Много шума из ничего?

8 мая 2008 года отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления при Прокуратуре РФ по РБ возбудил уголовное дело в отношении сайта ufagub.com (УфаГубъ, Уфа губернская), обвинив сайт в размещении выдержек из экстремистской брошюры «Воины против ублюдков».

Этому предшествовали шумные акции недовольства башкирских национальных организаций, усмотревших в деятельности сайта элементы, порочащие национальных героев башкир, Салавата Юлаева и Заки Валиди. В конце апреля 2008 года группа депутатов Курултая РБ из трех человек обратилась к правоохранительным органам республики с призывом закрыть сайт Уфагубъ, а журналистов сайта привлечь к уголовной ответственности «за разжигание межнациональной розни».

В некоей Справке, подписанной 15 мая 2008 года начальником 6 отдела УБОП при МВД по РБ Р. Сайфутдиновым, утверждается, что «… сайт УфаГубъ размещает на своем портале статьи, заметки, ссылки в основном критического характера в адрес действующих руководителей федеральной и республиканской власти».

После этого были произведены обыски в квартирах и в рабочих местах круга лиц, подозреваемых следствием в причастности к деятельности данного сайта. В августе 2009 года пятеро жителей Уфы – историки, журналисты были взяты под стражу, где их держали около десяти дней и выпустили только по решению Верховного суда республики. К настоящему времени следственные действия закончены, обвиняемые знакомятся с материалами следствия. Вашему вниманию предлагается один из материалов – результат лингвистической судебной экспертизы по материалам, размещенным на сайте УфаГубъ и комментариев к ним (с сокращением текстов комментариев). Экспертное заключение взято из сайта Новости Уфимской губернии.

Карим Яушев, радио «Свобода»

***************************************************************************************

Государственное учреждение
Башкирский Государственный Университет
Инновационный центр «Технопарк»
Центр правовых и технических экспертиз
г.Уфа, ул К. Маркса, 3/4, офис 618 тел.(347)229-96-11

ПОДПИСКА
Мне, Родионовой Светлане Евгеньевне в соответствии со ст. 199 УПК РФ разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. ст. 57 УПК РФ. Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупреждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Место проведения экспертизы: г. Уфа, улица, К.Маркса 3/4, ком. 618
Производство экспертизы: начато 01 декабря 2008 года,
окончено 16 января 2009 года

Я, доцент кафедры современного русского языкознания филологического факультета Башкирского государственного университета Родионова Светлана Евгеньевна, имеющая высшее филологическое образование, ученую степень кандидата филологических наук и ученое звание доцента по кафедре современного русского языка, на основании постановления о назначении лингвистической судебной экспертизы, вынесенного 28 октября 2008 года старшим следователем отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ юристом 2 класса Вахитовым А.Ф., произвела лингвистическую судебную экспертизу.

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную социальную, этническую либо конфессиональную группу? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивная оценка субъективное оценочное суждение и прочее?

2. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментраиях к ним высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой национальностью или группой?

3. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой? Имеются ли призывы к совершению массовых беспорядков?

4. Есть ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной социальной, конфессиональной либо этнической группы объясняется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации, народности, социальной или этнической группы?

Для решения поставленного вопроса в распоряжение эксперта предоставлен один бумажный конверт, клапаны конверта заклеены. С лицевой стороны данного конверта имеется текст следующего содержания: «Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. Следственное управление по Республике Башкортостан. Отдел по расследованию особо важных дел. 08.10.2008 №4-480-202-37П-08. Уголовное дело №8909817, возбужденное по признакам преступления, предусмотренных ч.2 ст.280 УК РФ.

Вещественное доказательство: диск «Fujifilm» up to 52x700MB формата CD-R color серийный №6122Е7271 02846 05 с записью веб-страниц Интернет-сайта www.ufagub.com (материалов и комментариев к ним полностью) за период с 19.12.2006 по 08.10.2008, полученных в ходе осмотра предметов 08.10.2008″. целостность конверта не нарушена.
При вскрытии конверта в нем обнаружен: диск «Fujifilm» up to 52x700MB формата CD-R color с записью веб-страниц Интернет-сайта www.ufagub.com (материалов и комментраиев к ним полностью) за период с 19.12.2006 по 08.10.2008
Наименование, состояние и количество объектов соответствуют указанным на упаковочном конверте.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную социальную, этническую либо конфессиональную группу? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивная оценка субъективное оценочное суждение и прочее?

Отвечая на данный вопрос, необходимо прежде всего отметить некоторую некорректность его постановки во второй части. Так, понятие «мнение» определяется толковым словарем как «суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношении к кому-нибудь, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999, с.358). Тем самым невозможно указать принципиальное понятийное различие между «мнением» и «субъективным оценочным суждением». «Эмоционально-экспрессивная оценка» также является одним из обязательных компонетнов «субективного оценочного суждения» (другим таким компонентом может быть «рациональная оценка») (см. об этом, например: Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2002; Сергеева Л.А. Проблемы оценочной семантики. М., 2003 и другие работы, рассматривающие выражение оценочных значений в языке).

Кроме того, определение понятия «утверждение» как «положения, мысли, в которой утверждается, доказывается что-либо» (Ожегов, Шведова… С.642), тоже не противоречит понятию «мнение»: мнение может быть сформулировано как с большей или меньшей степенью категорически «предположение», «утверждение» и т.д.
Таким образом, не представляется возможным установить принципиальное различие между введенными во вторую часть вопроса понятиями «утверждение», «мнение», «эмоционально-экспрессивная оценка» и «субъективное оценочное суждение». Можно, вероятно, говорить лишь о наличии или отсутствии в исследуемом тексте мнений авторов, выраженных в форме субъективных эмоционально-оценочных экспрессивных суждений (утверждений).

Далее следует отметить, что в представленных на экспертизу текстах наблюдается принципиальное различие в содержании самих матриалов (статей), опубликованных на Интернет-сайте www.ufagub.com, и содержании комментариев к ним.
Так, в текстах материалов (статей), размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 (более 1800 (одной тысячи восьмисот)) на Интернет-сайте www.ufagub.com, не имеется высказываний, содержащих резкую негативную оценку или выражающие, неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную социальную, этническую либо конфессиональную группу.

Представленные на исследование тексты статей, опубликованных на Интернет-сайте www.ufagub.com в период с 19ю12ю2006 по 08.10.2008, содержат материалы. линвистический анализ которых выявляет их различную ступень подчеркнутой объективности или, напротив, субъективной экспрессивной оценочности. но направленной в целом в адрес руководства Республики Башкортостан, ряда политических и государственных деятелей, представителей правоохранительных органов — т.е. не социальных, а политических групп, — а также отдельных деятелей науки и культуры.

В то же время в приведенных и других исследованиях статях нет утверждений авторов, что какая-либо социальная, расовая, национальная, религиозная, языковая принадлежность или отношение к религии дает человеку право на исключительность или превосходство над другими или делает его неполноценным; нет оскорбительных высказываний в адрес какой-либо нации в целом.
Однако следует отметить, что размещение на сайте ряда материалов и их заголовков выглядит некорректынм, хотя тексты данных материалов подаются как не принадлежащие авторам сайта. Так, например, оскорбительными можно считать такие заголовки, как «Тихоползущий башизм» (28.05.07), «Башизм наступает» (06.11.07), «Обыкновенный башизм» (15.02.08), «Башисты — последняя опора Муртазы Рахимова» (04.03.08), в которых окказиональное слово-гибрид башизм явно предполагает смысловую связь между словами башкирский и фашизм. Некорректны заголовок «О Башкортостане, как о мертвом, можно только хорошее» (09.01.08); «Почему у человека грустное е.ало?» (16.04.2008).
Оскорбительным выглядит заголовок «Отчаянные воры башкирцы» и помещенный в данном материале текст — обращение военного администратора Оренбурга 1740 года генрал-лейтенанта князя Урусова (23.05.07), несмотря на «историческую объективность» материала.

Исследование текстов комментариев к материалам, размещенным в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на интернет-сайте www.ufagub.com, показывает, что в них имеются высказывания, содержащие резкую негативную оценку различных национальностей и их представителей.
В текстах комментариев содержится множество примеров высказываний такого рода, направленных на представителей разных национальностей. Способы выражения резкой негативной оценки или неприязненных, враждебных отношений, направленных на определенную этническую группу, применяются разные.

1) прежде всего это использование посетителями сайта — авторами комментариев по отношению к представителям разных национальностей нецензурной, обсценной (от англ. obscene — непристойный, грязный, бесстыдный) лексики, связанной, например, с указанием на физиологические отправления, а также мата, применяемого для называния «связанных с полом и сексом и табуированных в русской культуре объектов» (Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2007, с. 159)….
Странно при этом выглядят удаленные с сайта тексты с записью «вырезано за некорректное выражение»: не понятно, каким критерием корректности или не корректности высказывания руководствуются администраторы сайта, оставляя в текстах комментариев совершенно очевидно матерную и другую нецензурную лексику.

2) Использование унизительных наименований национальностей, например: Правительство, состоящее из жидов и из холуев, делает все, чтобы показать Русскому народу, что он здесь на положении быдла (21.01.07); Вы, жидовские проститутки! И не надо делить нас, как баранов, на стада русских, башкир и прочее (14.12.07) и т.п.

3) использование оскорбительных сравнений с животными, названия которых имеют в своей семантике отрицательные коннотации…

4) Использование в качестве оснований для создания оскорбительных текстов намеков на низкий культурный уровень, связанный с происхождением из негородской (а значит, по мнению авторов, менее культурной) национальной среды, а также пренебрежительного отношения к коренным национальностям как менее развитым и культурным…

5) Создание окказиональных лексических новообразований, слов-гибридов, в которых обыгрывается случайное звуковое сходство разных слов (см. об этом подробнее: Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. М., 2006, с. 103), причем с отсылкой к звуковому облику нецензурной лексики или слов типа «фашизм…

6) Использование лексики типа фашисты, оккупанты, вызывающей однозначно отрицательную реакцию в российском обществе…

7) Использование медицинских терминов, обозначающих умственную неполноценность, которые широко используются в качестве бранной лексики…

8) Использование уменьшительно-пренебрежительныхсуффиксов объективной оценки типа: башкирята, башкирятский, аульный башкиренок (во многих коментраиях); уруся-мордвинчики уедут к себе в Рязань (05.05.07) и т.п.

Таким образом, в тексте комментариев к материалам содержится многократное выражение мнений их анонимных авторов, выраженных в форме субъективных эмоционально-оценочных экспрессивных суждений (утверждений).
Отдельно можно говорить о наличии среди комментариев целых высказываний. содержащих резкую негативную оценку или выражающих неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную национальность, в том числе и башкир, и русских, и татар…

2. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментраиях к ним высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой национальностью или группой?

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 до 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не содержаться высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой национальностью или группой.

3. Имеются ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой? Имеются ли призывы к совершению массовых беспорядков?

Согласно толковым словарям русского языка, «призвать» означает «потребовать делать что-либо», «предложить вести себя так или иначе» (см.: Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 1999. С 591: Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб, «Нориант», 2006. С.611 и др.); «побуждать» — «склонять, принуждать к чему-либо, к какого-либо рода действию» (см.: Ожегов С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник. 1999. С. 536; Современный толковый словарь русского языка /Гл.ред. С.А.Кузнецов. — СПб, «Норит», 2006. С.527 и др.). Призывы, таким образом, должны словесно оформляться в виде конструкций, содержащих глаглы в побудительном наклонении (императивы), или побудительные частицы (да, пусть), или побудительные восклицательные предложения.

В представленных на исследование резмещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не содержаться высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой и нет призывов к совершению массовых беспорядков.

В то же время в комментариях к названным материалам можно усмотреть подобного рода призывы, оснащенные соответствующей лексикой и синтаксическим построением предложения…

4. Есть ли в представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет- сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной социальной, конфессиональной либо этнической группы объясняется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации, народности, социальной или этнической группы?

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не содержится высказываний, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной социальной, конфессиональной либо этнической группы объединяется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации, народности, социальной или этнической группы.

В то же время в комментариях к материалам имеются высказывания, в которых бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной этнической группы (национальности) объясняется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации или народности, этнической группы. Подобного рода тексты содержат в себе упоминание двух или более национальностей и их сравнительной характеристики с указанием вреда, нанесенного одной нацией другой нации…

ВЫВОД

Таким образом, рассмотрев тексты размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах и комментариях к ним, можно сделать следующие выводы по поставленным перед экспертом вопросам:

1. В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не имеется высказываний, содержащих резкую негативную оценку или выражающие неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную социальную, этническую либо конфессиональную группу. В то же время следует отметить, что размещение на сайте ряда материалов и их заголовков выглядит некорректным.

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах к материалам имеются высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненные, враждебные отношения, направленные на определенную социальную, этническую либо конфессиональную группу. Они выражены в форме субъективных эмоционально-оценочных экспрессивных суждений (утверждений).

2. В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не имеется высказываний, содержащих пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой национальностью или группой.

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com комментариях к материалам имеются высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой национальностью или группой.

3. В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах не имеется высказываний побудительного характера, содержащих призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой и не имеется призывов к совершению массовых беспорядков.

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com комментариях к материалам имеются высказывания побудительного характера, содержащих призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой. Призывов к совершению массовых беспорядков в комментариях не имеется.

4. В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com материалах нет высказываний, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной социальной, конфессиональной либо этнической группы объясняется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации, народности, социальной или этнической группы.

В представленных на исследование размещенных в период с 19.12.2006 по 08.10.2008 на Интернет-сайте www.ufagub.com комментариях к материалам есть высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем или будущем одной социальной, конфессиональной либо этнической группы объясняется существованием или целенаправленной деятельностью другой нации, народности, социальной или этнической группы.

Эксперт Родионова С.Е.

Отправить комментарий