В Белебее судят татарскую гимназию

Националистически настроенные башкирские чиновники минобразования РБ, даже после ухода из политической арены бывшего президента РБ Муртазы Рахимова, продолжают нагнетать межнациональную напряженность на ниве насильственного навязывния башкирского языка татарским детям.

Мало того, эти рахимовские кадры в течение более чем десяти лет терроризировали единственную, по существу, татарскую гимназию в республике, функционирующую в Белебее, теперь, похоже, они пытаются ее ликвидировать путем снятия ее директора Нурмухамета Хусаинова.

Националистический режим Рахимова ему не простил, что он при встрече тогдашнего президента России Владимира Путина с делегатами второго Всемирного конгресса татар в Казани, сообщил Путину о притеснениях татар в Башкирии.

4 апреля должен состояться суд в Белебее над Хусаиновым, а фактически над татарской гимназией. Обвиняют в том, что в татарской гимназии мало часов уделяется преподаванию башкирского языка. Вашему вниманию предлагаются тезисы предстоящего выступления в суде Нурмухамета Хусаинова, переданные заранее в адрес данного сайта. Ознакомитесь, также, с обвинительным Актом проверки, написанном работниками минобразования.

Карим Яушев

**************************************************************************

К выступлению в суде 04.03.2011г.

Если быть буквально точным, в «Справке» обрнадзора по РБ говорится: «Нарушение ст.32 Закона РФ «Об образовании» в части разработки и утверждения учебного плана ОУ»: реализация не в полном объеме образовательных программ по предмету «башкирский язык как государственный» на ступени начального общего и основного общего образования в 2009-2010 и 2010-2011 уч. годах в соответствии с региональным базисным учебным планом».

Насколько? В статье 32 Закона РФ «Об образовании» ни словом не обмолвлено о «башкирском языке». А закон касаемо проверок требует: указывать конкретные нормы права, кои нарушены каким конкретным пунктом локального акта.
Разное понимание разными инстанциями этой несуществующей проблемы идёт более десяти лет, было организовано 17 судебных процессов, которые всегда доказывали нашу правоту:
а) При открытии гимназии.
Открытие гимназии было санкционировано решением Коллегии Минобразования РБ №8 от 21.11.1995г., в качестве эксперимента которым в т.ч., утвердив и Устав гимназии и Учебный план (в которых не предусматривалось изучение башкирского языка (см. в Прил. копию Решения Коллегии МНО РБ, копии извлечений из Устава 1995г.; ведомости оценок учащихся первых выпускных классов гимназии 1998/1999 и 1999/2000г.).

Это было результатом понимания того, что татарский и башкирский языки на 98% идентичны (см. в Прил. таблицу А.Руана в статье «Один из ключевых языков..»). Откуда следует, что если придерживаться принципов научной пед. дисциплины «Дидактика» о требованиях к новизне в школьных занятиях, то человеку, обладающему татарским языком, для изучения башкирского потребуется 2 % времени от времени изучения татарского. Если татарскому языку в учебном процессе гимназии отведено всего 41 час, то, для освоения разницы (а они лишь в отдельных фонемах: з – ҙ; с – ҫ; с – һ) потребуется (41 час – 100%; 2% – х) ≈ 1 часов в общем числе часов (за все годы учёбы в гимназии!).

В те годы, когда открывалась гимназия, в МНО и контролирующих органах работали люди, которые после переговоров могли эти расчёты уложить в структуры мозгов, поэтому было решено не смешить общество и не тратить времени, вообще, на изучение этих пустяковых отличий, которые не препятствуют взаимному пониманию носителями этих языков. См. копии учебных планов 1995 -1996гг.; 1996-1997гг.; 1997-1998гг. уч. годов в Приложении – они утверждены заместителем Министра образования РБ, т.е. вопрос легитимировался!

Гимназия открылась как эксперимент – без изучения башкирского. Шел 10 лет. Эксперимент удался. Легитимно!
б) Следующее обострение гордыни некоторых национальных лидеров произошло в 2005г., когда, они обратились в местную администрацию района и прокуратуру с требованием включить в Устав гимназии п.п. об обязательности изучения башкирского языка. После более чем годовой переписки с этими органами, Белебеевская межрай-прокуратура признала, что включение данной нормы в Уставы ОУ – неправомерно (см. в Прил. толику из этой переписки – в т.ч. резюме прокурора в № 15 от 26. 01.2006г.). Те, наконец – отстали…

в) Следующее “обострение болезни” произошло осенью 2006г. В Министерство образования РБ пришли уже иные люди – с особо заостренным чувством нац. самолюбия. Но тем не менее, в некоторой мере у части из них здравый смысл вновь всё же удалось разбудить: от изначального принципа “не смешить” (см. абзац повыше и Прил.) пришлось “распрощаться”, но опираясь на выкладки А.Руана (см. 2 абзаца повыше) и определения Конституционного суда РБ от 16.06.1998г. — о том, что “башкирский государственный язык – местное наречие башкирского или татарского населения в сельсоветах, волостях и кантона” (об этом – ниже) удалось сойтись на том, что, для изучения “разницы” между двумя языками, достаточно ввести по 1 часу в неделю в 8, 9, 10, 11 кл., что было закреплено решением педсовета в присутствии представителя управления образования Гильфановой Л.Н. и, далее, этот учебный план был утвержден (т.е. узаконен) начальником управления образования Кончаковым С.К. (см. в Прил. копию уч. плана на 2006/2007уч. год).

г) Но через год (2008) рецидив повторился. Прибыла Высокая Правительственная комиссия (РБ) “по изучению языков”. Пришлось вновь сесть за стол переговоров на ту же тему. В итоге пришли к тому же: в Справке, составленном совместно, были изложены те же выкладки. Через некоторое время Министр по национальным отношениям РБ Илишев (по итогам “всереспубликанской” проверки) заявил, что целью изучения башкирского языка как государственного для других народов – является доведение аудитории до уровня понимания языка и изъяснения на нём, без претензий “на тонкости”. Существующее положение в наших учебных планах в последующие года утверждались Управлением образования без проблем (см. уч. план 2008/2009 уч. год).

В 2008г. Был принят новый стандарт образования, согласно которого директора школ имеют право самостоятельно формировать учебно-образовательные планы. С 2009/2010гг. он стал реализоваваться.
В этой связи в Российской газете проблеме была посвящена целая страница (см. В Прил. “Российская газета – www.RC.RU/BASHKORTOSTAN.HTML.– 22 января 2009 – Четверг – № 9 (4833)”. В нем говорится: “Только теперь он может быть включен в состав не регионального, а школьного компонента или подобно языкам других народов, населяющих республику, преподаваться факультативно». Правда, и в том и в другом случае последнее слово – за родителями учеников и директорами школ.

В этой связи стали частично меняться и стериотипы поведения башкирских властей.
В своем выступлении на II съезде Ассамблеи народов РБ 11.06.2009г. (см. газету Республика Башкортостан № 114 от 12.06.2009г. В Прилож.) в т.ч. о об изучении языков Президент РБ Рахимов буквально сказал следующее:

“Человек, обладающий чувством любви к своему народу, языку и культуре, достоин уважения… И идея, давно еще высказанная мною, что необходимо внедрять опыт языковой культуры, а подрастающее поколение должно владеть родным, русским и одним из иностранных языков, остается актуальной”.

Тот же Рахимов, на другой же день, в интервью газете заявил: “…Мы же не требуем, чтобы все в республике обязательно изучали башкирский язык, — только по желанию…” (см. в Прил. № 24 от 12.06.2009г.) Хотя родители и не желают (см. в Прил.) я ввел таки башкирский язык). А Министр образования РБ Господин Аллаяров, в интервью в той же “Российской газете» – www.RC.RU/BASHKORTOSTAN.HTML.– 22 января 2009 говорит:

“Все будет зависеть от того, какую позицию занимает руководитель образовательного учреждения по отношению к предметам национально-регионального компонента. К сожалению, сегодня не все директора школ понимают важность изучения родных языков и значение предметов национально-регионального компонента, вполне возможно, что они могут быть исключены из учебных планов школ. А у органов управления образованием регионов нет рычагов воздействия на таких директоров» (копия газеты – в Прил.).
Этот комментарий выскажет любой – ибо это требование Закона об образовании РФ. Я же привожу слова Министра поскольку ему поверите больше.
Но я же даже не исключил, а оставил выше чем даже разумно.

Вышеприведенные цитаты (из выступления и интервью) Рахимова были напечатаны летом 2009г. Окрыленный ещё более такими умными высказываниями Президента РБ, я составил еще более “взвешенный” учебный план, в котором по-прежнему упор делался родному, русскому языкам и достаточное место − уже с 7(!) по 11 класс − башкирскому языку, чтоб ученик татарской гимназии отличал, чем татарские слово “таяк” − палка отличается от башкирского “таяк” − тж., татарский “баш” от башкирского “баш”, күз-күз; аяк-аяк, кул-кул и т.д. Чувствуете разницу, уважаемый судья. Я − не чувствую. Может я ненормальный?

д) Год и 3,5 месяцев до сего дня на этот вопрос вновь вышла комиссия Рособрнадзора по РБ, которая без особого обострения проблемы оставила его “на решение” в качестве открытого вопроса, с требованием в т.ч. (если это возможно) обосновать свою позицию. В последующем мы свою позицию разъяснили и сумели обосновать и в “объяснительной” и в “Справке” по итогам той проверки, в то же время следом же обратившись к той же комиссии с просьбой выдать лицензию, на основании которого был положен в т.ч. и “Учебный план 2009/2010 уч. года” − в котором с 7 по 11 изучается башкирский язык. Лицензия нам была выдана № 1469 от 01 июля 2010г., т.е. тем самым и наш учебный план был признан Обрнадзором Республики легитимным.

Я подчеркиваю, это произошло 1 июля 2010 года. И, странно же, представители этого же органа через 8 месяцев не только отменяют это основание лицензии, но даже вменяют мне целое правонарушение, хотя в правовом поле насчёт этого ничего не изменилось. Я же выполняю то положение, которое закреплено в лицензии, выданной Обрнадзором же. Их «логика» мне здесь совсем непонятна.

Возможно, всё это делается “в пику” новому Президенту РБ Хамитову Р.З., который с первого дня своего назначения повёл себя как сторонник взвешенной национальной политики, который в первом же своем интервью, во-первых, сказал, что насильственного изучения языков не должно быть, во-вторых, что язык населения Северо-Запада РБ – это есть диалект башкирского языка; в-третьих – совсем недавно, в беседе с Президентом РФ Медведевым заявил, что, “… То же относится и ко всем татарам, чувашам, другим народам России. Нам нужен наш язык, наша культура. Одновременно мы понимаем, что насильно обучать языкам нельзя. Как говорится, насильно мил не будешь…” (см. в Прил. из газеты “Истоки”, №7 от 16.02.2011г.).

Кстати, даже Рахимов (а он же еще был Президент!) и то, в интервью Михаилу Ростовскому, корр.“Российской газеты” заявил: “…Мы же не требуем, чтобы все в республике обязательно изучали башкирский язык, — только по желанию…”, “…Вы же видели, как я со всеми – башкирами, татарами, русскими – разговаривал на их родном языке…” (см. в Прил. № 24 от 12.06.2009г.). Приврал немного: с татарами он говорит на башкирском. А те ему – по татарски. И понимали…

И, кстати же опять: Слова Президента Хамитова о практической идентичности языка татар Северо-Запада РБ башкирскому было подверждено ранее и Определением Конституционного суда РБ от 16.05.1998г., (см. в Прил.) после которого и было установлено некоторое отложение форсирования в вопросах насильственного крещения языка татар в язык горно — восточных башкир, в котором, в частности, говорится:

“Постановление БашЦИКа и Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР по реализации башкирского языка от 30 марта 1926 года содержит законодательное определение понятия “башкирский государственный язык”: башкирский государственный язык – местное наречие башкирского или татарского населения в сельсоветах, волостях и кантонах. Постановления Президиума БашЦИКа от 25 апреля 1929 года и от 26 июля 1930 года… башкирский язык вводится в качестве обязательного предмета во всех школах и учебных заведениях… Решение второго Всебашкирского Съезда Советов и иные доконституционные законодательные акты, контретизирующие его применение, не были отменены в установленном порядке.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года “О введении в действие Конституции Республики Башкортостан”, законы и иные акты органов государственной власти и государственного управления Республики Башкортостан, принятые до вступления в силу новой Конституции Республики Башкортостан, действуют, поскольку они ей не противоречат, и сохраняют свое действие до признания их утратившими силу или до их приведения в соответствие с положениями новой Конституции Республики Башкортостан”.

При использовании языков народов Республики Башкортостан в официальных взаимоотношениях органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны исходить из положения о том, что на территории Республики Башкортостан гарантируется языковый суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения, каждой личности, включающий право человека на свободный выбор языка общения, на пользование родным языком, обучение и воспитание на родном языке (часть вторая статьи 35 Конституции Республики Башкортостан). Республика Башкортостан признает и гарантирует равные права на сохранение и развитие языков всех национальных групп, проживающих на ее территории, создает возможности для их свободного развития (часть первая статьи 36 Конституции Республики Башкортостан). В Республике Башкортостан запрещается пропаганда языкового превосходства (часть третья статьи 33 Конституции Республики Башкортостан)”.

«Письмо Минобрнаука РФ от 10.11.06г. № 03-1978 «Об изучении башкирского языка детьми других национальностей» показывают, что изучение татарского языка находится в неравных условиях с башкирским языком и зависит от массы условий: от желания учредителей, пределов возможностей системы образования РБ, наличия педагогов, учебной литературы, места в классах, группах и т.д., тогда как изучение башкирского не зависит ни от каких условий – оно обязательно! А как же с конституционным «равенством»?

Но это “признание” Конституционного Суда РБ было сделано в связи с тем, что Рахимову тогда пришлось в очередной раз обратиться к татарской общественности за поддержкой взамен на заверения о введении в РБ третьего гос. языка – татарского. Уловка удалась – татар обманули, Рахимов стал президентом.

Решение языковых проблем в сфере образования федеральным законом «о языках…» делегировано законодательству региона. А регион этот вопрос – который на уровне Федерации регулируется федеральным законом (т.е. представительской ветви власти) «о языках» легко и свободно передает исполнительной (т.е. чиновничьей) власти – Министерству образования, который волевым решением определяет – какому народу в какой мере вменить тот или иной язык. Между тем – язык ни есть предмет регулирования минобра.: он есть предмет Конституционного права. И Закон РФ «Об образовании» отсылает нас к Госстандарту образования.

А и с другой стороны – сегодня в действии по РФ приказ №1312 от 09.03 2004г! Почему ориентир не на него? Потому что в данном, (последнем) приказе имеется следующая норма: «В федеральном базисном, учебном плане устанавливаются соотношения между федеральным компонентом, региональным (национально — региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

• федеральный компонент — не менее 75 % от общего нормативного времени отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования.
• региональный (национально-региональный) компонент — не менее 10%.
• компонент образовательного учреждения — не менее 10%.»

Из чего следует, что: федеральный нормативный акт устанавливает по 10% — не менее, национально-региональный и школьный компоненты, чтоб их обеспечить наверняка, оставляет 5% учебного времени [75% — (10/+10%)] на бесспорное обеспечение этих нормативов. А Базисный же учебный план (БУП) Минобразования РБ прямо, нагло и недвусмысленно нарушает эту федеральную норму, т. е. незаконно вторгаясь в компетенцию образовательных учреждений отнимает в пользу «Национально -регионального башкирского компонента, (частично «подчистив» и остатки — федерального) существенную часть «школьного компонента», оставив на его долю всего лишь от 0 до 8% (mах), что видно из следующей таблицы:

Примечательны и хитрые зигзаги Минобра РБ и в деле завуалирования данного противоречия с федеральным ведомством. Ранее противоречие между двумя нормативами руководство ведомства видело: в пояснительной записке «базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ …» в которой «декларация» о наличии данной федеральной нормы о соотношении его компонентов (75%, 10%, 10% ) по крайней мере, упоминалось.

Но в самих примерных уч. планах часы на школьный компонент оставляется мизерный или не оставляется (см. табл.).
Кому-то, уверен, покажется «Причем здесь таблица Руана, и вообще — расчеты, причем тут 100% идентичность языков (кстати, вот уважаемая судья, Вам для изучения словари татарского и башкирского языков, в т.ч. и фразеологические — у Вас непременно сложится впечатление, что это наихудший пример из области плагиата); и причем тут 98% — фонетическая близость: прикажет Чиновник из Минобра РБ (хоть и в нарушении федеральных норм) изучать 10 раз одно и то же — будешь изучать».

Но есть требовании закона «Об образовании» — обеспечить научный подход. А педагогика, дидактика требует «подавать на стол» детей каждый раз, по возрастающей — новизну в знаниях.
А взглянув на словари, которые лежат у Вас на столе, уважаемый судья, даже самый глупый человек заметит, что все это — одно и то же, что татарский «таяк» (палка), не отличается от башкирского «таяк», «баш» (т) — от «баш» (б) и т.п. И весь грамматический строй языка — в т.же плане — См. учебники и фразеологические словари.
На встрече в г. Уфе 11.02.11, посвящённом межнациональным отношениям, президент РФ Медведев заявил: «В тоже время в республике, как и во всем обществе есть свои проблемы. Их не надо усложнять». У нас же — из ничего их высасывают .

Но. Даже при этом: этот пункт акта Обрнадзора в принципе остается нелегитимным, поскольку в нем нет конкретности, и в своих вышеизложенных строках объяснения на эту тему, я, абсолютно не опираясь на строки из документа – “Акта комиссии от 02.03.2011г.” (там текст абсолютно не содержит описания конкретного нарушения и под текстом его можно понять и это, и другое и еще что нибудь сверх всего того…, ибо – простор для фантазии на эту тему оставлен широкий). Тем более, я это подозреваю, и в связи с тем, что всего 8 месяцев назад, выдавая лицензию, Обрнадзор РБ утвердил вовсе иной взгляд на вопрос.
Но, что вот именно в данном ракурсе надо понимать этот пункт обвинения– я догадался, вспомнив разговор с руководителем группы проверки М. Ихсановой (остальные члены комиссии в данный разговор не вступали) и когда на другой день после завершения проверки, у меня был истребован дополнительно Приказ об утверждении учебного плана – его-то и не хватало для полноты обвинения (при мне же 02.03.2011г. он был передан сотрудником РОО Лапшиной Т.Н. руководству комиссии).

Я, в принципе этого мог и не понять, а потому (по закону) могу не признать – ведь в Акте об этом конкретика завуалирована и в нём в т.ч. и по данному обвинению не выполнено требование: какой конкретный пункт, какого конкретного нормативно-правового документа не соответствует какому конкретному пункту, статье законодательства. Это – требование закона. Если же посмотреть на Акт – этого нет. Следовательно – это всё не по мне.

Из всех этих перипитий вокруг проблемы изучения башкирского языка становится ясным следующее:
– легитимность определенного объема преподавания этого языка подтверждалась властными органами со дня открытия гимназии – как в форме утверждений, т.е. признания учебных планов, в т.ч. и за 2010/2011г. (которые, согласно Закону разрабатываются учебным заведением самостоятельно), так и “справкой Правительственной Комиссии РБ” (2008 год) и Лицензиями (в т.ч. от 01.07.2010г.). Учебный план 2010/2011 уч. года есть всего лишь выполнение согласованного в течение всех этих лет существования гимназии нормы, в русле Определения Конституционного суда РБ от 16.06.1998г.
Из всего этого встает вопрос:

Сколько долго могут гос. органы одного и того же государства “мутозить” один и тот же вопрос, пробуя его “на зуб” то с одного бока, то с другого, то спереди, то с зада с тем, и чтоб каждый раз, немного вникнув в суть – оставлять его , что называется – бесшумно? с 1995 по 1998 год – Минобр. РБ сам утверждал учебные планы гимназии; в 2008г. Прокуратура и Правительственная комиссия РБ не нашли у нас нарушений; 2009г. Управление образования утверждала наши учебные планы, в 2010 – дали, основываясь на них – лицензию.
Всё это стало возможным из-за юридической несостоятельности высших эшелонов власти РБ во времена рахимовщины, что и отрыгивается сегодня.

Н.Н.Хусаинов

*************************************************************************************

Читайте также:

Учитель из Белебея

Обращение Союза общественных объединений татар РБ к президенту Республики Башкортостан

37 комментариев В Белебее судят татарскую гимназию

  • Татарва

    Вообще это башминобразование надо разогнать как гнездо провокаторов, разжигающих межнациональную рознь. И не только башминобразование. Само существование такой республики, где практикуется апартеид, является позором России.

  • Ману Кыпсак

    Правила игры для всех. В том числе для татар, даже которые живут в Белебее. Мне помнится он выступал в конгрессе татар, обливал грязью башкир. В общем человек он из подлых. Как таких земля терпит?

  • Ману кыпсаксков

    Пока Рахимов сидит в Уфе, пока у него не отобрали нефтяные деньги, принадлежащие всему народу Башкирии, он будет паралельно «править», везде пока его люди, они занимаюися тихим сабатажем, но и дестабилизируют общество, нагнетают ситуацию. Анекдот — быль. Ты знала сына Гульфии Юнусовой, который избил двух молодых журналистов и обокрал всех, кого момжно было обокрасть? — спрашивает одна артистка у другой. -Знала, он работал замом министра печати, и жил он напротив тюрьмы.
    — Так вот он теперь живет напротив своего дома…

  • 555

    Сегодьня програме 7-дней ТНВ показале как в ТАТАРСТАНЕ закрывают школы,которые обучают детей на татарском языке.таков федеральный закон.детей мало.

  • Татар

    говорить правду о притеснении татар, о судах, о попытках закрыть школу-это обливание грязи башкир. А может башкирам просто позволить татарам учимть свой родной язык и перстать навязывать татарам башкирский язык? ну не сделаете вы из татар башкир. А башкирский язык татарину и без перводчика поятен. Для чего все эти суды?
    Я думаю, для того, чтобы двести все до маразма и отменить изучение башкирского по всей башкирии

  • Мустафин В..

    К чему ругаться? Хусаинов никогда не критикует башкир.В минобразовании РБ много татар. Он говорит, что татарский и башкирский языки едины и понятны без особой подготовки. Действительно, многие башкирские чиновники из башкир сами не знают родного языка настолько, чтобы слушать, читать общественно политические тексты. А в Белебеевской гимназии знают.Зачем их судить-то?

  • Татар

    Хусаинову надо апелировать к словам президента Хамитова о татарском наречии БАШКИРСКОГО языка. Ну и чепго привязались, если татарский язык считается наречием башкирского языка? Зачем заставлять изучать два наречия одного языка?

  • Читатель

    А разве это дело может рассматривать суд?
    Держись, директор! Ваш пример — нам поддержка. Обязан победить.

  • Татарва

    В Уфе при Рахимове разрушили строящуюся татарскую гимназию. В Белебее, уже при Хамитове, хотят (эти же рахимовские националистические кадры) ликвидировать татарскую гимназию.

    Полагаю, что силы, гнездившиеся вокруг «благотворительного» фонда «Урал» хотят втянуть и татар (башкир они, кажется, немножко втянули) в межнациональные разборки. Хотят создать очаг напряженности и «доказать», что Хамитов не справляется со своими обязанностями.

  • mnbvg

    манька эсли кто подлый так это ты мрась,20 лет травили нас ,пора вытравливать вонь зауральскую.Очковому 555 если ты о челнинской 29 тогда вылажевай полностю инфу информатор ты наш. Ты лучше раскажи сколько твой сраный вождь поностроил твоих вымерающих аулах много этажных школ для призроков.Вот что должно тебя волноаать а не татарские школы

  • Кадерле

    1. Директора Белебеевской татарской гимназии Нурмухамета Хусаинова в дуще поддерживают буквально все татары. Не потому, конечно, что он (как пишет этот неадекватный Ману-ману), якобы обливал грязью башкир, а потому, что героически противостоит мощнейщей агрессии башчиновников. Эфэрин, Нурмохэммэт!
    2. Посмотрите внимательно Ману-ману с компаньонами. Башчиновники по сути разделили нас на два непримиримых лагеря. И деление это и враждебность только увеличиваются. Хотя и президент даже другой, и атмосфера, кажется, другая. И некоторые Ману, не вникая глубоко в суть проблемы, рады своей лжепобеде. По сути победе пирровой!..
    3. А насчет президента Хамитова, действительно, он, по моему, не тот деятель, который смог бы развязать наш «узел». Ибо его накрепко завязали рахимовцы, по моему, по указке тех же кремлевских руководителей. И ему, видимо, указали, не развязывай ты тот зловещий узел. Нам он нужен именно таким. Должны же мы этих олухов держать на своеобразной привязи…

  • 555

    примерно год назад на тнв программа айбат-гайбат показали как в татарстане татарские гимназии закрыли.во дворе одной гимназии построили армянскии ресторан.

  • козлик яуыз

    а кому нужен этот полуграмотный шовик-там нормальных детей нет.осталось переименовать интернат для дефективных.

  • Татарин навсегда

    Ну кто победил то,? мрази из минобраза или Добрый человек?

  • Кадерле

    Суд отложен на 12 апреля.

  • Ману Кыпсак

    Я думаю, что нарушитель закона будет наказан. Наложат большой штраф. Закон для всех един. Для татаров тоже. Кстати, слышал по радио Свобода в Татарстане в одном только Тукайском районе закрывают 8 татарских школ. И это на родине Великого татарского писателя-поэта Тукая. Но таков федеральный закон. Искренне жаль сородичей. Нам в Башкортостане двойне тяжелей. Башкирские школы хотят или закрыть, или переквалифицировать их в русские школы. Тут еще некоторые баламуты из числа татарского народа хотят башкирские школы превратить в татарские. Другой бы родственный народ наоборот поддержал бы башкир, как мы поддержали Вас открывая татарские школы, классы в республике в годы суверенитета, а силы сопротивления направил бы против русских шовинистов.

  • Друг

    Русский язык — государственный в РФ и обязателен для изучения всеми независимо от их национальности. Все остальные языки должны изучаться только как родные носителями этих языков. Так что Нурмухамат абый всё правильно делает. Флаг ему в руки!

  • Ману Кыпсак

    Башкирский язык — то же как государственный язык в Башкортостане, как татарский в Татарстане. Это закон. Он должен исполнятся, хоть ты даже чукча, живущий в Башкортостане либо татар. Ибо перед законом все равны. Нарушители закона кораются законом в ввиде штрафа и заключается в тюрьмы. Первый этап — штрафЮ, а потом …

  • ариец из сибая

    Закон унас один рассийский а ты свой племеной устанавлевай своем зауралье.

  • Друг

    Ману Кыпсак, хватит тешить себя пустыми надеждами! Нет такого государства — Башкортостан! Нет такого государства — Татарстан! Не фиг было башкирам в 1557 идти на поклон государю, а татарам проигрывать войну в 1552! Проиграли, поклонились — терпите, расслабтесь и получайте удовольствие! Насильственное обучение башкирскому в Башкирии и татарскому в Татарии — незаконно! Есть лишь одно государство — Россия и один гос. язык — русский! А все остальные языки долны ОБЯЗАТЕЛЬНО изучаться НОСИТЕЛЯМИ этих языков как РОДНЫЕ. Руки прочь от Белебеевской гимназии!

  • Ману Кыпсак

    Истерия здесь излишне. Закон требует хладнокровности. Почитайте Конституцию Башкортостана и России — там по изучению языков четко написано. Так что директору Белебеевской гимназии наказания не избежать.

  • ариец из сибая

    Нащет парасенка мнимого друга промалчю но по твоему вони место у тебя параши.

  • Ману Кыпсак

    Ты сам понял, что ты ляпнул?

  • ариец из сибая

    Ты ведь тупой что тебе обьяснять.

  • Ману Кыпсак

    От тупого слышу

  • Фагим Валиев

    Поддержим татарскую молодежь!

    Русские шовинисты Татарстана обратились к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко с просьбой защитить русский язык. Продолжение противостояния: http://tatar-centr.blogspot.com/2011/04/blog-post_03.html
    По данным агентства «Татар-Информ», под письмом подписались более 60 человек. По их словам, необходимо защитить интересы русскоговорящих детей региона.
    16 апреля они намерены выйти на митинг в Казани с требованиями изменить «националистическое законодательство Татарстана» и отправить в отставку министра образования республики Альберта Гильмутдинова. В этот же день татарская молодежь города Казани также проведет акцию в защиту татарского языка в 10:00 на территории Кремля у памятника Мусы Джалилю, куда я тоже получил приглашение от лидера Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиля Набиуллина: http://vkontakte.ru/event25876980.
    Напоминаю за три года в республике Татарстан закрыли 175 школ и гимназий. Все они оказались татарскими, а на данное время на стадии ликвидации находится татарская гимназия № 29 г. Набережные Челны. Смогу ли я участвовать на данном мероприятии, не знаю, но могу предложить темы для плакатов:
    1. Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын!
    2. Нет — закрытию татарских школ в Татарстане!
    3. Мы помним 1552 год!
    4. ЕГЭ — это гильотина для нерусских народов!
    5. Татар яшьләре! Милли хәрәкәттәге әби-бабаларабызны алыштырыгыз!
    6. Восстановить статус 175 татарских школ!
    7. Татар халкының хокукларын дөнья җәмәгатьчелеге дәрәҗәсендә яклыйк!
    8. Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?
    9. Нет народа – нет проблем!
    10. Когда будет покаяние за насильственное крещение и русификацию татар?
    11. Татар халкы! Аврлыклар алдында тезләнмә!
    12. Татары! Не знать родного языка – это позор!

    Член Президиума ВТОЦ им. Марата Мулюкова — Рафис Кашапов.

  • бурзян лох

    что ты слышш как пипи из зада делаеш за клаветурой.

  • Ману Кыпсак

    Больной есть больной

  • Ману Кыпсак

    Не Яуызов ли случайно твоя фамилия. Очень на него похоже.

  • бурзян лох

    Манька мая фамилия переводе с арабского чистый

  • Ману Кыпсак

    Тогда ты прямая противоположность значения своей фамилии

  • Ману Кыпсак

    Хусаинова в тюрьму, как разжигателя межнациональной розни!

  • лия

    Да, ладно Вам про тюрьму.ПОл страны сгинуло в тюрьмах да лагерях…Из-за того,что мы так любим друг друга.Моего прадедушку ночью увезли на крытой машине.По доносу односельчанина.А сейчас по законам что-ли живем,больше по понятиям.Человеческий фактор решает все. Все сейчас «купи-продай».Под ноги посмотрите где живут там и гадят.
    Редко кто так работает как директор татарской гимназии.Проверяльщик просто выполняет свою работу за зарплату, по сути. А Нурмухамет Нуриевич живет своей гимназией,своей идеей.Поэтому никакая ***,его не возьмет.

  • Гаяр

    Суд-то чем окончился?

  • Юра и другие

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякабашкирах, которые считают себя арийцами, как фашисты! Прочитайте не поленитесь! Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как иштякабашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с «серыми волками» ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию!!! Снести конный памятник «Бандэровца» бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ — ФАШИЗЬМ в России!!!

  • Алмаз Хабибуллин

    Власти Башкирии забыли про перепись где татар записывали карандашом и потом переправляли на башкир

  • Дочь

    Да дайте же им , на таком башкирском диалекте учиться ( татарский типа). Моя знакомая говорит ,она из бугульмы ,нам незачем изучать тат.яз. Перепись 1800 года посмотрите , вы там себя записали башкирами .

Отправить комментарий