Затянувшаяся политика антитатаризма властей Башкирии

    Фан Валиахметов: как живёт татарское искусство в Башкирии?

Народный артист Башкортостана и Татарстана Фан Валиахметов родился в Башкирии, а прославился, когда пересек границу – уехал жить и работать в соседнюю республику. Восемь лет назад вернулся на родину, в Шаранский район, на заслуженный отдых.

    Отксеренное творчество

— Фан Гависович, сейчас на башкирской и татарской эстраде появилось множество молодых певцов. Стоит радоваться тому факту, что национальная культура так привлекает молодежь?

— Хорошо, конечно, что поют на родном языке, вот только выходит на сцену сегодня абы кто, с песнями-однодневками. Поют и врачи, и зоотехники. Но они ведь не знают азов искусства.

— Раньше было по-другому?

— Раньше были строгие худсоветы. Нет хороших вокальных данных — не пройдёшь. Сейчас на компьютере голос запишут, обработают – и давай петь «под фанеру». А народ-то не понимает, что ему толкают купюру, проведённую через ксерокс. Попроси популярного молодого артиста спеть вживую – обидится и уедет домой.

    Где родился, там не пригодился?

— Вы много лет проработали в Башгосфилармонии, пели на башкирском языке, но всё бросили и уехали жить в Татарстан. Почему?

— В 1988 году я впервые в Уфе смог спеть на татарском языке. Перед этим Михаил Горбачёв на пленуме сказал, что надо бороться с проявлениями национализма. Отношение к поющим на разных языках как будто изменилось в лучшую сторону. В филармонии создали труппы, поющие на марийском, грузинском. Появилась и татарская бригада под моим руководством. Мы за первые пять дней выступлений собрали более 5 000 зрителей. Ажиотаж был такой, что желающие попасть на концерт разбивали стекла здания филармонии. Мы успешно гастролировали, но вскоре начальство стало требовать, чтобы вернулись к башкирскому репертуару. А я уже почувствовал вкус пения на родном языке. Уволился и три года ездил с труппой самостоятельно — кассовые сборы позволяли. Но не дали спокойного житья, стали жёстко требовать, чтобы вернулся в филармонию. Я бросил всё и в 95-м уехал в Набережные Челны.

— Каково теперь отношение к татароязычным певцам в РБ?

— Мало что изменилось. И ведь не говорят «не пой», просто не пропускают никуда. Несёшь на радио — берут, но не ставят. Говорят: «Абзый, ты бы нам на башкирском языке что-нибудь принёс». Но с приходом нового руководителя республики хотя бы документы на представление меня к званию народного артиста РБ наконец-то вынули из-под сукна и подписали. Раньше, сколько ни направляли ходатайства, они все чудесным образом терялись в закоулках чиновничьих коридоров. В соседнем Татарстане «народного» дали на 4 года раньше, чем на родине.

— Болезненным остаётся вопрос изучения башкирского языка в школах. Как вы считаете, чтобы сохранить нацию, нужно заставлять учить язык?

— Нельзя заставить корову лаять, а собаку мычать. Чтобы петь на башкирском языке, надо родиться башкиром. Как-то с одним татарским богачом на курорте, где Путин на лыжах катался, поднялись по канатной дороге. Он говорит: «Вот ведь куда взобравшись, башкиры свои песни создавали». Присущий башкирскому творчеству жанр озон-кой (протяжная песня. – Ред.) отличается широтой распева, свободой – то взлетает высоко, то падает. Это высокое искусство — исполнять такие песни. В Башкирии всего 5-6 человек, которые могут осилить. Да и чтобы слушать озон-кой, подготовка нужна. А татарские песни более лёгкие.

    Украли – и прославили

— Вас сложно представить без тальянки…

— Если вдруг появляюсь без неё, мне так и говорят: «Ты медаль свою забыл прицепить». Настолько мы с ней слились — со стороны кажется, что не с пятью кило на руках я песни запеваю, а с нагрудным знаком.

— В Башкирии популярен курай, а есть ли будущее у тальянки – народного инструмента Татарстана?

— Татарам надо в этом плане брать пример у башкир. Они свой союз кураистов создали. А искусство игры на тальянке, к сожалению, вымирает. Я уйду – и никого не останется. Как-то позвал меня Минтимер Шарипович (экс-президент РТ Шаймиев – Ред.) и сказал, чтобы в Челнах я организовал обучение одарённых детей. Через все СМИ пытался созвать ребят, но так и не собралась группа. Уходят из жизни и умельцы, которые знают технологию изготовления тальянки. Их остались единицы.

— Случай, когда на сабантуе у вас увели инструмент, называли не иначе как пиар-акцией…

— Да, 20 лет назад случилось, а до сих пор про него вспоминают. Оставил гармонь на стуле около сцены, а сам забежал в юрту за курткой. Выхожу – нет! Искали всем миром. В газетах печатали снимки моей тальянки, по ТВ передавали «основные приметы». Нашли! Оказалось, один из мальчишек — участник состязаний по борьбе курэш – завернул в спортивный свитер и унес. А поэт Роберт Миннуллин написал потом стих: «Урлаганнар – зурлаганнар», то есть «Украли – и прославили».

— У вас богатая на афоризмы речь. Откуда это?

— От мамы. Её меткие выражения легко запоминались. А была она обычной деревенской женщиной, без образования, работала комбайнёром. Но даже сидя за рулем огромной махины и выполняя тяжеленную работу, успевала делать тонкие наблюдения. Например, что колос, наполненный зерном, от тяжести пригибается к земле, а самый заметный, горделиво возвышающийся над остальными, – пустой. И она часто повторяла: «Не возгордись, не будь, как пустой колос». Жаль, что фольклор уходит. Потому что исчезают деревни, как и моя родная Хафизовка в Шаранском районе. Был же период, когда активно осушали болота – тогда ушли родники, обмелели реки. Исчезнут деревеньки, кладезь народных песен и сочного языка, – «обмелеет» нация. Надо строить дороги, звать инвесторов на заброшенные поля, настойчиво звать молодежь домой.
300 песен и 800 друзей.

— Вы два года назад вышли на пенсию, но, говорят, ряды ваших поклонниц не редеют.

— Не жалуюсь пока… Пишут, в Интернете ищут. Я не умею с компьютером обращаться, и друг за меня мою страницу создал в этих… «Одноклассниках». Жалуется теперь: «У меня за лет два десятка друзей всего, а у тебя уже за восемь сотен перевалило».

— Как супруга относится к постоянному вниманию дам к вам?

— Очень отрицательно (смеётся). До сих пор, как соберусь в Казань по делам, ревностно выспрашивает, зачем и почему. Если серьёзно, памятник можно ей поставить за терпение и понимание.

— Вы больше 40 лет отслужили на сцене, спели 300 разных песен, имеете звание народного. Можно рассчитывать на достойную жизнь на пенсии?

— Что такое «достойная жизнь на пенсии», я узнал, когда побывал в Австралии, куда летал выступать на сабантуе татарской диаспоры. На материке «наших» 2600. Для своих детей они открыли школы с обучением на татарском языке. Так вот, учителя получают по нашим деньгам около 12 000 рублей в день! А пожилые имеют возможность жить на проценты от пенсионных накоплений. На старости они посвящают себя отдыху, путешествиям. А мне за «народного» к пенсии доплачивают 600 рублей.

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №9, 2013)
Айгуль МУСИНА

6 комментариев Затянувшаяся политика антитатаризма властей Башкирии

  • Посторонний

    Такого быть не может. Фан абый врет. У нас мир и согласие. А башкиры и татары — братья.

  • Зиннур

    Уфа крае — татар төрмәсе.

  • Руслан

    Бред какой — то, изучение башкирского языка в школах и пение на башкирском одно и тоже что ли? Что то в Татарстане вопрос не ставите надо или не надо изучать русскому татарский язык, который ему никогда не пригодиться…А на счет артистов, то многие в 90-е продались и побежали за большим рублем в Татарстан. Петь на татарском нелегче, а выгоднее потому что численность татар растет, соответственно и доход больше. Татарстан умело собирает талантливую башкирскую молодежь, поддерживает её, они начинают петь на татарском, начинают зарабатывать, ну а самый главный плюс развивают татарскую культуру. А как же башкирская? Татарин скажет «какая разница это одно и тоже»… Наша великая башкиро-татарская культура, а проще татарская…

  • Алмаз

    Это мизерная толика того что делается в Башкортостане против татар. Уходили многие потому что хотели петь на родном языке. Большинство не стали великими как Фән абы, Салават и другие.

  • Юра и другие

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!

  • Юра и другие

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякабашкирах, которые считают себя арийцами, как фашисты! Прочитайте не поленитесь! Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как иштякабашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с «серыми волками» ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию!!! Снести конный памятник «Бандэровца» бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ — ФАШИЗЬМ в России!!!

Отправить комментарий