Откуда есть пошел город Уфа?

Легенды об Уфе

У каждого древнего города есть свои легенды. В Смоленске, например, в соборе были выставлены на особом столике, обитом парчей с крестами, железные башмаки и копье, уцелевшие в течение веков и принадлежавшие какому-нибудь латнику короля Сигизмунда. От того же времени уцелела в соборе и католическая «каплица» — часовня.

Однако, эти железные туфли и копье — предметы поклонения и «лобзания» верующих, так как поповская легенда гласит, что это остатки лат и оружия «великомученика воина Христофора», «на белом коне» с копьем отражавшего от стен Смоленских «несметные вражеские полчища».

Уфимская легенда «страшнее» Смоленской. По предположению одного из уфимских историков — Рычкова, название города «Уфа» в древние времена принадлежало ногайскому городищу, находившемуся в нескольких верстах от первоначального местонахождения Уфы. Башкирский поэт т. Юлтый сообщает, что это древнее еще добашкирское название значит «болото». Действительно вокруг Уфы много озер и болот.

Бывший уфимский учитель, до революции, профессор Филоненко в свой приезд в Уфу в 1927 г. поместил в «Красной Башкирии» специальную статью «О происхождении слова Уфа». В статье он дает сводку научных мнений об этом слове: что это слово венгерское — означает постройки из новорубленных деревьев. По другому источнику «Уфа» — слово башкирское, значит — «темная вода». Другой исследователь производит слово «Уфа» от башкирского слова «уба»- гора, холм.

Профессор Филоненко считает, что «термин» Уфа — не русский, не башкирский, а доисторический, первобытный, племенной, который потом был принят и племенем башкир, не понимавшим его значения. А так как в те эпохи при смене населения какой-нибудь местности обычно было, что старые названия рек входили в употребление нового племени, но им не понимаемые, считались целиком именем рек и к ним прибавлялось определяющее слово на своем языке, например «Уфа-Идель» — «Уфа-река».

Профессор Филоненко заключает, что все вместе «Уфа-Идель» может быть и значит «темная река», «темная вода», в особенности если принять во внимание цвет воды Уфы и Белой, и если допустить, что племенной тотемный (*) термин «Уфа» в более позднюю эпоху по воспринятому им обозначению краски или по случайному созвучию с термином этого порядка, обратился в прилагательное со значением цвета.

Историк Рычков, со слов башкирского старшины Кедряса Муллакаева, записал следующее предание:
«На месте Уфы, задолго еще до покорения Казани, находился большой город, тянувшийся на 10 верст по правому берегу реки Белой (Ак-идель), до устья реки Уфы.

Последний владетель этого города ногайский хан Тюря-Бабату-Клюсов жил в нем только зимой, а летом кочевал. Но скоро хану житья не стало в городе: повадился в ханский город змей дракон и начал пожирать подданных хана, а после возымел аппетит и на семейство хана. Удалых батырей-витязей дракон побеждал и пожирал за один присест. Георгиев-победоносцев и смоленских Христофоров в войске и среди телохранителей хана не оказалось. В страхе за свою семью и собственную жизнь, хан по добру по здорову перебрался из несчастного города на постоянное жительство на берег реки Демы.

Кроме ногайцев, Тюря-хан владел еще двенадцатью башкирскими (минскими — такое название сохранилось до сих пор) волостями: башкиры платили хану дань (ясак) медом, куницами и прочим добром. По завоевании московитами Казани, видя их намерение завоевать и Башкирию, Тюря-хан удалился на Кубань (в настоящее время ногайцы, главным образом, осели на С. Кавказе, но имеются на Кубани и в Крыму).

Убедившись, что хана не видать, как своих ушей, и боясь крестной силы русской, дракон не замедлил навсегда скрыться в пещеру в горе, на которой было когда-то (над р. Уфимкой) ногайское «городище» с покинутой и разрушенной крепостью и «дворцом» хана Терегула на краю страшной стремнины над рекой Уфой».

На месте теперешней Уфы вся гористая местность называлась когда-то «Тура-Тау» (городская гора), а потом «Казаньтаф». Может быть, это новое имя дали покинутому ногайскому урочищу нашедшие приют у башкир и недолго (до захвата русскими) жившие здесь непримиримые противники Москвы — казанские беглецы, после покорения Казани покинувшие родину, в надежде вновь ее завоевать у царя московского.

Боясь башкирских нападений, с верой в крестную силу и в страхе перед нечистой силой, пришли основать при реке Уфе и Белой Воложке крепость московские стрельцы и служилые люди со своим воеводой. Сколько времени боялись шагнуть дальше крепостного рва: куда ни кинь глазом со стен или дозорной башни — трущоба непроходимая. А как узнали от «башкирцев» ясашных о змее лютом, уползшем в гору ближнюю, горячо молиться «зачали» об избавлении от «гада» страшного Георгию-Победоносцу с великомученицей Александрой, им из когтей другого дракона вызволенной. В притворе древней Троицкой церкви до последнего времени хранилась старинная икона, с написанием саженного змея. А урочище, в коем в пещеру уполз, притаившись, Змей-Горыныч, прозвали русские пришельцы жутко: «Чертово городище».

Староуфимские старики рассказывали когда-то легенды о «Чертовом городище», о старухе чародейке, сидящей там в пещере, над корчагами золота и серебра — кладом, скрытым колдовством от людей. О том, что из пещеры ход до реки и даже подо всей Уфой до жел. дор. линии (!). Ходили, говорят, встарь в эту пещеру, заходили далеко (когда еще не завалило ее оседающей землей). Пропасть будто бы там: связывали несколько вожжей — дна нет.
Легендарную пещеру на Чертовом городище завалило, осели скалистые своды. И только нет-нет услышишь о ней диковинные рассказы стариков.

От «дворца» ханского (а был он, наверное: следов таких немало уцелело в Башкирии) на «Чертовом городище» века выветрили в порошок каменные глыбы. Только вокруг, запирая поросшую травой почти треугольную площадку вершины горы, углом выдавшейся над рекой Уфимкой на стремнинной высоте, заросшей с боков лесом до речного берега, пересек основание треугольника площадки широкий и до настоящего времени еще высокий древний вал, густо заросший старыми дубами. За валом хорошо заметен и уцелел до сего времени полузасьпавшийся широкий ров.

В 1909 году недалеко от вала при рытье погреба на даче присяжного поверенного Озерецковского найден был первый древний могильник, из которого был взят только полуистлевший череп без нижней челюсти. Погреб вырыли в другом месте, а о могильнике сообщили в Москву. В 1911 г. археолог Гольмстен (она) и ее помощник, студент Эдинг на средства Уфимского семейно-педагогического общества производили первые археологические раскопки на Чертовом городище.

Выкопано было несколько траншей по эту и по ту сторону вала; вырыта также траншея, пересекающая вал. Найдены, в результате этих раскопок, трухлявые обломки бронзовых украшений, бусинки, кольца и из проржавленного железа и бронзы предметы — наконечники стрел, копья, а также глиняные черепки с орнаментом первобытной ручной работы. Все археологические находки Гольмстен и Эдингом разобраны, разработаны. Часть их находится в Уфимском краевом музее.

В Московском историческом музее есть порядочный уголок с археологическими находками 1911 г. на нашем Чертовом городище. Гольмстен посвятила ему специальный научный труд, изданный в Москве в 1913 г. Археологические находки на Чертовом городище относятся к восточной культуре I—III веков нашей эры.

* * *

Что на месте теперешней Уфы действительно был в древние времена богатый и большой город (вероятно, торговый — Средней Азии с Сибирью), о чем говорит предание и подтверждается еще и тем, что в XVII веке при работах по проведению новых улиц разроставшейся Уфы найдено много древних могильников, в которых в изобилии попадали золотые и серебряные деньги и вещи. Хищническое кладоискательство погубило чрезвычайно много памятников уфимской старины.

В 1782 г. при постройке домов уфимского наместника и наместнических присутственных мест на месте б. архиерейского дома, собора, казенной палаты, губернского правления и казначейства — где теперь бактериологический институт, срыто до основания несколько бывших здесь курганов. Кроме костяков, оружия, монет, в одном из курганов, между прочим, был найден конский прибор из чистого золота. Находка эта наместником Якобием отослана в дар Екатерине II.

По утверждении в 1827 г. нового городского плана, во время земляных работ и позднее при добывании камня для мощения улиц разрыто много археологических памятников, могильников, погибших для истории. Остатки разрытых курганов имеются на месте теперешнего «татарского кладбища».

В окрестностях Чертова городища уничтожено кладоискателями в XVII и XVIII веке до 20 курганов. Однако кладоискатели, разрушая могильники и интересуясь только золотом и серебром, ничего больше не касались. В 1923 г. на месте раскопок 1911 г. (на Чертовом городище) один учитель, находившийся в открытых только что домах отдыха нашел несколько наконечников стрел и костяной наконечник копья, а в 1928 г. бывший в домах отдыха студент рабфака передал в музей найденную совсем на небольшой глубине — под дерном — медную пряжку.

ufawiki.ru

13 комментариев Откуда есть пошел город Уфа?

  • someone

    К чему все это?

  • Татарва

    А к тому, чтобы башкирские этнократы не превратили и историю в свою служанку

  • Ману Кыпсак

    Это русская версия возникновения города Уфы. Мелко копали. Археолог и историк Нияз Мажитов докопался до 1,5 тысячелетия города Уфы. Президент ХРЗ своим указом приказал создать исторический музей города. Уже известно, что на месте современной Уфы был древний город Башгурд.

  • Зем

    Башгурд-а где письменные источники

  • Ману Кыпсак

    Письменных источников много. Спросите у историков. При желании найдете.

  • бурзян лох

    Не твоих ли дебил ущебных предлогаеш?

  • Ману Кыпсак

    Историков объективных среди разного народа придостаточно, провакатор хренов.

  • бурзян дармоед

    А наэвать слабо?

  • Ману Кыпсак

    А ты разве книжки читать умеешь?

  • Башkорт балаhы

    Дэээ… И тут поспел… Хотя по комментам видно, что и тексты пишите под свой лад. То есть от историков остается только фамилия, имя… А все ихнее сказанное это уже ваше вижу. Нельзя так, Яушев әфәнде. Тарихты яҙыр өсөн, кәм сайтығыҙға тигәндә килтерер өсөн уны уҡырға, яратырға кәрәк. Пиши лучше про 1000-летнюю чешскую монету найденную в навозе при раскрпках в Казани.

  • КАРЛО

    На Собачьей горе тоже как-то нашли наконечник копья.

  • инструктор

    башкиры древний и многоликий народ . но национализма им не занимать .

  • сергей

    Моя фамилия Клюсов

Отправить комментарий