Минтимеру Шаймиеву 74 года

Сегодня первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев отмечает день рождения. Государственному Советнику РТ исполняется 74 года.

Личность Минтимера Шаймиева взывает восхищение, споры и даже неприятие. По-видимому, он так же сложен, как сложна судьба самих татар, вынужденных жить с печатью побежденных и с памятью о былой своей славной государственности.

Татары Башкирии вспоминают президентство Шаймиева несколько иначе, чем татары Татарстана. Если лидеры национальных обществ Татарстана зачастую ругали Минтимера Шаймиева за его «мягкотелость» во взаимоотношениях с Москвой, то татары Башкирии с благодарностью вспоминают выступления Шаймиева за предоставление официального статуса татарскому языку в Башкирии.

Так, сначала он озвучил эту идею в своем выступлении на втором Всемирном курултае башкир в июне 2002 года. Затем, 27 декабря 2003 года во время очередной инаугурации президента РБ Муртазы Рахимова глава Татарстана заявил: «Сделанное в ходе избирательной кампании заявление президента Башкортостана М.Г.Рахимова о готовности выступить с законодательной инициативой о придании татарскому языку особого статуса было с большим удовлетворением встречено татарами как в Башкортостане, так и Татарстане. Это залог укрепления взаимопонимания дружбы наших братских народов, в котором мы с тобой одинаково нуждаемся….».

Оценивая подготовку к переписи населения 2010 года в Башкирии, Шаймиев дал достаточно жесткую оценку действиям рахимовского режима при проведении переписи в 2002 году. «Мы уже были свидетелями, когда в 2002 году в Башкирии сотни тысяч людей татарской национальности в результате переписи оказались башкирами. Если стремиться к таким «выдающимся успехам» в этой сфере, то о каких объективных и непредвзятых результатах может идти речь?», — заявил он.

Конечно, возможно Шаймиеву и его команде не хватало последовательности в защите прав татар Башкирии. Однако нельзя забывать, что им пришлось и приходится работать в условиях тотального дезинформирования Кремля башкирскими властями об, якобы, финансировании татарских организаций Башкирии, находящихся в оппозиции к режиму Рахимова, со стороны официальной Казани.

Краткая справка

Минтимер Шаймиев родился 20 января 1937 года в селе Аняково Актанышского района ТАССР. В 1954 году, после окончания школы, он поступил в Казанский сельскохозяйственный институт. Окончив институт, в 1959 году работал инженером, затем главным инженером Муслюмовской ремонтно-тракторной станции.

В возрасте 25 лет Минтимер Шаймиев был направлен в Мензелинск — управлять районным отделением «Сельхозтехники».

С 1967 года будущий Президент Татарстана работал инструктором, заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом Татарского обкома КПСС. В 1969-1983 годах занимал должность министра мелиорации и водного хозяйства Татарской АССР, затем первого заместителя председателя Совета Министров ТАССР.

В 1983-1985 годах М.Шаймиев являлся секретарем Татарского обкома КПСС, с 1985 по 1989 годы — председатель Совета Министров ТАССР. В 1989 году Минтимер Шаймиев был избран первым секретарем Татарского обкома КПСС, а с 1990 по 1991 годы он являлся председателем Верховного Совета Республики Татарстан.

психологическая помощь

12 июня 1991 года Минтимер Шаймиев был избран президентом Республики Татарстан. Эту должность первый президент РТ занимал до 25 марта 2010 года.
В настоящее время Минтимер Шаймиев занимает должность Государственного Советника Республики Татарстан.

Карим Яушев

41 комментарий Минтимеру Шаймиеву 74 года

  • уфимец

    В отличие от «нашей» Муртазы, который достаточно случайно оказался у власти, Шаймиев, оказывается, прошел все ступени управленческой лестницы. Не знал.

  • нугай

    Как сразу увидел, подумал — Брежнев на соломе лежит! )))

  • иштак

    да,шайми прошел все ступени партийной карьеры-коммуняка,рахимов хоть и производственник поддался влиянию коммуняк.

  • нугай

    что интересно, миниханов тоже прошел почти тот же путь — от сельхозинститута, инженера сельхозтехники … предсовмина и, в итоге, президента.

  • Урал

    Колхоз, одним словом.

  • чуваш

    есть такие люди которым папаши готовят теплые места.шаймиев.рахимов сами добились всего.

  • Историк

    Ты Уральчика Рахимова имеешь в виду?

  • Вил Мирзаянов

    Урал
    Комментарий: 6716. Отправлен: 21, Январь, 2011, 23:58.
    Колхоз, одним словом.
    — В точку попал Урал. Я бы добавил еще колхозный вор.

  • Кадерле

    Карим Яушев выставляет Шаймиева как бы защитником Приуральских татар. Получается, что только за крохотное выражение сочувствия, к тому же сильно запоздалое, всеми забытого, нигде не упоминаемого, как бы брошенной оджежды голодному волку, чтобы отвлечь его внимание хотя бы временно… Конечно, этот «голодный волк» во всём мире считался невинным ягнёнком, с которым якобы эти самые незговорчивые татары не могут найти общего языка. Капризничают. Именно на таких позициях стояли и до сих пор стоят все госчиновники Татарстана до сих пор. В том числе, и в первую очередь, этот «дорогой» Шаймиев. И даже такие корифеи национального движения, как Фэузия Бэйрамова и Вил Мирзаянов — и они отошли от такой позиции вот-вот недавно. Когда уже отходить никак было нельзя…
    А эти «Уральчики», да «Чувашчики», как отзывается о таких Хамитов, довольненько подлаивают из подворотен. Думая, наверное, про себя, мол, может и хотел да помочь своим «пленникам» в РБ, да кишка тонка у тебя, смелости, да решительности не хватило бы…

  • чп

    тех кто пытается противодействовать засилью Шаймиевского клана в республике .в лучшем случае гонят с работы. как это произошло .например с двумя третями депутатов прежнего состава Госсовета РТ.многим приходится покидать республику Так на следующий день после отказа выполнить указание Шаймиевского назначенца тогдашнего главы Кукмарского р-а на квартире начальника налоговой службы р-на Ермакова был произведен погром Ермаков его жена и несовершеннолетняя дочь были связоны и избиты.сын Ермакова студент юрфака КАЗ.госуниверситета попытался заступится за родителей был убит.историю замяли глава района пошол на повышение.не удивительно ведь МВД республики руководит бывший телехранитель Шаймиева Сафаров.получать в мирное время при росте престуности по генеральские звезды в год.Шаймиев говорил оппозиционные партии РТ можно уместить на одном диване ШАймиев согласен признавать как оппазицию только свою жену которую называет -моя домашная оппозиция-

  • Вил Мирзаянов

    Вообще сей г вовсе не герой татар, а анти-герой. На весь мир «прославил»он татар тем, что за критику и весьма обоснованную, отправил за решетку журналиста Ирека Муртазина. Напрасно мой друг не сказал, что карьеру сей г начал с того, что осушил все болота, луга и озера Татарстана точно таким же образом, как это было сделано в Башкортстане. До сих пор с болью вспоминаю, какие луга и озера стояли около моей родной деревни Старый Кангыш Дюртюлинского района и там я, маленький мальчик, с моей бабушкой собирал шомырт, карагат. Сейчас там песчаные поля. Так было и в Татарстане. А что, Шайми так и не знал, что творит и уничтожал природу точно так, как он теперь расправляется с собственным народом? Знал, но для своей карьеры и будущих миллиардов он шел на это преступление.

  • Ману Кыпсак

    Шаймиев славный башкир из бывшей Актанышской земли страны Башгурдия. Дух башкирский дал ему возможность сделать очень многое для братского татарского народа. Только неблагодарные могут о нем вспоминать плохо. Такие люди и мать свою продают.

  • Историк

    Идиот, ты до сих пор не понял, что никогда не было башкирского народа до 1918 года? Было башкирское сословие, составленное из абсолютно разных народов и племен. Ну тупица этот Ману Кыпсак

  • Историк

    Основой татар стали булгаро-кипчаки, основой башкир зауральские кипчаки, как ты.

  • Salam

    жалкие псы(((

    вы где родились? и где живете?

    и где вам умирать?

    идите ……….

    в татарию

  • хамитов

    мы вас будем давмть потехонечку пока не сдохнете

  • Хамитов

    Ваше время башнаци кончилось, берегитесь башнаци, уползайте в свои крысячьи норы с глаз людских

  • чуваш

    по тв к*** россия показывали мишарскую деревню в удмуртии.уних в деревне каждый год 50 детей рождаются и в магазинах не продают спиртное и табак.ТАТАРЫ И БАШКИРЫ между сабой лается могут.САЛАВАТ ЮЛАЕВ.КАРАСАКАЛ ЗРЯ ВОЕВАЛИ С РУССКИМИ.90% башкир водку жрут.песню сочинили-Башкирия самагонный край- в татарстане каждая третья бутылка водки в магазинах самапал.НТВ показывали.

  • нугай

    Чувашу.
    Не зря же сами мишаре говрят, что мишаре — татары высшего сорта!. Здоровый народ, значит, если по 50 новорожденных в деревне. Так было в 50-60 годы и в типтярских деревнях.

  • Урал-тау

    Истерия некоторых наших недоделанных собратьев /слава богу, среди татар таких мало/, ничем не затрагивает национальную гордость Великого Башкирского рода. Прав Ману Кыпсак из предуралья, что башкиры были испокон веков и будут. Я сам из северных башкир, которых Татарстанские политики хотели записать в татары. Мой дед мне рассказывал, как шла татаризация северных, а так же северо-западных башкир. Однако кырын эш — кырк йылдан hун да беленэ. Так что, как бы вы не старались визгливые татарские нацисты, мы смотрим на свои корни, где четко и ясно обозначено, что мы лесные башкиры. В Пермском крае тоже наши соплеменники есть. В прошлом году они провели свой куралтай. Рядом с нами живут братья мишарэ, которые тоже возрождаются.

  • Ману-кыпсак

    Историку! Сам такой! видимо ваши доводы становятся все меньше и меньше, поэтому закатываете истерику. Ты, наверное, запямотовал. Я, с предуралья. В зауралье тоже наших много. Аллага шэкэр.

  • Историк

    Смысла в наименовании башкиром никакого нет. башкиского солсовия сейчас нет и бащкиром называться смысла тоже нет. Не существовалдо никогда башкирского народа, было лишь сословие волжско-уральских тюрок с таким названием

  • Татарник-ШТ

    Урал-тау: Мой дед мне рассказывал, как шла татаризация северных, а так же северо-западных башкир.
    О,братело,я с тобой согласен,как я тя понимаю….Мой бабка и мой дедка тоже из башкир,только луговых и они тоже рассказывали, плача ,как шла татаризация башкортов..это было в годах 18-х прошлого века..
    Однажды, когда они сидели около юрты и спокойно ковырялсь в носу..вдуруг..от куда не возьмись тьма злых татарских мулл..они налетели как джины и начали бесчинствовать:срывать с башкирских голов малахами, а вместо них одевать проклятые тюбетейки..вырывать из рук кураи ,а вместо них запихали тальянки..а что эти ироды сделали с нашими юртами??? вместо наших прекрасных юрт они загнали нас в деревянные ящики сложенные из бревен..о ооо..
    они сожгли все наши книги написанные на башкирском языке ,а вместо них начали учить свой проклятый язык…они закрасили все указатели наших деревень и написали свои названия ..ооооо…они вместо наших башкирских газет и журналов заставили подписатся на татарские ..
    Великий стон стоял по всех башкирской земле..
    татарская чума на долго закрыла солнце над Великим Башкортостаном..
    и только с явлением Муртаза-батыра башкорты смогли скинуть ярмо татарского ига..

  • Урал

    Татарник-ШТ, у тебя конечно очень бурная фантазия. Татаризация шла другим образом, когда в башкирию нахлынул большевизм с бывшими татарскими муллами революционерами и начал вести агитацию, где добровольно, а где и принудительно с целью изучения только татарского языка в Башкирии. У них была великая идея с целью создания штата Идель-Урал. Однако башкиры показали им всем кукиш и создали Башкортостан.

  • татар баласы

    «татарнику» — мне приятно, что мои предки, не зная графу в паспорте (МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ «ОМДУ» БЫЛИ ТОГДА), знали «узебезнен кешенлярне». Не гнобили титульных,книги писали, да медресе содержали, было снисхождение к ним.Что в ответ получили…мифы и геноцид!

  • Историк

    Идиот, именно большевики присоединили Уфимскую губернию, к искусственно созданному Башкурдистану. Даже сам создатель башкурдистана Валидов говорил, что Уфимская губерния -это таатрская земля статарским населением и должны быть присоединена к Татарстану. Но цель у большевиков была другая -разьеденить фолжско-уральских тюрок путем создания искусственной нации башкир из сословия и присоединения к ним татарской уфимской губернии, чтобы башкиры были надзирателдями над татарами. Так и произошло, правда поначалу не очень получалось у башкир. Первый раз попытались навязать в татарских школах искусственный только что созданный башкирский язык в 1923 году, но плучили вселобщеий бойкот и стали продвигать постепенно втихую, пик башкиризации начласы после 70-х годв и апогея при Рахимове. И пришли к полному абсурду. Пора прекратить мученияи агонию псевдонации башкир.

  • Татарник-ШТ

    Уралу:»большевизм с бывшими татарскими муллами революционерами и начал вести агитацию, где добровольно, а где и принудительно с целью изучения только татарского языка в Башкирии..»
    Слушай, вроде грамотный человек.поймите же вы наконец..не историков своих слушайте а мозгами пораскидайте..сам подумай.ну а что они могли предложить? эти татарские революционные муллы. эти были голодранцы с одной книжкой на татарском..вот они и старались помощь своим неграмотным тюркским соплеменникам..(тогда не было понятия этноса нации ..ну в том смысле как сейчас)..ну не могли они учить другому языку кроме литературного(письменного) татарского..так как не было башкирской на свете..они и казахов тоже так же учили..и даже финно-угорские народы..все они на основе татарского развились..но не один не превратился в татар..проезд в татаышлинский район..там удмурты живут..они читают и пишут на татарском(на своем тоже) они мусульмане..их там называют-арлар и никто им не говорит, что они татары и сами они прекрасно знают, что удмурты..когда даже мишаре-татары хоть и пишут на литер.татарском,но говорят на своем диалекте.почему только башкиры отатарились..
    татары учили письменному-литературному языку..о от этого разговорный язык..быт привычки..генетику народа поменять невозможно..тем более за такое короткое время.НЕ БЫЛО ТАМ БАШКИР,по этому и их сейчас нет..престанте пересказывать сказки своих учителей асвиньярова и кузееевых..максютовой..не смешно даже уже..

    Однако башкиры показали им всем кукиш и создали Башкортостан.
    Башкиры сами себе показали кукишь..ты в этом очень скоро убидишься..вы и башкирию не создали..но и татары уже вам не предложат..вам уже никогда не получить власть..ваша доля это попуасия в зауралье туда мы будем туристов водить и вас показывать..»вот до чего может довести человеческая тупость» ашаган ашыгызга тычкан миллэт сез..
    уфа татарларыны рэнжуе сезгэ тошэчэк,биллэхи.

  • Зем

    Задумался почему и так называемые башкиры и татары сюда заходят как будто медом намазано. Потом подумал зов крови-ох-я сила. Какая кровь сильнее я думаю тюрко-монгольская а не угро финская.

  • Ырыуым - Борйан

    Татарнику-ШТ.
    тальянка — сокращенное название муз.инструмента «итальянская гармоника», т.е. «итальянка». Сейчас просто тальянка.

  • иштак

    ислам приняли в 630-м году аиткул заит таймас азамат и товарищи от сахабов. один из трех сахабов в сопровождении вотчинников посетил булгар,звали его талха усман.похоронены сахабы на горе нарыштау-миякинский район рб.и всякие сказки якобы татарские муллы обучали башкир-выдумки шовиков.и сегодня татары пытаются через ислам влиять на башкир.забывая что ислам не признает шовиков.

  • Татарник-ШТ

    Ырыуым — Борйану:
    А я разве спорю? Прекрасно знаю, что тальянка это измененное «итальянка».Просто татары долго перебирали инструменты музыкальные..думбра,курай(свиристель),саз..но ни один из них не мог передать всю глубину татарского мотива- «мон». И только с начало прошлого века,с первой мировой татары нашли, что искали: фортепьяно,скрипку и тальянку..Фортепьяно не прижилась слишком дорогой и не транспортабельный..скрипка вроде завоевало популярность,но только в городах..руки землепашца слишком грубы для этой неженки..а вот тальянка отвечала всем требованиям..легкая ,относительно дешевая..
    сколько дорог прошли тальянки с безызвестные гармонистами из татар….сколько татар плакало и смеялось ,когда играла тальянка..

    иштак: не буду тебе отвечать на твой пост,а только замечу..не подделывайся под башкир..от тебя булгристом за версту несет..сразу видно,что ты Башкирию только по инету знаешь..башкиры даже говорят по другому..тебе не прожившеву не понять и не уловить разницу..не смеши..

  • Историк

    ну так булгары приняли ислам, а при чем здесь башкиры? Племена Буляр, танып, гайна, юрми, юрматы, эней-это булгары. Западный Урал был всегда татарским(булгарским тогда), никаких башкир здесь никогда не было. Это зауральские кипчаки-кочевники приняли сословное имя башкир, а чего им «цыганам» делать оставалось?

  • Урал

    Татарнику-ШТ. Конечно вы очень долго искали «татарский» национальный инструмент, почему только остановились на гармошке. Есть же еще очень много других инструментов: волынка, рояль, гитара и т.д. и т.п.. Вот так «татары» искали во время революции новое название для своего народа. Остановились на «татарах».

  • Зем

    Уралу Пишешь как автомат не задумываясь просто стыдно смотри:
    «…Вот так «татары» искали во время революции новое название для своего народа. Остановились на «татарах»
    Получается масло масляное.Надо быть внимательным а то др.нации подумают что мы тупые и соответствующее отношение

  • Ману-кыпсак

    При чем не внимательность? Самое главное суть! Красиво сказано! Мне нравится! Молодец, Урал!

  • Зем

    А в окорблении с ошибками есть красота?Ты кто извращенец

  • Ману-Кыпсак

    за своей писаниной смотри. потом будешь других осуждать.

  • Салават Фатхетдинов

    согласен Шаймиев славный башкир из бывшей Актанышской земли страны Башгурдия. Дух башкирский дал ему возможность сделать очень многое для братского татарского народа. Только неблагодарные могут о нем вспоминать плохо. Такие люди и мать свою продают.

  • Салават Фатхетдинов

    но не согласен ,с тем что, что татары живут на северо западе РБ , это такие башкиры ,к-ые говорят на таком башкирском диалекте .

  • Салават Фатхетдинов

    БИОГРАФИЯ ПРЕЗИДЕНТА МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА
    Минтиме́р Шари́пович Шайми́ев (р. 20 января 1937 года, с. Аняково, Актанышский район, Татарская АССР) — с
    Фамилия его отца, Шагишарипа Шаймухаметовича (1901—1967) происходит от того, что деда Шаймиева (1870—1929) в деревне называли Шайми.
    Детство Шаймиева пришлось на военные и послевоенные годы родное село М.шаймиева .Аняково (тат. Әнәк) — деревня в Актанышском районе Татарстана в 49 километрах от села Актаныш.
    История:
    Аняково — поселение тептярей и башкир Мушугинской тюбы Булярской волости, с 1866 года — Поисевской.
    в 1848 году в 50 домах проживало 313 тептярей и башкир.
    в 1859 году — было зафиксировано 233 души башкир-вотчинников и припущенников военного звания или 504 башкира и тептяря.
    в 1870 году в 99 домах проживало 532 тептяря.
    в 1902 году в 129 дворах — 315 душ башкиры и бывших припущенников военного звания;
    в 1905 году в 134 домах − 670 человек;
    в 1912 году — 695 тептярей и башкир.
    в 2010 году всех башкир записали в татар , в нацию придуманную большевиками

  • Башкир

    Историк — это вы сословие монгольское, искусственно прозванное славянами «татями»

    не позорь себя, не зная ни истории, ни этнографии, ни топонимики… 🙂

    как жаль татар, которые и своей истории не знают, и чужой не уважают

    хотя… не жаль — вымирайте, ассимилируйтесь, всё равно от вас толку нет!

Отправить комментарий