Татарский общественный центр Башкирии (ТОЦ), структурно оформившийся 14 января 1989 года, с момента своего возникновения старался содействовать руководству Башкирии в решении накопившихся татарских национальных проблем. С этой целью многократно был представлен перечень конкретных задач в культурно-языковой области, которые можно было бы решить на основе принципа равноправия народов республики.
Однако, все было тщетно. Более того, с приходом Муртазы Рахимова только усилился пробашкирский крен в национальной политике Башкирии. В этих условиях пленум ТОЦ принял решение об обращении к руководству РСФСР с предложением отделить из состава Башкирии, территории бывшей Уфимской губернии, присоединенной в 1920-22 годы к Малой Башкирии. Делегация ТОЦ во главе с председателем ТОЦ Каримом Яушевым в августе 1991 года была принята Государственным советником РСФСР — Секретарем Совета по делам Федерации и территорий при Президенте РСФСР Юрием Скоковым и другими государственными деятелями.
Вашему вниманию предлагаются некоторые из документов по поводу вычленения из Башкирии Уфимской области (республики), переданных руководству России.
Карим Яушев
******************************************************************
РЕЗОЛЮЦИЯ
по вопросу образования в составе РСФСР Уфимской области (республики)
Пленум Татарского общественного центра, проанализировав национальную политику, проводимую руководством республики, пришел к заключению о бесперспективности разрешения в рамках Башкирии неотложных проблем татарского народа БССР из-за нежелания органов власти и управления.
Декларация о государственном суверенитете обошла принципиальный вопрос о государственных языках, что означает отказ татарскому языку, языку 1/3 населения республики, иметь наравне с башкирским и русским языками статус государственного и обрекает его на дальнейшую дискриминацию. Более того, определенным силам удалось усилить национальное неравноправие в республике положением о суверенной воле только одной нации. Нет надежды на то, что послушный консервативному аппарату Верховный Совет в ближайшее время примет обещанный народу при провозглашении суверенитета справедливый Закон о языках. В проводящем однобокую национальную политику аппарате не скрывают того, что государственным языком будет только один язык — башкирский (запасной вариант — башкирский и русский). Таким образом, подталкиваемый известными националистическими силами аппарат ведет дело к тому, чтобы любым способом закрепить и усилить в новой Конституции БССР национальное неравноправие в республике.
Все ключевые посты органов власти и управления республики занимают представители восточных башкир. В настоящее время тенденция башкиризации органов власти еще более усилилась. Отношение таких руководителей ведомств, ведающих культурой, просвещением, средствами массовой информации, издательским делом к общеизвестным татарским проблемам только негативное. И было бы несерьезно рассчитывать на его изменение вдруг в лучшую сторону. Руководители республики до сих пор не смогли найти время, чтобы честно и открыто ответить на поставленные насущные вопросы, от которых зависит выбор и будущее почти третьей части населения республики, внесшей свой достойный вклад в историю края.
Усилия татарской общественности республики по возрождению ликвидированных после 1920-22 годов национального театра, издательского дела, просвещения, использования татарского языка в средствах массовой информации, по-прежнему не только не находят поддержки в органах государственной власти и управления, а, наоборот, встречают открытое противодействие. «НЕТ» — вот стандартный ответ на все законные требования татарского населения республики.
Уже не один год при попустительстве органов государственной власти через средства массовой информации активно распространяется историческая, демографическая, статистическая дезинформация, ведущая к искусственной конфронтации между двумя родственными народами, формирующая татарофобию. В то же время на радио и телевидении не находится времени для постоянных передач на татарском языке. Через информационную изоляцию деятельности и требований ТОЦ БССР общественность республики ограждается от татарских национальных проблем.
Учитывая категорическое нежелание со стороны законодательных и исполнительных органов Башкирии на правовой основе решать татарские национальные проблемы в республике и то, что Декларация о государственном суверенитете БССР не предоставляет равных прав татарскому и другим небашкирским народам республики, основываясь на Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с Резолюциями ТОЦ БССР от 8 сентября и 20 октября 1990 года, Платформой Всесоюзного ТОЦ, признавая незаконным присоединение в 1920-22 г.г. Уфимской губернии к Башкирии административно-бюрократическим путем, т.е. без волеизъявления народа, пленум Татарского общественного центра Башкирии решил:
1. Признать, что законодательные и исполнительные органы республики принципиально не хотят решать основные проблемы татарского народа Башкирии;
2. Учитывая, что Башкирская ССР является субъектом РСФСР, считать необходимым создание на Конституционной основе, путем проведения референдума на границах прежней Уфимской губернии Уфимской области (республики) в составе РСФСР;
3. Для выработки правовых гарантий нормального развития татарской нации в будущей Уфимской области (республике) в составе РСФСР послать полномочную делегацию ТОЦ БССР для двусторонних переговоров с Президентом РСФСР и руководством Верховного Совета РСФСР;
4. Процесс образования Уфимской области (республики) вести в координации со всеми демократическими силами республики, с депутатами всех рангов. Исходя из этого, участвовать на предстоящих выборах на основе общей предвыборной платформы с другими демократическими силами;
5. Данную резолюцию ТОЦ БССР довести до населения через средства массовой информации РСФСР и Башкирской ССР.
Принято на заседании Гали меджлиса ТОЦ БССР
23 июня 1991 года
***************************************************************************
ПРЕЗИДЕНТУ РСФСР
ЕЛЬЦИНУ БОРИСУ НИКОЛАЕВИЧУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Татарского общественного центра Башкирии
по вопросу образования Уфимской области в составе РСФСР
Общественно-политическую обстановку в Башкирии, как и во многих регионах страны, определяет борьба консервативных, застойных, коррумпированных сил и молодой демократии, опирающейся на здоровые демократические силы в России. Основу консервативных сил составляют в большинстве своем пересевшие из партийных в депутатские кресла депутаты Верховного Совета (ВС) Башкирии, особенно его аппарат -Президиум Верховного Совета БССР, где заправляют силы, ориентированные на националистические течения башкирской интеллигенции.
Среди депутатов БССР подавляющее большинство мандатов (90%) за служащими, т.е. за советскими, партийными работниками и руководителями предприятий. В законодательном органе Башкирии всего 4 депутата-юриста. 94,3% депутатов коммунисты. По национальному составу 33,5% депутатов составляют башкиры, 35,7% — русские, 22,5% — татары, причем часть татарских депутатов числятся по паспорту башкирами. Отсутствуют в Верховном Совете какие-либо депутатские группы.
Возможное размежевание депутатов — по национальному признаку, по поддержке Председателя Верховного Совета Муртазы Рахимова или Председателя Совмина Марата Миргазямова. Причем поляризация сил по последнему признаку усилилась после июньской сессии Верховного Совета БССР, где Муртаза Рахимов получил дополнительные полномочия за счет ослабления функций Председателя Совмина. Однако, группирование по национальному признаку может стать решающим на фоне усиления сепаратистских тенденций аппарата ВС БССР. В этом случае, вероятнее всего, большая часть депутатов-татар объединится с русскими депутатами.
Муртаза Рахимов, сам будучи сторонником националистических сил, вынужден лавировать между башкирскими ультранационалистами и русско-татарскими депутатами. Однако приходится отметить, что нежелание большинства депутатов принять демократические преобразования РСФСР позволяет аппарату достаточно успешно управлять Верховным Советом.
Совет Министров БССР в основном укомплектован из приверженцев прежнего диктатора республики, первого секретаря Башобкома КПСС Шакирова М.З. При этом все ключевые посты, в том числе ведающие средствами массовой информации, находятся в руках восточных башкир. Башкиризация органов власти и управления резко усилилась в последнее время.
Находясь в определенной оппозиции Рахимову М.Г. Председатель Совмина Миргазямов М. П. налаживает союзнические контакты с Башоблсовпрофом. Такой союз может оказаться достаточно результативным на предстоящих осенних выборах, особенно, когда ослабляются структурные возможности райкомов КПСС.
Башреском КП РСФСР, возглавляемый Горбуновым И.Л. и Янборисовым Р.Л. полностью потерял властные функции и свои привилегии хочет сохранить, опираясь на башкирские националистические силы в республике. По существу Башреском превратился в послушное орудие националистических, сепаратистах сил в республике. При этом он демонстрирует еще свою способность к некоторым спекулятивным политическим инициативам. Так, 3 августа 1991 года Башреском КП РСФСР, обвинив перестройку и демократов в ликвидации социалистического строя и в ухудшении положения рабочего класса и крестьянства, от имени некоего оргкомитета по подготовке и проведению съезда рабочих и крестьян Башкирии призвал организовать рабоче-крестьянское движение с целью создания власти, «представляющей политические и экономические интересы трудящихся». Дата проведения съезда намечена на 21 сентября в г. Уфе.
В качестве целей этого движения предлагается также, чтобы выборы в Советы всех уровней проходили с равным представительством от производственных округов, поставить на очередном съезде народных депутатов СССР вопрос об отмене президентской формы правления, не допустить роспуска Съезда народных депутатов СССР и его Верховного Совета. Таким образом полозковский Реском хочет прикрыться еще раз рабоче-крестьянским щитом.
В качестве самостоятельной политической силы выступают городские советы депутатов крупных городов, особенно тех, где большинство составляют русские депутаты. Так, группа депутатов Уфимского горсовета перед принятием Декларации о государственном суверенитете БССР выступила с заявлением о том, что г.Уфа останется в составе РСФСР, если Верховный Совет Башкирии примет Декларацию, порывающую субъектную связь с Россией. Горсовет г. Белорецка заявил о своем присоединении к Челябинской области в случае победы сепаратистов в Башкирии. Особое место занимает решение экологического антиАЭСного стачкома, возглавляемого зам.председателя Нефтекамского райсовета о том, что в случае недееспособности руководства Башкирии решить вопрос об остановке строительства АЭС на территории района, они поднимут вопрос о присоединении Нефтекамского района БССР к Татарстану. В случае усиления действий сепаратистов роль горсоветов при стабилизации ситуации может резко возрасти.
Детищем и опорой консервативно-националистических сил Башкирии является созданной аппаратом Башкирский народный центр «Урал», который выступает за приоритет прав башкирского народи во всех областях политической, социальной и культурной жизни. «Урал»пользуется материальной поддержкой государства и имеет своих союзников в лице Союза писателей Башкирии, Башкирской народной партии и, как уже было сказано, Башрескома КП РСФСР.
ТОЦ БССР основной целью своей деятельности ставит реализацию политических и культурных прав татарского народа Башкирии. Имеет 27 районных и городских филиалов в республике и имеет союзников в лице других демократических движений и партий, функционирующих в Башкирии.
Остальные движения и партии: ДПР, социал-демократическая партия, Башкирская ассоциация избирателей и депутатов (БАИД) пока находятся в стадии рождения и становления. На сентябрь 1991 года намечен созыв Конгресса демократических сил Башкирии, где участвуют ТОЦ, ДПР, социал-демократы, БАИД.
«Урал», Башреском КП РСФСР намерены создать альтернативный Союз прогрессивных сил Башкирии.
Расстановка сил перед выборами, таким образом, проясняется: это аппарат Президиума ВС БССР, поддерживаемый Рескомом и «Уралом»; альянс Совмина БССР и Башоблсовпрофа; Союз демократических сил Башкирии.
В настоящее время консервативные силы, стремясь сохранить оазис застоя и свои высокооплачиваемые посты, тормозят в республике радикальные экономические преобразования, проводимые ВС РСФСР. В период референдума по поводу введения поста Президента РСФСР эти силы (полозковский Реском КП РСФСР, Верховный Совет и Совет Министров) развернули агиткомпанию против введения поста Президента. А затем они же развернули разнузданную кампанию против кандидатуры Ельцина Б.Н. Одновременно шла дезинформационная обработка населения через все средства массовой информации республики, чтобы протащить развалившего экономику страны, обанкротившегося экс-премьера Рыжкова в Президенты России. ТОЦ БССР участвовал в выборах за кандидатуру Ельцина Б.Н. и большинство районов с преобладающим татарским населением отдали предпочтение Ельцину Б.Н.
Используя неорганизованность и аморфность, а также юридическую неграмотность большинства депутатов ВС БССР сепаратистские силы аппарата вопреки пунктам Декларации о государственном суверенитете БССР о субъектности Башкирии от РСФСР устраивают «ползучий» выход из РСФСР. Вопреки экономическим интересам населения Башкирии аппарат ВС БССР ввязал ВС БССР в «войну законов» с РСФСР и путем внесения порционных поправок в Конституцию БССР ведет дело к фактическому выходу из РСФСР. Органы информации на башкирском языке проповедуют только идеи полного суверенитета Башкирии, т.е. выхода из состава РСФСР. Реализация замыслов националистических, сепаратистах сил приведет к неизбежному обострению межнациональных отношений в республике.
Одновременно идет аппаратный зажим плюрализма в татарской и русской печати. Подвергаются гонениям редакторы газет и журналисты, чьи позиции не устраивают башкирских националистов. Так, с подачи БНЦ «Урал» Рескомом были сняты со своих постов редакторы республиканских газет на русском и татарском языках. Ведется систематическая травля собкора «Московских новостей» Виктора Радзиевского и корреспондента «Союза» Радика Абдуллина за их острые статьи об однобокой национальной политике в Башкирии.
В то же время трибуной националистических и сепаратистах сил Башкирии стала вновь созданная на русском языке газета «Известия Башкирии», учредителями которой стал аппарат Верховного Совета и Совмина республики.
Шестая сессия Верховного Совета БССР, состоявшаяся в июне этого года, и прошедший в июле пленум Башрескома KП РСФСР показали полное смыкание партократии и башкирской этнократии. На сессии в нарушение юридических и процедурных норм были внесены изменения в Конституцию Башкирии, по которым Рахимов М.Г. получил президентские полномочия за счет ослабления исполнительной власти республики. И прокурор Башкирии по измененной конституции назначается теперь ВС БССР, а не Прокурором РСФСР, как было ранее.
Таким образом, вместо разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, как необходимого условия перехода к эффективной рыночной экономике, в БССР, наоборот, идет их подчинение одному органу. И на сессии, и на пленуме этнократы и партократы выступили с единых позиций о необходимости перехода к горизонтальному договору с РСФСР вместо федеративного договора. Страх партократов перед демократическими реформами ВС РСФСР толкает их в объятия националистов, которые путем вывода Башкирии из-под юрисдикции РСФСР могут сохранить «социалистические идеалы».
Вопреки экономическим интересам народа БССР аппарат ВС БССР втянул парламент Башкирии в «войну законов» с РСФСР, причем принимаются консервативные, альтернативные российским законы. Ярким примером является «Закон о земле», принятый ВС БССР с подачи «Урала», где отвергается частная собственность на землю.
Национальная политика руководства Башкирии целиком базируется на тезисе о необходимости приоритетного развития башкирского народа. При этом полностью отвергаются общечеловеческие принципы равноправия наций и приоритета прав человека. В разосланной райкомам с осуждением планов ТОЦ по созданию Уфимской области ориентировке Башрескома КПСС № 123 от 30.07.91 г. говорится, что «В нынешних условиях, да и прежде, передел скудных средств, предназначаемых для культурных целей, между всеми национальными группами, проживающими в республике, пропорционально их численности был бы равносилен развалу культуры башкирского народа.» Так., путем развала культуры всех остальных народов и, прежде всего культуры татарского народа, поддерживается культура «братского башкирского народа».
В настоящее время татары общей численностью свыше I млн.120 тыс. человек, составляя почти треть населения республики, полностью лишены возможности развивать свой язык, культуру. Причем такое положение длится уже многие десятилетия, точнее с момента присоединения Уфимской губернии с преимущественно татарским и русским населением в 1922 году к Башкирии. До этого события в Уфимской губернии издавались многочисленные газеты и журналы на татарском языке, работало 7 книжных издательств-типографий, профессиональный театр «Hyp», более 6000 татарских школ-медресе. После 1922 года все это постепенно закрывалось или было приспособлено для развития только башкирской культуры. В результате созданных «местными вождями» искусственных преград для татарской культуры и созданных ими же льгот и привилегий для башкирской, многие талантливые татарские поэты, писатели, были вынуждены сменить свою национальность в паспорте на башкирскую и служить иной этнокультуре, благо татарский и башкирский языки весьма близки между собой. В 1970-ые годы против татарского языка был нанесен решительный удар: административно-бюрократическим путем татарские школы были переведены на башкирский язык обучения.
В 1978 году при принятии новой Конституции Башкирии татарский язык потерял статус официального, который он имел по предыдущей Конституции наряду с русским и башкирским. Радио и телевидение Башкирии свои постоянные передачи ведут только на башкирском и русском языках.
Декларация о государственном суверенитете обошла принципиальный вопрос о государственных языках, что означает отказ татарскому языку, языку 1/3 населения республики, иметь наравне с башкирским и русским языками статус государственного и обрекает его на дальнейшую дискриминацию. Более того, определенным силам удалось усилить национальное неравноправие в республике положением о суверенной воле только одной нации. В проводящем однобокую национальную политику аппарате не скрывают того, что государственным языком будет только один язык — башкирский (запасный вариант — башкирский и русский). Таким образом, подталкиваемый известными националистическими силами аппарат ведет дело к тому, чтобы любым способом закрепить и усилить в новой Конституции БССР национальное неравноправие в республике.
Все ключевые посты органов власти и управления республики занимают представители восточных башкир. В настоящее время тенденция башкиризации органов власти еще усилилась.
Отношение таких руководителей ведомств, ведающих культурой, просвещением, средствами массовой информации, издательским делом к общественным татарским проблемам только негативное.
Усилия татарской общественности по возрождению ликвидированных после 1920-22 годов национального театра, издательского дела, просвещения, использования татарского языка в средствах массовой информации по-прежнему не только не находят поддержки в органах государственной власти и управления, а, наоборот, встречают открытое противодействие. «Нет» — вот стандартный ответ на все законные требования татарского населения республики.
Уже не один год при попустительстве органов государственной власти активно распространяются через средства массовой информации историческая, демографическая, статистическая дезинформация, ведущая к искусственной конфронтации между двумя родственными народами, формирующая татарофобию и русофобию. В то же время на радио и телевидении не находится времени для постоянных передач на татарском языке.
Учитывая категорическое нежелание со стороны законодательных и исполнительных органов Башкирии на правовой основе решать татарские национальные проблемы в республике и то, что Декларация о государственном суверенитете БССР не предоставляет равных прав татарскому и другим небашкирским народам республики, основываясь на Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с резолюциями ТОЦ БССР от 8 сентября и 20 октября 1990 года, Платформой Всесоюзного ТОЦ, признавая незаконным присоединение в 1920-22 г.г. Уфимской губернии к Башкирии административно-бюрократическим путем, т.е. без волеизъявления народа, пленум Татарского общественного центра Башкирии от 23.06.91 г. принял резолюцию с признанием бесперспективности решения национальных и экономических проблем в рамках Башкирии и о необходимости создания (восстановления) на Конституционной основе , путем проведения референдума на границах прежней Уфимской губернии Уфимской области (республики) о составе РСФСР.
Уфимская область по согласованию с заинтересованными сторонами может быть образована в виде федерального штата в составе РСФСР. С юридической точки зрения право на территориальное самоопределение народа бывшей Уфимской губернии никем неотторжимо, оно закреплено в международно-правовых актах, подписанных нашей страной. При этом следует учесть, что территория Уфимской губернии была присоединена к Башкирии волевым решением, а не на основе волеизъявления народа.
Территория создаваемой области составляет свыше 70 тыс. кв.км, включает в себя около 39 из 54 районов Башкирии. Там расположены 90% производственных мощностей и производится свыше 70% сельскохозяйственной продукции нынешней Башкирии. Важнейшим направлением производства является добыча и переработка нефти и газа. Таким образом, эта область будет иметь мощную экономическую базу и при демократическом внутреннем устройстве обеспечит благополучие своему многонациональному народу.
Население области составит около 2,5 млн. жителей, в том числе I млн. 215 тыс. русских, 970 тыс. татар, около 300 тыс.чувашей, марийцев и других народов.
Национальные вопросы в этой области, по нашему мнению, должны решаться на основе принципов равноправия наций и приоритета прав человека. Говоря о правах человека, мы имеем в виду и то, что воспитание ребенка в детском саду, обучение его в школе на родном языке — это тоже неотъемлемое право человека.
В качестве гарантий нормального развития татарского народа в этой области с учетом численности наций мы считаем необходимым следующее:
— равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве официальных;
— равное функционирование татарского и русского языков в средствах массовой информации области;
— свободное функционирование детских садов, школ и на татарском языке;
— организация издания книг татарских писателей на родном языке;
— решение вопроса подготовки кадров для очагов татарской культу и образования.
В соответствии с законом СССР о правах наций, живущих за пределами своих национально-территориальных образований должна предусматриваться возможность образования национальных районов, сельсоветов по месту компактного проживания граждан одной национальности. Это поможет сохранению и развитию культуры чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы, дисперсно расселенных по территории области.
Образование области поможет снять и растущую межнациональную напряженность в регионе. Хотя у каждого народа причины для недовольства свои, однако последствия напряженности одинаково нежелательны для всех.
Так, русская часть населения республики озабочена сепаратистскими действиями пробашкирских националистических сил. Недовольство пока выражается в сборе подписей за невыход из РСФСР и «холодной войной» в печати.
Татары недовольны политикой ущемления их языка и культуры со стороны руководства республики. Недовольство с газетных страниц понемногу перекидывается и на бытовую почву, что чревато большими осложнениями. В общем и татары, и русские выражают растущее недовольство неумелой, недальновидной экономической политикой, основанной на обещании иллюзорного «суверенитетного рая». Людям надоела «война, законов» с Россией, попытки разрыва давно сложившихся связей.
Башкиры, в свою очередь, обеспокоены процессами ассимиляции, что в общем-то закономерно, т.к. в пределах нынешних границ башкиры составляют 21,9% населения (а по языку — 16%) и стоят на третьем месте по численности после русских и татар. Этническое ядро башкир расположено в бывшей Малой Башкирии (без территории Уфимской губернии). Следовательно, образование Уфимской области способствовало бы консолидации и башкирского народа, т.к. в оставшейся части они будут иметь устойчивое большинство.
С большой долей уверенности можно предположить, что образование Уфимской области в виде федерального штата РСФСР, хотя и связано с образованием внутри РСФСР нового субъекта из части другого субъекта, при хорошо поставленной разъяснительной работе среди населения найдет понимание и конституционное решение. Мы надеемся, что Президент РСФСР с вниманием отнесется к нашей инициативе, которая скоро примет интернациональный характер, поскольку в этом заинтересован многонациональный народ региона.
Гали меджлис ТОЦ Башкирии
16.07.91г.
В Уфе а Госсабрании проводили Кузеевские чтения. Да, Кузеев немало трудился, чтоб создать псевдонаучную оболочку тому мифу, которого сейчас называют “башкирским народом”. У этих племен нет ничего общего между собой, кроме того единственного, — принадлежности к привилегированному башкирскому сословию землевладельцев. Башкирами называли всех, представителей любого племени, которые нанимались охранять границы империи. Это сословие состояло из разных народов и племен, различающихся и по происхождению, и этнически. Они за это получали огромные земельные наделы и налоговые льготы. Башкиры должны были еще и предоставлять воинские соединения во время разных военных конфликтов. А в башкиры нанимались в основном пришлые племена. К примеру, усергенцы и другие зауральские “башкиры”, — это в основном пришлые кочевые племена, основные кочевья которых были в Средней Азии (по Кузееву и др.), в Междуречье, случайно забродившие на Урал, приняли подданство Москвы и начали служить московскому государю, получая за это земли ногайцев, которых совместно с московскими регулярными войсками выгнали из родных земель. Они же с собой привезли караколпакский диалект тюркского языка на Зауралье. На Зауралье на таком языке никогда не разговаривали, о чем подтверждает все топонимы этого края: гора Атач-тау (Магнитная), Учалы, Зианчура, Еманжилинск, Чебаркуль, Челябе и др.
Для того, чтоб превратить башкирское сословие в “башкирский народ”, Кузеев до того дописался, что начал называть башкирами истинных монголо-татар (катайцев, барынцев, табынцев и др), которые пришли на наши земли с армией Бату хана. Из каких племен состояла армия (татаро-монгольская армия) Чингисхана – есть во всех источниках. Табынцы, прямые потомки Майкы бея, главного сподвижника Чингисхана, — самое многочисленное и привилегированное среди них.
Далее, были объявлены некоторые местные кипчакские, ногайские племена башкирами (к примеру кипчакские башкиры). Прибывшие из верхнего Прикамья, Сибири, Саян-Алтайского нагорья племена в основном получали “башкирскую прописку” со своими названиями. А все коренное население до Урала, которое было еще и во времена Казанского ханства татарами, (и даже во времена Волжской Болгарии) тоже объявляется башкирами. Кузеев стесняясь записать их татарским башкирами, записывает как “болгарские(?)” башкиры. Хотя в 16, 17 веках там не фиксировано не единого башкира. В “башкиры” это население начали записывать только в 18 веке.. “Башкирское” население Краснокамского, Илишевского и др. районов впервые были записаны в “башкиры” только в 1795 году, во время 5 ревизии. А для некоторых “башкир” мифические “башкирские роды” и племена просто выдумываются, или бывшие административные деления, объявляются “башкирскими племенами”. Кузеев поискав в истории все похожие с подобными названиями народы, племена, государственные образования – всех их записывает в актив “башкирского народа”. К примеру, население бывшей Кубаляк-тилявской волости объявляются телевскими башкирами, (башкирами мифического племени телеу), их историю Кузеев привязывает к государственному образованию Теле, которое просуществовало 2 тыс лет до нас в Маньчжурии и на Северном Китае.
В результате таких удревлений истории башкир, по Кузееву и Янгузину, с одной стороны, хотя у них получается богатое прошлое, но, с другой стороны, все эти племена, оказываются пришлыми, не коренными, не автохтонными.
Вообще, Уфимские ученые большие мастера превратить любой народ или племя в башкиры. Они просто добавляют слово башкир на любой народ, — и они башкиры. Венгерские башкиры, болгарские башкиры, катайские башкиры (башкиры черных татар), британские башкиры, курдские башкиры и т.д. Или любое похожее на башкир слово преобразуют в башкир: массагеты-башсагеты-башкирсагеты; сарматы-юрматы; мадьяры-маджары-баджары-башджары-башкарды-башкирды (маджар-мадьяр –самоназвание венгров), печенеги-бешченеги-башдженеги,башджанаки-башкирджанаки и т.д.
Кроме смеха, эти “научные” исследования у любого образованного человека ничего не смогут вызывать. А великие открытия о британских, древнеегипетских, древнееврейских, арийских, курдских-башкурдских башкирах – это просто научные трактаты представителя палаты № 6.
Итак, по Кузееву, и по другим уфимским “ученым” — почти все племена Урала и Зауралья – не автохтонные, там проживают пришлые племена разного происхождения (вплоть до тунгусско-маньчжурских) и поэтому, о каком то коренном населении говорить там просто не приходится. И из тех, кого Кузеев записывал в “башкиры”, на самом деле, на 80 %-в таковыми – не являются.
Карим Яушев, расскажите, как вас тогда за шкирку выкинули из Кремля?
Да нет, коренной ты мой! Встретили и проводили очень дружелюбно. Как никак в этом вопросе наши интересы полностью совпадали. Нам нужно было территориально избавиться от «дружбы» крайне коренных братьев, а Кремлю — от сепаратизма этих же титульно-коренных. Благодарите ГКЧПистов. Через несколько дней началась эта глупость и планы обеих сторон поменялись. Тем не менее, этот план не снят с повестки дня. Причем, не снят поведением тех же титульных. Ибо, почти все остается по-прежнему.
ГКЧП продержался всего 3 дня, и прошло более 20 лет. Так и в гробу будем лежать с клеймом некоренной, и татар обашкирят.
1766г. Князь А. А. Путятин, Оренбургский губернатор:
Оренбургская губерния округою своею занимает по большей части такия места, где прежде сего, кроме башкирскаго народа, ни-какова поселения не было..(С 1744 года по 1865 год в Оренбургскую губернию входили так же Бугульминский и Мензелинские уезды.)
Начало колонизации башкирских земель Оренбургского края относится к началу 16-го столетия , когда после падения Казанского царства выходцы из него: татары, черемисы, вотяки, чуваши, тептяри и проч., под общим названием башкирских припущенников, начали селиться на башкирских землях, заарендовывая их и становясь в несколько подчиненное положение относительно владельцев земли.
Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфим. губернии. 1898 г.
Y-ДНК
R1b — гаплогруппа, наиболее распространённая в Западной Европе и на Южном Урале.
За пределами Западной Европы высокая концентрация данной гаплогруппы встречается лишь у башкир — до 87 %, что, возможно, связано с присутствием кроманьонского дотюркского субстрата.
Башкир,ты наверное алкогольного субстрата хлебнул,дотюркского периода.Ну не смешите вы людей.
Смеются только «Татары».
Башкорту! А ты спроси не татар!Будет весьма забавно!)))Как то я слышал от башкир что Аристотель и Плутарх,даже Рафаэль был из зауральских башкортов,и творил в Каповой пещере.
Я. тоже слышал от татар, что первые люди произошли от татар. Шизофреников везде хватает. Назови народ, где их нет?
Башкир, ты что, рехнулся?
О каких башкирских землях ты говоришь?
Ты бы цитировал еще и Галлямова о башкирских землях в Курдии-Башкурдии.
Все земли до Урала – это земли татар Казанского ханства, а Зауралье – это земли ногайцев, которых пришлые ваши предки выгнали с родных земель при помощи московских войск. Ваши земли – в Средней Азии, в Сибири, на Саян-Алтайском нагорье, в Маньчжурии и в Монголии. Читай Янгузина, и определись, где были твои предки до 12 века, и там права качай!
А насчет галопирующих гаплогрупп, выходящих конвейером из уфимского завода массового фальсификата, ты говори на телепередаче “В гостях у сказки”.
Оренбургский военный губернатор Н.П.Безак в 1864 году сообщал:
«Башкиры одни во всем нашем государстве владеют землею на вотчинном праве. И даже у казаков земля казенная, им не принадлежащая, которую они ни продавать, ни отдавать в кортому (в аренду) не могут, а башкирам все это дозволено законом».
Самарская губерния
Среди башкир, после завоевания Казанского царства, добровольно селились чуваши, мордва, черемисы, явившиеся сюда из нынешн. губ. Пензенской, Уфимской, Казанской и Симбирской. Эти последние занимались больше земледелием на башкирских землях; башкиры владели ими, как крепостными, брали с них дань, заставляли их отправлять барщину и всякие натуральные повинности.
Начало колонизации башкирских земель Оренбургского края относится к началу 16-го столетия , когда после падения Казанского царства выходцы из него: татары, черемисы, вотяки, чуваши, тептяри и проч., под общим названием башкирских припущенников, начали селиться на башкирских землях, заарендовывая их и становясь в несколько подчиненное положение относительно владельцев земли.
Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфим. губернии. 1898 г.
Я цитирую нейтральные источники.
Татары тянут одеяло на себя, башкиры тоже. Иностранным и российским источникам можно ещё доверять. а не каким то там Янгузиным…
На древних картах России почему-то нет Татарии. Не даром ведь В Википедии появилась надпись:До 1920 года территория нынешней Республики Татарстан ни официально, ни неофициально никогда не именовалась ни «Татарией», ни «Татарстаном».
это камуняки придумали, татарстан.надо у Зюганова спросить куда делись мишары,тептяры.и откуда взялись татары.
Скажи-ка, уважаемый, на каких картах древних ли, средних веков ли, фиксирована Башкирия?
И в каких источниках фиксирован этот мифический башкирский народ?
В летописях (русских, персидских, арбских, среднеазиатских) его нет, и в других источниках тоже. У Идриси – маджар, никаких башкир там нет, у Фазлана – тоже нет, там написано про мифический народ бтр, этот бтр и расшифровал как башкир Валиди.
Может печенеги башкиры?
Печенеге-паччанаги-башчанаги-башкортчанаги?
Али ираноязычные массагеты?
Массагеты-бассагеты-башсагита-башкирсагиты?
Набери «Древние карты России»и ищи. Во многих картах составленными зарубежными картографами (русские ещё не делали свои карты) найдёшь Башкирию, а западнее Булгарию.
samlib.ru/img/p/prokopchuk_artur_andreewich/msworddoc-16/karta36.jpg
А как ты это отыскал?
Под лупу или под микроскоп рассмотрел?
В огромной карте Татарии 18 века действительно есть некий баскирский уезд.
Даже в Европе знали, что на Урале были созданы Москвой отряды баскир-наемников, чтоб воевать с ногайцами и с Казанским ханством.
И действительно, там в 18 веке уже нет самих ногайцев, коренных обитателей этого карая, выгнали их, бедных, с родных земель, эти пришлые головорезы, цепные псы империи, совместно с московским войском и с калмыками.
А что нибудь по-подревнее, относящееся хотя бы к 17, а может еще и к 15, 16 векам, когда в Москве еще не были приняты указы о башкирском наемном карательном сословии, ты не нашел?
И не найдешь, потому что там никогда не было никаких башкир, никаких московских наемников. До начала 17 века – точно!
И тако по победоносном и торжественном окончании шведской войны между прочим изволил император Петр Великий особливое попечение иметь и о том чтобы…путь во всю полуденную Азию отворить, а своевольный башкирский народ на вечное время обуздать. Петр 1.
Татарию с Тартарией не путай!
По состоянию на 1532 г. земли башкордов рода Биляр-Байлар простирались далеко на запад от реки Идели-Волги, что мы можем узнать из того факта, что князь Еникей, наместник города Темников получил в том году грамоту от московского князя Василия III (1479-1533 гг.), дающую право ему «судить и вязать тарханов и башкир и можаров, которые живут в Темникове (запад Мордовии) по старине, потому ж как наперед его судил и вязал отец его Тенши». Тенши являлся сыном Кугуша, за которым право взимания налога с башкордов, проживающих в Темникове установил в 1509 г. тот же Василий III.
Скачай Российскую военную энциклопедию конца 19, начала 20-го века. Там в статье Закамская засечная черта,отмечено когда она начала строится и для чего. Кроме всего есть карта с надписью «Башкирские деревни Казанского края».
Б.Н.Чичерин (1828—1904 гг.):
«Все силы башкир уходили на то, чтоб сотрясать империю царей, и башкир писал свою историю не пером, а саблей
М.К.Любавский (1860—1936 гг.):
«Ни один народ не пролил столько крови за свою свободу, как башкиры».
Видел древнюю карту, где район Казани обозначен на латыни «Чуваши».
Ты случайно не заболел?
Тебе везде башкиры видятся.
Биляр и Байлар — это волостные центры в Мензелинском уезде.
Это Янгузин объявил их мифическими «башкирскими племенами». До конца 18 века там не было не единого башкира. Местное население записывался в башкирское сословие только в 5 ревизии, в 1795-м году. «До 1795-го года, до 5-й ревизии о мензелинских башкирах нет никаких сведений» Янгузин «Башкирские шежере».
Все то, что ты тут понаписал, относятся не к башкирскому народу, а представителям башкирского сословия. Это 18, 19 века. В этой сословии были и марийцы (к примеру марийцы Мишкинского района), и татары, и чуваши, и удмурты.
А насчет уж темниковских башкир, — ты уж эти сказки детям говори. Опять мишар переиначили на башкир, как маджар у Идриси?
Может еще Мещера тоже была башкирская?
Мещера-Башщера-башкирщера- башкир-мещера?
До 17 века о башкирах нет никаких сведений в русских летописях, не в одном российском документе башкиры не упоминаются, и не разу.
Если сейчас начну перечислить тезисы о том, что нет такого народа «Татары»…Кстати им полны булгарские сайты. Татарист он и есть Татарист.
Жду цитаты из энциклопедии, высказывания крупных известных ученых, о том что нет башкир. Давай хотя бы штук пять.
Мин укып утырамда башкорт язган экиятне, аптырыйм, кайдан килэ анын башына шундый надан фикерлэр!Китап укыганда кузенэ шырпы кыстырып укы ,кузен кысылып беткэн бит, дерес курмисен сузлэрне,бутыйсын!Татарлар-империя тезегэн халык !Безнен эби-бабайлар Биек Татар иле эчен канга батып сугыштылар,барыбыр сатылмадылар!э сез-сатлыкжаннар урыска сатылдыгыз!
Ты приведи сначала хотя бы одну цитату из русских летописей до 16 века, в которой хотя бы раз упоминались бы некие мифические башкиры.
В Википедии их полно. А Петра, я уже привёл.
Татару. Фекерзярне мин язманым. Бетенеседа китаптан.
Башкиру.
Как видно из твоего башкирского, ты такой же башкир, как и я.
Но, все равно, если уж ты считаешь себя представителем несуществующего, выдуманного «народа», ты без уверток, без всяких ссылок на всякие там википедии, приведи, из русских летописей до 17 века (или из любой другой летописи)хотя бы одно предложение, в которой упоминались эти мифические «башкиры».
Башкортлар искә алынган бер генә булса да цитата китер әле 17 гасырга кадәрге ельязмалардан (русныкымы, башканыкымы), без наданнарга. Чак кына мәгрифәт тарат әле без җәһилләргә.
Ә что касается уфимских книг о «башкирах», о несуществующей «башкирской истории», они на 99 %-в — фальсификация.
Karim afande — al-Salam wa ‘Aleykem!
Kuptan kureshmadek!
Илшату. Может тебе о мифических татарах привести…
Ты, что не понял? Я не привёл ни одной цитаты из Башкирских учёных.
В начале ХХ века никакого «татарского» народа в природе не существовало. Его только зарождали искусственным способом, как в пробирке. 2008-05-12 Рэм Латыпов
-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Татары этот термин как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Т. как отдельного народа не существует
башкир, никто с тобой не спорит ,Татар как и американец объединяющее слово.
Великая Татария – самая великая страна в мире. Британская энциклопедия. 1771 год.
Что касается Брокгауза и Ефрона, у них в первых изданиях написано то же самое. И вообще, в этих энциклопедических словарях татары упоминаются в сотни миллионов раз чаще, чем какие-то несуществующие башкиры, в каждой третҗей статье о истории России.
А о каких то мифических башкирах нет нигде и никаких сведений.
Во всяком случае, до 18 века.
Это Москва придумала сословие башкир для охраны границ империи.
Татары один немногих народов, которые упомянуты в летописях в 3-м тысячелетии до н.э.
Ты из башкирских «ученых» привел бы цитаты из З.Солтанова, который научным путем доказал, каким мужским органом являются на самом деле башкиры.
А башкир на природе не существуют и по сей день.
«В прошлом году учитель Ахмак Шерик Сафсата Саттаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями: «Татарский народ», «Татарская девушка», «Татарская шапочка», «Татарские башмаки», «Татарская простокваша», «Татарские рожки», и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо его помещать именно в «Татарский сумасшедший дом». А такого дома у нас, к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!» Источник: Г.Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсэрлэр, дурт томда. Казань, 1977г, стр.166
Древние татары жили где-то рядом с кыргызами, по-видимому, в Центральной Азии, может быть, в Монголии, их язык не был похож на язык башкиртов и йемеков. Следовательно, он сильно отличался и от современного булгаро-татарского языка, очень близкого к баш¬кирскому. Кстати, следы йемеков сохранились на территории современного Татарстана рядом с башкирами в виде то¬понима §ІмІк/Ямак/Чамяк/Шемяк/ Семяк. Этот факт говорит о том, что башкирский и йемекский языки принимали участие в формировании языка булгар, а тогдашний татар¬ский язык был далек от этих говоров.
М.З.Закиев Происхождение тюрков и татар Москва, Издательство «Инсан», 2002
В энциклопедии Брохгауза огромная статья о башкирах.
Ни один из этих народов, как ты пишешь: «Татар как и американец объединяющее слово», кроме вас не захотел оставить за собой оставленных русскими кличку.
В науке в настоящее время название татар совершенно отвергнуто в применении к монголам и тунгусам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие от других тюркских народностей, носящих самостоятельные исторические названия (киргизы, туркмены, сарты, узбеки, якуты и т. д.). Сами татары никогда не называли и не называют себя этим именем. -Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Благодаря историческому заблуждению и прочно установившейся традиции имя их и сегодня сохраняется на этнической карте нашей страны, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средие века на границе с Китаем» (Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., Знание, 1990, -63 с., с. 13, 14).
Таким образом, в Европе никогда не было татар и их цивилизации.
Башкиры они и есть, истинные, всамделишные татары.
Из каких племен состояли монголы татары есть во всех источниках.
А все эти племена сегодня известны как «башкирские(?)» племена.
И именно башкиры Урала, истинные, так называемые «башкиры».
Оседавшие на наших землях пришлые монгольские племена, которые раньше всех записывались в коллаборационистское башкирское сословие.
В науке сегодня татары подняты до уровня целой цивилизации.
Культурное простарнсто Евразии американские ученые делят на западноевропейскую, китайскую, индийскую, арабо-персидо-мусульманскую, и на татарскую.
Татарская цивилизация — от Тихого океана до Карпат, третья по древности цивилизация.
Башкирами называли всех, кто предавая все и вся, пошел служить Московии. Охранять границы империи и служить этой империи как преданные псы. И независимо от их национальности.
Башкиры в виртуозном искусстве рабского служения царскому режиму оставили всех далеко позади.
Сколько дурных пословиц о татарах? На твои дурные мысли из твоей головы никто всерьез не примет.
Приведи цитаты о том что, «башкиры в виртуозном искусстве рабского служения царскому режиму оставили всех далеко позади», может я поверю. Пока думаю, что у тебя с головой не всё в порядке.
Рычков :
Вершины ея въ Уральжъ изь горы Иримяли-Тау. Сiя гора столь велика и высока, что съ Бухарской стороны смотря къ Башкирiи дни за два видима, и въ нькоторыхъ мьстахъ снегъ никогда не сходитъ
— «Топография Оренбургская» стр. 230
Иван Лепехин в 1805 году писал:
От деревни Нургузя во 130 верстах отстояла славная в Башкирии гора Ирямял-Тау прозываемая, из которой выходит река Белая. В сём месте как бы нарочно собралися Уральские воды, дабы приумножить Бельские истоки.
Это на вскидку. Приведи цитаты о Татарии, в дореволюционных источниках.
Как ты пишешь можно миллион цитат о Башкирии найти, а где была твоя ТАТАРИЯ?
В Лаврентьевской летописи в числе подвластных казанскому царю в 6977 (1469) г. указана «Бакширская» (Башкирская), а также «Беловоложская» земля (р. Белая называлась Белой Воложкой). К находившимся под Казанью русским войскам в 1469 г. прибежал из Казани пленный коломнятин, который сказал, что «Собрался на вас царь казанский Ибрагим со всею землею: Камскою, Сыплинскою, Костяцкою, Беловоложскою, Вотяцкою, Башкирскою».
Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., Т. 8. С. 156, 190; Дополнения к актам историческим. Т. 1 (ДАИ). С. 371 —389.
Твои малюсенький улус башкур и находиться на огромнейшей территории Великой Татарской Империи,а на счет пословиц про Татар это норма ,потому что, услышав ,слово «Татар»все дрожали, в том числе и твои предки .
Молодец Татар!!!!!Ату их,ату!
Гласит народная мудрость: башкиры это те же татары, только очень дикие
Башкир татарами ни кто не обзывал.
Башкиры дикие татары.. Какие «татары» казахи, узбеки, азербайджанцы? Кстати в первую мировую был в «дикой дивизии» татарский полк, состоящий на 100%из азербайджанцев.
В войне 1812 года было 20 башкирских полков, 2 мишарских, 2 тептярских. 2 калмыцких. Это всё «ТАТАРЫ»? Если бы не ваши нацийские замашки, тюркские народы России и бывшего Союза, давно бы, наверно объединились.
Из Татар поволжья были сформированы Первый,Второй и Третий Тептярские,Первый и Второй Мишарский полк,а также один башкирский полк.
Это некоторые дядьки думают,что Казанские Татары-тюрки и, что наши предки из Алтая,большинство современных Татар в корнях совсем не тюрки,а кто хочет объединяться- объединяйтесь и размножайтесь на славу!
«Из Татар поволжья были сформированы Первый,Второй и Третий Тептярские,Первый и Второй Мишарский полк,а также один башкирский полк». Сам-то ты понял, что написал? Тептяре жили только там где были башкирские земли. Мишаре, тогда не были татарами. Башкирских полков было не менее 20-ти. Читай историю.
Тептяре-это служилые Татары,и они жили и живут в исконно Татарских землях,не каких башкирских земель нету,сегодняшнее республика башкирия-это восточный Татарстан,потому что Казанские Татары создали эту республику,а не надо было.Ты башкир начитался ложной советской истории,если сегодня собирать всех башкир ,то 5-ти полков не собереться.
А, ты какой истории начитался?
Тептяре. В этом сословии находилась значительная часть припущенников, живших в XVIII — начале XX века среди башкир-вотчинников. Википедия.Заметь не советская.
Вот тебе дореволюционный источник: Тептери
(тептеяри) — народность, образовавшаяся из различных беглых элементов из среды приволжских финнов и чуваш, с течением времени совершенно отатарившаяся. Исповедуют мусульманство; живут среди башкир в количестве 300000 чел., в губ. Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской. История их сливается с историей башкир (см.), под именем которых с 1855 г. разумеются в нашем законодательстве и Т.
Почитай внимательно! Дореволюционный источник.
Начало колонизации башкирских земель Оренбургского края относится к началу 16-го столетия , когда после падения Казанского царства выходцы из него: татары, черемисы, вотяки, чуваши, тептяри и проч., под общим названием башкирских припущенников, начали селиться на БАШКИРСКИХ ЗЕМЛЯХ, заарендовывая их и становясь в несколько подчиненное положение относительно владельцев земли.
Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфим. губернии. 1898 г.
Внимательно читай. Не Советский источник.
До 1920 года территория нынешней Республики Татарстан ни официально, ни неофициально никогда не именовалась ни «Татарией», ни «Татарстаном»… Ист. Википедия.
Одна из малоизвестных страниц истории: Татары на стороне Наполеона.
В книге
Якова Гришина «Польско-литовские татары.»
Во время Отечественной войны 1812г. Татары принимали участие в разгроме наполеоновских войск.Татарской коннице не было равных в смелости и воинском искусстве.Татарские формирования использовались на самых ответственных участках сражений,неизменно наводя ужас на французские войска.
Приведи примеры, цитаты. Назови героев ТАТАР войны 1812 года. Может песни в народе до сих пор поют о той войне.
татар использовали комунисты,и немцы в ИДЕЛЬ-УРАЛ ЛЕГИОН.12,5 тыс человек.
Вот новость,а ты слышал про Власова и РОА ,русская освободительная армия,казачьии легион,армянскии легион и другие.
Башкирга.
Син башкорт булсаң, үз исемеңнән оялмаска кирәк, үз телеңнән дә.
Үзатамагыз БАШКОРТ бит, нигә башкорт дип язмыйсың, ояласың?
Русча да, БАШКОРТ булырга тиеш, ә хатын-кызлары — БАШКОРТКА.
Аннан соң үз шивәңдә яз әле, безгә Урта Азиядән үзләре белән алып килгән үсергән каракалпакларының килмешәк һау-һау сөйләштә.
Башкортларны татар дип әйтү – артык зур мәртәбә булыр иде коллаборасионистлар сословиесенә. Шуңа да аларга, БАШКОРТ дигәннәр дә.
Полклар белән мактану килешеп бетми, — тик шулай да, 1812 елгы “башкорт” полклары итеп күрсәтелүчеләрнең 75 %-ы татарлар, алар Уфа өлкәсенең саф татар көнбатыш районнарыннан, аңа якын җирләрдән, шул исәптән хәзерге Татарстанның көнчыгышыннан да формалаштырылганнар. Чыганак: Әсфәндияров “Любезные вы мои”. Анда бар “башкорт” полклары составы да язып чыгылган, Урал һәм Урал арты вәкилләре – анда бик аз.
Бернинди дә “башкорт” җирләре юк, Уралга кадәр – Казан ханлыгы татарлары җирләре, Урал арты – нугай татарларыныкы. Анда килмешәк ул кабиләләрнең берсенең дә эзе дә булмаган. Сезнең җирләр: Урта һәм Үзәк Азия, Себер, Югары Кама буе, Алтай-Саян сыртлары, Манчжурия, Монголия. Укы бераз Янгузинны.
Гомумән, синең белән вакыт әрәм итеп сөйләшеп утыру – үзе бер ахмаклык инде ул, башына ниндидер Мәскәү уйлап чыгарган уйдырмаларны тутырган җәһил белән, катай хәтле катай, табын хәтле табын һ.б. данлы татар кабиләләрнең токымы була торып та, ниндидер Мәскәү фалсификасиясенә бирелеп, үзен туфта ниндидер бер калоборасионизм хәрәкәте белән бәйләп мактанып утырган бер томана белән.
Ах вы чемоданные татары…
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!
Салават Юлаев в России это Бандерюга как На Украине Бандеровец!!!
Главой республики надо Назначить Русского!
СРОЧНО!!!!
В Эстонии Избили и Выслали Русских Дипломатов! Продолжается Выдавливание Русских из Эстонии до сих пор! Сносят Оскверняют Памятники Русским Солдатам!
Зато Продемонстрировали Толерантность Дружественный Акт Башкирам! В Эстонии Разрешили даже Установить в г. Палдиски Памятник Изуверу Салавату Юлаеву- Бандеровцу! Теперь Бренд Салавата, как Бандеру Вывели на Международную Арену! Башкиры из Эстонии даже Запланировали Привезти Останки Салавата Юлаева Террориста в Уфу! И Построить Мавзолей Палачу Изуверу!
Молодые башкиры Совершают Регулярно Паломничество за счет Налогоплательщиков на Могилу Салавата Юлаева! Паломничество курировал всегда бывший М.Рахимов с Сыном ГОМИКОМ!
Который до сих пор Скрывается с Награбленным Миллионами в Австрии! Не ужели нельзя Экстрагировать Башкирского Педика Преступника для Открытого Суда в Москву!
Продолжает Теперь Организовывать Паломничество Поездки в Эстонию Салават Хамидуллин Фашиствующий Националист!!!
Этот Башкир Русофоб Давно Распрягся и Обнаглел! Который Умудрился Даже стать Кандидатом Исторических Наук! Хотя Историком не Был ни Когда! Кто Допустил??? Не с Помощью ли Коррупции? Надо Расследовать Срочно! А Может при Поддержки Фонда Урал!??? Глава Республики Р. Хамитова не Препятствует Молодым Фашиствующим Башкирам Поездки в Эстонию! Пока ФСБ Уфы Дремлет!
Эстонцы относятся Благосклонно с Пониманием, Дружественно, Доброжелательно! И в Турции тоже Установили Памятник Салавату Юлаеву! Около Челябинска тоже Самовольно Установили Памятник Картелю Салавату! В Уфе Башкиры на месте Снесенной Церкви Построили Даже Мечеть!
В России и на Украине в Честь Салавата названы улицы В Киеве действует Анти Российский Центр САЛАВАТ! В Башкирии Тотально Установлены Памятники и Названы улицы и Проспекты, и даже Город
Хоккейный клуб Переименовали в честь Террориста Салавата! Хотя изначально был назван в честь Летчика Фронтовика Н.Гастелло!
Этим самым Башкиры Осквернили даже Сакральный Кубок Гагарина!
Такого не Удостоился Даже Г.Жуков в России!
Теперь во всех населенных пунктах и деревнях названы улицы в честь Салавата Палача Карателя!
Найдется хотя бы один Депутат Думы! Который бы Вернул библиотеке в Уфе прежнее название Н. Крупской! Замененный Вероломно на Террориста Басмача, Пособника Фашистов Заки Валиди, башкирами!
Куда Смотрит В.Путин!!!!! Партия Единая Россия и ЛДПР!!!!!
ЮРА!