Башкирский взгляд на насильственное преподавание башкирского языка

Как известно, новый президент РБ Рустэм Хамитов в самом начале своего правления столкнулся именно с проблемой навязывания башкирского языка детям всех национальностей в школах Башкирии.

Так, в первой же встрече с лидерами региональных отделений политических партий, представленных в Госдуме России (ЛДПР, «Справедливая Россия», КПРФ и «Единая Россия»), одной из главных тем на ней стало обсуждение предложения башкирского отделения КПРФ об отмене обязательного изучения башкирского языка в республике.

После этого главе республики неоднократно приходилось сталкиваться с фактами нежелания небашкирской части населения республики, чтобы у их детей отнимали время на изучение абсолютно ненужного в их жизни предмета. Тем не менее, вместо принятия стороны большинства многонационального народа, руководство республики, как говорится, не мычит и не телится, точнее – мычит, но не телится: рассуждают о сложности проблемы, о необходимости детального изучения вопроса и т.д., но не решают саму проблему.

Однако, если отбросить всю словесную чиновничью шелуху и туман, видно, что все сводится к тому, что боятся обидеть «коренную» часть населения. При этом рассуждают так, как будто бы все башкиры, а не какие-то возгордившиеся уфимские политиканы, повально хотят и требуют, чтобы все изучали их язык.

Одновременно априори предполагается, что обидеть большинство населения – русских, татар, мари, чувашей и других, можно и это политически оправдано. Что сказать? Во-первых, даже, если бы вся «коренная» часть населения в едином порыве требовало бы, чтобы все изучали их язык, к этому следовало бы относиться исключительно с позиций демократии и здравого смысла.

Конечно, в демократическом обществе должно быть учтено мнение меньшинства, однако такое мнение не может превалировать над мнением большинства. А в вопросе навязывания башкирского языка даже не все рядовые башкиры думают так, как уфимские вожди народа, о чем свидетельствует нижеприведенное письмо жительницы Уфы, башкирки Эльзы Хайруллиной.

Карим Яушев

************************************************************************************

Башкиры просят вернуть в школы русский язык

Искусственное навязывание башкирского языка (в ущерб изучению русского) достало уже их самих

Искусственное навязывание башкирского языка в ущерб изучению русского языка всем школьникам республики достало уже даже родителей-башкир. Вот какое письмо получило ИА REGNUM от жительницы Уфы Эльзы Хайруллиной:

«Родилась я в Уфе, в башкирской семье. Моя жизнь протекала в спокойной и доброй обстановке, училась я в обычной средней школе. Все было как у всех: родители – на работе, а дома – бабушка. Говорили мы с ней на родном языке. С одной стороны, для меня это было естественно, но с другой – возникали сложности в освоении грамматики русского языка в школе.

Я путала окончания, падежи и склонения, несмотря на то, что считалась прилежной ученицей. А в шестом классе при прослушивании записи своей речи на пленке с удивлением обнаружила, что у меня – тюркский акцент (так сказать, местный говор). А еще немного позже узнала от знакомого москвича, что я говорю на русском с явным «родным» напевом.

На мое счастье, я родилась в те чудные советские годы, когда государственная система образования давала любому гражданину страны стандартный объем необходимых фундаментальных знаний, обеспечивавших равные возможности для самореализации в любой сфере деятельности. Сильные педагоги и большое количество часов русского языка и литературы (тогда было 11 часов в неделю в начальной школе) дали свой результат. Я поступила в престижный технический вуз, имею ученую степень.

Сейчас я с ужасом наблюдаю, как мой сын, изначально имеющий природную тягу к знаниям, учась уже в третьем классе средней школы, практически ежедневно сталкивается с одной и той же проблемой. Суть проблемы заключается в том, что обучение в школе ведется на русском языке, а недостаточно хорошее знание русского языка, недостаточные навыки письма и быстрого чтения не дают возможность полноценно осваивать другие школьные предметы.

Почему так происходит? Я убеждена, что причиной является недостаточное количество часов русского языка и литературы, ведущее к ухудшению качества изучения предмета. Как оказалось, мы теперь учимся по программе для «многонациональной школы», а именно: обязательное изучение башкирского языка два часа в неделю плюс родные языки, и только три часа русского языка вместо шести ранее (до принятия Закона о языках РБ) существовавших.

Настоящее положение дел в школе не дает возможности заложить прочный фундамент. Да что там говорить: дети не получают даже элементарных азов и навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика. Однако сегодня все пущено на самотек. Почему-то считается, что все и так хорошо знают русский язык, и особого внимания ему уделять не стоит. А это совершенно не так!

Возложенные на школу функции не выполняются должным образом. А как страдают учителя начальных классов, вынужденные «галопом по европам» обучать наших детей грамоте! В конечном итоге страдает весь процесс образования в средней школе. В результате мучаются дети и их родители, которые вынуждены по ночам всей семьей помогать ребенку и спешным образом осваивать то, что явно недодали в школе.

Дети устают, родители нервничают, семья пребывает в постоянном стрессе. Не каждый родитель имеет профессиональные навыки и в состоянии объяснить правила русского языка, потому что родитель – это не учитель.
Дайте профессионалам время и возможность научить всему, чему без проблем нас всех учили в советской общеобразовательной школе!

Есть немало исторических личностей из числа башкир и татар, а также современников, которые стали большими государственными людьми благодаря прекрасному владению русским языком и ораторским искусством. Тем более в наше время жесткой конкуренции нельзя даже из-за «благих намерений» лишать наших детей возможности на должном уровне овладевать грамотой и русским языком.

Дорогие мои «коренные» соотечественники! Я обращаюсь к тем, кто так ревностно через общеобразовательную школу внедряет в нашу многонациональную культуру только свои устои, а именно подменяет русский язык башкирским, не согласовывая это с желаниями родителей школьников.
Поймите! Отрывая наших детей от глубокого изучения основ русского языка и литературы, вы наносите труднопоправимый ущерб образованию, а это касается также и ваших детей.

Я совершенно не против башкирского языка, тем более что сама являюсь его носительницей. Но давайте все же оставим башкирский язык в общеобразовательной школе для факультативного изучения. И любой человек, вне зависимости от национальной принадлежности, сможет изучать его в свободное от основной учебы время.

Не надо лишать детей возможности качественно подготовиться и успешно сдать экзамен по русскому языку, являющемуся одним из основных предметов школьной программы. Необходимо вовремя остановиться и вернуть нашим детям в общеобразовательные школы великий, могучий и красивый русский язык – язык межнационального общения, язык науки!».

Оригинал публикации

19 комментариев Башкирский взгляд на насильственное преподавание башкирского языка

  • юсуп

    эту тварь эльзу надо гнать из республики.вы к.яушев приезжайте в казань и огитируйте татар не изучать тат язык в ущерб русского языка.

  • Аноним

    «Что сказать? Во-первых, даже, если бы вся «коренная» часть населения в едином порыве требовало бы, чтобы все изучали их язык, к этому следовало бы относиться исключительно с позиций демократии и здравого смысла».
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    я бы добавила: «и со смехом». Как можно требовать, чтоб тебя любили и уважали, чтоб твой язык зубрили. Так можно требовать, чтоб все изучили игру на курае, гортанное пение, полюбили юрты…

  • ВИК

    Со своей БЯкой они настраивают народ против башкир.Я уже тоже тихо ненавижу и этот язык и все башкирятское.Да и не я один,все больше вокруг таких. Добьются они скоро.

  • Хикмат

    Башкиры просят вернуть в школы русский язык(!) Мечтать не вредно.
    Но — Оригинал публикации.
    Причем власти Татарии и Башкирии обязывают изучать местный язык в ущерб русскому ПОГОЛОВНО ВСЕХ детей своих республик, в т. ч. из русскоговорящих семей, притом, что 45% населения Татарстана и более 36% населения Башкирии – русские. Кто дал право властям этих двух республик ущемлять коренные права своих жителей, ограничивая их в возможности овладения своим родным языком?
    Молодца Карим Яуш. Кто ищет тот найдет. Призываю всю прогрессивныя общественнося (Жириновския, также т. бурьяна) присудить ему орден Иваныя грозныя

  • Друг

    Не верю, что это писал башкир или татарин. Скорее всего, данное письмо плод больного воображения господина Яушева, которому всё хорошо, что башкиру (в данном случае и татарину)плохо. Орден Ивана Грозного Яушеву!

  • из племеных

    Правильно пишет карим с какого хрена мы долшны учить язык кучки племеной. Каторый занесен в красную книшку и сами не хотят ее учить.А вот орден скорее будет катироваться у племеных как дань сваим предкам каторые признались в любви грознуму.

  • грузин

    вобщето элементарное знание чужого языка только не насильно никому не помешает.я многих татар и башкырт знаю которые против насильственного изучения татарского и башкырского.тем более заставлять татарина изучать башкыртский язык надуманной- придуманной нации .баш язык это коверкованный-разбавленный буквами г с з схвостиками татарский язык.

  • Зулия

    Письмо этой мамочки стало бестселлером, стоило Некрасовой опубликовать, тут же растиражировали.
    А где еще Линочки-мамочки, с заплаканными детишечками.
    Еще пара писем таких мамочек, глядишь и смена власти не за горами. А там глядишь и губернию получим. и Яушеву достанется кусочек чекмагуша.
    Прежде чем предъявлять права на татарский язык как третий государственный, надо бы сперва закрепить статус башкирского как второго государственного.
    Когда в самом Татарстане положение татарского языка хлипенькое.

  • Зулия

    Это скорее не письмо, а обращение, это призыв: «Я обращаюсь… Поймите!», это крик души: «А как страдают учителя! мучаются дети… семья пребывает в постоянном стрессе»!
    Так и заболеть можно.
    Спасибо редакции, возрождается добрая традиция оглашать письма трудящихся, с этими письмами выступать с самых высоких трибун.
    Положим, у Некрасовой маловато полномочий, чтобы допускать мамочку до трибунных выступлений, но письмо уже растиражировали и уже высказано какое-то число положительных откликов (комментариев).
    Правда, в достославные советские времена больше писем писали ткачихи, доярки, короче простые трудящиеся. А у мамочки имеется за плечами ученая степень и еще престижный вуз.
    Но зато, если героиня Веры Марецкой произносила: «Вот я стою перед вами, простая русская баба», то тутошная мамочка есть простая башкирская мама!
    Если русский язык награжен разными положительными эпитетами, мамочка прибавила еще один — «язык науки».
    Как у Аллаха имеется 99 имен, и все как одни положительные, так и русский язык, правда до числа 99 не дорос, но все равно имеется изобилие эпитетов:
    По Куприну — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен
    По Гоголю — все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
    По Тургеневу — великий, могучий, правдивый и свободный
    По Толстому — гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие
    По Энгельсу — (просто) красив.
    По Мериме — необычайно богат и примечателен, главным образом тонкостью оттенков
    По Ломоносову — имеет природное изобилие, красоту и силу… Красота, величие, сила и богатство
    по Белинскому — один из богатейших языков в мире
    по Паустовскому — самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
    по Карамзину — богатее гармониею.
    Да все стены школ увешаны как шпалерами!
    И еще течет как гордая, величественная река. И еще Повелитель многих языков.
    Фонтаны, вулканы любви!
    Уфф!
    И напоследок — язык дружбы, «Русский язык — язык межнационального, духовного и культурного обмена, единства и слияния»
    И напоследок от башкирской мамочки — язык науки!
    Русский — форевер и навсегда и навеки!

  • Татар

    Я как татарин хочу сказать карим яузов враг не Башкирского но и Татарского народов.

  • из племеных

    Ну ты точно племеной враг татарам ,даже фамилию его пишеш по племеного алфафита.Что шалава племеная что не уледвареная некрасова,в их нем пуке один трепеш.Они наивные бабы думают что их пук все будут принимать за правду.

  • зуля

    Да, по количеству ошибок в комментариях, просто необходимо увеличить количество уроков русского языка в школах!!!

  • из рлеменых

    И одновремено убрать бяку

  • Аноним

    В случае с Башкортостаном ситуация порой и вовсе доходит до абсурда. Дело в том, что помимо русских (напомним, более 36% населения) в регионе проживают не только башкиры (около 30% населения), но и татары (более 24%). Каково же приходится башкирским татарам? Вместо татарского и русского им навязывают башкирский язык. Так бумерангом национальная образовательная политика властей Татарстана бьет по татарам, проживающим в соседней Башкирии.

    http://www.km.ru/v-rossii/2011/10/07/shkolnoe-obrazovanie-v-rossii/bashkiry-prosyat-vernut-v-shkoly-russkii-yazyk

  • из племеных

    Ты эту парашу сайт сам читай для проходимости кишечника.

  • Аноним

    Почему в ущерб. На уроках башкирского языка дети учатся проводить параллель, и даже отдыхают. например, мои ученики с удовольствием идут на мои уроки.

  • Булат

    Мое мнение нашим детям долбят в головы что мол люди от обезьян произошли а уроки истории дублируются может быть сначала нужно пересмотреть программу образования и изъять от туда не нужное и время станет намного больше полмира не признают работы дарвина и потом Башкирский язык древней самой Руси если даже его исключат из программы все равно его будут изучать вне школы в мечетях и в исламских университетах.Кембриджский Университет имеет доказательства моих слов основа Русского языка берет начала с башкирского.

  • башкир

    Мое мнение башкирам изучение родного языка обязательно.А остальным если не хотят пусть не изучают.И русский надо изучать это просто необходимо.А вот русскую литературу необязательно.Ихний Достаевский нам башкирам ненужен.Лучше английский изучить может в жизни пригодиться.Например прибалт нас не поймет если мы обратимся к ним на русском.Русские и в Прибалтике ноют вот мол заставляют изучать местные языки.Скоро и в Англии вопрос поднимут насчет второго государственного языка и конечно русского.

  • Ахмат

    Автору письма. Мне стыдно за Вас. И не только как за представителя (в данном случае как вы представляетесь) башкирского народа (хотя я вас таковым не считаю, а принимаю за «манкурта»), а более — за некульутурного человека, т.к. действительно образованный, культурный человек никогда не оскорбит нетолько свой язык и народ, но и другим относится с уважением. А насчет образования, противовес вам скажу, сам окончил национальную школу, не стыдно за русский — и в школе владел лучше многих русских, и в вузе на отлично, по родному — ученая степень, помимо них владею несколько разговорными языками народов мира. Дочь и сын победители олимпиад муниципального и регионального уровней по русскому и родному башкирскому языкам, призеры Всероссийской олимпиады по русскому языку. Кстати, читал лекции и доклады в многих городах России, в том числе и в Москве, и, никто не делал замечания по поводу акцента, если и таковой имеется.

Отправить комментарий