Аристократический каркас татарской государственности

В Казани пройдет сбор Меджлиса татарских мурз

14 ноября 10.00 в художественной галере «Хазинэ» на территории Казанского Кремля состоится сбор Меджлиса татарских мурз Республики Татарстан.

На ежегодное собрание соберутся потомки старейших татарских дворянских фамилий. Участники собрания обсудят итоги работы за год и наметят планы на будущее.
Уникальной частью сбора станет вручение свидетельств о дворянской принадлежности представителям родов Мамлеевых, Терегуловых, Чанышевых, Яушевых, Апаковых, Акчуриных, Давлетьяровых, Уразаевых, Максютовых и Кашаевых.

Меджлис татарских мурз РТ зарегистрирован в 2005 году. На сегодняшний день их число, объединенных Меджлисом — около 300. Это представители 36 татарских дворянских родов, проживающих по всему миру: Габитовы, Еникеевы, Яушевы, Чанышевы, Терегуловы, Амирхановы, Юнусовы, Акчурины, Аппаковы и другие.

СПРАВКА

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Мурза — это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников — различных татарских ханств и княжеств.

Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. В татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был «карачи», затем «бек», «султан» (по-русски их называли царевичами), «улан», «гурген» и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами — князьями и мурзами.

Свою знать многие тюркские народы называли мурзами. Сам термин «мурза» (мирза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды российского дворянства, причём часто они получали в документах также и титул князя.

После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало.

По материалам печати

41 комментарий Аристократический каркас татарской государственности

  • татар баба

    мурзы-сабаталы это те которые сохранив веру прибежали к башкирам.а остальные предавшие веру чем гордятся непонятно.но видно что хотят верой служит москалям.

  • ZooliaTuganova

    Надо полагать, автор статьи тоже принадлежит к этому каркасу, судя по фамилии?
    Если это так, немного понятны взгляды автора. Имею ввиду презрительно-отрицательное отношение к башкирам.

  • татар бэласы

    благодоря продажным мурзам нас называют не булгарами а кличкой.

  • мишар

    точно так-татарами или дьяволами окрестили мурз.поэтому их окрестили или убили.кроме убежавших башкирам.

  • Татарва

    Судя по особенностям орфографии, пока высказывают свое мнение (точнее, изрыгают злобу) только коренные-республикообразующие-титульные.

    Все ти слова «сабаталы», «убежавших башкирам», «нас называют не булгарами а кличкой», «отрицательное отношение к башкирам» — все это из арсенала «переодевшихся» татарами башкирских горе-патриотов.

  • Ордынский татарин

    В Казани пройдет «Золотоордынский форум»
    11.11.2010

    29-31 марта 2011 года Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана проводит «Золотоордынский Форум». Форум будет проводиться раз в два года и станет для специалистов постоянной площадкой для обмена мнениями.Цели Форума состоят в объединении специалистов, занимающихся золотоордынской цивилизацией в самом широком спектре.
    В рамках «Золотоордынского форума» состоятся 2 научные конференции:

    1) Вторая Международная конференция «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII–XV вв.)»
    Работа конференции пройдет по следующим сессиям:
    — Вопросы политической истории Золотой Орды;
    — Социально-экономические аспекты истории Золотой Орды;
    — Вопросы источниковедения истории Улуса Джучи; —
    Культура Золотой Орды.
    Время проведения конференции — 29-30 марта 2011 г.

    2) Конференция «Нумизматика Золотой Орды»
    Работа конференции пройдет в одну сессию, к обсуждению предлагаются две основные темы:
    — вопросы монетного дела и денежного обращения в Золотой Орде;
    — особенности денежного обращения в приграничных районах Золотой Орды.
    Время проведения конференции — 31 марта 2011 г.

  • Alim

    Кучка кретинов. Да, если по фамилии только судить все Романовы — наследники российского престола, балбесы! По-вашему, если обезьяну Наполеоном назвали, она и вправду имераторских кровей? Да, и другая сейчас сословность, я со многими этими мурзами с*** на одном гектаре рядом не сяду. Да, и не сами они это мутят, им это не надо, подсказывают дяди. Опять же стол за казенный счет накроют, стопарь поднесут по старинному высокоблагородному татарскому обычаю. 🙂 Ну-ка Татарник чиркани-ка чего-нибудь, чтобы у этих вояк диванных глаза вылезли! Что за чушь вся эта булгаристика? Что за недоноски тут пасутся?

  • Ирек татар

    А фамилия Ахметовых где здесь.?

  • Кадерле

    С одной стороны, многие из нас действительно стесняются, что они выходцы из Золотой Орды. Потому-то хотят бегом убежать к «булгарам». Скажем так, вы, нервно бегающие туда-сюда, если, конечно, не провокаторы, то и не лучшая часть нашего народа.
    А вот потомки татарских мурз и дворян и ныне несут на своих плечах большую ответственность за судьбу татарского народа. Вот что главное, считаю я.
    С другой же стороны, Волжская Булгария, это тоже наша Родина. Нормальные наши сородичи, считаю я, гордятся нашим предыдущим государством Волжская Булгария. Действительно, она была мощная, развитая… Но она была, как и многие другие же государства, реальной державой, с многочисленными войнами, победами и поражениями. Поэтому, нельзя идиализировать ни одно средневековое государство. Чего говорить, когда и сейчас нигде в мире нет ни справедливости, ни чести…
    А Золотая Орда в историческом плане существовала недавно. Русские идеологи, стараясь обелить свои преступления перед плененным татарским народом, выставляют З.О. только как захватническое, дикое государство. Но весь мир знает, что это не так.
    С тртьей стороны,именно татарские мурзы и князья постоянно писали прощения царям, требуя некоторых упрощений и улучшений в жизни татарского народа.

  • татар баба

    а ты пиши прошение каберле на 2 кв.м.

  • Татарник-ШТ

    Алиму, можно конечно написать что то типа..булгаристы-это нелюди.Будь моя воля я бы ввел лицензию на отстрел этих ублюдков и открыл бы конторы по выделке из них чучел , что бы расставить по всему волжско -уральскому региону.Пусть татары смотрят что бывает с предателями своего народа… заколебали эти полудурки булгаристкие..плин ..переименовщики ( нет такого слова? будет!) типа московских жидов .. переименовать милицию в полицию и все проблемы решены…рай на земле..идиоты
    А по теме , если кто то считает себя потомком мурз и тем более им является,то почему они не могут собраться вместе и помощь в возрождении нашей нации? очень даже хорошо ..тем более это наша история
    Это и к другим татарским сословиям относится ведь есть потомки священнослужителей,куцов, да хоть московских старьевщиков-мишар и даже ко мне.. потомку семьи конокрадов, промышлявших в бирском и мензелинском уезде.. Гы-гы.
    мы все одна нация несмотря на различия в происхождении, языке, вероисповедании..

    Татары всех наций и всех стран объединяйтесь!

  • турак

    5257му воровать толко и завидовать умеют такая рабская душа у племеных.Зависть их уже изела поетому и визжат

  • antimankurt

    Согласен с тем, что мурзинские рода это элита татарской нации, но никогда не соглашусь, что ко всей этой элите надо относиться уважительно только потому, что они принадлежат к этим самым мурзинским родам. Разные у нас были мурзы. Среди них были те,кто был истинным патриотом своей родины, своего народа, кто до последней капли крови, сражался за независимость нашего государства, но были и те, по вине которых, это самое государство, потеряло свою независимость. Думаю что не ошибусь, если предположу, что большинство из первой группы, было истреблено сразу же после потери государственности и сохранились в основном представители второй группы.
    Но я не предлагаю, вовсе отказаться от услуг сегодняшних потомков мурзинских родов. Что бы там не было в прошлом, но сегодня, в большинстве своем, они все же остаются людьми достаточно способными, разносторонне одаренными. Сегодня уже надо относиться к ним в соответствии с их сегодняшними поступками. Тех кто достоин народного уважения уважать, тех кто достоин народного презрения, презирать!

  • Татар баласы

    Нынешнее состояние этих потомков мурз, как галерея восковых фигур мадам Тюссо. Есть факт своей «самости», а за ним вакуум, что революционно-реформаторского они могут предложить на своем сборе, да ни чего, кроме самолюбования,мемуаров и восхваления.К сожалению подавляющее «большинство» состава меджлиса верой и правдой служат не кровным интересам родины и народа, а россии, да самим себе благородным…автор сайта составляет то самое наше «меньшинство».Заслугой части потомков мурз является сохранение отчасти веры и культуры.Пусть на своем сборе 14.11.2010г. начнут работу по созданию первого татарского мектеба с раздельным обучением мальчиков и девочек со своим учебным планом(не федеральным ГОСТом), где нибудь на берегах Волги,Акидели или Чулмана(туган аул жирендэ),скинутся кто сколько может,диаспору привлекут в помощь,проект здания закажут,ответственных в попечительский совет выберут и т.п….и каждый год в этом ими основанном учебном заведении собираются…будет тесно, рядом с мектебом мечеть пусть заложат, грехов то и у потомков служилых татар полно, со стройкой и мы(потомки ясачных татар) поможем. Вот тогда я поверю, что эти аксакалы достойны светлой памяти своих княжеских родов ,а не только»…свидетельств о дворянской принадлежности…»

  • Мин

    Чанышевы и многие другие — тюмени.
    Они хоть и были однодворцы, и, возможно, мурзы, но дворянами не были.
    В отличие от татарских мурз-однодворцев в Привислянском крае, например, Тальковских.

    Не все мурзы — дворяне, так что этот меджлис вызывает порой улыбку.

  • Татар бялеше

    Помните, что вы уважаемые пишущие, имееет возможность общаться в Инет блгодаря одному из мурз. Плоды видят по дереву не так ли. Мы ведь не сумели создать свои сайты и управлять обещственным мнением, а Карим Карамович вот он тут как тут создал для нас поле для общения, поля для соединения или раъединения. Я предлагаю рекомендовать его в премьер-министры РБ. Не прогадаете, по крайней мере чужого не возьмет.

  • Карим Яушев

    «Грузите апельсины бочками»
    Или Собрание башкирских тарханов (князей)

    13 марта 2008 года в Уфе, «в исполкоме Всемирного курултая башкир состоялось организационное совещание Собрания башкирских тарханов, на котором обсуждались вопросы создания этой новой общественной организации».

    Конечно, дело регистрационных органов, проверять на соответствие закону процедуру создания данной общественной организации. Я же коснусь только вопросов, касающихся правомерности трактовки института тарханства на данном учредительном съезде с точки зрения степных традиций.

    Как следует из новостей, на данном мероприятии «избраны три заместителя предводителя Собрания — Дамира Куватова. Ими станут Раиса Гайфуллина, Альбина Ильясова и Данил Куватов». Ничего не могу сказать насчет «тарханства» Данила Куватова, возможно какой то его предок получил звание тархана. Но, согласно традициям института тарханства, данное звание давалось только лицам мужского пола.

    Поэтому, при любом уважении к сегодняшней трактовке равноправия мужчин и женщин, нельзя искажать исторически сложившуюся традицию и причислять уважаемых башкирских женщин к тарханству. Тем более странно звучит продолжение сообщения:

    «Здесь же начался прием прошений желающих вступить в Собрание башкирских тарханов. Участники совещания считают необходимым создание общественных организаций тарханов и в российских регионах, где компактно проживает башкирское население, и установление с ними культурных и экономических связей. Была подчеркнута актуальность создания интернет-сайта Собрания башкирских тарханов, который будет способствовать приему новых членов Собрания башкирских тарханов в Башкортостане и за его пределами».

    Если создается общество потомков тарханов, то туда никак не могут вступать массово, колоннами и рядами. Получится полная профанация самой идеи тарханства. Следует учесть, что, в отличие от мурз, тарханы не относились к аристократии. Звание тархана присуждалось за особые заслуги перед правителями и, как правило, оно не было наследственным (нечто, вроде звания героя Советского Союза).

    Поэтому, не совсем корректно говорить о «сословии тарханов», тем более, причислять сегодня кого либо к тарханству. А уж массовое вступление в Собрание башкирских тарханов, как, например, в общество любителей пива – это уж нечто несусветное.

    «Целью создания Собрания башкирских тарханов провозглашено возрождение в рамках исторических традиций сословия башкирских тарханов, воспитание подрастающего поколения на традициях башкирских тарханов в духе высокой морали, чести и достоинства, служения интересам своей Родины и тюркского народа, укрепление межнационального согласия народов, населяющих Российскую Федерацию, активное участие в общественно- политической жизни страны и тюркского народа», — говорится в сообщении Башинформа.

    При всей красивости сказанных слов, приходится еще раз констатировать, что не было сословия башкирских тарханов, следовательно, трудно говорить и о традициях башкирских тарханов. Были отдельные личности, которым присуждалось звание тархана и их было не много.

    Так, согласно записи в книге Уфимской канцелярии, в 30-х гг. 18 в. в «Башкирии» было 773, к концу 60-х гг. — 336 тарханов. Это, включая и татарских тарханов. Так что не совсем ясно и с целями создания такого общества. Ну, какие цели могли бы ставить, скажем, потомки героев Советского Союза? Сами они к этому званию (как и потомки бывших тарханов к званию тархана) не имеют отношения. А так, желая выделиться из «толпы» начать называть себя тарханами, как это делают некоторые деятели из Собрания татарских мурз, представляется не совсем этичным и исторически не оправданным.

    Историческая справка

    ТАРХАН, 1) титул феодала у тюрк. народов в средневековье; 2) земли и имущество феодалов в Закавказье, Средней Азии, в Казанском ханстве, Ас***ском и Крымском ханствах, освобожденные от уплаты государственных налогов, 3) назв. льготных грамот в России.

    В Башкортостане термин Т. получил распространение в значении титула, к-рый жаловался крупным баш. феодалам за особые воен., дипломат. и др. заслуги. Выделялись наследств. и личные Т., среди наследств. — «старые», получившие звание до сер. 16 в., и «новые», к-рым титул Т. был пожалован после присоединения Башкирии к Русскому государству.

    Шежере племен бурзян, кыпсак, усерган, тамьян свидетельствуют, что тарханских званий удостоились послы, передавшие Ивану IV просьбу башкир о принятии их в рус. подданство. Тарханное право заключалось в свободном выборе и владении общинной землей, в освобождении от подворного обложения (с 1724 — подушной подати), уплаты ясака и др. гос. налогов (см. Налоги и повинности).

    Т. были обязаны нести военно-дипломат. (участвовали в переговорах с калмыками, казахами о присоединении их к России, несли сторожевую службу на юго-вост. границах России и т.п.) и адм. (собирали ясак, организовывали выполнение разл. повинностей башкир и др.) службы.

    С изменениями в полит. и соц.-экон. жизни края со 2-й пол. 18 в. (перевод башкир в военно-служилое сословие, отмена ясака в 1754, переход к земледелию и т.п.) Т. теряют привилегии, и тарханство начинает означать поч. звание богатого феодала. Т. были записаны в книге Уфим. канцелярии.

    В 30-х гг. 18 в. в Башкортостане было 773, к кон. 60-х гг. — 336 Т. С введением кантонной системы управления многие Т. оказались в числе воен. и гражд. чиновников. Часть Т., получив действительные офицерские чины, стали личными дворянами.

    На основании положения Воен. совета при воен. министре от 17 июля 1845 «тарханские дети» были обложены налогами и приравнены к рядовым башкирам. Отказ пр-ва в просьбе Т. записать их в тарханскую, или дворянскую кн. означал окончат. потерю ин-том баш. тарханства юридич.-правового значения. Часть Т. влилась в ряды феод. верхушки, другая уравнялась в положении с рядовыми башкирами.

    Лит.: Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями //Записки Акад. наук. СПб., 1864. Т.4 (прилож.), №6; Янгузин Р.З. Социальная верхушка башкирского общества в XVI-XIX вв. //Культура Башкирии: История и современность. Уфа, 1993.

    Карим Яушев , потомок Яуш-бека

  • татар баба

    яуш ты же по матери башкир-тебе не грозит тарханство,или завидуешь?а башкиры это и народ и сословие свободных вотчинников-говоря попроще народ-дворянин.

  • Мансур Аюпов

    Уважаемый потомок Яуш-бека! Почему ты против того, чтобы мы тже стали такими же умными как и ты. В начале даем название «князь», а апосля подтягиваемся на его уровень, Не пройдет и пару лет как и унас будет 360 тарахнов, котлорые наплодят столько же тарханчиков. Я за тебя, поддерживаю тата баласы, котлорый выдвинул тебя в преммьеры. От Муртазы, между прочим, я отрекаюсь, больно долго он над мной издевался, заставляя изображать Леонида Ильича Брежнева. Правда, все говорят, что я делал это просто здорово! Просто зашибись!

  • Татарник-ШТ

    Вот отчебучил башкиры народ-дворяне ой мля. ржунимагу!!!!!
    ..Такое может только булгарист ушлепок написать, который не был в башкирских краях вот посмотрел бы там на своих дворян в реале ..пусть бомжи казанские в сторонке стоят
    дворяне твои до еще сто лет назад не знали что такое письменность..и это не муля советских историков ,а истинная правда.. любая нация как и человек имеет свои этапы развития даже интенсивно его обучая ты не сможешь вытравить дух народа..а он у башкир это дух скотников(кочевников) забитых .. даже у современных городских башкир имеющих высшее образование.
    и не были они никогда свободными вотчинниками, они всегда были зависимы от ногайцев казахов татар потом русских

  • Сабиров

    Именно до этого поста считал вас, господин Яушев, серьезным человеком. Я думал вы пытаетесь поднять национальное самосознание татар, а оказалось вы просто выпячиваете себя, уже 458 лет нет татарского государства, а вы подчеркиваете, что вы потомок мурзы, вы хотели унизить остальных татар? Человек чуть получивший немного общественного признания начинает задирать нос, таков уж наш татарский характер.
    Не надо с башкирами мериться у кого желтые или красные штаны, пусть они себе выдумывают хоть какие хотят шежере, султанские, падишахские.
    Главная заслуга татар, что у нас было свое гос-во и наши предки защищались как могли, а не легли как башкиры добровольно.
    Вы написали каркас татарской государственности, вы о чем?
    В 90 -е сама в руки шла широкая автономия — не удержали, где был ваш «каркас»?

  • Рома

    «Татарского государства» и не было никогда. «Татары» — это народ, придуманный большевиками при Советской власти. Были булгары, башкиры и другие мусульмане, которые себя так и называли — «мусульмане», не деля на национальности.
    А Яушев зря себя относит к мурзам и какому-то там яушбеку, фамилия сейчас ни о чем не говорит, эти фамилии столько раз менялись, что… даже крепостным давали фамилии их хозяев-помещиков, чего уж там…

  • ZooliaTuganova

    Если автор поста Яушев считается потомком беков, то в аристократической иерархии беки занимают второе место после высшего титула хана.
    Что по европейской лестнице титулов приравниваются к герцогам. Что в России соответствует титулу князь. Обращаться к ним следует «ваше сиятельство». Так кажется, если не ошибаюсь.
    Мурзы занимают по отношению к бекам более низкую ступень. А башкирские тарханы еще ниже. А как же иначе.
    В царской России думные бояре занимали места по старшинству, по званию и породе. Это место дорогого стоило, не зря толпились вокруг трона. За место в Думе, кто выше кого должен сидеть, таскали друг друга за бороды.
    Эх и потаскает Яуш-бек за бороду башкирских тарханов, особенно если ближе-ближе к трону подберется.
    Если имеет жалованную грамоту. И дадут ли эту грамоту, вопрос.
    А вот почитайте: «Татарская аристократия темниковского княжества и ее потомки». http://tatar.yuldash.com/176.html
    Бедные-бедные татарские аристократы!
    Служили-служили, крестились-крестились, переходили-переходили. А их лишали и лишали. Спасибов не дождались.
    Может на сей раз чего выслужат.

  • мишар

    татарам неизвестно запрешение-они едят живую тварь с текушей в жилах кровью.если едят хлеб то у них прилипает к желудку и они умирают.эвлия челеби -статья о казани местожительства-борцов за веру-башкорд.1667 год.саяхетнаме по земле-суннитов-отважных муслимов-башкордов.

  • татар баба

    этот гад челеби одни гадости про татар писал-надо сжежь все книги с его писаниной.

  • мишар

    каркас сгнил-если там фрукты типа яуш.аюп и прочие.нам молодым надо другие ориентиры-давайте об этом поговорим-эти старые пенки о себе пекутся-на нас им плевать.

  • тАтАр БаЛаСы

    Никогда нельзя прикрываться пеплом своих предков, давших нам жизнь!!!если нет своей истины!!!

  • Алгир

    Башкирам, т.н. «тарханам»: башкирский просветитель Мухаметсалим Уметбаев в своей книге «Ядкярь» вот как объясняет происхождение термина: «Тархан» — «наследники татарского хана»… Получается, что данным термином назывались потомки Чингиз-хана… И какими могут быть башкиры ханами? Они наследники бывшего податного сословия иштяков…

  • казанлы

    алгиру.ты до сих пор не понял,кто такой чингис?почему это имя встречается у башкир?

  • ZooliaTuganova

    Мусульмане, поздравляю всех с праздником Курбан байрам, желаю благоденствия!
    Не надо ругаться в праздник!

  • Аноним

    5334му от не полноцености

  • 20

    мурзы татарские — это их потомки наносят на стекла своих авто гордое татарин?

  • Аноним

    а племеным западло рисоватся

  • 20

    у т.н. племенных нет комплекса неполноценности, поэтому и рисоваться перед кем-то смысла нет, западло, верно подмечено

  • ZooliaTuganova

    Для казанлы:
    Имя Чингиз, такое же как Ильгиз, Киргиз, Хангиз — обячные тюркские имена.
    Значение этих имен лучше объяснили бы знающие, например автор сайта. К сожлению, тюркология слишком непопулярна и малоразвита, поэтому истолковывания имен и названий часто бывает неверными.
    А посетители сайта, потаскайте друг друга за бороды, как бояре на Руси в Думе. За место, кому сидеть ближе к трону, за старшинство, за породу, за знатность.

  • Былтыр

    Читаешь как треплются на разных форумах, и удивляешься — как головы чепухой и ложью забиты, сочиненной чужими историками-сочинителями, и переписывааемой без конца друг у дру «научными и идеологическими работниками», и диву даешься.

    На самом деле проще все. Вот о татарах здесь можно вводные познания получить конкретные, в этих статьях хорошо показано, «кто есть кто», и как нас обманывали. Итак, о татарах здесь: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107
    и здесь: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары

    Там в статьях ссылки на более обстоятельные труды.

    Вот в этой статье много правдивого и сокрытого о мурзах (биях) татарских, статья называется ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ОРДЫ.
    Это выступление (доклад) независимого татарского историка Еникеева Г.Р. на Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мурзы и дворяне: история и современность», г. Казань, 9 апреля 2010 г.
    Да, следует сказать, что научные руководители «освещением» истории татар в угодном кое кому свете на той конференции попытались было «заткнуть рот» независимому историку, который пишет подлинную, а не вымышленную историю своего народа, но не тут-то было.

    Выступление (статья) Г.Р. Еникева называется ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ОРДЫ, и опубликована здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

    Насколько мне известно, эта статья, как и многие другие статьи Г. Еникея, мало где опубликованы — боятся, видимо, апологеты колонизаторской истории-идеологии, что подлинная история татар станет известна народу. Ну что же, и их можно понять — «бизнесс есть бизнесс, панимаешь».

  • Тагир

    Чингиз-хан это искажение титула Чин Юз Хан. Любому знакомому с тюркскими языками это понятно и не требует перевода. Чин — настоящий, Юз — сто, Хан — царь. То есть Подлинный Сто крат Настоящий Царь. В тюркских именах такое встречается часто. например имена — Чинбулат, Чинтимур. Чингиз-хан никогда не был монголом.Эта фальшивка подброшенная буддистким монахом Лубсаном Данзаном состряпанная в XVIII веке по названием Алтан Тобчи была с радостью подхвачена любителями сенсаций и с тех пор гуляет по свету как «Истина в последней инстанции» а меж тем, ни в одном подлинном документе Времен Чингиз хана и Золотой Орды нет ни слова о МОНГОЛАХ. Не странно ли? В архивах Английского монастыря есть факсимиле(XIII век) ученого монаха Мэтью Пэриса в котором упоминается «Бату татархан…» Вот вам и Расшифровка титула тархан. В Башкирии тарханы известны с XIII века — опять же и это все древние документы.

  • Могалим Казани

    Чынгыз это Чынгыз инде. Ахметзаки Валиди правильно писал: переводится как «настоящий, истинный Победоносец, Преодолевающий» (трудности, врагов) и т.п. Вы правы в том, что Чынгыз-хан представитель тюркского — вернее, одного из тюркских народов, средневековых татар, предков не только основной части современных татар, но и многих представителей современных тюркских народов.

    А титул «тархан» — этот титул в татарском мире был задолго до мифического «нашествия монголов». Например, город Төмән-Тархан (переименовали в «Тмутаракань»). «Төмән» — имя, «Тархан» — титул.

  • Риолион

    Современные татары, как этот народ сегодня себя называет, это- потомки одного из трех ветвей средневековых болгар,( а что из себя представляли они? Скорее всего тоже разношерстный народ) которые переселились приб. в 9 веке на среднюю Волгу. Это была не моноэтническая, а очень разнородная смесь нескольких народов и племен, которые объединились в одно государство, называемое «волжской Булгарией». В казанских татарах ( современных) течет и финно-угорские крови русская кровь и разных других народов и племен, всех тех, кто был принят в «этнию» неважно каким способом: через женитьбу или замужество, через работу или службу и т.п. О наследстве Золотой Орды — это похоже на миф))) волжские булгары тоже были жертвами этой самой орды и старались выжить, вот и все.

  • Юра и другие

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!

  • юра

    Долой Бандэровца Салавата Юлаева!!!
    У нас в России свой Бандэровец это Салават Юлаев!!!

    Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштяка-башкирах! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина Сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как иштяка-башкиры паразитировали на Урале!!! В наше время Рахимов с сыном и иштяка-башкирами и с «серыми волками» ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести крупнейший в Европе конный памятник бандита, террориста, «Бандэровца» — Салавата Юлаева в Уфе!!! Врага народа, который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ-ФАШИЗЬМ в России!!! Этот Бандэровец истребил больше Русских, чем Украинцы в Донецке и Луганске! Больше 20 тысяч! И столько же татар и угрофинов и другие народы! Прочитайте книгу «наш Салават»! После себя оставляли выжженные поселения, трупы, как в Донецке и Луганске! Вместо изувера карателя Бандэровца, установить М. Нагая! Основателю Уфимской крепости, Казанского воеводы, по повелению царя в 1574г. Где вы не благодарные потомки Русские и Татары и другие народы? Позволяющие «глумиться» ничтожно малой кучке наглецов Иштякам над историей! Где движение молодая гвардия? Почему трусливо молчат, бездействуют!!! Хоккейный клуб Салават Юлаев носит имя Бандэровца! Надо сделать «рембрендинг» названия хоккейного клуба, на Гагарин, Жуков или Губерния!!!

Отправить комментарий