Гражданин своей страны

Юрий Шевчук, поэт, музыкант, композитор

Большая пресс-конференция с лидером ДДТ

2010-й год выдался для Юрия Шевчука очень насыщенным. Музыкант активно работал над новым альбомом ДДТ, защищал Химкинский лес, пел с Боно в «Лужниках», раздавал антипремии «коррупционным ментам» и спорил с Владимиром Путиным о «несогласных». Немудрено, что у поклонников Юрия Юлиановича, равно как и у его противников, накопилось большое количество вопросов, на которые музыкант и согласился ответить в рамках пресс-конференции с читателями «Ленты.Ру». Первая, вводная ее часть состоялась в ноябре в формате блиц-интервью на камеру. Вторая — обстоятельные письменные ответы музыканта практически на все оставшиеся вопросы читателей — предлагается вашему вниманию сейчас.

Вступительное слово Юрия Юлиановича:

Здравствуйте, дорогие! Спасибо за вопросы. Главный из них меня не удивил, но порадовал. «Что делать?», – спрашивают меня Сергей, Марго, Карл, Евгений, Илья, Владимир, Семен, Дмитрий, Алина, Александр, Роберт и другие.

Нашли Чернышевского… Что мне, счастливому, как юный Гаутама, дураку, имеющему работу, друзей и перспективы, ответить на это спивающемуся после армии пацану в разбитой деревне, учительнице в бедной районной школе, работяге в заколоченном и выброшенном на окраину цивилизации моногородке? Коллеге-музыканту, закисающему в подвале, на хрен не нужному с его гениальными песнями, гламурно-блатному раздолью медиапространства? Офицеру, посланному на все четыре в результате невнятной армейской реформы?

Что делать? Первое, что приходит в голову – стать акционером партизанского отряда, уйти в лес и короткими набегами водружать на местах вопиющую справедливость… Почистить страну… Если не читал бы, не знал истории, так бы и сделал.

Болтает нас между двумя системами – капитализмом и коммунизмом. Но мы забыли про феодализм. Давайте поразмышляем.

«Происходящее всегда трудно опознать тем, кто замечает в первую очередь то, чего желает… Великие революции никогда не свершались для того, чтобы свергнуть установившееся господство буржуазии. Все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе…

Суверенность – то есть практически непроизводительное употребление ресурсов, не может считаться целью истории… Революции, утверждаю я, происходили в обществах феодального типа, где богатство еще не направлялось на накопление производительных сил…», – пишет в своей книге «Проклятая часть» Жорж Батай. Я с ним во многом согласен.

Существующие ныне социально-экономические системы далеко несовершенны. Но посмотрите, «нашими» правительственными идеологами придуман термин «суверенная демократия». А слово «суверенность» в основном значении обозначает «верховную власть», то есть феодализм. И не есть ли это словосочетание подтверждением возврата нашей страны к феодальному строю?

Как мы читали выше, «…все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе…». Если наше государство пойдет и далее по этой авторитарной дорожке, если будет и далее существовать пропасть между сословием «неприкасаемых», то есть бюрократии, буржуазии, власти, и простым, «тягловым» народом, то, конечно, еще одна революция в нашей стране возможна. Такие дела.

Что делать? Думаю, что отношения разума и мира должны быть более равноправными, гармоничными. Простите за банальность, но гармонию, для начала, нужно искать в душе своей. И если мы уточним вопрос, задав его так: «что Мне делать?», становится проще. Вопрос становится не размытым, большим, огромным, философским, с достоевщинкой, а четким: «что Я лично могу сделать в данный момент, в данное время?». Скотиной можешь не быть? Могу. Уже легче жить окружающим будет.

Начинать надо, прежде всего, с себя. Самая страшная проблема – мы сами. Такого падения этических и нравственных норм история России давно не знала. И мне, смею признаться, иногда гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить. Верна поговорка: все люди добрые, но не все об этом знают. Искать в себе добро… Но означает ли это социальную пассивность, типа «музыкант – музицирует, политик – политикует»? Нет.

Видел недавно передачу Познера с Гребенщиковым. ВВ наскакивал, ББ отмахивался. «Любая власть от Бога. Какая есть, такую народ и заслуживает», – говорил музыкант. Короче, кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Кстати, почему-то Боря не озвучил толкования святыми отцами этого изречения – любая власть от Бога, если она пытается придерживаться заповедей Божьих – не укради, не убий, и так далее, и тому подобное. Еще он процитировал Дионисия Ареопагита: «Бог там, где кончаются наши представления о Нем». С чем я согласен.

Далее, «Бога не нужно просить ни о чем. Он в нас, Он любит нас. Он и так все знает». Трудно не согласиться. Далее? Дальше ББ не пошел. Он коснулся Причины, многим неясного объема истины, парадоксальности ее и алогичности. Бог там, где мы о Нем ничего не знаем, и Он в нас. Единовременно.

Но Мудрейший ничего не сказал о Свободе Выбора, которую даровал нам Господь. О свободе всю жизнь, каждую секунду бытия выбирать между добром и злом, о нашей личной ответственности за судьбы мира. Мы – его сознание, и от нас многое зависит. Не думаю, что утилитарное прочтение Книги Книг, использование ее в корыстных целях свойственно Борисычу. Священное писание глубоко симфонично, в этих метафорах каждый, если пожелает, найдет для себя путь к спасению.

Но достойно ли, правильно ли заниматься самосозерцанием, когда в доме пожар? Добрые христиане спасают из огня детей, родных, близких, а потом уже самих себя и имущество. То есть от нас тоже жизнь в стране зависит. И власть, она не только от Бога (наружного, языческого), но и от Бога нашего, сокровенного, выстраданного (нутряного, христианского).

Мне нравится полемика, которая развернулась в новейшие времена. Дискуссия об отношениях художника и власти, человека и государства. Опять актуально.

Мы многое можем. Не верьте разным политтехнологам, которые нас убеждают, что выбирать можно только из двух персонажей. Я считаю, что голосовать нужно за свое сокровенное и наболевшее. Как? Человеком оставаться. Не принимать нечестных правил игры. Выключить телевизор. Критически – к пропаганде. Жизнь видеть реальную. Работать над долей лучшей и давать отпор негодяям.

Сартр писал: «Человек страшится быть единственным источником своей безосновной свободы, страшится быть единственным источником ценностей, ему тяжко нести бремя ответственности (и нести на своих плечах всю тяжесть мира) и он пытается «списать» свои действия на якобы не зависящие от него, объективные причины, скрыться за какой-нибудь маской (социальной ролью, например). Таково «неподлинное», «неаутентичное» существование. Но и в этом случае любая маска, любая роль – результат, в конечном счете, Свободного Выбора. Человек, поистине, «осужден быть свободным» (Философские тетради, М., 2004).

Кстати, недавно пришло известие о переносе места строительства газпромовской башни из культурно-исторического центра Санкт-Петербурга. Не зря питерский народ протестовал на митингах. Останется нашим детям гениальная невская небесная линия.

Юрген пишет: «Макаревич недавно у Максимовской выразился в том духе, что не повезло «начальству» с народом и все беды российские от «темного», «невоспитанного» народа. Скажите свое нелицеприятное мнение о русском (российском) народе? Кто виноват в нынешних бедах: власть или народ?»

На вопрос «Кто виноват?» добавлю к предыдущему: мы с вами виноваты. Но понимая весь ужас положения, все-таки не повернется у меня язык сказать, что народ не тот.

Народ (многие совестливые люди стесняются бросаться этим словом, пафоса боятся) у нас, слава Богу, есть. Но рваный весь, как душа грешника. От неустроенности и непонимания перспектив многие озадачены и, как следствие, озлоблены. Лечат души свои, порезанные, спиртом да блатняком. Женщины многие несчастливы, в любовь не верят. Не вера царит в Бога, а мистика египетская, суеверия. На двуглавом – красная звезда. Вместо светлой классики – непонятная постмодернистская эклектика. Зябко, неуютно, непривычно без идеологии. Будущее – опасно, неопределенно, дети – как чужие. Привычного, знакомого прошлого нет. Вот и цепляются потерявшие опору за уверенного архаичного Путина и праздничный, позитивный телевизор. Смотрим футбол, пьем пиво, и каждый выживает. Сам по себе.

Приснилась мне как-то картина: Красная площадь, полная идущих людей. Голых, без транспарантов и портретов вождей, которых и на мавзолее тоже нет. Люди идут и с недоумением смотрят друг на друга: «Вот какие мы на самом-то деле, homo erectus». Предыдущая, коммунистическая идея полировала общество, сглаживала острые социальные, бытовые углы, уравнивала нас всех и вселяла ощущение счастья и равенства всех перед всеми (коллективное бессознательное). Лишившись этой иллюзии в нынешние времена и увидев себя такими, какие мы на самом деле есть, мы ужаснулись.

Но не сразу «Москва строилась». Мы на ощупь, и политики, и простые люди, не зная будущего, не имея никакой оперативной информации о нем, мы в этой тьме, тяжело, со срывами в средневековье, падениями, в кровь сорванными ногтями, но все же, надеюсь, выползем к свету, иначе… (но понимание света у всех разное, в головах сплошные светофоры).

Что есть нравственность? По-моему, это – человечность. Все время встречаю. Верю еще в промысел Божий. Бывает в истории, когда нация дойдет до последнего края, она начинает самоочищаться, сплачиваться морально и нравственно, каким-то древним чутьем, всеми своими клетками, генами осознавая, что иначе – апокалипсис. То бишь, всеобщий кирдык. Во время Великой Отечественной войны это было. Тогда выстояли. А сейчас-то чего нам плакать и стенать?

Лента.ру

Полную версию пресс-конференции с ответами на вопросы можно читать…

19 комментариев Гражданин своей страны

  • тат-шт

    учитись у шевчука уму-разуму.шавки-шовики.

  • буран

    пусть сильнее грянет буря.

  • Аноним

    если шевчук принал какуету грамоту от муртазада, только перестал домогатся до него

  • Татар баласы

    «я татарин на лицо…», «в моём я татарская камча…», «я потомок стрелы Мамая», «эй россияне — татары,чуваши…» — немного строк из его поэзии. Мама у Юлианыча татарка,первая супруга татарка… Партхозактив с комсомольцами да нацкадры с гэбистами «выжившиие» Шевчука в конце 80х из Уфы составили преторианскую гвардию в 90-00ые гг. суверенного башкортостана и первого перзидента, тёплые места получили из его рук.Наше республиканское устройство Ю.Ю.Ш.(2008м) он характеризовал очень точно ФЕОДАЛИЗМ.Ну и проповедает он Христа,с кураем не замечен, в «записных башкирах» не ходил.

  • заки

    кнам в челны приезжала хания фархи она сказала что 75%певцы тат эстрады из башкирии а коренные татары петь не умеют чтоли

  • Татарник-ШТ

    кнам в челны приезжала хания фархи она сказала что 75%певцы тат эстрады из башкирии а коренные татары петь не умеют чтоли

    во-первых «коренные» татары это мы,а татарстанец не значит то же самое ,что татар..

    Наша Родина(земли так называемой республики башкир) так красива ,что каждый татар в душе, если не поэт,то певец..

  • Татар баласы

    Была бы рахимовщина благодатной к творческим личностям,то в Уфе и жили и работали бы…Эмигрировали все, кто не был кураистом — «люмен», «земфира» и т.п. Как там «бабка была бы дедом да …я нет». Все возможные республиканские сцены «озон куями», малахаями да елянами завалили уровня кружка художественной самодеятельности передового колхоза имени «Байыка» БСТ.Давили не только татарскую эстраду — изживали всё, что лучше танца «бурзяночка».

  • тат-шв

    посмотри в зеркало талант ты наш козлик баласы.певцов двигает жажда наживы.они всегда живут там где бабок больше.а всякие фонограмчики нам не интересны-в казани и москве любят все блестяшее не заглядывая во внутрь.

  • татыр

    кореннрй ты наш ташакник-шт,ты хоть родителей своих знаешь?

  • Татарин навсегда

    Двое последних, что вы здесь визжите как поросята, лучше что нибудь сыграйте на курае.

  • Урал

    А что, Сафина Алсу всю жизнь с кураистом пела. Классно же, татарские песни с башкирским кураем. Так что, вам этого не понять.

  • Аноним

    я знаю что чюкчи под курай очень любят плесать

  • Зулия

    Сайт Татарам.ру http://www.tataram.ru/article/581/9/
    приводит такие высказывания Шевчука о ситуации в Башкирии: «…сейчас в России идёт процесс жесткой централизации власти».
    «…нынешний ставленник Кремля Рустэм Хамитов является обычным менеджером. К сожалению, сейчас по всей территории России происходит поголовная замена руководителей с харизмой, на тех, кто будет безропотным исполнителем воли Москвы.
    В принципе, в том, что президент Башкирии не имеет политических амбиций, нет ничего катастрофического, кроме того, таких как он много. Не смотря на то, что Хамитов занимается экономикой, возможно, действительно способствует росту благосостояния, нет гарантий, что такие стратегии будут долгосрочными, смогут способствовать выбору политических и стратегических целей. Кроме того, у подобных руководителей и их ближайшего окружения наблюдается явный дефицит свежих идей, — считает Юрий Шевчук».
    Разве он не прав? Рахимов производит впечатление добросовестного хозяйственника, достаточно исполнительного. Умничка такой вот. Но выше головы и выше указанной планки не прыгнет.
    Будет аккуратно следить за состояние лампочек в подъездах, но не выше. Получит указание Кремля в целях экономии выкручивать лампочки, будет исполнять. Полномочий выше лампочек не имеет.

  • Аноним

    Был умнечкой да казлом стал.

  • Фагим Валиев

    ЗАЯВЛЕНИЕ ВТОЦ имени Марата Мулюкова

    20 января 2011 года г.Казань

    Президиум ВТОЦ имени Марата Мулюкова на своем очередном заседании ***изировал выступления Президента РФ Дмитрия Медведева на встрече с председателями обеих палат Федерального Собрания, их заместителями, руководителями ключевых комитетов Совета Федерации и фракций Государственной Думы (17 января 2011 года).
    Обсудив выступления Президента РФ, а именно такие слова из речи: «Мы должны заниматься культурой. Я недаром уделил этому такое внимание в своём вступительном слове. Причём нам нельзя зацикливаться только на традициях, сколько бы объёмны и интересны они ни были. Мы должны создавать нашу современную российскую культуру, включая и русскую культуру тоже, конечно.
    Нужно поддерживать и современный русский фольклор, и музыку, и литературу наших дней, и те обычаи, которые возникают у нас на глазах, а не только те, которые пришли к нам от предков. Только таким образом можно выработать синтетические национальные ценности.
    Русские вообще являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны. Сидящие в этом зале представляют разные культуры, но значительная часть – это представители русской культуры. И нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну»- Президиум ВТОЦ им. М. Мулюкова пришел к выводу: Президент РФ полностью проводит политику великого русского шовинизма, которая направлена на уничтожение нерусских народов, живущих на территории сегодняшней Российской Федерации.
    ВТОЦ им. М.Мулюкова протестует против усиления русского шовинистического националистического настроя о стороны руководства России.
    Требуем равноправия всех народов России их культуры и сохранения национальных интересов малых и больших народов РФ.

    Заявление принята «единогласно» на Президиуме ВТОЦ им.Марата Мулюкова
    Верно: Председатель Г.Нуриахмет
    http://tatar-centr.blogspot.com/2011/01/blog-post_21.html

  • Заур

    Фагим Валеев
    Полностью согласен. Сам я довоенный. Великорусский шовинизм ощущал на себе с детского сада. То что возносит руководство страны русский народ,в чем он не нужается,и так никто не отрицает,что самая крупная нация, только принижает достоинство,права других народов. Все народы исторически никогда не были приравнены в правах с русскими как бы не называлось государство. Царство,империя,СССР, РФ.

  • Урал

    В 80-х годах с классом (учился в 4 классе) ездили в Уфу. В классе половина ребят разговаривали по башкирски, половина по татарски. Едем мы в Уфе в трамвае, естественно все мы между собой разговариваем на своем родном языке. Я хорошо помню каким нехорошим взглядом на нас смотрели толстые тетенки и дяденки, конечно же русские. Они смотрели на нас как на дикарей. Начали возмущаться, ругать наших преподавателей, которые ехали с нами. Они возмущались, почему мы не разговариваем по русски, и на каком языке вообще разговариваем, откуда и зачем вообще приехали такие «невоспитанные» башкирята и татарята.

  • Заур

    Продолжать примеры шовинистического поведения старших «братьев и сестер» можно бесконечно до сегодняшнего дня. Учился в вузе в Казахстане. В группе казахов было чуть больше половины. Естественно казахи говорили на своем. Я понимал и немного говорил тк не местный. Одну особу это достало, и в категоричной форме потребовала прекратить казахам разговаривать на своём языке. Не зайди в это время препод разразилась бы драка.
    Ехали 3 группы в автобусе в другой учебный корпус. Та же картина. Хватит калякать на своём-казахам. Где же нам разговаривать спрашивает девушка казашка. К нам везде от вас такие требования: на учёбе нельзя,в общаге нельзя,в транспорте нельзя.Вот вернешся в свой аул вонючий, там и разговаривай, призренно ответила «старшая сестра». Были частые скандалы на этой почве и драки среди парней.
    Последнее выступление през. Медведева и Грызлова только подольёт масло в тлеющий костер великорусского шовинизма.

  • Зулия

    Аноним
    «я знаю что чюкчи под курай очень любят плесать»
    Чукчи и все остальные пляшут под московскую дудку.
    правильно пишут без ошибок. А тебе даже спелчекер не помогает, грамотей.
    Вся страна пляшет под народные чудо-муз.инструмены — балалайку, сопелку, дуделку.

Отправить комментарий