Любить по-башкирски

Прошедший в середине июня III Всемирный курултай башкир четко обозначил отношение к смешанным бракам: для башкир, оказывается, они крайне опасны!

Вспоминается один анекдот советского периода. Армянскому радио задают вопрос: как будут делать детей при коммунизме? «С помощью электричества и пара», отвечает радио. А это как? – не унимается озабоченный. «Пара заходит в комнату, выключает электричество – а остальное как при социализме», отвечает радио.

Казалось бы человечество давно разобралось с вопросами создания семьи, в том числе и влюбленными разных национальностей. Однако, башкирские идеологи и в этом вопросе углядели опасности для башкир. Опасности, как и следовало ожидать, проистекают, оказывается, от татар.

«Смешанные браки стали основным бедствием башкир. В нации башкир соединены самые сильные и прекрасные качества многих народов, племен. Только мы сами недооцениваем этого феномена и вместо использования межродового брачного потенциала своей нации, отдаем предпочтение смешанным бракам. Смешанные браки не в нашу пользу, потому что в таких семьях, особенно в городских условиях, позиция башкира очень слаба», — говорится в Обращении к башкирскому народу.

Многие выступающие так же акцентировали внимание сидящих в зале делегатов курултая на этот аспект создания семьи. Анализу этого феномена башкирского курултая посвящена аналитическая статья в «Независимой Уральской газете». Полагаю, она будет интересна и посетителям данного сайта.

Карим Яушев

*****************************************************************************

Любовь под контролем

История знала прецеденты, когда власть пыталась регулировать вопросы сохранения чистоты управляемого ею народа по расовому признаку. В гитлеровской Германии был даже изобретен термин «расовая гигиена», согласно которому строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты германцев. Для лучших из лучших арийцев, эсэсовцев – союза немцев нордического типа, отобранных по особым критериям, рейсфюрер СС Генрих Гимлер издал даже 31 декабря 1931 года специальный приказ о помолвке и женитьбе, согласно которого эсэсовец не имел права жениться без разрешения своего начальства. Невеста должна была представить доказательства своего арийского происхождения. Помимо этого, девушка должна была пройти несколько медицинских осмотров и физических испытаний, выявляющих ее способность обеспечить потомство, достойное «расы господ».

Нехорошая ассимиляция

В Советском Союзе все межнациональное вроде бы поощрялось. Как не крути, а советский народ был интернационалистом. Кроме того, бытует мнение, что межнациональные браки русских с нерусскими народами Советского Союза одобрялись КПСС, будучи частью ее русификаторской политики. Поэтому до начала перестройки для нашей страны был характерен высокий уровень национальной терпимости. Согласно опросу 1989 года почти половина населения СССР положительно относились к межнациональным бракам, 55 процентов имели родственников другой национальности. Каждый пятый брак в стране был смешанным. Наверное, самый знаменитый брак – это долгий союз первой и последней президентской четы Горбачевых. Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны.

Однако годы перестройки, появление движений националистического толка, борьба за национальные суверенитеты раскачали ситуацию. Наряду с положительными последствиями – роста национального самосознания, появились и сомнительные последствия этого. В некоторых национальных субъектах были введены в обиход такие понятия как «республикообразующий народ» и «титульная нация». Тогда же стала проводиться идеологическая обработка «избранных». Негоже родниться с другими. Такие установки появились не от хорошей жизни, а от плачевной, в данном случае для башкир ситуации. Так, профессор политологии университета Вилланова (США) Хафиз Малик, кстати частый гость Башкирии в начале 90-х годов прошлого века, писал, что местные власти не одобряют ее и особенно браки между башкирами и татарами. Если русские в браках не «растворяли» башкир, то последние в случае с татарами медленно ассимилируются родственным им по культуре и религии народом.

Известно, что Башкирия является республикой с высокой долей межэтнических браков, особенно велика их доля в городах. Поэтому, факт сравнительно большой распространенности этнически смешанных семей в условиях Башкирии может заметно повлиять на численность этнических групп в сторону их уменьшения или, наоборот, увеличения. И это не радует некоторых башкирских ученых. Марат Кульшарипов в монографии под названием «Трагическая демография» писал несколько лет назад, что татары «…всегда устойчиво держатся за свой язык и культуру. Скажем башкирка, выйдя замуж за татарина, на другой же день начинает приспосабливать свой язык под татарский, в то время как татарка, выйдя замуж за башкира, даже живя в башкирской среде, не забывает своего родного языка. Это явление чрезвычайно распространено в Башкортостане. В этой связи смешанные браки, как правило, никак не способствуют увеличению численности башкир и фактически превращаются тоже в инструмент ассимиляции башкирского населения. Вообще смешанные браки, которые активно пропагандировались нашими обществоведами в недалеком прошлом, чрезвычайно опасны для этнического существования малочисленных народов».

Рецепты противостояния

Прошло несколько лет, а воз и ныне там. Иначе бы не появились следующие строки в обращении делегатов III Всемирного Курултая башкир в «Обращении к башкирскому народу». «Пусть в любой семье, где хотя бы один из родителей чувствует себя башкиром, дети воспитываются в традициях башкирского народа, с уважением к его языку, истории и со стремлением внести свой весомый и благородный вклад в судьбу башкирского народа. Каждый башкир должен воспитать и ощутить в себе силу культуры своего народа. Каждый башкир должен уметь передавать эти традиции новым поколениям».

Значит, до сих пор детей в подобных браках воспитывают без уважения и должного стремления? И не каждый башкир передает традиции? Почему он их не передает – другой вопрос. Но зачем собственно это надо? Известно, что этнический состав семьи играет особенно важную роль в формировании не только этнических ориентаций, но и этнической идентичности ее членов, а, в конечном счете, влияет на весь ход этнических процессов. То есть смешанные браки влияют на количество отдельных, как правильно заметил господин Кульшарипов «малочисленных» народов. Возникает вполне обоснованное подозрение, что борьба за воспитание в подобных семьях детей в традициях титульной нации превратится в очередную кампанейщину. Да и как бы другим народам не досталось. Ведь так заведено, чтобы показать исключительность одного, нужно показать бездарность другого. А там, глядишь, мы вообще придем к тому, что смешанные браки объявят явлением вредным и асоциальным.

Тем не менее, в нашем обществе не все столь категорично относятся к смешанным бракам.

— Сказанные на Курултае суждения про смешанные браки мне неприятны, как человеку, — говорит Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы РФ Павел Крашенинников, — у меня огромное количество друзей, которые родились от смешанных браков это не обязательно башкиры или татары или русские, разные есть люди. Это замечательные люди. Считаю подобные заявления оскорбительными и некрасивыми, их нельзя оставлять без внимания и стоит делать по ним серьезные выводы.

— Мусульманину можно жениться на немусульманке, если она иудейка или христианка. Но мусульманке канонически не разрешается выходить замуж за иудея или христианина. Потому что женщина в исламе должна во всем слушаться мужа. Но у нас в республике около 30 процентов смешанных браков: время ставит все на свои места. Здесь важен вопрос веры: если любящие друг друга люди верят в единство бога, на этой основе семью они создать могут. И это самая крепкая основа семьи. А еще уважение друг к другу, потом уважение традиций. Дети будут вправе, став совершеннолетними, сами выбрать веру, — считает Верховный муфтий России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин.

Добавим, что дети вправе выбирать не только веру, но и национальность тоже. Аксиома в том, что в любви главное не национальность. Важнее любить свою семью, и для близких людей куда более важнее другие ценности, чем национальный вопрос.

Антон Лукьянов, Независимая Уральская газета

21 комментарий Любить по-башкирски

  • аптрак

    результат смешанного брака-это яуш,наймит сша и шведа,делайте выводы.

  • алйот

    татарочку хочу,она мне за ясак ответит.

  • русский татарин

    Запрет на межэтнические браки среди башкир — это как раз и главное.
    Это всегда ведет к вырождению нации. Если кто помнит шестидесятые и семидесятые, когда башкирята в основном в аулах в собственном соку варились, это и происходило. Какие страшные апайки и малайки из аулов приезжали: маленькие, кривоногие и низкозадые. Они там со всеми своими родственниками пере***ись. На всю деревню три- четыре фамилии. Даже чукчи и другие маленькие народы стараются стараются себе новую кровь влить, иначе вырождение и ***ство.
    Башкирята — флаг вам в руки!

  • Алмаз Усал

    да нет у башей демографической проблемы.то есть есть , только совсем другого плана чем у других народов…посмотрите данные переписи-2002..прирост 50%..походу там все заняты только тем, что трах..я ,все от младенцев до глубоких старух..и не умирает никто вот уже лет 10..фантастика!!!!…их наоборот кастрировать надо или точнее стерилизовать..Не гуманно?..да наверное перебор..ну хотя бы продажу «Виагры» запретить и ***ы уже в садиках раздавать..
    ..а то им уже жрать нечего.. говорят , города штурмом брать собрались ..
    ..ну это понятно..так плодится так..

  • Оба-на

    Современный смешанный брак, или кольцо безответсвенности
    Айдар Халим

    Нет, между современными татарами и современными русскими не может быть той любви, о которой идет речь в баите. И в их браках истинной любви, увы, нет. Эти браки аморальны, не патриотичны. Язык? Если бы дело было лишь в нем одном! «В борьбе двух языков побеждает тот, что сильнее,» — так говорил Сталин и, надо сказать, далеко при этом заглядывал, понимая, что в условиях тоталитарного режима способен выиграть лишь язык, обладающий статусом государственного. У нас, как известно, все многообразие союзных, автономных республик, прочих национально-государственных образований пребывало под пятой подновленной Российской империи — СССР.

    Скажите, много ли вы можете назвать крупных татарских писателей, появившихся на свет в результате межнациональных браков? Ни одного. Так же, как не дали такие семьи ни композиторов, ни поэтов, ни общественных, ни политических, ни тем более религиозных деятелей. Если в этих браках царит Любовь, то где же они, плоды ее?

    «Наши мужчины — не те», — иной раз сетуют женщины — татарки. Послушав их, можно подумать, что те — русские, за которыми они замужем, до того уж хороши — ну, просто с утра до вечера не встают с молитвенного коврика, молясь о долгой жизни для татар. Отбросив сарказм, замечу что все-таки есть, наверное, такие и среди русских. Хочется в это верить, но должен сказать, что в моей жизни они мне почему-то не встречались. Зато перед глазами часто предстают когда-то увиденный образ старушки-татарки, которую русская невестка выгнала из дома. «Это же дитяти моего сына… Даже и русская — пусть! Хорошая она, хорошая…» Окажись в доме такой семьи — не звучат там ни родная речь, ни песни. Духовное ***ство детей таких супругов запланировано. Сколько жизней искалечено за семьдесят лет, сколько распалось семей, сколько было детских болезней? О, Аллах!..

    http://tatarica.yuldash.com/culture/article8/print/

  • Бывший татарин

    Русскому татарину, Алмазу усал…

    Ну конечно дорогие мои, у вас как вижу шизофрения и дебилизм последней стадии, со свои Яушевым уже совсем свихнулись, уже в ПНД койку-место заказали. Знаете почему у вас с демографией хреново, потому что у татарок поперек.

  • Алмаз Усал

    Бывший.. а ты дырявый от куда знаешь? тебе не то что татарка,а твоя обосранная и кривоногая башкирка не даст..

  • Бывший татарин

    Алмазу усал…

    Ты очень удивлен, что я узнал о том, что ты дырявый? О том, что ты *** сразу заметно по твоим комментариям, не удивляйся ***ок.

  • Алмаз Усал

    Бывший ..а ты остряк!..петросян прям..ушлепок ускоглазый..тупи дальше..мне начхать что ты там воняешь..западло с тобой говорить..пшел к параше..

  • Татар егете

    Бывший: «…потому что у татарок …»

    Ты это, недоносок, своей матери скажи.

  • Бывший татарин

    Я хотел сказать у татарок поперек горла уже ваши националистические выходки, а вы о чем подумали?

  • Бывший татарин

    Алмазу усал…

    Ну ладно, не огорчяйся, никому я не скажу что ты дырявый. (был бы не дырявый, попытался бы оправдаться, а он согласен)

  • Заур

    Полностью согласен с Айдаром Халимом. Я родился и вырос в Туркмении, побывал во всех республиках Ср. Азии и Казахстане, Закавказье. Обратил внимание на смешанные браки. Сделал сравнение смеш. браков тех народов, где жены русские, и народов волго-уральского региона. В 1-х перечисленных в семьях как правило национальнй язык присутствует в полной мере. Жены постепенно осваевают язык , обычаи. и блюдят их. Особенно это заметно в Закавказье. Даже чисто русские знают грузинский, армянский, азербайджанский. У меня друг по армии по русски говорил с грузинским акцентом. А что мы видим во 2-й группе смешанных браков? Национальные языки не используются. Мужики боятся или стесняются своих благоверных, а о детях от таких браков и говорить нечего. На грудях кресты. Иногда и по два. Не стал выделять башкир, татар и др народов тк. почти всё одинаково. Наши народы являются биологическим материалом для увеличения популяции русского народа. Переняли самые что ни есть худшие черты-мат, пьянство, не почитание старщих и родителей, и многое другое. Мужья этих семей камыр, слэгэй авызлар. Мой покойный дядя говорил. Яхшесы мы, яманы мы узен,некэ булсын.

  • Бывший татарин

    Полностью согласен с Зауром.

  • Заур

    Вернулся на эту страницу, перечитал что есть. В душе замутило от высказывания всех. Возмущяет отношение оппонентов друг к другу. У меня вызывает чувство омерзения. Не буду в данном случае становится больше или меньше на чью либо сторону. Что больше всего. Кждый старается как можно смачнее и грязнее обозвать оппонента, обложить словесно по-жиже, зловонюшнее, задеть по больной струне(национальной). Показать как тому кажется нехороший физический национальный облик того или иного народа и преукрасить облик своей национальности. Имейте совесть .Это никого не красит. Сайт Яушева ни причем. Хочеш заходи или не заходи. Причем все участники раздрая. Больше никак не назовеш. Можно же высказать свою позицию, ссылаясь на какие-то материалы и факты и аргументировать. Не согласен-так приводи контр аргументы, контр факты.
    Моё отношение к смешанному браку неодобрительное. Ничего против людей от смешанных браков не имею. Они могут быть хорошими коллегами, соседями, интересными собеседниками, но никогда не будут продолжателями традиций, обычай, языка предков по отцовской(нерусской) линии. На нём и его детях прерывается продолжении нации. А мулл Талгат Таджуддин сказал только о выборе веры, но ни слова о языке в смешанном браке.

  • Заур

    Пример армейской жизни. Подходил дембель. Призывался из Туркмении.Составв большинстве коренной нац. Некоторые имели знакомства с серьёзными намерениями и повезли к себе невест. Тукмены по своему менталитету, пониманию межсупружеских отношений и своего места в семье никогда не прогибались под жён, а русские жёны не готовы к такому отношению к родителям,многочисленной родне, языку, обычаям. Становились в позу с протестом, попыткой всё искоренить все ей чуждое. Большинство семей стали быстро расподаться. Билет, суточные на дорогу, чемодан- вокзал- Родина. Но некоторые всё же смирились не без душевных мучений остались.

  • РОССИЯНИН

    ВАС слушаешь и диву даешься как же вы любите рассуждать на национальную тему. Я думаю это происходит из за того что что наша родина Башкортостан. Была бы какая нибудь уральская республика и проблемы бы отпали само собой. Межэтнические и межрелигиозные напряжения возникают в основном там где названия территории несет этническую составляющую и тем сильнее, чем менее благополучно развита экономика и социальная сфера (сытые и довольные работой граждане больше думают об семейном и материальном благополучии чем о том как раскулачить соседа по первому призыву жаждущих экономического влияния и доступа к ресурсам более развитых стран) примеры легко каждый найдет на карте мира (ирак кладезь нефти которая необходима сша) у нас кстати тоже есть нефть(правда очень низкого качества), но мы в отличии от них на ишаках по проспекту октября не ездим))). Башкирия и Татарстан не взорвались только потому что экономически мы более или менее развиты. Поэтому прежде чем думать про «Башкирия для башкир» подумайте что получите от этого Вы около 30% от нынешнего количества жителей и то не вариант что данные реальны. Я думаю дальнейшие доводы приводить бессмысленно.

  • Гражданин

    Нельзя просто так вычеркнуть человека,или семью, только за то-что она интернациональная. Каждая семья — это индивидуальность, она неповторима. Мы живем в Евразии — здесь испокон веков сходились две совершенно разные, и в то же время, очень похожие азиатская и европейская культуры. Поэтому мы все. и наша жизнь и культура, так отличаемся от др. н-р американцев. И если уж быть до конца честными, то любой из Вас покопавшись в своей родословной найдет интересные и спорные моменты своей родословной — это же не подтведишь наверняка. А Ваши размышления всего-навсего — самый обычный всем знакомый «фашизм». Да, цивилизованные люди это так называют. И вообщето за это судят. Вы ведь, по сути, даете инструкцию к действию молодым нацикам. С этого началась резня на Кавказе. Ведь слова материальны. Вы не думаете, что можете натворить своими лозунгами в неокрепших молодых умах. Сидели бы уже в своем ауле и думали,прежде чем что-то говорить , тем более на всю страну. Если ,конечно есть чем думать еще…

  • НЕМО

    Мне все народы нравятся и трижды будет проклят тот кто вздумает кто попытается чернить любой другой народ.

  • Человек в отличии от козла яушева

    Мать этого самого кабана яушева надо расстрелять, за то что она такого гнилого кабанчика родила!

  • Башкорт кызы

    Малайзар етэр эрзэшергэ

Отправить комментарий