«Символ важного психологического значения»
Бывший президент республики Минтимер Шаймиев против того, чтобы глава региона сменил название. Не совсем понятно, как объяснить населению суть и цель предлагаемых изменений, говорят политологи
Президент Татарстана, скорее всего, президентом и останется, местный парламент не согласится на переименование должности, даже если подобная инициатива и будет вынесена на его рассмотрение. Таково мнение Минтимера Шаймиева, авторитетнейшего в республике человека, возглавлявшего ее бессменно почти двадцать лет.
Президентом Шаймиев стал еще при Михаиле Горбачеве, поощрявшем парад республиканских суверенитетов в РСФСР. Именно Шаймиев инициировал референдум, по итогам которого Татарстан провозгласил себя суверенным государством.
Шаймиев считает, что депутаты республиканского парламента, скорее всего, не станут менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица. «Если какие-то республики проявляют инициативу об изменении названия высшего должностного лица своих территорий, то по Конституции РФ и их конституциям, – это их исключительное право, – сказал Шаймиев «Интерфаксу» в пятницу.
– В парламент Татарстана, как мне известно, от лиц — юридических или физических, обладающих правом законодательной инициативы, таких предложений не поступало», — заявил он.
По словам Шаймиева, «если и появятся подобные предложения, то Госсовет Татарстана, скорее всего, не пойдет на изменение основного закона республики». «Тем более, как это можно будет объяснить населению, когда не прошло и полугода, как наш новый президент Рустам Минниханов (вступил в должность в марте текущего года — ИФ) принародно принес клятву верности Конституции, положив на нее руку», – отметил Шаймиев.
Татарстан не пойдет на упразднение должности президента республики, уверен бывший госсоветник Татарстана, ныне директор Института истории Академии наук республики Рафаэль Хакимов. «Я уверен, что должность президента в Татарстане упразднена не будет.
Есть Конституция Татарстана, где все четко и однозначно прописано: должность президента республики, его полномочия. Президентская должность касается статуса республики», — подчеркнул Хакимов. Он также сослался на Конституцию РФ, в соответствии с которой статус субъектов определяется самим субъектом РФ и является его (субъекта) прерогативой.
«Эта статья Конституции очень жесткая и не может быть изменена ни принятием федерального закона, ни голосованием, ни референдумом, ни парламентом, ни Федеральным собранием. Речь идет о статье 11 главе 1 Основного закона страны, и она может быть изменена только в рамках Конституционного собрания», — подчеркнул Хакимов.
По его словам, по Конституции Татарстана статус республики и ее президента может быть изменен только с помощью референдума. «Встанет вопрос по упразднению статуса президента республики, то надо будет в рамках нашей Конституции проводить референдум — вот такая юридическая подоплека всей этой ситуации», — пояснил Хакимов.
По его мнению, вся эта ситуация с переименованием должностей президентов в национальных республиках «чрезмерно политизирована и надумана», поскольку с упразднением президентов не меняются полномочия глав субъектов.
«Не очень понятны аргументы, которыми мотивируется необходимость такого рода решения, и все это напоминает пиаровский ход с целью отвлечь внимание общественности от бесконечных пожаров. И, видимо, в преддверии нового политического сезона нашли новую тему», – полагает Хакимов.
Складывается такое впечатление, что вся политика «федерального центра сегодня сводится к каким-то хитросплетениям, а не решению жизненно важных проблем», отметил он. «Непонятно, зачем все это федеральным властям.
Татарстан — нормально работающий субъект, взаимоотношения Москвы и Казани прозрачны, ситуация спокойная в социальном и экономическом плане. Сейчас же надо будет народу республики объяснять, почему Татарстан понижает свой статус, упраздняя должность президента. Сразу же возникнут у общественности вопросы о полномочиях – почему их отобрал федеральный центр и насколько это было конституционным», – отметил Хакимов.
Напомним, президент Чеченской республики Рамзан Кадыров заявил 12 августа, что хочет перестать называться президентом Чечни, поскольку убежден, что в России только один государственный деятель имеет право так называться. По его мнению, в стране следует прекратить «парад региональных президентов».
Источник в Кремле тогда не исключил, что с инициативы Кадырова может начаться процесс унификации названий глав регионов. В самом деле, эта инициатива чеченского лидера вызвала оживленную дискуссию. Его поддержали руководители ряда кавказских республик и глава Башкирии Хамитов.
Скептическое отношение Шаймиева к возможности отмены президентства в республике не является проявлением сепаратизма, а отражает настроение татарстанской элиты, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Полагаю, что Шаймиев, как старейшина в политике Татарстана, да и к тому же в течение долгого времени занимавший пост первого президента республики, демонстрирует в целом негативное отношение республиканской элиты к возможности отмены института президентства в данном субъекте Российской Федерации», — заявил Макаркин в пятницу «Интерфаксу».
По мнению политолога, позиция Шаймиева нацелена не на поощрение сепаратистских настроений, а на сохранение названия должности «президент» как символа, имеющего для Татарстана важное психологическое значение.
«Речь идет о символе, но не о каком-то сепаратизме. Сепаратистские тенденции там проявлялись в 90-е годы, но сейчас уже речь идет о символе государственности Татарстана в составе России.
И если для большинства республик вопрос о названии должности главы региона не важен, то для Татарстана это важно, поскольку у республики, как считается, особые отношения с федеральным центром», — считает Макаркин.
Ничего удивительного в том, что Татарстан претендует на особые отношения с федеральным центром.
Во-первых, Татарстан является правопреемником Казанского ханства. Другие народы России, кроме русских, не имели свою государственность.
Во-вторых, Татарстан, единственная республика, имеющая двусторонний договор с федеральным центром.
В-третьих, Татарстаном долгие годы правил не Муртаза Рахимов, постоянно борющийся с Кремлем, а мудрый Шаймиев, наладивший деловые отношения с Москвой.
Воистину, достойнейший человек. Долгих ему лет жизни.
Мы уже привыкаем к тому что у нас время от времени меняются по нескольку раз названия городов,улиц , изменялась и изменяется до сих пор наша историческое прошлое.
А сказанное бывшим президентом Татарстана Шаймиевым М.Т. вызывает уважение и солидарность с ним.
Шаймиев КРАСАВА
слава типтярам-защитникам тартар.
символ нужен рабам-радоваться.а вольному-воля.
нам кроме земли вотчинной ничего не надо называйтесь как хотите-землю верните.
Прошу прощения я с сайтом садоводов попутал.
Земли вотчины захотели в тундре их навало. Мать тундра вас завет в оленеводы.Ато вы обяно от чучи мало уже отличимы. Ч не так
Да в общем так, согласен.
Москва — руки прочь от поста президента Татарстана!
Речь пойдет о стремлении Москвы упразднить институт президентства национальных республик России. Началось очередное традиционное наступление федеральных властей России на основополагающие конституционные права татарского и других нерусских народов Российской Федерации.
Первым с инициативой о переименовании своей должности выступил президент Чечни Рамзан Кадыров. По словам Кадырова, он готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия «президент». Кадыров уверен, что в субъектах первые лица должны именоваться главами республик, губернаторами и так далее.
В Кремле в целом поддерживают инициативу унификации названия, но считают, что процесс переименования должен быть «добровольным», но мы убеждены, что эта инициатива зародилась именно в Кремле. Это четко продуманная тактика Москвы, хорошо разработанная стратегия развития национальной политики и строгий контроль над регионами. Тем самым, полностью игнорируются существование национальных республик и их приоритетные права на проведение национальной политики в собственных республиках.
На сегодняшний день на Северном Кавказе родственные связи и традиции предков во сто крат сильнее любых достижений цивилизации. Речь идет о тейпах (родовых кланах, фамилиях или вирдах). Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Тейповая группа, как и семейная, выступает как целостное образование, каждый ее член стремится поддерживать ее авторитет, осуждение человека за отход от родовых и религиозных предписаний переживается и осуждается всеми ее членами. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни. Наиболее многочисленными тейпами являются Беной, Акинцы, Чинхо, Гендергеной, Аллерой, Эрсеной, Дишни…
Напоминаем Кадыровы – из тейпа Беной. Рамзан Кадыров на сегодняшний день находится не в лучшем положении. Его окружение защищают федеральные войска, ГРУ, ФСБ и МВД. Если по какой-то причине Кремль его отправит в отставку то родные из тейпов Джохара Дудаева, Зелимхана Яндарбиева, Аслана Масхадова, Абдул-Халима Садулаева, Шамила Басаева, Доку Умарова и также другие борцы из движения за независимость (в России политики, их считают бандитами, а для их тейпов они уважаемые люди) могут совершить кровную месть. Чего опасается Кадыров. При неисполнении Кадыровым приказов московского Кремля, для него остается единственный путь, укрыться за рубежом вместе со своими родными. Мы считаем, вот почему он, как слабое звено был выбран инициатором упразднения постов президентов национальных республик.
И все как в лучшие советские времена: «по просьбе трудящихся». Кто поддержит Кадырова? Инициативу Кадырова дружно поддержали руководители и других республик Северного Кавказа — они договорились подготовить совместное обращение в Государственную думу с предложением переименовать должности глав регионов.
Дальше по цепной реакции президент Бурятии также «не хочет» называться «президентом». Как сообщает пресс-служба республиканского правительства глава республики Бурятии: Вячеслав Наговицын направил в парламент просьбу о переименовании его должности, так как, по его мнению, президент в стране должен быть один. Всё идет по плану, сначала взялись за республики Северного Кавказа, а в дальнейшем перейдут и на крупные республики Поволжья.
В России из 83 субъектов Федерации 21 республика. Помимо Чечни и Бурятии, президентские посты есть в республиках Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Туву и Хакасию возглавляют председатели правительства. В Карелии, Республике Алтай, Мордовии, Коми и Калмыкии высшее должностное лицо региона называется «глава республики».
Однако государственный советник республики Татарстан Минтимер Шаймиев заявил свое отношение к этому вопросу, заявив, что президент Чеченской Республики Ичкерия нам не пример и пост президента Татарстану необходим. Да, действительно, практика прошедших лет убедительно показала, что пост президента – главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека – совершенно необходим Татарстану. Мы не можем представить себе Республику Татарстан без своего президента, поэтому приложим все силы для сохранения поста президента.
По нашему мнению, президент Татарстана и главы других национальных республик не могут быть назначаемыми из федерального центра. Ведь каждая нация имеет право на самоопределение. Мы призываем власть к соблюдению принципов демократии и к исполнению основ Конституции. С введением процедуры назначения глав регионов в России — Кремль больше и больше теряет легитимность и авторитет перед мировым сообществом. Создается впечатление, что имперские устремления путинской России терпят фиаско. Москва теряет, казалось бы, стопроцентно верных вассалов.
Мы предлагаем президенту Татарстана Рустаму Минниханову выступить на федеральном уровне о возвращении выборности глав регионов! Президент РТ строго должен соблюдать и отстаивать Конституцию Татарстана. Мы считаем, что такие вопросы в нашей республике должны решаться на референдуме, и только народ вправе решить, согласен ли он, чтобы у него отняли право напрямую избирать президента Татарстана.
Мы требуем от властей Татарстана, защитит конституционные права, касающиеся поста президента, а также возвращения выборности глав регионов, от Госсовета РТ – объявить референдум на территории Республики Татарстана по вопросу выборности её президента.
Настоящее письмо принято на еженедельном общегородском собрании НЧО ТОЦ.
Председатель собрания,
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов
Секретарь собрания Сания Вахитова