Что происходит в «российском» исламе?

Интервью с президентом Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязовым об «исламофобском закулисье Кремля» и необходимости объединении вокруг муфтия Равиля Гайнутдина

«Портал-Credo.Ru»: Конец 2010 года ознаменовался вспышкой исламофобии в России. Началось все с истории вокруг возведения мечети в московском районе Текстильщики, продолжилось шумом вокруг праздника Курбан-байрам и реконструкции московской Соборной мечети. Апогея эта волна достигла на Манежной площади, где была организована акция ультра-националистов. И, наконец, закончилось все это информационной кампанией против лидера российских мусульман шейха Равиля Гайнутдина. С чем, по-Вашему, связан этот всплеск?

Абдул-Вахед Ниязов: Последние события показали, что в России есть очень сильное антиисламское лобби. Исламофобы представлены и во властных структурах, и в правоохранительной системе, и в масс-медиа, и, к сожалению, в системе братской для нас Русской Православной Церкви Московского патриархата. И, что еще более удивительно, у них немало сторонников и в мусульманских структурах.

Конкретные носители и выразители этих фобий в отношении ислама в России располагаются на двух полюсах. Первый полюс – это ультра-либералы. А второй – шовинисты и ультра-националисты. Несмотря на то, что они являются идеологическими антиподами, они полностью солидаризируются в своей неприязни и даже ненависти к нашей религии.

Несомненно, подобная позиция по отношению к исламу свидетельствует о предельной ограниченности и узости мышления представителей этих идеологических лагерей. Налицо полное отрицание и игнорирование ими истории, культуры и реалий собственной страны. Это или их близорукость, или осознанное нежелание видеть Россию сильной, единой и цельной. А ведь такой она может быть только при единстве всех ее народов.

На последнем заседании Государственного совета президент Дмитрий Медведев отметил, что «мы – единая страна, и мы должны учиться жить рядом друг с другом». Иначе, по его словам,сбудутся предсказания, которые делались аналитиками по Советскому Союзу. А тех, кто не дорожит целостностью страны и консолидированностью ее народов, президент предупредил, что это «не только безответственные, но и преступные подходы».

— А кого именно Вы считаете исламофобом? Много в последнее время в СМИ говорилось о таком персонаже, как Роман Силантьев…

— Он и есть не кто иной, как персонаж. Он – несамостоятельная фигура. Сегодня он является всего лишь неким рупором крайнего исламофобского крыла российской политической и информационной элиты. Он фактически некая часть айсберга враждебно настроенной по отношению к исламу команды.

Часть этой команды находится в ключевых информационных ресурсах, таких как информационное агентство «Интерфакс-религия», сайт «muslim.su» и некоторые другие. Имоказывается определенное покровительство со стороны неких чиновников в администрации президента России и среди представителей РПЦ МП.

Силантьев официально является директором Центра географии религий при Отделе по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата. Этот центр был создан по решению председателя Отдела на основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси в апреле 2010 года.

Получается, что непосредственным руководителем Силантьева в этой структуре является, как ни странно, человек, которого я уважаю, – Всеволод Чаплин.
Я знаю отца Всеволода лет 15 и могу сказать о нем только как о большой личности, патриоте и интеллектуале. Оттого для меня связка «Чаплин-Силантьев» чрезвычайно непонятна. Может быть, она возникла еще в то время, когда Силантьев работал исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России.

Но впоследствии с этой должности его вынуждены были со скандалом «уйти» за порочащие РПЦ МП действия перед мусульманским сообществом страны. Могу предположить, что отношения между отцом Всеволодом и Силантьевым сложились еще тогда.

— Вы утверждаете, что Силантьев пользуется покровительством неких исламофобов в администрации президента России? Вы могли бы назвать конкретные имена?

— Однозначно — нет. Например, я считаю себя единомышленником Владислава Суркова, и его позиция по проблемам развития религиозно-государственных отношений для меня всегда была принципиальной. Поскольку Владислав Юрьевич не просто один из руководителей администрации президента, а одна из системообразующих личностей в руководстве страны.

Несмотря на отсутствие системно и стратегически выстроенной национальной политики в нашей стране, при всей невнятности «национальной идеи», на фоне последней чеченско-кавказской кампании, у нас в стране, в целом, все же сохраняется межнациональный и межконфессиональный мир. Во многом это удается благодаря общественно-политической конструкции, выстроенной при непосредственном участии Суркова.

Я лично Владислава Юрьевича очень хорошо знаю, и знаю как толерантного человека. Он сам вышел из многонациональной и разнорелигиозной семьи. И, конечно, он понимает всю важность такой тончайшей и деликатнейшей сферы, как межнациональные и межконфессиональные отношения. Да, безусловно, многие подходы в той конструкции управления национально-религиозной проблематикой надо менять и обновлять. Это – требование времени. И я хотел бы сказать об этом ниже.

Если же говорить о заместителе начальника управления внутренней политики администрации президента Иване Демидове, то он возглавил это направление недавно. Он пришел на этот государственный пост, имея определенный опыт на ниве православной активности. Вне всякого сомнения, он человек креативный и яркий. При моих личных контактах с ним он мне показался искренне верующим. И он, как современный и верующий человек, не может с предубеждением и ненавистью относится к другой религии. Наоборот, с его приходом в администрацию мы связываем надежды на реализацию новых проектов и подходов в сфере религиозной политики.

— Вы имеете в виду недавно созданный четвертый всероссийский муфтият «Российская ассоциация исламского согласия» (РАИС)?

— Вы знаете, для всех для нас эта инициатива совершенно непонятна. Особенно, если учитывать, что данная структура является детищем господина Гришина, советника управления администрации президента.
Подавляющее большинство мусульманских деятелей и экспертов не могут найти разумного объяснения, для чего это было сделано.

Если ставилась задача объединить независимые общины, то почему бы не постараться того же самого «муфтия Пермской области» Мухаммедгали Хузина, изгнанного из состава Центрального духовного управления мусульман, вернуть в лоно того же ЦДУМ во главе с его наставником Талгатом Таджутдином?

А что касается муфтия Ставрополья Мухаммада Рахимова, вышедшего со ставропольскими общинами из единого муфтията Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаила Бердиева и возглавившего РАИС, то было бы логично, чтобы он влился в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Тем более что и резиденция ДУМ Старополья, и центр вновь созданного Северокавказского федерального округа находятся в Пятигорске.

Более того, Рахимов, будучи наполовину татарином и наполовину карачаевцем, олицетворял бы в таком случае связь татарского и кавказского крыльев российского ислама. Но в том, что сделано сегодня – собрать всех раскольников и противопоставить их в составе вновь созданной структуры РАИС их же собственным лидерам и наставникам, – я не могу понять логику властей, пошедших на этот шаг.

В оценке данного шага я согласен с известным российским исламоведом Алексеем Малашенко, который в ответ на вопрос «зачем вообще эта ассоциация была создана?», отмечает, что «очевидно, главной причиной сотворения РАИС стала очередная попытка «перереконструировать» организационную структуру российского мусульманства, а главное — понизить в ней роль Совета муфтиев России, возглавляемого Равилем Гайнутдином».

Но, извините меня, правильно ли сегодня ставить задачу переконструировать ту систему духовных управлений с лидирующей ролью шейха Гайнутдина, формированию которой сама же власть всячески способствовала на протяжении последних 10-15 лет? Выходит, та система была выстроена неправильно, раз нуждается в таком радикальном переконструировании?

В создании той системы взаимоотношений принимал самое непосредственное участие Владислав Сурков в команде Владимира Путина в его бытность главой государства. На мой взгляд, сегодня ее нужно совершенствовать и консолидировать вокруг единого духовного лидера. Прежде всего, с целью повышения ее эффективности.

Далее, возвращаясь к тезисам Малашенко, согласен я и с такими его словами, что при всей масштабности цели создания РАИС «влияние этого события на российских мусульман практически нулевое» и что «из затеи с РАИС, скорее всего, ничего не получится». Такие мертворожденные инициативы имели место и ранее. Взять, к примеру, то же Российское исламское наследие (РИН).

С какой помпой оно создавалось, и где оно сейчас? В создание этой общероссийской структуры были вложены немалые деньги, были привлечены громкие имена, такие как Максим Шевченко и Гейдар Джемаль. Но закончилось все в итоге ничем, хотя громких инициатив у РИН было предостаточно. При всем моем уважении к лицам, которые участвовали в создании РИН, вкладывались в него своими финансами, это действительно был мертворожденный проект.

Но неужели наши чиновники сегодня дошли до того, чтобы на виду у всего мусульманского сообщества втаскивать на пьедестал Хузина, уподобившись Калигуле? Или это такой изощренный способ плюнуть в лицо всей мусульманской умме России, подобно тому, как Калигула плюнул в лицо всему римскому народу?

Я думаю, что и тот скромный резонанс, который имел место в СМИ после встречи представителей РАИС с Владиславом Сурковым и Александром Хлопониным, тоже показателен. Критики могут обвинять Суркова и Хлопонина в чем угодно, но только не в том, что эти люди политически близоруки и лишены политического чутья. Думаю, что после того, как они увидели персонажей, собранных в РАИС, им многое стало понятным, если говорить о будущности этой организации.

— А почему все-таки Владислав Сурков встретился с руководством РАИС?

— Владислав Сурков, будучи первым заместителем руководителя администрации президента, курирующим национальные и религиозные вопросы, в ответе за все, что происходит на этом поле. Это его законное право и даже обязанность — посмотреть, что за «блюдо» наготовили его помощники. Выводы из увиденного, конечно же, он сделает сам. И я могу предполагать, что это будут за выводы, поскольку Владислав Юрьевич достаточно щепетилен и прагматичен. Особенно, когда дело касается интересов государства.

— Выходит, главным исламофобом в Кремле Вы считаете упомянутого выше Алексея Гришина?

— Мы достаточно давно знакомы с Алексеем Алексеевичем. Меньше, чем с Владиславом Сурковым, конечно, и гораздо меньше, чем с отцом Всеволодом Чаплиным. Тем не менее, за это время я все же успел узнать его достаточно, и у меня нет оснований считать Алексея Гришина непорядочным человеком. Однажды даже получилось так, что я стал обладателем весьма много говорящей о нем информации.

В свое время, когда Гришин нуждался в ресурсах и был скован в финансах, он отказался от неплохого вознаграждения за определенныеуслуги, которые он в силу своих служебных обязанностей оказал одному моему знакомому. Когда я об этом узнал, он очень вырос в моих глазах. За последние годы он поднаторел в понимании реалий российского ислама.

И даже то, что он сегодня покровительствует исламофобу Силантьеву, не делает его самого исламофобом. Многие вещи от него не зависят. Он стал заложником какой-то формируемой не им реалии. Заданность этой реалии исходит как раз из того самого исламофобского закулисья, о котором я говорил выше.

Гришин, многие годы занимаясь выстраиванием отношений государства и российского ислама, конечно, не может являться исламофобом. Со мной еще президент Чечни Рамзан Кадыров после своего первого долгого общения с Гришиным делился своим впечатлением об этом человеке. Рамзан Ахматович даже подумал тогда, что Алексей Гришин близок к принятию ислама. Настолько он был искренен в своих рассуждениях о нашей религии.

То, что Гришин буквально за последние месяцы из среднего российского сайта сделал Islamnewsодним из лидеров русского сегмента Интернета, уж точно не может характеризовать его как человека, ненавистнически относящегося к нашей религии. Тем более, что Islamnewsизначально поддерживался кругами, близкими к «Братьям-мусульманам» и ХАМАС.

И самое главное, Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, инициатором создания которого являлся как раз Алексей Гришин, делает очень много для российских мусульман. Раньше мусульманские организации могли рассчитывать только на помощь мусульманского бизнеса и своих прихожан. Или же на спорадические пожертвования из исламских стран.

А сегодня российские мусульмане получают из Фонда реальную поддержку на свои издания, мероприятия, книги, проекты. Посмотрите, как сегодня расцвела по географии и типам активности мусульманская жизнь в нашей стране.
При этом многим сегодня хотелось бы концептуальности и ясности в работе Фонда, а также большей прозрачности и эффективности его деятельности.

Видимо, именно с этим связана определенная критика, прозвучавшая в последнее время в адрес Алексея Гришина со стороны муфтия Чечни Султана Мирзаева и главы СМР шейха Равиля Гайнутдина.
Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И потом, конструктивная критика еще никому не мешала. Если духовные лидеры российских мусульман считают, что в работе Фонда присутствуют моменты, которые необходимо было бы исправить, то почему бы руководителям Фонда и работникам администрации к этому не прислушаться? Тем более, в свете последних тревожных событий вокруг мусульманского сообщества страны.

— Какие именно события Вы имеете в виду?

— Я даже не говорю об истерии вокруг строительства мечети в Текстильщиках и вокруг празднования мусульманами Курбан-байрама. Но события на Манежке повергли нас в уныние и шок. И резонанс об этом событии разошелся по всему миру, больно ударив по имиджу нашей страны.
Далее, убийство муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева под занавес уходящего года.

До этого муфтия убивали только в Дагестане, и то 11 лет назад на пике беспредела 90-х годов. Кроме того, сегодня мы дошли уже до того, что у нас в стране у мусульман пытаются отобрать и закрыть уже существующие мечети, как, например, в Петрозаводске и Красноярске.

Эти события должны серьезно заставить задуматься и российские власти, и лидеров мусульман России. Да, сегодня основные духовные мусульманские структуры страны – Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман и Координационный центр мусульман Северного Кавказа, которые объявляли о желании объединиться, уже сотрудничают на этом поле и даже создали единый совет по исламскому образованию.

С другой стороны, президент и премьер-министр РФ много внимания уделяли исламу, регулярно встречаясь с мусульманскими лидерами. Дмитрий Медведев в течение последнего года трижды встречался с российскими муфтиями. Владимир Путин в праздничный день Ураза-байрам приехал поздравить мусульман в Соборную мечеть Москвы.

Статус России в Организации Исламская конференция как страны-наблюдателя по-новому обозначил имидж страны на международной арене. Многие мусульмане окружающих стран сегодня с надеждой смотрят на Россию. А России именно поддержка мусульманских стран помогла вернуть статус великой державы.

Наши единоверцы за рубежом с неподдельной радостью признают, как в России гармонично выстроены отношения православных и мусульман, в обход рифов хантингтоновской версии столкновения цивилизаций. Как вдруг мы у самых стен Кремля, в нескольких шагах от могилы Неизвестного солдата, олицетворяющего дань уважения всем героям и жертвам той страшной войны с фашизмом – русским, татарам, украинцам, чеченцам, дагестанцам, увидели вскинутые в нацистском приветствии руки наших же молодых ребят с ксенофобскими, богохульными и кощунственными лозунгами.

Мы все ответственны за нашу потерянную молодежь. И кавказцы, которые неподобающим образом ведут себя в городах России, и пьяная русская молодежь, которая бегает за азиатами – это все часть нашей российской молодежи. И это поколение, потерянное для всей России. И в этой ситуации мы ни в коем случае не должны сидеть, сложа руки! Мы обязательно должны вернуть наших ребят в русло совместной созидательной активности. А иначе, кому мы оставим нашу страну?

У такой самой большой и многонациональной страны в мире, как Россия, нет никаких перспектив без четкой национальной идеи, которая бы исходила из ее истории, без четкой национальной политики, которая бы пронизывала все сферы общественной жизни, медиа, образование, армию, правоохранительную систему.

Получается, что пока наши национальные лидеры заняты модернизацией, развитием энергетики, глобальными вопросами позиционирования страны, страной пытаются управлять совсем другие силы и фигуры. Эти силы все больше отдают оттенком коричневого цвета. А это совершенно убийственно для нашей страны!

Ужасно и несправедливо то, что наши СМИ, в которых работают специалисты самых разных национальностей, вместо того, чтобы, увидев всю нелепость и опасность этих тенденций, начать работать на консолидацию общества, начали подыгрывать силам, работающим на развал страны. СМИ фактически занялись, во-первых, шельмованием только одной, более уязвимой, стороны конфликта. Во-вторых, они занялись провоцированием и расширением конфликта своими эскападами о злых кавказцах, о пугающих лезгинках, о намазах на улицах, о желании застроить наши города мечетями.

Это все напомнило мне 1993 год, канун начала первой чеченской кампании. Когда все СМИ верещали о злых чеченах, о чеченских авизо, из-за которых обнищала страна, о чеченских мафиози, о том, что этот народ органически несовместим с Россией. Выходит, мы опять возвращаемся к этому, уже пройденному сценарию? После такого количества пролитой крови, после такого количества жертв, когда эта война чуть ни уничтожила молодую российскую государственность!

В этой ситуации мы не можем позволить кому-либо расшатывать единство нашей нации. Мы не должны смиряться с тем, что персонажи, подобные Силантьеву, начинают делить наш народ, говорить о нас как о завоеванных туземных племенах. Мы никому не позволим выстраивать фронты внутри нашей единой нации. Потому что мы по Конституции – единый народ. А кто пытается делить нас по национальному, религиозному, социальному, культурному признаку, должен быть наказан по закону.

— Под занавес прошлого года в СМИ разразился скандал вокруг заявлений муфтия Равиля Гайнутдина в отношении русского народа. Как Вы можете прокомментировать эти неоднозначные заявления?

— Кто прочтет корректный и полный перевод того, что сказал на самом деле муфтий в интервью татарской радиостанции «Свобода», тот подпишется под каждым его словом. При условии, конечно же, что прочитавший этот перевод является настоящим патриотом своей страны.
Именно разобравшись в истинном смысле интервью шейха Гайнутдина, протодиакон Андрей Кураев принес ему свои извинения за то, что вначале СМИ разместили слишком резкую его оценку на интервью шейха.

Или взять, к примеру, ректора Российского исламского института Рафика Мухаметшина, который в своих комментариях полностью поддержал нашего духовного лидера.
А в Набережных Челнах мусульманские активисты даже организовали акцию в поддержку муфтия и приняли соответствующее заявление. Не говоря уже о той поддержке, которую оказали шейху Гайнутдину самые влиятельные муфтии российских регионов, такие как Нафигулла Аширов, Мукаддас Бибарсов и другие.

По большому счету, шейх Гайнутдин сказал, что недопустимо раскачивание лодки через раздувание национальных противоречий. Что нельзя в этих противоречиях и проблемах делать виноватыми только мусульман. Что это деструктивно и контрпродуктивно для всего общества. Что только мир и взаимопонимание могут быть основой для развития страны.

Если говорить о прозвучавшей в его словах критике, то критика была направлена в адрес отдельных персоналий, а не в адрес всей российской власти. Да и то, это была не критика, а пастырское увещевание. Для того и существуют духовные лидеры, чтобы говорить правду, в том числе и облеченным властью. Его заявления – это крик боли за свой российский народ, это его увещевание всем нам.

О тех же самых проблемах – об уровне пьянства среди коренных народов России, о духовном и физическом угасании народа — заявляли десятки раз ключевые российские политики, эксперты и духовные лидеры. Взять, к примеру, вице-спикера Государственной думы Светлану Журову, которая откровенно заявила, что уровень потребления российской молодежью «спиртных напитков и пива является свидетельством откровенной угрозы существованию нации».

И никакое СМИ не возмутилось тем, что Журова оскорбляет русский народ, обвиняя его в пьянстве! Наоборот, на сайте Журовой под ее жесткими оценками и приговорами российской нации можно найти сотни комментариев о том, что она «говорит это искренне», «переживая за народ» и т.д.
Где же справедливость, что за двойные стандарты? Заявления Журовой воспринимаются с благодарностью, а за подобные же заявления шейха Гайнутдина исламофобы обвиняют его в том, что он оскорбил весь русский народ!

Что крамольного в словах шейха Гайнутдина о том, что мы уже не можем обойтись без мигрантов? Что мигрантов недопустимо превращать в рабов, заставляя работать в любую погоду и даже пятничные молитвы заставляя совершать не в мечети, а на улице — в снег, ливень и холод.
Мое глубокое убеждение в том, что муфтий являет нам истинный пример патриотизма.

Потому что патриотизм в России может быть только интернациональным. И истинный патриот не только говорит приятные людям и власти вещи, но работает на то, чтобы исправлять пороки своего народа.

Сегодняшняя оголтелая кампания против шейха Гайнутдина, широко известного и на международной арене, в качестве лидера российских мусульман – это не только попытка оболгать российский ислам. Но и попытка исказить саму суть истинного российского патриотизма. Это, как минимум, недостойная ситуация, когда какие-то писаки из подворотни пытаются глумиться над духовным лидером российского ислама.

Сегодня мы – российские мусульмане, все, кто считает себя частью российского общества и гражданином своей страны, все честные соотечественники, — все мы обязаны поддержать нашего духовного лидера, который так много сделал для нашей страны, который неоднократно доказывал на деле преданность нашему многонациональному народу.

— Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события в новом году?

— Я, как верующий мусульманин, являюсь оптимистом. Мусульманин верит, что Творец все созидает рационально и с определенным умыслом. И все всегда овеяно Его милостью и Милосердием. Наша страна худо-бедно пережила мировой кризис. Убежден, что следующий год будет годом социального и экономического подъема.

Кто бы что ни говорил, очень серьезные подвижки ожидаются на Северном Кавказе. Это целый регион, который находится под особым вниманием федеральных властей. Что касается Чечни, так изменения в жизни этой республики последних лет вообще кажутся нереальными. Сегодня Грозный и Чечня выглядят гораздо более привлекательнее и организованнее, чем это было в начале 90-х.

Никогда Чечня не была столь мусульманской как сегодня. И заслуга в этом не только руководства Чеченской Республики, но и федеральных властей, а также, прежде всего, самого чеченского народа. Да, еще неспокойно на Кавказе. Но и в других республиках Кавказа мы видим элементы улучшения.

В самом большом регионе Кавказа Дагестане после событий на Манежке прошел важный съезд народов республики, где говорили о необходимости консолидации дагестанцев, интеграции выходцев из республики в общероссийскую нацию, о прекращении практики возведения искусственных фронтов внутри единого дагестанского народа, объединенного общей историей и культурой.

Мне хочется, чтобы хотя бы часть этих конструктивных начинаний, которыми был переполнен съезд, была реализована. Убежден, что это очень положительно повлияет на развитие ситуации в Дагестане и на Северном Кавказе в целом.

Татарстан – еще одна ключевая республика, где титульная нация традиционно придерживается ислама. Сегодня центр этой республики Казань во всех отношениях является третьей столицей нашей страны. А сам Татарстан сегодня является витриной всей страны – и в плане развития экономики, и в плане гармоничного выстраивания этноконфессионального взаимодействия. Оттого Татарстан сегодня становится моделью для остальных регионов страны, и даже для государств в пределах Большой Европы в деле гармоничного регулирования и решения межкультурных проблем и отношений.

Далее, по всей стране мы видим новые мечети, формируется инфраструктура мусульманского образования. Да, есть еще проблемы со строительством мечетей в российских мегаполисах. Но это отдельная и большая тема.
Другая проблемная тема – веерные запреты мусульманских книг районными судами. Скоро, кстати, состоится первое заседание созданного при Совете муфтиев России Экспертного совета, которое будет посвящено двум этим ключевым проблемам.

От решения этих проблем во многом зависит безопасность и чувство комфорта каждого пятого жителя России. Я имею в виду мусульман. Не может быть счастливой семья из пяти человек, когда один член семьи несчастен, недоволен или ущемлен в своих правах, и наоборот. И об этом должны помнить мусульмане, которых становится все больше и на севере страны, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и в мегаполисах Центральной России. Мусульманин должен быть примером для других, а не раздражителем для окружающего общества.

И в завершение мне хотелось бы сказать о необходимости именно системного выстраивания межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране. А не так, как сегодня, когда 5-6 чиновников в администрации президента и правительстве отвечают за управление этой сферой, которая, наконец-то, должна стать приоритетной для наших руководителей и всей власти. И тогда не будет конфликтов, не будет возмущения со стороны народа и критики со стороны мусульман, в том числе и со стороны мусульманских лидеров. В этом отношении хотел бы отметить консолидированную позицию нашего президента и премьер-министра, которую они показали к концу года после событий на Манежке.

К примеру, Владимир Путин дал предельно жесткую оценку последним событиям: «У нас в России более 160 национальностей и народностей. Многонациональность — это наша сила. Но если мы не поймем, как с этой силой обращаться, если мы допустим ксенофобию и национализм, вовремя не поставим этому всему преграду, Россия может разделиться и последствия могут быть непредсказуемыми».

Дмитрий Медведев на уже упоминавшемся заседании Госсовета наказал «всем руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений… Руководителям республик, руководителям территорий наладить работу с национальными общинами в других регионах, оказывать содействие нормализации межэтнических отношений».

Таким образом, мы вступаем в новый год с надеждой на то, что партнерство власти и мусульманской уммы позволит нам преодолеть существующие сегодня противоречия и проблемы. Убежден, что в нашем обществе возобладает здравый смысл и возродится незаслуженно забытая сегодня дружба народов. И наша многорелигиозная страна сможет в недалеком будущем стать примером мирного и созидательного единения народов и культур.

На снимках: вверху Президент РФ Дмитрий Медведев и председатель Совета муфтиев России Равил Гайнутдин, внизу Абдул-Вахед Ниязов

Беседовал Иван Сергеев

Другие публикации на эту тему:

Талгат Таджуддин объявил джихад против США тупой саблей

Управление мусульман Святой Руси могут ликвидировать

Талгат Таджуддин получил награду от Патриарха

27 комментариев Что происходит в «российском» исламе?

  • сувар

    нет татарского ислама,тем более больше половины приняли крещение.поддался влиянию татшовиков и получил по заслугам-в москве решил татязык внедрить-все народы равны.

  • Татарва

    И не надоест вам коренным да титульным все время тупо лаяться? Нет мыслей — молчи, слушай других, читай, что умные пишут. Вот такие отдельные активные безмозглые коренные создают нелицеприятный имидж целого народа.

  • Аноним

    Посмотрите как целует руку попа «чекист в чалме». Позор!

  • Татарник-ШТ

    что важнее в для татар «национальное » или » религиозное» ?
    Этот спор глуп и бесперспективен..с той же басни » кто главней яйцо ли курица?»
    Татарам,пора стать настоящими мусульманами,коль считаем себя частью уммы
    А вот новомусульманам пора понять что они пришли к нам, в наши татарские мечети и подобает вести себя покорректнее.. как урысы говорят «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» или уважаете наши народные традиции или уё ..стройте свои храмы..а из за одного урыса принявшего ислам татары не обязаны читать молитвы на русском.(вспомните совдепию,проходили же мы это недавно ,когда из за одного русского толпа татар ,ломая зык ,говорила на русском).а русскоязычным татарам перестать быть такими дело чести …
    под видом исламизаиии идет манкуртизация очередная..
    мечети ,праздники мусульманские в домах,в русских регионах это последние остравки где наши соплеменники могут говорить на татарском..
    я ,например,представить не могу, что бы никах моих детей шел на русском..лучше убью их ,чем потерплю позора..
    татары и так в Исламе! а то что плохо знаем шариат..так учителя были хорошие ..80 лет учили..что арабам и не снилось..
    но мы придем к свое вере,обязательно..только пусть не лезут со своими правилами всякие азиаты кавказцы..
    «Не надо татарам обрезание делать по новой..так уже за живое заденете»

  • Кипчак

    Спасибо Татарник, большое спасибо за твою умную позицию, мысли, фразы

  • Вил Мирзаянов

    Весьма странно, что сей Ниязов, которому публично на конференции в Москве в 1994 году муфтий Гайнутдин отказался пожать ему руку, сегодня «защищает» его. Я сам был свидетелем тому. С тех пор этот ловкий человек уже успел побывать в Думе, где его голос в защиту мусульман никто не слышал. По-обещал построить в Москве грандиозный мусульманский центр, собрал от всего мира деньги для него, вместе с Лужковым они заложили камень под него, однако, сегодня нет только нет собранных денег, но и самого камня.

  • Алгир

    Хорошая статья, спасибо Яушеву, многие «проблемные» вопросы отражены. Действительно, давно пора реформировать наш т.н. «татарский» ислам… Противостоять исламофобии очень нужная вещь! До абсурдного же доходить, дошло до того труды Нурси, даже наш древний-древний «Бадавам» попали в список экстремистской литературы… Пора бы определится и со сроком пребывания «верховного муфтия», җитте күп «ашады» бит инде…Давно себя дискредитировал себя на глазах правоверных (с случаем православных крестов в Нижнекамской мечети; переводом языка проповеди с татарского на русский и т.д.)Как пишет «Алмаз-бабайка» (ШТ) куда катимся? Мечети построенные татарами повсеместно замещаются «кавказскими» имамами с русским языком проповеди, кавказцы вед они по природе пассионары… Так нам мстит наш «татарский язык»! Раз мусульманское духовенство отвернулся от татарского языка, вот вам результат! Срочно нужно перевести язык богослужения в мечетях на «рельсы ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА», иначе все потеряем! Сначала на общедоступном русском, а затем на английском что-ли? Если хотят имамами в татарских мечетях пусть сначала изучают татарский, потом посмотрим… Сколько трений, кривотолков возникают при совершений обрядов новоиспеченными имамами, обучавшимися то на Кавказе, то у ваххабитов каких-то… Срочно возрождать т.н. «татарский» Абу-Ханифитский мазхаб суннитского толка», опирающийся на традиционный булгарский местный ислам!

  • Заур

    Алгиру
    Разделяю Вашу позицию на счёт кадрового состава в татарских мечетях и ведения богослужения на татарском языке. Кому надо посещать тот пусть осваивает татарский. Только не понятно как происходит замена татарского муллы кавказским. Нахрапом что ли. Или просто отпихиванием. Молится может любой мусульманин. Каждый вхож. Но эта чехарда на руку Москве.Подобное сталкивание лбами народы всегда было в практике. Слышал по радио Азатлык, что оди таджикский мулла на отлично освоил татарский и ведет службу на татарском. Это другое дело. Можно и по-приветствовать.

  • Заур

    Татарнику-тш
    У меня с родней тоже подобное происхоит. С татарским намного хуже моего, но расшибая лоб себе и внуку заучивают суры из корана на арабском, и,овучивая писанное, не понимая смысла,а если и есть перевод то на русском тк. на татарском слабо. Обвиняют меня в сторонении от веры. Приходится парировать нападки, указывая в неполадках в языке у самих.

  • сувар

    ханафитский мазхаб со средней азии-там узбеки живут или узбекские татары?а правильно будет гнать татар-торгашей и не назначать имамами,везде выгоду ищут.

  • Алгир

    Какого роду-племени вы Сувар? Ну и что если к нам ислам проник через Среднюю Азию? Силсаля (цепочка) наша в Булгар проник через Ахмет Хузя Ясави «Тюкляч би» (г. Туркестан)…

  • сувар

    я чуваш в исламе,а силсилю говорит татарам которые и ранее и сейчас уничтожают суфизм не приходится.всем известно что суфизм последние годы продвигали наши и башкиры-зайнулла,заки,акмулла.мужаур-все они являлись примером служения Аллаху а не монарху.

  • раб

    когда имамы начнут жить по исламу-никаких распри не будет.и не яушу-прислужнику неких сил разглагольствовать на эту тему.

  • Алгир

    Сувару: Что-за «чуваш в исламе» надо еще уточнить… Может вы идейный, бывший булгар, запутавшийся в самоназваниях? До революции часть татар, булгарского происхождения, действительно называли «суазами» (не путай с настоящими «чувашами»), а теперешних чуваш тогда называли «суазлы мари». Если не веришь, спроси у марийцев! Самоназвание предками настоящих чуваш приобретено намного позже. В русских источниках средневековья предков чуваш называли «горная черемиса»…(марийцев называли — «луговая черемиса»)… То, что часть татар в переписи записались «чувашами» не означает принадлежность к чувашской национальности, это по-другому «раскол единой нации, раздор» называется… Просто этнонимы «суваш», «савар» бывшие наши татарские, таких у нас полста…

  • Алгир

    Сувару: (продолжение) А суфизм, как я понимаю, это попытка «скрещивания» бывшей нашей религии пратотюрков «тангрианства» с исламом… Я сам, тоже считаю это правильно… Это у нас продвигается со скипом, а другие народы как азербайджанцы, казахи давно под видом «адат в исламе» давно сдружили веру пращуров с исламом… А что касается «заки (Шамсетдин Заки наверное), акмулла (Мифтахетдин Акмулла наверное)» вообще-то они мои земляки, не башкиры, а татароязычные представители «башкирского сословия»…

  • Заур

    Всем известно что Акмулла 3-х кровей Казахской, татарской, башкирской. Каждый тянет одеяло на себя.

  • раб

    не надо делит ишанов,а что касается шамсетдина заки он бурзянского рода,сын муллы,внук офицера и ученик ишана манди кутуша-кипчака.кстати они разрешали народные обряды-йола,если не противоречать эти йола корану и сунне.приверженцы суфизма были и среди татар-правда не поголовно как у башкир.

  • чуваш

    на сайте (агентство политических новостей нижний новгород)написано что абдул-вахед ниязов галубой.

  • Кадерле

    Земляки-ребятки!
    Ведь статья и очень мощная, и важная. Вас эти охломоны потянули куда-то, скажем, чувашо-башкирско-татарскую войну кухонного уровня, вы и втянулись. И ни какого стыда. Вам это нужно?… Давайте на будущее не замечать их, пусть гавкают у себя. Мы же туда не идем…
    Благодаря шовинистическо-националистичеким СМИ некоторое время назад над головой Равил хазрята Гайнутдина нависли черные тучи. Хотя все татары своими душами за хазрата Гайнутдина, такого открытого разговора еще не было. Вот и высказывайте свои сокровенные мысли по отношению к нему, и к тем журналистам и, даже некоторым мусульманским деятелям, которые уловив благоприятный для себя момент кинулись «осуждать» честного и чистого хазрята.
    Да, Равил хазрят Гайнутдин не только честный и чистый, но и благородно-смелый. Он выложил перед общественностью наши изьяны. Да, именно, В России часто преступные кланы и силовые структуры работают заодно. События в Кущевском и много десятков других примеров доказали это. В таких условиях не хватало только межнациональной и межконфессиональной розни. Равил хазрят Гайнутдин за толерантность между нациями и конфессиями. Но это не значит, что татары и исламское население России должны безмолвно смотреть, как мусульмане, особенно в праздничные дни, проводят свои общения с Аллахом прямо на асфальте, на трамвайных путях, и даже в христианских храмах. Руководство России должно пристально обращать внимание на такие недостатки в городах и селах страны. Если приблизиться к числу православных храмов — один на столько-то тысяч населения, то мусульманам Москвы, например, нужно 400 мечетей на сегодня. А их всего 4…
    …Каков бы ни был Абдул-Вахид Ниязов раньше, сегодня он стоит на верном пути. Возможно его мысли — и мысли же Президента Медведева. В таком случае мы должны оценить появившуюся статью положительно вдвойне. И сказать спасибо Кариму эфэнде Яушеву за возможность не только прочитать такой основательный материал, но и поделиться со своими мыслями по такой важной проблеме.
    У нас есть еще одна проблема, о которой, к сожалению, нигде не говорят. Это — рознь между башкирами и татарами, которую взращивали все правители РБ и до Рахимова, но особо рьяно занимался им именно он, Муртаза Рахимов. Конечно, Рахимов «самостийно» таким опасным делом не осмелися бы заняться, тем более в таком глобальном масштабе. Думается, что в Кремле, по наущению, скажем так, неумных, а скорее и враждебных сил, решили извести татар. Для этого они решили воспользоваться бывшим братским народом — башкирами. Беспрерывно переписывать татар в башкиры, татарские деревни с их школами перевести в башкирские. И особенно крупно заниматься этим делом в моменты переписи. Таким образом, уже до 2002г. было таких переписанных татар в башкиры 300-400 тысяч человек. Для этого пользовались всеми путями: при поступлении ли в учебные заведения, при устройстве ли на престижную работу… А в годы переписи все административные ресурсы РБ, включая ТВ, радио, предприятия, учебные заведения… работали против татар.
    Нарыв был страшный. Вот-вот прорвется… Хоть и с большим опозданием, но все же догадались убрать первого гонителя татар со своего поста.
    Но как повел себя новый ставленник Кремля?! Он не поменял массово рахимовских глав администраций. Система осталась прежняя. И не только так. Сам он, несмотря на свой высокий пост, продолжил эту рознь и далее, например, назвав себя башкиром, заявив, что земля эта башкирская, дав понять, таким образом, что, мол, продолжайте переписывать татар, также, как и раньше, в башкиры. Я вам разрешаю…
    Хотелось бы спросить у Вас, Дмитрий Анатольевич, когда же у нас будет глава региона для всех народов?! События на Манежной и в станице Кущевской разве ничего не говорят?! Давайте жить нормально, зачем бередить души людей?! А потом удивляться, как, мол, все это могло произойти?!..

  • Кадерле

    Земляки-ребятки!
    Ведь статья и очень мощная, и важная. Вас эти охломоны потянули куда-то, скажем, чувашо-башкирско-татарскую войну кухонного уровня, вы и втянулись. И ни какого стыда. Вам это нужно?… Давайте на будущее не замечать их, пусть гавкают у себя. Мы же туда не идем…
    Благодаря шовинистическо-националистичеким СМИ некоторое время назад над головой Равил хазрята Гайнутдина нависли черные тучи. Хотя все татары своими душами за хазрата Гайнутдина, такого открытого разговора еще не было. Вот и высказывайте свои сокровенные мысли по отношению к нему, и к тем журналистам и, даже некоторым мусульманским деятелям, которые уловив благоприятный для себя момент кинулись «осуждать» честного и чистого хазрята.
    Да, Равил хазрят Гайнутдин не только честный и чистый, но и благородно-смелый. Он выложил перед общественностью наши изьяны. Да, именно, В России часто преступные кланы и силовые структуры работают заодно. События в Кущевском и много десятков других примеров доказали это. В таких условиях не хватало только межнациональной и межконфессиональной розни. Равил хазрят Гайнутдин за толерантность между нациями и конфессиями. Но это не значит, что татары и исламское население России должны безмолвно смотреть, как мусульмане, особенно в праздничные дни, проводят свои общения с Аллахом прямо на асфальте, на трамвайных путях, и даже в христианских храмах. Руководство России должно пристально обращать внимание на такие недостатки в городах и селах страны. Если приблизиться к числу православных храмов — один на столько-то тысяч населения, то мусульманам Москвы, например, нужно 400 мечетей на сегодня. А их всего 4…
    Далее. Каков бы ни был Абдул-Вахид Ниязов раньше, сегодня он стоит на верном пути. Возможно его мысли — и мысли же Президента Медведева. В таком случае мы должны оценить появившуюся статью положительно вдвойне. И сказать спасибо Кариму эфэнде Яушеву за возможность не только прочитать такой основательный материал, но и поделиться со своими мыслями по такой важной проблеме…
    У нас есть еще одна проблема, о которой, к сожалению, нигде не говорят. Это — рознь между башкирами и татарами, которую взращивали все правители РБ и до Рахимова, но особо рьяно занимался им именно он, Муртаза Рахимов. Конечно, Рахимов «самостийно» таким опасным делом не осмелися бы заняться, тем более в таком глобальном масштабе. Думается, что в Кремле, по наущению, скажем так, неумных, а скорее и враждебных сил, решили извести татар. Для этого они решили воспользоваться бывшим братским народом — башкирами. Беспрерывно переписывать татар в башкиры, татарские деревни с их школами перевести в башкирские. И особенно крупно заниматься этим делом в моменты переписи. Таким образом, уже до 2002г. было таких переписанных татар в башкиры 300-400 тысяч человек. Для этого пользовались всеми путями: при поступлении ли в учебные заведения, при устройстве ли на престижную работу… А в годы переписи все административные ресурсы РБ, включая ТВ, радио, предприятия, учебные заведения… работали против татар.
    Нарыв был страшный. Вот-вот прорвется… Хоть и с большим опозданием, но все же догадались убрать первого гонителя татар со своего поста.
    Но как повел себя новый ставленник Кремля?! Он не поменял массово рахимовских глав администраций. Система осталась прежняя. И не только так. Сам он, несмотря на свой высокий пост, продолжил эту рознь и далее, например, назвав себя башкиром, заявив, что земля эта башкирская, дав понять, таким образом, что, мол, продолжайте переписывать татар, также, как и раньше, в башкиры. Я вам разрешаю…
    Хотелось бы спросить у Вас, Дмитрий Анатольевич, когда же у нас будет глава региона для всех народов?! События на Манежной и в станице Кущевской разве ничего не говорят?! Давайте жить нормально, зачем бередить души людей?! А потом удивляться, как, мол, все это могло произойти?!..
    Мне кажется, проблему татар РБ нужно взять Вам в собственные руки. На Хамитова у нас нет доверия. И нужно срочно организовать обратную связь с населением. Ну пусть Ваш чиновник поездит по районам и городам республики, пусть послушает что говорят простые люди, в том числе давно переведенные в башкиры, татары, которые, и учились, возможно, в превращенных в башкирские, школах… Ибо татарских школ, впрочем, как и формально деревень, на сегодня в республике почти не осталось…

  • Татарник-ШТ

    Бүген ТҖ МДНнең чираттагы Пленумында Татарстан мөфтие үзен бу вазифадан азат итүләрен сорап чыгыш ясады һәм аның үтенече канәгатьләндерелде.

    Мәгълүм булганча, Госман хәзрәт бу җаваплы вазифага 1998 елда сайланган иде. Аның эшләү чорында Татарстанда 1000нән артык мәчет, унлап мәдрәсә, Казандагы Россия Ислам университеты барлыкка килде. Дини структура төзелде.

    Госман хәзрәт Исхакый 2010 елның февралендә 4 нче срокка мөфти вазифасына сайланган иде.

    ТҖ МДНнең Низамнамәсе нигезендә, хәзер вакытлыча мөфти вазифасын аның беренче урынбасары Илдус хәзрәт Фәиз башкара. ТҖ МДНнең рәисе чираттагы Корылтайда мәгълүм булыр, дип көтелә.

  • чуваш

    9-января нам сказал хазрат что его снимут.мы рады.

  • табор

    будет один муфтий-толик,всех ему в подчинение.

  • тат-ис

    равиль ведет переговоры остаться муфтием москвы от цдум.

  • ысын БАШКОРТ

    Исламнын миллэте юк . Ислам темасыннан сез миллэткэ керэсегездэ китэсез . Ислам шунда кэсле , бэтэ миллэт бердэм булсак .

  • Урал-тау

    Дэрэс эйтэhен дэ ул. Башкорттарзы ла кургэ килэ бит эле. Мулла менэн дэ уз телемдэ аралашкы килэ. Татарлар бигерэк куп. Уларзын кубеhенэ мин ышанмайым.

  • Алия

    РАБ. Комментарий 6520. Не подскажете, откуда у Вас информация, что Шамсетдин Заки внук офицера. Я знаю, что дед Заки был Солтан (Султан). Может у Вас есть что про корни Заки, знаю что отец был Яриахмед -мулла, мать — Фатыма. Я интересуюсь этой родословной, поскольку являюсь праправнучкой Ш.ЗАКИ.

Отправить комментарий