Наслушавшись академика Мажитова

В Уфе не могут определиться с памятником первооткрывателю города

Многие годы власти Башкирии не хотели слышать призывов уфимской общественности о необходимости возвести памятник основателю города. Теперь никаких препон нет. Но возникла другая проблема — краеведы, историки, политики не могут прийти к единому мнению, кто же основал Уфу, и кому теперь ставить памятник.

Дело в том, что наш города, как на двух стульях, «сидит» на двух датах, — пишет газета «АиФ — Башкортостан». Во второй половине XVIII века краевед и географ Петр Рычков в книге «Топография Оренбургская» со ссылкой на «достоверные выправки» сообщил, что Уфа была основана в 1574 году воеводой Иваном Нагим. А в «Разрядной книге» за 1586 год как «воевода нового города на Уфе» упоминается другой Нагой, по имени Михаил.

Интересно, что 300-летие Уфы отмечали в 1874 году, а памятник собирались поставить Михаилу Нагому. Однако идею воплотить в жизнь не удалось.
Сто лет спустя первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Шакиров решил отметить 400-летие столицы республики, также взяв за основу 1574 год. Под юбилеи в СССР давали капиталовложения, ордена, звания и знамёна.

Во времена перестройки горожане вновь задумались о том, чтобы увековечить своего отца-основателя, однако во времена правления Муртазы Рахимова вопрос оказался непробиваемым.

— Ещё в 1998 году в резолюции I конгресса мы рекомендовали республиканским властям открыть памятник воеводе Нагому, — сказал корреспонденту «АиФ — Башкортостан» член исполкома Собора русских Башкортостана Виктор Афанасьев. — Потом эта тема активно обсуждалась в прессе… Мы решили провести дискуссию за круглым столом с привлечением учёных, краеведов и других представителей общественности. Но столкнулись там с неприятием идеи некоторыми историками из Башгосуниверситета. Конструктивного разговора не получилось.

Между тем, помимо «русской» версии об основании Уфы есть и местная. Ещё в начале 50-х годов прошлого века на территории городища Уфа-2, в квартале между улицами Новомостовой, Фрунзе, Воровского и Пушкина, археологи нашли керамические осколки горшков, наконечники стрел и множество украшений из золота и серебра.

Случайно или нет, но в 2006 году (через год после широкомасштабного празднования тысячелетия Казани) в городище начались активные раскопки. В 2007-м здесь обнаружили часть стены из саманного кирпича, в 2008-м — остатки деревянной мостовой.

— Деревянная дорога — часть архитектуры средневекового города Башкорт, — заявил башкирский академик Нияз Мажитов. По его мнению, город существовал в V-VI веках. Получается, что Иван и Михаил Нагие были не первыми, кто основал на этом месте поселение.

Однако с городом Башкорт тоже все оказалось не так гладко. Собственно, не удалось доказать, что это был именно город. Вероятно, по этой причине раскопки забросили, а на месте древнего городищаразвернулось современное жилищное строительство.

Тем не менее, Виктор Афанасьев готов разделить почетное звание основателя Уфы между русским воеводой и представителями башкирского народа. По мнению Афансьева, можно создать и групповую композицию. В нашлось бы место и обоим Нагим, и башкирским правителям и другим историческим деятелям, внёсшим вклад в развитие Уфы.

Так или иначе, властям города и республики нужно решать «монументальный» вопрос в ближайшее время. Ведь через два года Уфе стукнет 440 — если, конечно, считать с 1574 года.

Уфапортал

7 комментариев Наслушавшись академика Мажитова

  • я

    Причем здесь башкиры? Уничтожить город они точно хотели (осада Уфы бандами С.Ю), а вот в строительстве его замечены не были…

    Нельзя идти на двурушничество, только ради того, что поставить памятник. Надо быть принципиальным.

  • яуызик

    нашли изображение оленя с космоса на урале-это тоже мажитов нарисовал.

  • чуваш

    в мишарстане приписали 250 лет Казане,провели большой праздник.тысяча летие.а в УФЕ не можете оприделится с памятником.

  • Зулия

    Яушев решил в целях сатиры, но не юмора (кокой из него юморист?) выставил картинку чукчанской яранги. Чтобы подчеркнуть отсталость кочевых башкир, не умеющих строить иных жилищ, кроме чумов, и противопоставить своих высокопородных предков, которые придвинулись намного ближе к цивилизующему Центру. И навеки сроднились и лучше обкультурились.
    В свое время татары, судя по воспоминаниям, блистали, чего-то строили, жилища с городами и даже образовывали собственную государственность.
    Но это было давно и неправда.
    А сейчас, как бы ни расхваливал Яушев свою лучезарную Казань, она была и остается заурядным губернским городом, ни в чем не превосходящим провинциальных Самар или Саратовых или Екатеринбургов. Если сравнивать с европейскими городами, вровень разве что с зачуханной албанской столицей.
    И будут яушевские соотечественники смахивать пыль с Памятник русским воинам, установленному в честь покорения Казани. И отгонять голубей, чтоб не засирали.
    И гордиться своим татарским поэтом Державиным.

  • из рлеменых

    А что не правда что в чюме твоем сраном тебя каждый как хотел имел? Может они были золотые? Встране великих пастухов.

  • Ястреб

    если Уфе более 1000 лет, то явно была не башкирской.

  • Юра и другие

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!

Отправить комментарий