Патриотически наточенные башкирские ученые и государственные чины любят повторять, что башкиры принимали активное участие во всех войнах, которые вела Россия. При этом они утверждают, что в составе русского войска находились десятки «башкирских полков». Они же, утверждается, брали Париж, Берлин…Однако, действительность и в данном случае, как и во множестве других, оказывается иной. Оказывается, «башкирские полки» были многонациональными и не факт, что башкирцев там было большинство.
Из «ЗАПИСОК ПРОЕЗЖЕГО» П. И. Небольсина
Башкирцы, как уж замечено, входят в состав так называемого Башкиро–мещеряцкого казачьего войска, управляемого отдельным начальником и разделяющегося на башкирцев и на мещеряков.
Население собственно Башкирского войска состоит из людей разных племен, из настоящих башкирцев и из мухаммедан, именующихся башкирцами только потому, что они записались в башкирцы, в Башкирское войско. Таким образом, между башкирцами можно встретить: 1) киргизов, вышедших из степи, добровольно покинувших прежние кочевья и пожелавших нести казачью службу; они находятся в седьмом и десятом башкирских кантонах; 2) татар оренбургских в десятом и бывших нагайских в десятом и тринадцатом башкирских кантонах; 3) вотяков — вотяцкие физиономии, особенно у женщин, весьма резко бросаются в глаза в северной части десятого башкирского кантона; 4) омусульманенную черемису, издавна вышедшую с берегов Черемшана, Волги и Камы; предание об этом сохранилось между башкирцами первого кантона в Осинском уезде Пермской губернии; наконец, между башкирцами же мы найдем и 5) омусульманенных калмыков торгоутского племени, именно в шестом башкирском кантоне, в Челябинском уезде, и 6) чистых мещеряков, то есть омусульманенную мещеру, издавна вышедших из–за Волги, приютившихся в Башкирии и, при благовидных обстоятельствах, превратившихся из припущенников в хозяев…
Башкирцы сысстари успели выказать весь неспокойный нрав свой. Некоторые из них, в начале шестисотых годов, принимали участие в замыслах властолюбивых внуков бывшего сибирского царька Кучума; некоторые действовали заодно с возмущавшимися тайшами соседственных калмыцких племен; некоторые просто пускались на грабеж наших пограничных селений. Еще и тогда были получаемы воеводами наказные царские грамоты об обезоружении тех из них, которые обзавелись огнестрельным оружием не на бой с дикими ордами кочевников зауральских, а на враждебные действия внутри России; однако ж распоряжения эти не касались башкирцев, которые старательно несли пограничную службу и воевали с непокорными калмыками, ногайцами и киргизами. Башкирцы не всегда, однако ж, были везде спокойны, и то там, то здесь оказывали дух своеволия и необузданности. Так, при царе Алексее Михайловиче их усмирял стольник и воевода Зеленин, а в 1707 году князь Шаховский: воеводы эти действовали с неравным успехом.
Надо, однако ж, отдать справедливость башкирцам в том, что они никогда и не помышляли восставать против русского правительства: только некоторые роды возмущались иногда против притеснительных действий частных лиц, и по большей части мелочные обстоятельства, совершенно непредвиденные, заставляли соседствующие с первыми роды принимать в их частных схватках преступное участие. Все это, разумеется, нисколько их не оправдывает, но может еще более их обвинить, потому что само правительство с примерною веротерпимостью и с истинно христианским милосердием заботилось о благоденствии башкирцев. Так, например, в указе 18 мая 1734 г. сказано: «В наряде из башкирцев — к службе, а из тептярей и бобылей — для работ, поступать со всякою умеренностью, чтоб в том никакой обиды и неуравнения не воспоследовало; а понеже башкирцы служили без жалованья, токмо им давалось в жалованье сукна и деньги (а в старину и золотые новгородки), ежели кто из неприятелей кого убьет и голову принесет, или живого, взяв в полон, приведет, того ради и ныне служить им без жалованья… а подлым тептярям и бобылям, в работе будучим, заработанные деньги или хлеб на пропитание по сколько рассудится…
А башкирцев отнюдь в работу не наряжать и тем их от охоты к службе не озлоблять, ибо они служат и служить имеют без жалованья, и на своих лошадях и с своим ружьем». Было даже сказано в этом указе, что в отношении «распорядка в суде и правосудия смотреть на обычай каждого народа, как и почему в коем народе правые удовольства получают, а винных штрафуют, так и в помянутых судах уставить, ибо наше всемилостивейшее соизволение есть, чтоб все, кто б какой веры и народа ни был, справедливостью и судом скорым довольствовался, и тем напрасные озлобления в волокитах и незнающему наших русских судных прав народу неправые в суде вымыслы (о которых не токмо Нашему интересу повреждение происходить может, но и Богу противно) пресечены были». Кажется, впрочем, что касательно последней статьи закон этот не был приведен в исполнение и остался только проектом…
В Башкиро–мещеряцком войске считается всех селений 2136, да 69 отдельных хуторов, а кибиток для летних кочевок до пятнадцати тысяч. В башкирских и мещеряцких селениях считается до девяноста тысяч домов, до тысячи шестисот мечетей, до двухсот лавок, до двухсот пятидесяти кузниц, двадцать питейных домов и 313 частных школ, медресе при мечетях, с 6555 учениками. Обучением здесь занимаются муллы; преподается грамота и закон; ученье бывает только зимою; летом дети помогают родителям в хозяйственных занятиях. Для дальнейшего образования башкирцев существуют разные заведения: в самом Оренбурге фельдшерская школа при военном госпитале и Неплюевский кадетский корпус, а в Казани — гимназия. Окончившие здесь с успехом курс учения башкирцы могут поступать в тамошний университет.
Каждым юртом управляет юртовый старшина из природных башкирцев; каждым кантоном управляет кантонный начальник тоже из природных башкирцев; несколькими кантонами командует башкирский попечитель ив природных русских штаб–офицеров; целым войском заведует «командующий», находящийся, вместе с атаманами казачьих войск Оренбургского и Уральского, в зависимости от главного начальника Оренбургского края. Для производства судебных дел в общих гражданских учреждениях защитником башкирцев является башкирский стряпчий из коренных русских губернских чиновников…
Прежде башкирские деревни, в степных кантонах, были совсем не такие правильные, какие мы теперь видим. Избы лепились по направлению ручьев и речек, вдоль их течения, как бы оно извилисто ни было; иногда домы расставлялись по обеим сторонам речки, вероятно, для большего удобства в водопое скота, которого башкирцы содержат множество. Улиц почти не было, а существовали какие–то закоулки, неровные и кривые, вроде лабиринтов. Хозяева не чистили дворов никогда; дорогого для наших краев, но вовсе для башкирцев не нужного удобрения скоплялось столько, что даже скоту нельзя было подлезть под крышу; не было ни входа, ни выхода; все было загромождено нечистотою. Башкирец смекал делом и переносил свой дом на новое место. Старое пепелище не пропадало задаром: нынче там славно конопля родится. Теперь улицы в башкирских деревнях прямые, широкие, сажен в двенадцать — не то что прежде, когда двум телегам нельзя бывало разъехаться; поскотин, или огороженных выгонов, у деревень нет, потому что земли и без того изобильно. В том краю, которого мы теперь держались, говорят, только деревня Кучаргина, она же Салиховя, в тринадцатой юрте десятого кантона, состоящая из татар–припущенников, зачисленных в башкирцы, одна огорожена околицей…
П. И. Небольсин, «Записки проезжего», СПб., 1854
Источник
************************************************************************
Краткая справка
Небольсин Павел Иванович
— этнограф (1817—1893), из нижегородских дворян; учился в спб. университете; несколько лет прожил в восточной Сибири, где собрал значительный этнографический материал, и в 1847 г. напечатал в «Отечественных Записках» ряд статей о сибирских золотых приисках. Из других статей Н. (о быте калмыков, киргизов, башкирцев, об уральских казаках и др.), напечатанных в разных журналах, часть вышла отдельным изданием, под заглавием «Рассказы проезжего» (СПб., 1854). В 1850—51 гг. Н. по поручению Имп. географического общества предпринял путешествие в Киргизскую степь и прикаспийские области для исследования торгово-промышленных сношений наших со Средней Азией. Результатом путешествия была обширная, премированная академией наук и географическим обществом книга «Очерки торговли России со Средней Азией» (СПб 1855). В 1853—1862 гг. Н. состоял преподавателем коммерческой географии и статистики в спб. коммерческом училище, а с 1863 г. служил в Северо-западном крае. Его книга «Покорение Сибири» (1849), по новым и довольно смелым взглядам автора, наделала в свое время немало шуму. В числе критиков ее был и С. М. Соловьев (VI т., «История России»), возражавший против умаления исторической роли Строгановых в деле покорения Сибири. Особое значение книга Н. имела по приложениям, в которых были впервые полностью напечатаны «Летописи» Ремезова и Есипова и другие исторические материалы. Другие сочинения Н.: «Коммерческая статистика» (1846), «Около мужичков» (1861), «Очерк частного быта евреев» («Записки по отдел. этнографии», т. III, 1873). Н. был одним из основателей географического общества и редактировал XII т. «Записок Географического Общества» (1857).
Комментарий:
Азат Бердин, башкирский общественный деятель:
Интересно. И очень странно: автор совершенно не осведомлен об истории края, по которому путешествует. Ведь нельзя рассказывать о Башкирии и не помянуть истории башкирских восстаний — а это были, по описаниям современников, в масштабах региона полномасштабные войны, частота: 1645, 1662-64, 1681-83, 1705-11/25, 1735-40, 1773-75 (Салавата Юлаева и Кинзи Арсланова, Пугачевщина, в общем). Под ударом оказывались пригороды Тюмени и Казани, Кунгура, Самара, Саратов, Уфа, по мере построения — все крепости Закамской, потом — Оренбургской линии, уничтожались целые полки, население гибло десятками тысяч. Упомянутые указы Алексея Михайловича издавались во многом по результатам этих восстаний, включая, например, отмену распространения попыток крещения на Башкирию. И восставали никак не «отдельные роды»: по окончанию мятежей башкиры заново приносили присягу царям. В 1725 г., например, с этим приехало их последнее посольство в Москву. И самое странное, что Небольсин, получается, одного из этих современников, П.И.Рычкова ЧИТАЛ, а в «Топографии Оренбургской губернии» об этих восстаниях есть, немало и с академизмом эксперта и пристрастием идеолога, участника жестоких боевых действий (чего стоит одно его описание трагедии аула Сеянтус, сожженного вместе с жителями). Интересно — почему? Самоцензура?
Алласы бирсә үзебезнең татар полкын төзербез. Кәрим әфәнде башкомандующий булыр.
Безга полклар киракми, тарихи дореслек кирак.
Башкортларга үз тарихи ватаннарында полклар төзергә кирәк, Ханты-Мансида.
Зато татарские батыры брали Казань!
Зулька это была гражданская война в русско-татарской стране.
когда татары участвовали в войсках СС идель-урал против СССР. интересно это какая была война?. В идель-урале воевали башкиры и чуваши.
Какая гражданская война? просто русские хотели с завоеванием Казани стать полноправными преемниками Золотой Орды,что собственно и случилось. И Зулия права-в штурме Казани 1552г. участвовали много татар-предателей. Когда башкиры гибли на полях сражений Отечественной войны в татарских селениях случались недоимки в рекруты. здесь торгаши откупались или занимались членовредительством. По словам Оренбургского гражданского губернатора Невзорова, край недодал для войны на декабрь 1813г. 484 чел.» Но недоимка сия остается большей частью на татарских селениях,в коих люди, по свидетельству рекрутского присутствия,оказались все без изъятия,и даже малолетние,умышленно повредившими себя,и нет ни одного годного к службе»
Из 150 тыс. армии ивана всего 30 тыс. были русскими,а остальные касимовские,нижегородские,пнензенские,ногаиские татары.
Почему в зависимости от ситуации деревни называете то башкирскими, то татарскими ? Нынче у вас все деревни «башкирские». Один ваш историк-киномеханик опознал в жителях деревень потомков башкир, которые переселились в 16 веке из юго-восточных степей. Ему даже премию за это выписали, или киномеханик врет ?
Зачем татарину Казань брать — чушь какая-то!
такое впечатление, что татары то на полях вов 1941-1945гг, в 1812гг. кровушку проливали, а башкиры нет, не хотели. так сказать, не хотели за ак батшу, царя пострадать. мда, под самых верных уже закосить.
за россию пойдут служить, а тех пантюркистов, что родину хотят раздробить, вместе с русскими давить и рвать будем.
гангрена идель-урализма не пройдет !!!
Башист, у тя пахмел што ли или уже белочка? Зеленых человечков видишь, порви парочку и ложись спать.
А какая свяхь между хотящими раздробить и гангреной идель-урализма?
Так татарам служба на фиг не нужна была, они бизнесом занимались.
Башкиры же как боевой народ составлял основную часть войск.
мещеряки чуть были.
но в тот это был отдельный народ — «мещера», пока не обтатарился и не потерял самосознание.
но многие еще помнят его.
Бернинди дә башкорт восстаниеләре булмаган.
Уфа галимнәренең алдап башкорт восстаниеләре дип күрсәтелгән бар баш күтәрүләр дә Уфа краеның көнчыгышында, аңа якын җирләрдә булганнар. Башкортлар, как верные башкирцы, Мәскәүгә эт кебек хезмәт иткәннәр. Татар восстаниеләрен бастырганнар, нугайларга, кыргыз-кайсакларга, Урта Азия әмирлекләренә яуга чаппканнар. Акча өчен аларның башларын чабып алып килгәннәр.
казанцы теперь и к восстаниям и войску примазаться решили ))))))))))) служите и дальше верные мурзы.
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякабашкирах, которые считают себя арийцами, как фашисты! Прочитайте не поленитесь! Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как иштякабашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с «серыми волками» ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию!!! Снести конный памятник «Бандэровца» бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ — ФАШИЗЬМ в России!!!
Татарның чын тарихы буенча материал Т а р и х ы б ы з сайтында.
Илдус Хуҗин