Свершилось. Но почему то нет радости.

15 июля 2010 года, как и предполагалось и ожидалось, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отправил в отставку 76 летнего главу Башкирии Муртазу Рахимова.

Сообщения информагентств на этот счет скупы и лаконичны: Президент страны сообщил, что получил заявление об отставке и решил его удовлетворить. Конечно, не обошлось и без протокольно-номенклатурных слов благодарности за работу на посту президента Башкирии и без прощального награждения государственной наградой.

Конечно, Муртаза Рахимов до последнего цеплялся за свое кресло. Конечно, ни о какой добровольной отставке речь не идет. Оно и понятно, когда за тобой стелется такой огромный шлейф скандалов, связанных с незаконной приватизацией многомиллиардной нефтянки республики твоими приближенными.

Цеплялся за кресло еще и потому, что цеплялось за это кресло его вороватое, бездарное и националистическое окружение. Надо полагать, что им есть за что беспокоиться. Поэтому совершенно понятно, почему «варяги», т.е. люди не из их клана, не из их окружения «на посту главы Башкирии — это просто унижение». А ведь речь идет не об оккупантах, а о «варягах», т.е. полноправных гражданах России, только родившихся или работавших за пределами административной границы Башкирии.

Возможно, придет время, точнее пройдет время и многое прояснится. Прояснится – почему так испугались «варяга» сам Муртаза Рахимов и его приближенные. Это произойдет в том случае, если Президент России вспомнит не только про номенклатурный политес, но и про Конституцию государства, гарантом выполнения которой он является.

Но, как бы то ни было, свершилось. Наконец-то кончилось двадцатилетнее правление выходца из башкирской глубинки Муртазы Рахимова. Конечно, полную оценку деятельности этого человека и проводимой под его руководством национальной политики, дадут историки, а возможно и следователи. Это в будущем. А сегодня многих гложет обида и немой вопрос: как же так случилось?

Как случилось, что двадцать лет верховодил в многонациональной республике человек, насквозь пропитанный башкирским национализмом? Почему допустили, что он противопоставил башкир остальным народам республики? Как получилось, что антитатаризм стал чуть ли не национальной идеей руководства республики? Почему не плюнули в лицо человеку, публично заявившему: «Не жуйте говно про статус татарского языка?»

Нет радости от отставки этого человека еще и потому, что нельзя вернуть назад загубленные в душной атмосфере дикого национализма самые творчески активные годы. Нельзя вернуть тех, кто не выдержал такой атмосферы и ушел в мир иной. Сколько талантливые татары, русские и люди других национальностей вынуждены были покинуть свою республику! А сколько умерло раньше времени или покончили жизнь самоубийством?!

Грустно еще и потому, что все это происходило, если можно так выразиться, на глазах федеральной власти. Поэтому вина за происшедшее лежит и на федеральной власти. А возможно, большая часть вины. Возможно, с приходом нового главы региона многое изменится. Возможно, и в Кремле наконец то вспомнят про равенство народов, а не только про какие то особые неконституционные права «титульного» народа. Хочется верить. Хочется, наконец-то, не бороться, а просто жить и работать.

Карим Яушев, член совета Национально-культурной автономии татар РБ, заслуженный работник культуры Республики Татарстан

[audio:http://karim-yaushev.ru/wp-content/uploads/2010/07/banka.mp3|titles=banka]

42 комментария Свершилось. Но почему то нет радости.

  • Рамис

    Яушев эфенди. Ты с кем же теперь будешь воевать? Твой «друг» уволился по собственному. Придется в срочном порядке нового «друга» тебе поискать. А то без работы останешься.

  • Рамис

    Яушев. А почему у тебя радости нет? Долго же ты воевал с ним. Ты должен от счастья прыгать.

  • ох

    У нас праздник…

  • Татар

    Да, я понимаю вашу грусть, Рахимов нанес невосполнимый ущерб татарам Уфы и все не башкирам. мы могли бы быть сейчас не хуже татарстанцев.
    Но давайте помнить, что молодое поколение уже не будет находиться под башкирским игом. За них надо радоваться. У нас еще много работы, надо жить для будущего татарской нации. ТЕПЕРЬ ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАС! Потому грусть не уместна.

  • Уфимский Журнал

    Ваш материал опубликован в Уфимском Журнале:

    http://journalufa.com/298-svershilos-no-pochemu-to-net-radosti.html

  • Руслан

    P.S. Доброе слово и револьвер лучше, чем просто доброе слово, — очень похоже, что, отправляя в отставку бессменного лидера Башкирии, в Кремле решили взять на вооружение этот старый американский принцип. По «случайному совпадению» в республике проходят учения силовых структур. И проходят они не просто на территории Башкирии, а в том числе и в Сибайском районе — малой родине нелюбимого в Кремле премьера республики Раиля Сарбаева и лидеров местных националистических движений.

    Как заявили «МК» в управлении информации и общественных связей МВД РФ, в Башкирии с 6 июля 2010 года в соответствии с графиком, утвержденным Национальным антитеррористическим комитетом РФ, проходят плановые учения по нейтрализации террористов. Например, главные антитеррористические подразделения ФСБ России 7 июля отрабатывали операцию по освобождению заложников из самолета в аэропорту города Сибай.

    На автозаправочном комплексе в Иглинском районе Башкортостана группа террористов захватила персонал заправки в заложники и потребовала вертолет. Все завершилось благополучно — по заранее написанному сценарию.

    За одним из этапов учений в компании высокого милицейского чина из Москвы лично наблюдал премьер-министр Башкортостана Раиль Сарбаев. Думается, бывший кронпринц понял намек — если он, конечно, был.

    Олег ФОЧКИН

  • Шакира

    почистить от спецов-волков все респ. орг.вл.=подполье.

  • Бенни башкир

    Радуйтесь, ликуйте!
    но всегда есть одно маленькое но. Рахимов всегда останется в наших сердцах, простого народа, человеком, который делал все, чтобы народ жил нормально в 90-тые годы.
    Тогда я был маленьким и очень любил программу Вести на РТР. Каждый день показывали то шахтеров, то учитилей, то врачей кто бастовал. У нас в республике было спокойно, з/п и пенсии платили вовремя.
    Народ не знает Вас многоуважаемый Якушев,
    Мы знаем Рахимова, и он многое сделал для Республики, а вы ничиго хорошего.

  • Айдар

    Рамис! Яушев же в конце говорит «Хочется, наконец-то, не бороться, а просто жить и работать.»

    Кончайте свой тупой башкиризм. В статье не торжество, а боль. И я его понимаю. Это и моя боль. Но, если у вас и сейчас не открываются глаза — вы неизлечимо больны. Мне жаль таких, как ты.

  • анонимно

    Согласна с Айдаром. Главное чтобы это национализм не повторился. А рамисы не поймут. бесполезно.

  • Татарва

    Певцы Венер Мустафин, Радик Гареев погибли из-за рахимовского башкирского национализма.

    Перечислите здесь жертв рахимовского режима. Пусть все знают.

  • Роза с шипами

    Замечательно то, что Рахимов ушел до переписи — 2010! Будем надеяться, что новый президент не повторит ОШИБКИ бабая….

  • Артур Идельбаев

    А что муртазёл. Он — обыкновенный хваталка-прихватизатор, который приватизитовал помимо ТЭК и то антитатарское наследие жгучей ненависти к небашкирам — башкацизма и башкортеида, которое до него породили и поставили на крыло наши же татары-мишарчики нуриевы, шакировы, мустафакаримовы… Не в нас-ли, татарах были заложены ключи всего этого. Не в наших-ли трусливых мелких ***ских чиновников, которые за мешок фуража почти год (2002-2003) лезвием подтирали переписные бюллетени под «башкир»? Не наш-ли Раиль Кузеев три десятилетия разрабатывал на «научной основе» доктрину по перебашкириванию татар? Не наш-ли Эдуард Хамитов сдал местный Конгресс Татар Рахимову и оформил делегатом на II Всемирный конгресс татар? Не «наш» — ли Радий Хабиров посылал башүюгенд избивать наших стариков в 2005-м? Не наши-ли «Кызыл танг» и ценой неимоверных усилий борьбы против шакировщины татарской общественностью в перестроечный годы выстраданный и созданный журнал «Тулпар» превратили в национальные башкирские издания на «северо-западном диалекте» башкирского языка…?
    Не наши-ли деятели выжили из Уфы Айдара Халима в начале 90-ых?
    Просто позорно на душе от самих-же себя, от нашего татарского под час стада…

  • Сабир

    К сожалению и к стыду вы правы. Но, посмотрим в проблему глубже. Из-за чего так получается? Не потому ли, что Москва своим молчанием одобряет нацистские выходки башправителей? Сколько писали в Москву — результат ноль. Сила башнацизма в опоре на поддержку внешних сил и они это прекрасно знают.

    А что остается делать мелким чиновникам из татар, работающим под башкирским прессом. Или приспосабливаться или уйти с работы. Народ не должен воевать. Народ должен работать. А бороться за его права должен интеллектуальный авангард. Однако, без финансов и авангард ничего не может делать.

  • Рамис

    Теперь Рахимова не будет. Если по переписи 2010 года татарское население снова меньше станет, то кто по вашему снова будет виноват?

  • Федот

    А у нас в Нефтекамске проходят месячники национальных культурных центров. Марийский, славянский, башкирский, татарский и с недавних пор удмуртский центры проводят мероприятия: выставки там разные, песнопения, дни национальной кухни и т.д. У всех всё нормально: и народ тусится, и песни поют, и на национальных инструментах играют. Но не у татар. Их как-будто нет. На праздник татарской гармошки кое-как наскребли 5-6 исполнителей, зрителей ещё человек 15-20. А в выставке прикладного национального искусства вообще участвовало 2 семьи татар. А Вы говорите «башкирский национализм».

  • Рамис

    Пойду перепишусь Татарином, надо шагать в ногу со временем.

  • Рамис

    (Пойду перепишусь Татарином… Кто-то пытается от моего имени)

    Федоту…
    В Нефтекамске же большинство татарского населения, почему в мероприятиях не участвуют, или им без разницы на свою культуру?

  • Роза с шипами

    Федот,Татарские сабантуи закончились, татары теперь заняты делом — заготовка кормов, сенокос… начались марийские праздники -«жыен»… если башкиры там пляшут- так они успевают везде и в татарских сабантуях, и в языческих праздниках они могут петь (татарские песни), пить(самогон) и курай дудить…

    Рамис — Рахимова не будет, значит и не будет фальсификация переписи и татарское население станет намного больше… и татары в западных районах теперь перестанут «рожать» башкирят. А вот у башкир — положение плачевное: уменьшение численности населения, вымерающий язык, культура… короче — хана…

  • Шайтан

    1. Рахимова в РБ знает каждый.
    2. А кто Яушев знает сколько человек?
    3. Никогда у нас не было проблем на межнациональной почве — ибо это удел убогих и сирых душой и телом. Башкиры дружно с татарами, русскими и другими.

  • Татар кызы

    Бенни башкир
    Комментарий: 2322. Отправлен: 16, Июль, 2010, 9:28.
    Радуйтесь, ликуйте!

    но всегда есть одно маленькое но. Рахимов всегда останется в наших сердцах, простого народа, человеком, который делал все, чтобы народ жил нормально в 90-тые годы.

    Тогда я был маленьким и очень любил программу Вести на РТР. Каждый день показывали то шахтеров, то учитилей, то врачей кто бастовал. У нас в республике было спокойно, з/п и пенсии платили вовремя.

    Что за бред??? Я тоже прекрасно помню 90-е годы, когда папа вместо зарплаты приносил домой ящик яблок или коробку турбаслинских куриц. Никакими деньгами и зарплатами там не пахло, все держалось на бартере, выживал кто как может. Если бы не родственники в деревне, то не знаю, что бы с нами было. Даже квартплата погашалась удержанием и перечислением из зарплаты.

  • Татар кызы

    Татар
    Комментарий: 2318. Отправлен: 16, Июль, 2010, 3:59.
    Да, я понимаю вашу грусть, Рахимов нанес невосполнимый ущерб татарам Уфы и все не башкирам. мы могли бы быть сейчас не хуже татарстанцев.

    Но давайте помнить, что молодое поколение уже не будет находиться под башкирским игом. За них надо радоваться. У нас еще много работы, надо жить для будущего татарской нации. ТЕПЕРЬ ВСЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАС! Потому грусть не уместна.

    молодое поколение… я сейчас живу в Казани, уехала из Уфы несколько лет назад, сколько здесь талантливой молодежи — журналистов, активистов, креативно мыслящей — 90% из них это выходцы из Башкортостана, которые вряд ли уже когда-то вернутся туда обратно… увы и ах…

  • Татар кызы

    У меня сегодня был очень счастливый день, Рахимов ушел не в отставку, а в отстойник, где ему и место!!

  • Рами

    Сколько талантливых татар,русских и людей других национальностей….
    Учись грамоте,заслуженный работник.

  • Гражданин

    Сограждане! Я тоже радуюсь событию вместе с вами и одновременно грущу вместе с автором. Только для грусти после прочтения комментариев добавился еще один повод, особенно после комментария ВИКа — МЫ русские и татары ненавидим башкир. Что за фигня? Неужели трудно понять, что ушедший и его остающееся при власти(надеюсь пока) окружение(а также их соратники) ЭТО ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ башкирского народа? Теперь что предлагается русским объединиться с татарами и «сорвать радость» на всех башкирах? Опять татары поминают проблемы татар, русские-свои. У нас 20 лет была ОБЩАЯ беда — национализм и клановость, кстати, и у башкир тоже. У тех простых башкир, кто во власть не ходил, думаете жизнь слаще была?
    ВИК, я-русский, мой сосед, который мне однажды жизнь спас-башкир, а сосед сверху — немец и полно друзей -татар. Понимаете мою мысль?

  • Гражданин

    ТАТАР КЫЗЫ, уважаемая! Вот Вы изволили выразить мысль, что «могли бы жить не хуже татарстанцев». Я вот всю жизнь в Башкирии прожил, в Татарии много раз бывал и думаю, что могу с ответственностью сказать, что мы не хуже живем. Со многими местными говорил-они нам завидуют. Шамиева тоже не все хвалили. Предлагаю подумать по следующему поводу. Либо МЫ ВСЕ сообща, НАШУ республику обустраиваем. Либо можно всем разбежаться кто куда хочет. Только перестать завидовать нужно, что где-то лучше. Там хорошо, где нас нет (пословица).

  • Татар кызы

    ГРАЖДАНИН, читайте внимательнее, это не я написала, а ТАТАР. И не Татария, а Татарстан!

  • Гражданин

    Уважаемая КЫЗЫ. Прошу прощения за свою невнимательность. Однако в Вашем комментарии есть интересная мысль — не «Башкортостан», а «Башкирия» или «Уфимская губерния». На это Вы, судя по всему, внимания не обращаете. А «Татарстан» не сметь трогать! Так по-вашему? А что так?

  • Татар кызы

    Уважаемый, ГРАЖДАНИН!

    Вот все, что я написала, комментируя данную статью, где Вы здесь углядели слова «Башкирия» или «Уфимская губерния»??

    Татар кызы
    Комментарий: 2354. Отправлен: 17, Июль, 2010, 0:45.

    Что за бред??? Я тоже прекрасно помню 90-е годы, когда папа вместо зарплаты приносил домой ящик яблок или коробку турбаслинских куриц. Никакими деньгами и зарплатами там не пахло, все держалось на бартере, выживал кто как может. Если бы не родственники в деревне, то не знаю, что бы с нами было. Даже квартплата погашалась удержанием и перечислением из зарплаты.

    Татар кызы
    Комментарий: 2355. Отправлен: 17, Июль, 2010, 0:49.

    молодое поколение… я сейчас живу в Казани, уехала из Уфы несколько лет назад, сколько здесь талантливой молодежи — журналистов, активистов, креативно мыслящей — 90% из них это выходцы из БАШКОРТОСТАНА, которые вряд ли уже когда-то вернутся туда обратно… увы и ах…

    Татар кызы
    Комментарий: 2356. Отправлен: 17, Июль, 2010, 0:51.
    У меня сегодня был очень счастливый день, Рахимов ушел не в отставку, а в отстойник, где ему и место!!

    Вас читать вообще умеете??? ^^

  • Гражданин

    Уважаемая КЫЗЫ,
    Как видите, я слегка умею писать (даже с запятыми))))Читаю со словарем))))
    Я имел ввиду не конкретно Ваши высказывания, а то, что на сайте вообще часто употребляются слова Башкирия и Уфимская губерния и никто, включая Вас, авторов не поправляет. А Вы одна среагировали на слово «Татария». Ну да ладно…
    Меня лично волнует другое. Смею надеяться, что Вы поможете мне кое в чем разобраться.
    Дело в том, что я — русский. В этой связи несколько наивных вопросов.
    1. В разговорном русском (язык межнационального общения), на котором мы здесь изъясняемся, более употребительными являются БАШКИРИЯ, ТАТАРИЯ, ЯКУТИЯ и т.д. Так зачем мне обязательно переходить на русский официальный, что Вы мне настоятельно советуйте, меня поправляя?
    2. А вообще, как Вы думаете, что будет если и в официальном порядке вернуться к старым названиям регионов? Дело в том, что в наших братских республиках живут очень много национальностей, а названия звучат по тюркски, явно определяя титульную нацию даже по звучанию. Предвидя определенный вопрос, замечу, что русский язык является языком межнационального общения и, значит, в принципе, все будут довольны.
    Буду рад Вашим возможным комментариям.

  • Татар кызы

    Татаряи, Башкирия — это как раз таки русские и придумали, чтобы принизить наше достоинство, так наши Республики называли в советское время. Однако, почему-то никто не говорит Узбекия, Таджикия… Согласитесь, звучит нелепо.

  • Татар кызы

    «А вообще, как Вы думаете, что будет если и в официальном порядке вернуться к старым названиям регионов?»

    Давайте, я не против вернуться к старым названиям регионов и называть эти земли Казанским ханством!))

  • Гражданин

    Давайте, я не против вернуться к старым названиям регионов и называть эти земли Казанским ханством!))

    ПЯТЬ БАЛЛОВ!!!!)))))

  • Гражданин

    Уважаемая КЫЗЫ,
    Никак не могу понять, где в упомянутых русских словах принижение достоинства?
    Про «Узбекию» -согласен, что звучит нелепо. Просто «Узбекия» и «Таджикия»)))) гораздо позже присоединились к «семье народов», уже, вероятно, имея определеные названия. Вообще, то, что вы отметили интересно. Пороюсь в справочниках.
    Поставлю вопрос еще уже-почему в национальных республиках руководителями должны быть представители «титульных» наций. В Татарстане — татарин, в Башкортостане-башкир. Из названий понятно почему. А что делать 100- процентному татарину, всю жизнь прожившему в Башкортостане? А башкиру в Татарстане тоже не светит стать президентом? Ну и наконец-куда деваться русским?

  • Татар кызы

    Статья 91 Конституции Республики Татарстан

    1. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан (коими являются татарский и русский).

    Президентом РТ может стать человек любой национальности, обязательное условие — знание татарского языка.

  • совет

    1,5 миллиарда китайцев ржут

  • Гражданин

    Уважаемая КЫЗЫ,
    «Президентом РТ может стать человек любой национальности, обязательное условие — знание татарского языка.»
    Я, ведь, это знаю. Я не знаю другого. ПОЧЕМУ чтоб стать руководителем РОССИЙСКОГО региона ГРАЖДАНИН РФ ОБЯЗАН учить ЯЗЫК «ТИТУЛЬНОЙ» НАЦИИ?
    По этой логике выходит -правы башнационалисты -татары в Казань, русские в Рязань?

  • Евгений

    Ребята хватит ругаться меж собой, я живу в Челябинске регулярно бываю в Башкирии Швейцария отдыхает !!!!!! хватит думать о национальной принадлежности ! нужно работать!!! во благо нашей страны, а башкир ты, татарин или русский не всё ли равно есть у нас задачи по важнее!!!

  • Гражданин

    Евгений,
    Мы не ругаемся. Просто мнениями объмениваемся.
    Согласен про задачи по важнее и т.д. Но не все у нас так просто, как ты думаешь. У Вас в Челябинске кто относится к «титульной нации»? Правильно — никто. Дополнительного гояъязыка нет. Да и регион нейтрально называется.
    Поэтому, Евгений, в Челябинске про эти вещи никто и не вспоминает. Поэтому у вас нефти нет, а живете вы не хуже нас. А нам вот поразбираться надо «чья обезъяна первой с дерева на эту землю слезла» и на каком языке она разговаривала. А без этого никуда.)))

  • Гражданин

    Евгений,
    вот видишь, что девушка пишет:
    «Президентом РТ может стать человек любой национальности, обязательное условие — знание татарского языка». Помнишь замечательный фильм Данэлия «Кин-Дза-Дза»? Так вот у нас есть «Поцаки» и «Тщетлане». «Поцаки» «Тщетланам» должны «Ку» делать. Только и всего. То есть все практически равны, но кто-то равнее.)))))

  • Это Я.

    Если о национализме,который кроме проявления ненависти к другой нации пишут-значит это кому то надо.Господина яушева я знаю со времен модных 90-х,когда Ельцин раздавал суверенитеты,тогда блистали Айдар Халим,Ф.Валиахметов,Яушев-резкими высказываниями в адрес местных властей и голодовкой А.Халима,который голодовку обьявил(но ночью его кормили,друзья татары рассказывали).Так вот,г-н Яушев всегда затрагивает эту тему-власть Башкортостана,татары в РБ,национальная тематика…но почему то никогда со страниц своего журнала не осуждает комментарии и выступления резко национального и шовинистического характера!Когда представитель одной нации пытается принизить дотстоинства другой нации,народа.Это есть безграмотность г-н Яушев,и вы тем самым мало чем отличаетесь от тех же «Башнацистов»-как их здесь называют.Люди у каждого народа разные,я уверен,среди ваших друзей есть башкиры,а всех под одну гребенку,это неправильно наверное.

  • наиль уфимский

    нет здоровых рассуждений,все тут больны….башкир и татар стравливают,опомнитесь и поймите,попытайтесь пересчитать и назвать тех кому это выгодно? не пляшите и не злорадствуйте по поводу отставки рахимова,всем до него дорасти надо из вас кто пишет, я не защищаю его, но и заслуги его перебирая про себя нахожу больше недостатков,нашу родную башкирию с её активами производственными превратили в дойный инструмент,где ни башкирам ни татарам,и никаким другим из более чем ста национальностей ничего не отколётся,чего ж вы подстрекателям верите нанятым?? они только и желают как гражданской войны в управляемом варианте,а отсоединение и всякая чушь выдумана вместо красной тряпки….не смотрите на тряпку, подумайте кто этот тореадор, который ею машет.Сохраняйте спокойствие и будьте рассудительны.

Отправить комментарий