Веселая похоронная команда

После фундаментальной статьи, раскрывающей имитационные стороны деятельности руководства Всемирного конгресса татар, появился еще один материал, посвященный предстоящему в начале декабря этого года пятому(!) съезду Всемирного конгресса татар.

Статья небезупречна по тональности, однако насчет сегодняшнего состояния и будущего татарского языка (если ничего кардинального не предпримем), к сожалению, правда. За все эти «конгрессные» годы ни на уровне Конгресса, ни на уровне официального Татарстана не была создана хоть какая-то программа сохранения-развития татарской нации. Вместо этого, торжественные встречи закировцев с главами регионов, бравурные телерепортажи (с участием одних стариков) о процветании татар за пределами Татарстана, тосты за дружбу, концерты, сабантуи.

За все эти годы ВКТ фактически занимался похоронами татарского народа — с песнями, плясками и сабантуем. Некая веселая похоронная команда. Пока ничего не говорит об изменении такой политики. Похоже – на мечтах о роли ВКТ в сохранении татарской нации пора поставить жирную точку. Нужны другие формы общественного взаимодействия татарских интеллектуалов. Так мы идем в небытие.

Карим Яушев

**************************************************************************************

Национальная концепция угасания

Одними декларациями и программами восстановить татарскую идентичность невозможно

Проблема изучения татарского языка в школах Татарстана станет одной из основных и наиболее проблемных тем для обсуждения делегатов V съезда Всемирного конгресса татар (ВКТ), который пройдет в начале декабря с.г. в Казани. Как стало известно «НГ», вниманию делегатов будет предложен проект Концепции сохранения этнической идентичности татар, презентованный на днях на заседании оргкомитета по подготовке проведения съезда ВКТ-2012.

Тональность и лейтмотив 16-страничного документа, в разработке которого принимали участие сотрудники Института истории Академии наук Татарстана, по-прежнему остающегося главным «мозговым центром» Казанского кремля, уже сейчас не оставляют сомнений в том, что концепция станет печальной сенсацией грядущего форума. Пожалуй, впервые за 20 лет существования суверенного Татарстана с его весьма агрессивной национальной политикой, вылившейся в итоге в одну из самых гротескных форм классической этнократии, национальная и политическая элита республики вынуждена признать, что татарский язык, а с ним и вся татарская культура стоят на грани фактически полного исчезновения.

Делая реверанс в сторону властей республики, которые поддержали создание различных «институтов и механизмов сохранения и развития этнической идентичности татар» (речь идет о татарских музеях, театрах, СМИ, праздниках т.д.), авторы концепции все же печально соглашаются с тем, что, «наряду с этим имеются и проблемы, связанные как с качеством и эффективностью деятельности институтов и механизмов сохранения идентичности татарского народа, так и с возникающими новыми негативными тенденциями в татарской среде». И здесь ученые мужи из Института истории Академии наук Татарстана ничуть не лукавят.

«Негативные тенденции» – это прежде всего отказ татарской молодежи не только от изучения родного языка, но и общения на нем. Все чаще можно наблюдать, как на татарском стесняются разговаривать даже те, кто приехал в Казань учиться или работать из села. Молодые люди объясняют это тем, что родного языка им хватает и дома, а здесь, среди жителей русскоязычного и многонационального города, и общаться хотелось бы исключительно на русском языке. Однако в итоге татарский язык забывается и исчезает даже среди селян. А ведь именно село у национально ориентированных татарских интеллектуалов считается единственным источником существования татарской культуры.

Да, в центре Казани открыты два крупных татарских театра – татарский Академический театр имени Галиаскара Камала и Театр имени Карима Тинчурина. Однако сюда на премьеры спектаклей, которые проходят только на татарском языке, ходят в основном старики. Татарская же молодежь предпочитает устраивать свой отдых в куда более космополитических ночных клубах, которых в Казани в десятки раз больше, чем тех же театров.

Татарское общество переживает глубочайший раскол. Однако виновниками этого раскола – и это одинаково признают как представители татарской, так и русской интеллигенции – остаются бывшие и нынешние обитатели Казанского кремля и не так давно отстроенного здания правительства Татарстана на казанской площади Свободы. Преамбула Конституции Республики Татарстан в свое время начиналась с утверждения о том, что в республике живут два народа – татарский и многонациональный. На фоне декларируемого таким образом и реально поддерживаемого доминирования представителей титульной нации в среде политической элиты региона единственным источником власти и карьерных успехов в Татарстане по-прежнему остается принадлежность к правящим династиям.

Недавно это была династия первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который практически на все ключевые посты в правительстве и крупных энергетических компаниях расставил близких, в том числе родственно, людей. Сегодня уже нынешний президент республики Рустам Минниханов похожим образом формирует кадры, отдавая предпочтения своим приближенным, а также отпрыскам этих людей. Недавнее назначение на должность руководителя агентства «Татмедиа» – главного пропагандистского рупора Татарстана с бюджетом в миллиард рублей – 32-летнего сына, близкого к Минниханову главы Фонда газификации республики Заудата Минахметова, лишь подтверждает приверженность режима расстановке кадров «по Шаймиеву».

Этническая принадлежность может сыграть для татарина положительную роль в продвижении по карьерной лестнице, да и то если карьера эта создается на поприще обслуживания интересов правящего режима. В остальном в современном Татарстане не создано практически никаких реальных стимулов для изучения и распространения родного языка и родной культуры. Даже перекосы в национальной политике, выраженные в тотальной татаризации кадров или организации татарских музеев в освященных православных храмах Казани, у мыслящей части татарского народа вызывают осознанное отторжение. Причем не только к политике правящего в Татарстане режима, но и к собственным национальным чувствам. И в этом, пожалуй, заключается истинная причина описанных в Концепции сохранения этнической идентичности татар «негативных тенденций в татарской среде», решить которые едва ли способна как сама концепция, так и ее многочисленные авторы.

Глеб Постнов, «Независимая газета», Казань

6 комментариев Веселая похоронная команда

  • Рашид Фахретдинов из Майкопа

    Действительно статья умная и отражаает состояние татарского этноса сейчас Мы татарская интеллигенция как страусы все ниже и ниже опускаемся Вот я живу в Майкопе в Адыгее 5 тыс татар Все го ворят по-русски В Краснодарском крае 25 тыс татар Все общаются по-русски Нет языка — нет этноса Это аксиома Хватит наверно только жить под барабаном боем Очень жаль такой великий татарский этнос на самом деле исчезает

  • ЗАПРАВА

    Мы же всетаки в Башкортостане живем!!

  • Чернов

    Вово!

  • тот сами

    вы уважаемый карим абзый прокоментировали чтоли полнустью идиота автора с говорящей фамилий пустомеля шовениского газетенки для идиотов.что значет близкие?

  • ilyas xan

    Рашид из Майкопа, вас там расстреливают, что ли?!

  • Рашид Фахретдинов из Майкопа

    Дорогой Ильяс Никто нас не расстреливают Я живу с адыгами в дружбе и согласи и Я думаю отатарском этносе Мы все разбросаны забываем материнский язык А это большая беда для всех татар Вот с ейчас по явился интернет Интернет тол и ко помогает общать ся И то только по -русски

Отправить комментарий