая по абсолютной численности не только русским, но, по ряду оценок, и татарам (до переписи населения 2002 года, где, по многим оценкам, численность башкирского населения искусственно завышалась, татары составляли вторую по численности этническую группу в республике). Подобная линия на построение моноэтнической системы управления не могла не вызвать межнационального напряжения в республике.

Не очень понятно, как новый руководитель Рустем Хамитов, не имеющий опыта публичной политики, будет распутывать этот клубок противоречий.

Вот вам и «строил дороги» и «развивал село». Кстати, о дорогах и селе. По данным Росстата, Башкирия оказалась в числе всего лишь четырех субъектов РФ (и единственным регионом в европейской части России), где в 2008 году густота автодорог общего пользования с твердым покрытием снизилась до уровня ниже 1995 года.

По итогам правления Рахимова республика утратила позиции третьего сельскохозяйственного региона страны, уступив это место Ростовской области – которую она намного опережала по объемам сельхозпродукции в 1990-е и 2000-е.

Действующая в стране политическая система никуда не годится, если позволяет подобным руководителям сидеть на своем месте столько лет, да еще и премирует их «за верную службу отечеству».

Владимир Милов, президент Института энергетической политики
gazeta.ru

2 комментария «Все не так, как надо»

  • Рустем

    По беглому ***изу назову как минимум 4 позиции по которым в РБ цены СУЩЕСТВЕННО ВЫШЕ чем в соседних регионах:
    -Недвижимость
    -цена на бензин-особенно резко это было заметно в 2008-2009 , когда в соседнем РТ цена на 95-й достигла 13руб , при 20руб в РБ. И это при одном из самых мощнейших нефтеперерабатывающих комплексах в РФ!
    -водка- на 20% дороже чем в Челябнске, Оренбурге, Перми
    -Фукты-как не странно и здесь правят монополисты, поэтому, например, бананы на рынках Уфы стоят 60(руб) против 30руб в Оренбурге (где бананы явно не растут, оэтому этот бренд взял для примера)
    Наверное кто то сможет продолжить список

  • Елена

    «Не могут не возмущать в этом плане действия Кремля, который до последнего закрывал на все это глаза.»
    А откаты???

Отправить комментарий