В Уфе не могут определиться с памятником первооткрывателю города
Многие годы власти Башкирии не хотели слышать призывов уфимской общественности о необходимости возвести памятник основателю города. Теперь никаких препон нет. Но возникла другая проблема — краеведы, историки, политики не могут прийти к единому мнению, кто же основал Уфу, и кому теперь ставить памятник.
Дело в том, что наш города, как на двух стульях, «сидит» на двух датах, — пишет газета «АиФ — Башкортостан». Во второй половине XVIII века краевед и географ Петр Рычков в книге «Топография Оренбургская» со ссылкой на «достоверные выправки» сообщил, что Уфа была основана в 1574 году воеводой Иваном Нагим. А в «Разрядной книге» за 1586 год как «воевода нового города на Уфе» упоминается другой Нагой, по имени Михаил.
Интересно, что 300-летие Уфы отмечали в 1874 году, а памятник собирались поставить Михаилу Нагому. Однако идею воплотить в жизнь не удалось.
Сто лет спустя первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Шакиров решил отметить 400-летие столицы республики, также взяв за основу 1574 год. Под юбилеи в СССР давали капиталовложения, ордена, звания и знамёна.
Во времена перестройки горожане вновь задумались о том, чтобы увековечить своего отца-основателя, однако во времена правления Муртазы Рахимова вопрос оказался непробиваемым.
— Ещё в 1998 году в резолюции I конгресса мы рекомендовали республиканским властям открыть памятник воеводе Нагому, — сказал корреспонденту «АиФ — Башкортостан» член исполкома Собора русских Башкортостана Виктор Афанасьев. — Потом эта тема активно обсуждалась в прессе… Мы решили провести дискуссию за круглым столом с привлечением учёных, краеведов и других представителей общественности. Но столкнулись там с неприятием идеи некоторыми историками из Башгосуниверситета. Конструктивного разговора не получилось.
Между тем, помимо «русской» версии об основании Уфы есть и местная. Ещё в начале 50-х годов прошлого века на территории городища Уфа-2, в квартале между улицами Новомостовой, Фрунзе, Воровского и Пушкина, археологи нашли керамические осколки горшков, наконечники стрел и множество украшений из золота и серебра.
Случайно или нет, но в 2006 году (через год после широкомасштабного празднования тысячелетия Казани) в городище начались активные раскопки. В 2007-м здесь обнаружили часть стены из саманного кирпича, в 2008-м — остатки деревянной мостовой.
— Деревянная дорога — часть архитектуры средневекового города Башкорт, — заявил башкирский академик Нияз Мажитов. По его мнению, город существовал в V-VI веках. Получается, что Иван и Михаил Нагие были не первыми, кто основал на этом месте поселение.
Однако с городом Башкорт тоже все оказалось не так гладко. Собственно, не удалось доказать, что это был именно город. Вероятно, по этой причине раскопки забросили, а на месте древнего городищаразвернулось современное жилищное строительство.
Тем не менее, Виктор Афанасьев готов разделить почетное звание основателя Уфы между русским воеводой и представителями башкирского народа. По мнению Афансьева, можно создать и групповую композицию. В нашлось бы место и обоим Нагим, и башкирским правителям и другим историческим деятелям, внёсшим вклад в развитие Уфы.
Так или иначе, властям города и республики нужно решать «монументальный» вопрос в ближайшее время. Ведь через два года Уфе стукнет 440 — если, конечно, считать с 1574 года.
Причем здесь башкиры? Уничтожить город они точно хотели (осада Уфы бандами С.Ю), а вот в строительстве его замечены не были…
Нельзя идти на двурушничество, только ради того, что поставить памятник. Надо быть принципиальным.
нашли изображение оленя с космоса на урале-это тоже мажитов нарисовал.
в мишарстане приписали 250 лет Казане,провели большой праздник.тысяча летие.а в УФЕ не можете оприделится с памятником.
Яушев решил в целях сатиры, но не юмора (кокой из него юморист?) выставил картинку чукчанской яранги. Чтобы подчеркнуть отсталость кочевых башкир, не умеющих строить иных жилищ, кроме чумов, и противопоставить своих высокопородных предков, которые придвинулись намного ближе к цивилизующему Центру. И навеки сроднились и лучше обкультурились.
В свое время татары, судя по воспоминаниям, блистали, чего-то строили, жилища с городами и даже образовывали собственную государственность.
Но это было давно и неправда.
А сейчас, как бы ни расхваливал Яушев свою лучезарную Казань, она была и остается заурядным губернским городом, ни в чем не превосходящим провинциальных Самар или Саратовых или Екатеринбургов. Если сравнивать с европейскими городами, вровень разве что с зачуханной албанской столицей.
И будут яушевские соотечественники смахивать пыль с Памятник русским воинам, установленному в честь покорения Казани. И отгонять голубей, чтоб не засирали.
И гордиться своим татарским поэтом Державиным.
А что не правда что в чюме твоем сраном тебя каждый как хотел имел? Может они были золотые? Встране великих пастухов.
если Уфе более 1000 лет, то явно была не башкирской.
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!