Сын своего народа. Не простого.

Минтимер Шаймиев ушел, показав пример остальным постсоветским ветеранам-президентам

По мнению обозревателей, новый президент Татарстана Рустам Минниханов не сможет отстаивать интересы республики в Москве на уровне Минтимера Шаймиева.

СДЕЛКА С КРЕМЛЕМ

Закончилась целая эра в Татарстане с уходом Минтимера Шаймиева в отставку с поста президента после почти 20-летнего правления. Шаймиев, наконец-то, согласился уйти, но сделал это на свой манер и с определенными условиями.

Когда президент России Дмитрий Медведев инициировал происходящий до сегодняшнего дня процесс смены региональных лидеров для привнесения «свежей крови» в правящую элиту, 73-летний Минтимер Шаймиев, самый долгослужащий провинциальный барон, был одним из первых в списке.

Глубоко окопавшийся, всемогущий и довольно популярный в Татарстане, Минтимер Шаймиев прекрасно понимал, что может запросить высокую цену за согласие уйти с поста президента без сопротивления.

Татарский лидер ушел только после того, как Кремль пошел на сделку, согласно которой последователем Минтимера Шаймиева на посту президента будет его давний сторонник — премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов.

Минтимеру Шаймиеву также удалось сберечь для себя влиятельную должность после отставки – государственного советника в правительстве Татарстана. Эта позиция позволяет ему до определенной степени сохранить влияние в республике.

По мнению наблюдателей, сам факт того, что Шаймиев мог диктовать свои условия ухода даже тогда, когда Кремль уже привык к смещению региональных лидеров по своему желанию, — сам этот факт является свидетельством его устойчивого политического влияния на региональном уровне.

Специалист по российским регионам в Московском центре Карнеги Николай Петров сказал: «Я не припомню ни одного другого региона, в котором лидер достиг того, чего добился Шаймиев. Он поставил своего человека на пост президента, и на него не давили в федеральном центре. Он потрясающий политик. Он – политический зверь».

ЖЕЛЕЗНЫЙ КУЛАК ШАЙМИЕВА

Минтимер Шаймиев пережил советского руководителя Михаила Горбачева, двух российских президентов — Бориса Ельцина и Владимира Путина. Он отвоевал уровень автономии для Татарстана, не имеющий равного в любом другом российском регионе.

С помощью доходов от нефти он сумел превратить Татарстан из типичного советского болота в один из самых зажиточных и энергичных регионов. Он также правил с помощью железного кулака в попытках создать эффективную политическую машину, крепко «держа за горло» республиканские СМИ и жестоко подавляя политическое инакомыслие.

По мнению Николая Петрова, создав своеобразное государство в государстве, Минтимер Шаймиев умудрялся сохранять добротные отношения с Москвой. Более того, Борис Ельцин, например, даже в чем-то побаивался Шаймиева. Ветеран КГБ Владимир Путин, стремящийся подчинить центру всю региональную элиту, обращался с Шаймиевым с определенной щадящей нежностью.

В 2007 году распространились сообщения, что Минтимера Шаймиева заменят министром внутренних дел Татарстана Рашидом Нургалиевым, который был фаворитом силовиков в окружении Путина. Но эти сообщения оказались пшиком.

Специалист по российским регионам в Московском центре Карнеги Николай Петров считает, что одной из козырных карт Шаймиева было его умение играть на страхах Кремля относительно татарского национализма. Это делало его по-своему незаменимым в глазах российских правителей.

Прослеживалась какая-то определенная закономерность. Как только Борис Ельцин или позднее Владимир Путин решались на жесткий диалог с Татарстаном, вдруг в республике вспыхивала новая волна национализма. И из Татарстана приходили очевидные сигналы, что только Минтимер Шаймиев может по-настоящему контролировать ситуацию.

ШАЙМИЕВ И СУВЕРЕНИТЕТ

Обозреватели сходятся на том, что Татарстан является довольно необычным российским регионом. Мусульмане составляют большинство населения. При этом в республике очень редко наблюдаются межэтнические и межрелигиозные распри.

Согласно последней переписи, в почти четырехмиллионном Татарстане 52,9 процента составляют татары-мусульмане и 39,5 процента — православные.

Демонстрация перед Кремлем своего умения улаживать национальные вспышки требовала от Минтимера Шаймиева по-своему заигрывать с националистами и поддерживать их потенциал. Это подогревало в татарских кругах желание добиваться большей автономии, чем Москва могла и хотела им предоставить.

Глава Татарского центра в Нижнекамске Халил Аюпов так характеризует роль Шаймиева: «Все татары и все люди в Татарстане хотели, чтобы Шаймиев защищал суверенитет Татарстана. К сожалению, он уходит с поста не как президент суверенной республики, а как лидер российского региона, назначенный Москвой. Его роль в потере Татарстаном суверенитета огромна».

Это мнение разделяет глава Народно-демократической партии Татарстана Мухаммад Миначев. По его словам, наибольшим достижением Минтимера Шаймиева было празднование тысячелетия Казани в 2005 году.

Однако его самым большим провалом было то, что он не поддерживал национальные интересы татар, несмотря на то что хорошо говорил по-татарски и понимал татарскую реальность.

Мухаммад Миначев считает, что Шаймиев остался преданным советским идеалам и ценностям. Татары могли совершить смелые дела в 1990-х годах, но из-за Шаймиева не сделали этого.

В свою очередь, сторонники Минтимера Шаймиева утверждают, что именно он боролся за возрождение татарского языка и яростно сопротивлялся попыткам Москвы сделать обязательным изучение православной культуры в школах республики.

В начале 1990-х годов Минтимер Шаймиев отвоевывал более широкую автономию от ельцинского центра. Эта автономия была существенно урезана при Владимире Путине, однако Шаймиеву удавалось сохранять независимость, чего не могли добиться другие региональные лидеры.

ОБВИНЕНИЯ ОППОНЕНТОВ

В 2005 году Путин упразднил выборы президентов на местах, заменив их системой назначений, согласно которой кандидатов по представлению Кремля утверждали местные парламенты. Минтимер Шаймиев сигнализировал, что хочет покинуть пост президента, но Путин настаивал на том, чтобы он оставался на посту.
При Шаймиеве роль Казани в международном плане непрерывно расширялась. Столица стала родиной международного мусульманского кинофестиваля «Золотой Минбар». Казанский кремль был объявлен ЮНЕСКО в 2000 году объектом Всемирного наследия. Минтимер Шаймиев стремился также расширить специальные отношения с исламским миром. Турция и Иран открыли свои консулаты в Казани.

Но политические оппоненты обвиняют Минтимера Шаймиева в подавлении оппозиции и в жестком правлении. Взять хотя бы несколько недавних примеров. Бывший пресс-секретарь президента Ирек Муртазин было осужден на 21 месяц заключения за «разжигание ненависти и вражды» в его книге «Шаймиев. Последний президент Татарстана».

Мидхат Фарукшин, политический аналитик и яростный критик Минтимера Шаймиева, заявляет, что потерял работу в Казанском университете за свои оппозиционные взгляды по отношению к президенту Татарстана.

Александр НАРОДЕЦКИЙ, rus.azattyq.org

5 комментариев Сын своего народа. Не простого.

  • Симха(бывший Сагит)

    Карим Яушев член татарских мурз. хотел спросить за какие заслуги перед татарским народом царь-бютюшка или батша-эбей дали предкам Яушева это звание? Наверное и Путин присвоить Шамиеву звание «МУРЗА».

  • историк

    Насколько известно, род Яушевых восходит к кипчакскому хану Бачману (Бошману). Просто царские власти так же официально признали благородное происхождение татарских мурз и беков (князей).

  • Ясауыл

    Яушевы
    Татарский дворянский род. Из арских князей. В родстве с князьями и мурзами Арслановыми, Байкеевыми, Бузюковыми, Девлетьяровыми, Долгоаршинных, Дюняшевыми, Касимовыми, Сейтяковыми, Хиляловыми, Хозясеитовыми. В русских источниках первой половины ХVII в. именуются князьями. Так, в 1628 г. при выдаче грамоты о жаловании княжеским титулом внука князя Яуша Семенея, говорится «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу… как был пожалован отец ево князь Багиш»[1]. В 1666 г. Я. были пожалованы землей, на которой ими была основана д. Ерыклы (Верхние Ерыклы) (ныне Новошешминский район РТ). Кроме того, им были пожалованы земли по р. Кама в Терсинской волости и по р. Зай Зюрейской дороги. В ХVII в. владения Богдана Я. находились в 11 деревнях, Яштиряка Я. в восьми, Кадырмета Я. в шести деревнях Казанского уезда[2]. В начале ХVIII в. мурзы Я. проживали в деревнях Кушер, Тамгачи Казанского уезда. К 1713 г. за Ишмурзой мурзой Канышевым сыном Я. и его племянниками Абдулом и Бегаем Абдрахмановыми Я. в д. Кушер имелось пять крестьянских дворов, а за Тойгильдой и Мамадалеем Алмаметевыми, Сулейманом, Асаном, Сапаром Иштеряковыми детьми Я. в д. Атамышево 14 дворов. В 1730-е гг. Я. стали активно распродавать свои владения и крепостных крестьян. По купчей грамоте от 9 августа 1733 г. служилые мурзы деревень Менгер и Кушар Алацкой дороги Казанского у. Мурат Абдулов, Халил и Салей Ишмурзины, Абдул и Бакей Абдрахмановы, Алей и Атабай Смаиловы, Смаил Укеев дети Я. продали Кутлумухамету Мамишевичу Тевкелеву свои земельные владения и крестьян в Терсинской волости за 3000 рублей. В 1739 г. мурзы д. Кушер Кутлумамет, Резяп, Иксендернай Усеевы дети и Смаил Уразмаметев сын Я. продали казанско-му слободскому служилому татарину Сулейману Уркину 32 четверти земли и крепостных крестьян в д. Тамгачи Ногайской дороги. К середине ХVIII в. у мурз Мурадыма Абдулова и его племянников Супея Асанова, Ишмамета Нурмаметева и Атабая Смаилова детей Я. в д. Тамгачи имелись крепостные крестьяне, а у проживавшего в д. Кушер Алацкой дороги (ныне Атнинский район РТ) Гумера мурзы Семенова сына князя Я. в д. Верхние Ерыклы Зюрейской дороги имелись дворовые люди, доставшиеся ему от дяди Смаила Мустаева сына Яушева[3]. В 1762 г. часть рода Я. выселилась в д. Арсланово Белебеевского уезда. В начале ХIХ в. у проживавших в д. Ерыклы (Семенеево тож) Мензелинского у. мурз Я. имелось десять дворов крепостных крестьян из татар (всего 74 человека). Проживавшие в деревнях Ерыклы и Арсланово мурзы Я. вернули себе дворянство в 1796 году. К 1877 г. в д. Арсланово Богадинской вол. Белебеевского у. проживало 87 душ мужского пола дворян князей Яушевых[4]. Часть рода, видимо, была переведена в Темниковский уезд. К 1713 г. в Саранском у. в д. Малое Акаево Саранского у. отмечен Кодряк мурза Досаев сын Я., имевший в этой деревне два двора крепостных крестьян[5]. Родословная Я. такова:

    I поколение:
    1. Яуш
    II поколение:
    2/1. Багиш
    3/1. Кадыш
    III поколение:
    4/2. Дусмухамет
    5/2. Ишмухамет
    6/2. Семеней
    7/3. Иванай
    IV поколение:
    8/4. Абдулла
    9/4. Колдевлет
    10/4. Кадырмамет
    11/4. Хасан
    12/4. Нурмамет
    13/5. Каныш
    14/5. Ураз
    15/5. Салт***ей
    16/5. Осман
    17/6. Яштиряк
    18/6. Иштиряк
    19/6. Исеней
    V поколение:
    20/8. Ибрагим
    21/8. Мурадым
    22/10. Кулуш (жена Фатима Резяпова)
    23/10. Смаил
    24/10. Шигай (жена Амзя)
    25/11. Хусеин (ок.1655–?)
    26/12. Килмамет (ок.1655–?)
    27/12. Уркей
    28/13. Ишмурза (ок.1640–?)
    29/13. Абдрахман
    30/15. Субай (ок.1635–?)
    31/16. Бегей (ок.1650–?)
    32/17. Сафар
    33/17. Сулейман
    34/17. Асан
    35/18. Ильмамет
    36/18. Канмурза
    37/18. Поралей
    38/18. Алей
    39/18бдулла
    40/19. Богдан
    VI поколение:
    41/21. Муртаза (1695–?)
    42/21. Муксин (1701–?)
    43/23. Алей (1679–?)
    44/23. Атабай (1665–?; жена Амзя)
    45/25. Кутлумамет (1690–?)
    46/25. Резяп (1695–?)
    47/25. Искендер (1697–?)
    48/26. Бикмет (1701–?)
    49/27. Смаил (1706–?)
    50/28. Калей (1685–?)
    51/28. Салей (1695–?)
    52/29. Абдул (1685–?)
    53/29. Бакей (1685–?)
    54/30. Маметкул (1680–?)
    55/31. Алей (1693–?)
    56/32. Асей
    57/33. Салт***ей (1690–?)
    58/35. Мамадалей (1665–?)
    59/35. Тойгилда (1665–?)
    60/36. Саит (1650–?)
    61/39. Арслан (жена Хадича Чюричеева)
    62/40. Мустай (1653–?)
    63/40. Яштиряк
    VII поколение:
    64/41. Бикбулат
    65/42. Масгут
    66/43. Арслан (1713–?)
    67/44. Давыд (1710–?)
    68/45. Халей (1711–?)
    69/45. Смаил (1713–?)
    70/50. Кадыргул (1713–?)
    71/52. Якуп (1710–?)
    72/58. Бекчура (1711–?)
    73/58. Богдан (1713–?; жена Салима Султеева)
    74/58. Муртаза (1714–?)
    75/58. Муслюм
    76/58. Узбек
    77/59. Тоиш (1709–?)
    78/59. Яуш (1710–?)
    79/59. Даут (1713–?)
    80/60. Абдул (1690–?)
    81/60. Даут (1701–?)
    82/60. Смаил (1708–?)
    83/60. Хусеин (1712–?)
    84/62. Семеней (1690–?)
    85(62.Смаил (1711–?)
    VIII поколение:
    86/64. Якуп
    87/65. Мурсалим
    88/67. Мустай
    89/73. Габдулсалям (1735–?; жены Гульбан Якупова и Халибзян Калметева)
    90/73. Габдулла (1739–?; жена Загира Абдулгазина)
    91/73. Абдулкарим (1742–?; жены Шамси Ильясова и Сахибямал Рахманкулова)
    92/84. Исеней (1708–?)
    93/84. Ибрай (1710–?)
    94/84. Гумер
    95/84. Усман
    IX поколение:
    96/89. Муса (1787–?)
    97/89. Мустафа (1789–?)
    98/89. Муртаза (1791–?)
    99/90. Хасан (1766–?; жена Хусуньян Ибраева)
    100/90. Хунафия (1770–?)
    101/90. Шамсутдин (1773–?)
    102/90. Шаммас (1775–?)
    103/91. Абдрешит (1781–?)
    104/95. Мухамет, подпоручик
    X поколение:
    105/96. Мухаметхунафия
    106/96. Хасан
    107/96. Ибрагим
    108/96. Ахмет
    109/96. Исмагил
    110/97. Шагиахмет
    111/97. Мухаметша
    112/97. Мифтахутдин
    113/98. Ибатулла
    114/99. Фарукша
    115/99. Фейруша
    116/99. Хусеин
    117/99. Габдрахим
    118/99. Мухаметрахим
    119/100. Юсуп
    120/100. Юнус
    121/100. Шафей
    122/101. Хисравашир
    123/101. Багаутдин
    124/102. Мухаметзариф
    125/102. Кагарман
    126/102. Зейнигабдин
    127/102. Шагимардан
    128/103. Габдулкабир
    129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь
    130/103. Мухаметзян
    131/103. Габдулкадыр
    132/104. Баязит, подпоручик
    133/105. Шангарей
    1I поколение:
    134/107. Гусман
    135/109. Фарукша
    136/110. Кагарман
    137/110. Ширияздан
    138/111. Сафуан
    139/111. Гаффан
    140/111. Фархетдин
    141/112. Галямутдин
    142/113. Рахматулла
    143/115. Султангарей
    144/115. Исламгарей
    145/116. Арслангали
    146/116. Нургали
    147/118. Габдулхалик
    148/118. Шаймухамет
    149/118. Габдрахим
    150/120. Хасан
    151/122. Девлетгарей
    152/122. Сахибгарей
    153/122. Зигангир
    154/124. Мухаметсалих
    155/126. Салимгарей
    156/126. Фаткулла
    157/126. Мухамедияр
    158/126. Асфандияр
    159/127. Шагимрат
    160/127. Мухаметлатиф
    161/128. Габдулвали
    162/128. Хакимзян
    163/129. Шайхелислам
    164/129. Сулейман
    165/129. Исмагил
    166/130. Хайретдин
    167/130. Габдрахим
    168/130. Мухаметдин
    169/130. Фахретдин
    170/130. Шайбак
    171/131. Абдракип
    172/131. Габдрашит
    173/131. Якуп
    174/131. Юсуп
    175/131. Габдулгалим
    176/131. Габдулгариф
    177/131. Ахметзян, коллежский регистратор
    XII поколение:
    178/138. Зарван
    179/138. Фарван
    180/140. Миргалитдин
    181/143. Ахметгарей
    182/143. Арслангарей
    183/144. Юнус
    184/144. Фарукша
    185/144. Смагил
    186/144. Калимхан
    187/145. Мухаметгани
    188/151. Султангарей
    189/151. Ибрагим
    190/151. Гумер
    191/151. Батыргарей
    192/151. Сеитгарей
    193/153. Шафигулла
    194/153. Самигулла
    195/157. Шагали
    196/158. Салимгарей
    197/158. Мухаметхунафия
    198/158. Науширван
    199/161. Садретдин
    200/161. Афзалетдин
    201/161. Хуснутдин (1874–?)
    202/170. Габдрафик
    203/172. Ягуда
    204/172. Мирсаяф
    205/174. Габдуллатиф
    206/175. Иблиамин
    207/175. Габдрахман
    208/176. Шайшариф
    XIII поколение:
    209/187. Даим
    210/189. Усман
    Из рода Яушевых наиболее известны: 6/2. Семеней, жалован в 1628 г. «княженьем, как был пожалован отец его князь Багиш»; 104/95. Мухамет, подпоручик; 129/103. Хайрельбашир, губернский секретарь; 132/104. Баязит, подпоручик; 177/131. Ахметзян, коллежский регистратор.

    ———————————————————————————

    [1] Цит.по: Мустафина Д. Служилые мурзы Яушевы в ХVI—ХVII вв.// Гасырлар авазы// Эхо веков. 2004. № 1-2. С. 32.
    [2] РГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Д. 263. Л. 15, 16; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1200. Л. 85–96; Мустафина Д. А. 1984. С. 47.
    [3] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 100. Л. 233–233 об.; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1086. Л. 280 об.; Д. 1208. Л. 85; Ф. 615. Оп. 1. Д. 12202. Л. 61 об; ОР ИЯЛИ. Ф. 95. Оп. 1. Д. 122. Л. 7.
    [4] РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1345. Л. 1–1 об.; ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 45; Ф. И-10. Оп. 1. Д. 886. Л. 27 об.–32.
    [5] РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 239 об.
    ‹ Янышевы
    Вверх ..Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии..© 2006-2010 Генеалогия и архивы..

  • Ясауыл

    Помнится: был некий мурза Яушев, который особо прославился своей расправой над мирными ясашными татарами за то, что те поддержали башкир в их походе на Казань. Дело это было в 1708 году. Тогда войско башкир во главе с Алдар и Кусюм батырами перешли Каму и подошли к Казани. Расправа над ясашными были учинена, естественно, после ухода башкирского войска обратно за Каму.

  • Ясауыл

    Помнится: был некий мурза Яушев, который особо прославился своей расправой над мирными ясашными татарами за то, что те поддержали башкир в их походе на Казань. Дело это было в 1708 году. Тогда войско башкир во главе с Алдар и Кусюм батырами перешли Каму и подошли к Казани. Расправа над ясашными были учинена, естественно, после ухода башкирского войска обратно за Каму.

Отправить комментарий