Михаил Бударагин: Победить башкирбаши

Муртаза Рахимов ушел, и этот уход может объяснить всем желающим, как именно и когда осуществится долгожданная отставка Юрия Лужкова, которую эксперты предсказывают последние несколько лет.

Отставка бессменного главы Башкортостана была проведена с таким количеством предосторожностей, что есть от чего насторожиться.

«Обкладывать» Рахимова начали загодя: в марте 2009-го после долгих переговоров Федеральная антимонопольная служба дала добро на переход предприятий башкирского ТЭКа под контроль АФК «Система», чуть раньше Медведев отправил в отставку главу республиканского МВД Рафаила Диваева, в июне 2010-го против Рахимова была развернута мощная медийная кампания, в июле сын башкирского лидера Урал перестал быть депутатом местного парламента. И только в середине июля 2010-го, через год после начала активных действий Москвы, загнанный в угол и выторговавший себе максимально возможные преференции Рахимов ушел в отставку.

Власть взяла один из последних бастионов регионального сепаратизма, но эта победа во многом – пиррова. Если для того, чтобы снять с поста всего лишь руководителя не самого крупного и не самого влиятельного российского региона, потребовался год, не очень понятно, в чем именно состоит успех мероприятия.

На Рахимове Кремль мог бы отработать тактику быстрой атаки на нелояльные региональные хунты, но вместо штурма получилось долгое раскланивание и публичные уверения в «добрых намерениях». И выиграли от подобных щедростей исключительно региональные лидеры, которые могут быть теперь уверены в том, что им позволено все, а любой выход за рамки приличий, закона и здравого смысла будет наказан невообразимым пенсионом, долгой торговлей за «преемника» и орденом «За заслуги перед Отечеством I степени».

Речь ведь на самом деле идет не только об идеологии, но и о технологии – когда в 2004 году прямые выборы губернаторов были отменены, это делалось во многом ради того, чтобы какой-нибудь очередной Рахимов (или его клан – что еще хуже) не побеждал бы на всенародном голосовании в сороковой раз. Очевидно, что, останься схема губернаторских кампаний неизменной, Башкирию давно и без проблем возглавлял бы Урал Рахимов, мудрый руководитель и любимец народа.

Но технология не сработала на Башкирии и Москве, где не снимать бая оказалось гораздо проще, чем снять.
И здесь, во-первых, очевидно появляется ловушка 2011 года – Лужкова, например, до выборов снять уже не успеют, ведь пока московская вертикаль и московский бизнес (особенно строительный) находятся в том состоянии, в каком находятся, у нового градоначальника будут связаны руки.

Сомневаюсь, что существует много охотников, добровольно готовых вести затяжную позиционную войну со всей лужковской командой, возможно, самой сильной среди региональных элит. Аналогия с Башкирией прямая: если бы региональный ТЭК остался рахимовским, трудно было бы помыслить, что Рахимов уйдет добровольно, имея на руках такие козыри.

Козыри Лужкова несопоставимо серьезней.

Технология смены московского градоначальника такова, что уже осенью 2010-го что-то делать будет поздно, и Лужков волей-неволей досидит до декабря 2011-го. Парламентские выборы Москва проведет под его началом – это по-своему удобно, но, вместе с тем, крайне опасно: городской электорат, и без того не слишком жалующий «Единую Россию», Юрия Михайловича вряд ли сильно любит.
Выборы в Государственную думу и без того будут для «Единой России» не самыми простыми, а ситуация с Лужковым существенно их осложняет: гораздо легче было бы начинать кампанию с новым мэром, против которого оппозиции было бы крайне трудно выступать. В случае же с нынешним московским градоначальником огромную часть ресурсов партии власти придется тратить на борьбу с его многочисленными противниками. Противниками мэр богат, как улей медом.

Вторая же ловушка состоит в том, что и новые, и старые региональные лидеры в случае с Рахимовым, который не чурался ни сепаратизма, ни эскапад в сторону Москвы, ни разыгрывания националистической карты, вполне могут взять методы башкирбаши на вооружение.

Безнаказанность – всегда палка о двух концах. С одной стороны, управлять тем, у кого рыльце в пушку, всегда попроще. Но вместе с тем, если каждый «уважаемый человек» уверится в том, что стоит ему всего лишь подзакрутить гайки и поразмахивать «народным бунтом», и все грехи спишутся автоматически и никакого наказания за преступления не последует, уже через десять лет мы получим законсервированную феодальную систему княжеств. Нынешняя губернаторская поросль наберет политического жирка, и такое будет «Отечество» – любой Юрий Михайлович обзавидуется.

Феодализм не то чтобы плох: просто нужно отдавать себе отчет в том, что демократия – это немного о другом, это всегда «никаких гарантий», это всегда – поражение Черчилля на первых послевоенных выборах в парламент, это всегда – риск и азарт.

Если же осуществлять кадровую ротацию, имея за плечами опыт Рахимова, стоит ли потом удивляться, что новые начальники быстро превратятся в уже знакомых баев. Вряд ли власть добивается именно этого результата, но на что рассчитывать с такими исходными данными, не очень понятно.

Взгляд.ру


Кремль сменил власть в Башкирии за четыре дня

3 комментария Михаил Бударагин: Победить башкирбаши

Отправить комментарий