Недавно в стране завершилась Всероссийская перепись населения. До подведения итогов «государственного счета» еще далеко, но об одном из его косвенных результатов можно сказать определенно: раздробление татар на ряд различных народов в перечне национальностей остро поставило вопрос о необходимости сохранения единства татарского этноса. И активное обсуждение этой проблемы способствовало укреплению национального самосознания татарского народа.
Конечно, в этом важном процессе свою роль играет не только прошедшая перепись. Определяющее значение имеет работа общественных национально-культурных организаций татар, деятельность которых консолидирует народ вокруг этнокультурных ценностей. Одна из наиболее известных в этом ряду структур – Всемирный конгресс татар. Так или иначе «всплывшие» в ходе переписи проблемы развития татарского народа требуют выявления не только несомненных заслуг национальных организаций, но и ряда нерешенных задач. Сегодня мы высказываем мнение одного из авторов журнала «Татарстан» о «болевых точках» в деятельности Исполкома ВКТ. Учитывая, что эта тема может иметь разные оценки, наше издание приглашает различные заинтересованные стороны к высказыванию своей точки зрения.
«Отцепленный вагон» Татарского конгресса
Осень этого года оказалась богатой событиями в жизни татарского народа: в Казани прошли IV Всемирный форум татарской молодежи, Форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», V Всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы. Один из основных организаторов перечисленных масштабных мероприятий — Исполком Всемирного конгресса татар.
Так получилось, что в далеком уже 1992 году мне довелось участвовать в работе I Всемирного конгресса татар, на котором и было учреждено это общественное объединение. Начало 1990-х годов – время резкой радикализации общественно-политической жизни в стране, и в Татарстане, только что принявшем Декларацию о государственном суверенитете и находившемся в непростых отношениях с официальной Москвой, в этот период набирает силу активность радикальных татарских национальных организаций. Среди них Всетатарский общественный центр, партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой, молодежное движение «Азатлык»…
На этом фоне все больший резонанс получают решения татарского «Милли меджлиса», провозгласившего себя национальным парламентом татарского народа. В условиях становления молодой государственности в Татарстане решения национал-радикалов, пытающихся монополизировать право выступать и принимать решения от имени многомиллионного татарского народа, начинают угрожать политической стабильности в республике. Эту опасность осознают и руководство Татарстана, и весьма многочисленные «центристские» татарские общественные организации.
Наступает уникальное время для консолидации умеренных и прагматичных государственных и общественных лидеров татарского народа. Рождается идея о создании организации, объединяющей татар всей России и мира. Тем более что и проблем, стоящих перед разбросанным волею истории по всей стране и планете народом немало. Одна их них – выжить и сохранить национальную идентичность, язык, культуру.
Учреждение Всемирного конгресса татар позволило тогда, в 1990-х годах, резко снизить потенциал радикализма. Во многом это было обусловлено тем, что ВКТ взял на себя решение большинства проблем, выдвигаемых националами в качестве программных задач. Кроме, разумеется, планов по построению независимого татарского государства – задачи невыполнимой и по определению грозящей стабильности в Российской Федерации.
Стабильность или развитие?
С тех пор минуло 18 лет. За это время состоялись четыре Конгресса, проведено множество важных мероприятий. На сегодняшний день Исполком ВКТ является наиболее представительной татарской общественной организацией в мире. Тем более что деятельность национально-радикальных организаций сошла на нет, а работу Федеральной национально-культурной автономии татар (ФНКАТ), призванной координировать деятельность татарских организаций в российских регионах, до сих пор нельзя назвать сколько-нибудь заметной. Итак, Исполком ВКТ де-факто — организация, доминирующая на татарской политической и общественной авансцене.
Что же означает это доминирование и на чем оно основано? Что сегодня можно записать в актив ВКТ, а что признать его недоработкой?
Повседневная жизнь Исполкома ВКТ и региональных национально-культурных татарских обществ насыщена событиями. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить сайт Исполкома ВКТ. Среди них концерты профессиональных и самодеятельных татарских коллективов в различных регионах, всевозможные съезды, конференции, круглые столы, спартакиады и т.д. Все это укрепляет связи между татарскими диаспорами, помогает ставить проблемы перед руководством субъектов федерации.
Вместе с тем, трудно не заметить, что перечень большинства этих мероприятий повторяется из года в год и записывается в актив. То есть, как минимум «стабильность» в деятельности ВКТ мы замечаем. Только стабильность – это, конечно, неплохо, но ведь развитие любой организации должно демонстрировать перерастание количества (суммы действий, мероприятий) в качество работы. Есть ли это качество? Как его зафиксировать, измерить? Для этого, наверное, нужно ответить на вопрос: насколько деятельность татарского движения, координируемого Исполкомом ВКТ, позволяет выходить на решение задач, диктуемых XXI веком?
Среди последних, наиболее очевидных для многих наблюдателей и экспертов, нужно выделить:
представительство ВКТ в международных организациях;
охват татарских диаспор современными средствами коммуникации;
решение задачи обучения национальному языку не только в столичных городах и крупных районных центрах, но и в мелких и средних татарских селах страны. Именно в последних проживает большинство татар России;
способность разработки национально значимых проектов, инвестиционно привлекательных для татарского бизнеса;
возможность самостоятельно ставить и решать проблемы совместно с руководством республики и страны.
Перечень можно и продолжить, но особого смысла в этом нет. Поскольку ни одна из вышеперечисленных задач не может быть записана в число не только решенных, но даже находящихся на стадии решения.
Сабантуй как мерило работы
Как на важный результат своих усилий руководители Исполкома ВКТ указывают на то, что татарский праздник Сабантуй перешагнул национальные границы республики и празднуется теперь во многих странах и весях. Да, Сабантуй стал брендом татарского народа и Татарстана. В то же время, это заслуга в большей степени самой республики и национально-культурных организаций в регионах России, местных татарских бизнесменов, финансирующих мероприятия. Но насколько корректно на протяжении более чем десятилетия фиксировать в качестве одного из главных достижений проведение одного и того же праздника? За прошедшее время эта задача из ряда приоритетных давно перешла в разряд рядовых и будничных.
Обратим внимание на некоторые мероприятия, состоявшиеся в 2010 году.
На сайте Исполкома ВКТ размещается оперативно обновляемая информация о повседневной деятельности организации и региональных национально-культурных обществ. Так, к примеру, в этом году Президент РТ встречался с татарской общественностью Челябинской области. На встрече присутствовало и руководство Исполкома ВКТ. Мероприятие знаковое, участие лидера республики придало ему политическое звучание. Но обращает на себя внимание характерная черта, демонстрирующая роль ВКТ и татарской общественности в регионах. Выразилась она в следующем. В Челябинске на местном телеканале организована передача и выпускается газета на татарском языке, в ближайшей перспективе планируется открыть три спортивных зала для занятий национальной борьбой «Куреш». Хочется только порадоваться за челябинских татар, сумевших аккумулировать силы и ресурсы, найти общий язык с руководством области.
В то же время они были вынуждены обратить внимание Президента РТ на такую проблему, как отсутствие школы с этнокультурным компонентом в обучении (о необходимости которой говорится не первый год). К Президенту Татарстана обратились с просьбой помочь в создании татарского культурно-досугового центра в Челябинске, а также представительства РТ в Челябинской области. Рустам Минниханов пообещал рассмотреть эти вопросы совместно с губернатором Челябинской области. Поскольку эти вопросы вышли на уровень первых лиц регионов, они так или иначе будут решаться.
Но вот ведь что интересно: достигнутое местными татарами – их безусловная личная заслуга. А с проблемами приходится идти к Президенту РТ и губернатору области. Вместе с тем, роль Исполкома ВКТ и должна, по идее, заключаться именно в том, чтобы эти вопросы были уже доведены до сведения руководителей регионов, заранее проработаны, а на встрече первых лиц были подписаны практические соглашения и документы. Не думаю, что эти инициативы были экспромтом челябинских татар. И если это так, то не чувствуется подготовительной работы ВКТ, требующей не столько протокольного участия в мероприятиях, сколько предварительной рутинной работы.
Еще одно мероприятие, прошедшее под эгидой Исполкома ВКТ — V Всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы. В его работе принял участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. В выступлении спикера татарстанского парламента среди ряда результатов работы приводился пример совместной реализации (Правительства РТ и Исполкома ВКТ) специальной программы по целевому приему талантливой татарской молодежи из регионов РФ и стран зарубежья в вузы Татарстана. Если в первый год поступило около 40 заявок, то в этом году изъявили желание учиться в вузах республики свыше 600 молодых татар. Эти факты — хороший пример реализации республикой 14 статьи Конституции РТ, суть которой в осуществлении Татарстаном разносторонней помощи татарам, проживающим за пределами исторической родины. Несомненна в этом деле и роль Исполкома ВКТ.
Вопрос получения образования, в том числе обучения на татарском языке, в условиях действия дискриминационного федерального законодательства, исключающего национальный компонент в образовательных программах – острейший. О нем не раз высказывали мнение руководители Татарстана, лидеры ВКТ и татарская общественность. Кому же, как не Исполкому ВКТ следовало бы одним из первых поискать пути решения проблемы? Ведь одними заявлениями вопрос решить не удалось. Почему бы не попытаться использовать интернет-технологии, позволяющие «дотянуться» до самых отдаленных регионов и стран, и программы дистанционного обучения, способные серьезно смягчить остроту проблемы получения национального образования? Все-таки живем в XXI веке.
Показательно, что и в этом направлении инициативу проявляет, прежде всего, татарская общественность, в данном случае — учительское сообщество. Так, казанская гимназия №19 реализует сегодня программу «Интернет-школа татарского языка для регионов РФ и других стран».
А вот как отвечает председатель Исполкома ВКТ Ринат Закиров на вопрос корреспондента «Татаринформа» об отношении к вышеуказанному опыту: «Что касается дистанционного изучения родного языка, мы считаем этот проект крайне важным и перспективным. Думаю, что нам совместно с Министерством образования и науки республики нужно подключиться к реализации этого проекта и сделать его доступным в самых отдаленных регионах Российской Федерации и странах зарубежья».
Слова «думаю», когда нужно действовать, и «нужно подключиться», когда следовало бы уже давно идти в авангарде инновационных идей по развитию национального образования, к сожалению, сигнализируют о том, что Исполком ВКТ не успевает заблаговременно сформулировать актуальные задачи. Проблемы, которые ставят перед татарским народом новая информационная эпоха и изменяющаяся социально-политическая ситуация, не решить одними лишь форумами, конференциями и Сабантуями. При всей их важности – этого недостаточно. Механизмы работы изменились. То, что работало десять лет назад, сегодня уже не действует с прежней эффективностью.
Разница между тем, как работали вчера, и нужно работать сегодня, особенно ярко ощущается на контрастных примерах. Вот один из них: в начале октября на международном интернет-портале «You Tube» состоялось официальное открытие канала Русской православной церкви. РПЦ входит в международное интернет-пространство на одном из наиболее популярных порталов. Ее видеоматериалы будут сопровождаться субтитрами на английском, немецком и японском языках. Менее чем за три месяца неанонсированной работы канала его уже посмотрело 165 тысяч пользователей.
Православная церковь стремится сохранить и укрепить свое влияние на мировом информационном пространстве с учетом реальной оценки перспектив развития информационных технологий, их все возрастающего влияния на политику, идеологию, повседневную жизнь в целом. Почему же не приложить усилия в этом направлении и ВКТ, собравшему под своим крылом татарские организации, разбросанные по разным географическим широтам? Но, на практике выдвижение каких-то новых масштабных проектов и попытки сорганизовать как госорганы РТ, так и татарскую общественность для их реализации подменяются высказыванием идей и проектов, о которых говорилось много лет назад. Всякий раз, из года в год их повторение преподносится как задача на будущее. И где же развитие? Одним из примеров подобного рода служит предложение создать организацию татарских бизнесменов, или Ассоциацию молодых татарских предпринимателей. Помнится, эти идеи предлагались еще на I конгрессе, но ”воз и ныне там”.
О том, что ВКТ состоялся как масштабная организация, спорить не приходится, как не приходится и сомневаться в стремлении его руководства организовать эффективную работу. Но создается впечатление, что “вагон“, в котором разместился Исполком ВКТ, отцепился от локомотива динамичной эволюции. Да, возможно, изначально не были продуманы организационно-финансовые механизмы для его развития, не сложился столь необходимый диалог с татарским бизнесом. Не исключен и вариант отсутствия должной координации работы ВКТ с органами госвласти РТ. Могут быть и другие причины. Но в любом случае: раскачивать неподвижный вагон, создавая видимость, что он мчится вперед, — не лучший вариант для представляющей великий народ организации.
Заочный круглый стол
Дума о Конгрессе
В продолжение темы о деятельности Всемирного конгресса татар и его Исполкома, поднятой в предыдущем материале, журнал “Татарстан” обратился с просьбой ответить на два вопроса к авторитетным татарским общественным деятелям и ученым, имеющим самое непосредственное отношение к развитию ВКТ.
Экспертам были предложены следующие вопросы:
1. Какие задачи удалось решить Конгрессу татар за период своего существования (с 1992 года), а что не удалось сделать, в том числе и из ряда важных задач?
2. Перспективы ВКТ: в каком направлении он должен развиваться и работать?
Дамир Исхаков, докт. ист. наук, член бюро Исполкома ВКТ,
руководитель Комиссии Исполкома по развитию татарского этноса:
1. Конгрессу за период своего существования в основном удалось решить задачу установления связей со всеми ведущими национальными объединениями. Кроме того, были сформированы некоторые механизмы этнокультурной консолидации (федеральные Сабантуи, фольклорные фестивали, разные съезды и форумы – молодежные, религиозных деятелей и т.д.). ВКТ выполнял также роль общенационального форума, принимая обращения во властные органы, в основном, РФ, по ключевым вопросам современной жизни татар.
Не удалось превратить ВКТ и его руководящие органы в центр сбора и анализа информации, подготовки на глубоком уровне опережающих рекомендаций по защите интересов татар в РФ и СНГ. Сейчас это направление остается в деятельности ВКТ самым слабым.
2. Перспективы у ВКТ есть только в том случае, если он будет превращаться в подлинный общественный общенациональный парламент татарского народа, принимающий глубоко проработанные решения по жизненно важным для нации проблемам. Пока ВКТ угрожает опасность превращения в организацию, занимающуюся текущими делами сабантуйно-фестивального характера.
Рафаэль Хакимов, директор Института истории АН РТ:
1. Главное – это то, что ВКТ своим существованием и деятельностью подтверждает стремление народа к единству. Не надо доказывать, что в России есть силы, которые надеются расколоть татар и для этого изобретают мнимые народы. Подготовленные к переписи документы перечня народов РФ удивляют фантазией составителей. Виноваты и наши ученые, все эти годы старательно подчеркивавшие этнические и языковые различия. Определенное своеобразие кряшен, астраханских, сибирских, касимовских и других татар существует в рамках единой нации. Принципом для руководства может служить известная формула «Единство многообразия».
Мне представляется, что национально-культурная автономия так и не сумела найти формы своей работы, хотя есть опыт ряда народов РФ. Татарская бизнес-элита разобщена и строит свои отношения на личных контактах.
Наверное, можно найти еще немало недостатков в работе ВКТ. Как говорил Гегель, нет в природе такой вещи, которую нельзя было бы раскритиковать. Для меня правилом служит вопрос, который я задаю себе: «А что я еще могу сделать для своего народа?» Это и есть моя «критика».
2. Нужна отработанная модель татарской общины. Различные научные проекты существуют. Остепененный ученый за два дня напишет любую концепцию, но это вовсе не значит, что она будет работать в жизни. Дело не в том, чтобы диктовать и навязывать идеальные варианты, а в изучении существующего позитивного опыта и его распространении.
Турки в Америке создают клубы, где собираются бизнесмены, ученые, журналисты, молодежь, священнослужители — и не столько для чаепития, сколько для решения важных вопросов. Существенна роль турецких финансовых фондов, сети школ. Мечеть работает на нацию, а не наоборот. Татары до революции строили свою работу примерно так же. В наше время в России, зараженной погоней за деньгами, рыночный критерий стал выше национальных интересов. Это божья кара, ниспосланная Господом на всех татар, включая священнослужителей.
Связка ВКТ с республиканскими органами могла бы идти не только в плане разовых встреч, а как ежедневная работа правительственных структур, ответственных за свой участок.
Сегодня не существует прозрачной структуры, где была бы видна соподчиненность задач общей целевой установке.
Идеология – обязательный элемент работы ВКТ. К сожалению, в последнее время она свелась к мудреным программам и статьям, которые мало кто воспринимает, а потому эту функцию берет на себя история. В Институте истории, Казанском университете накоплен огромный научный материал, опубликованный в сотнях книг. Но наши тиражи, естественно, ограничены, к тому же труды написаны академическим языком. Популярных книг явно недостаточно и, к сожалению, ученые не умеют писать доступным языком, особенно для детей. Писатели не показывают своей активности, и создается разрыв между достижениями ученых и общими представлениями.
Римзиль Валеев, заместитель председателя Исполкома ВКТ в 1992-2007 годы, сопредседатель Совета ФНКАТ, журналист:
1. Сформировано ядро структуры по этнической мобилизации татарского народа, отработаны каналы, формы и методы взаимодействия татарской общественности и Республики Татарстан. Накоплен опыт проведения форумов, сабантуев, сотрудничества государственных структур и общественных организаций. В первое десятилетие своей работы Исполком ВКТ выработал идеологию, наладил работу основных региональных центров татар и татарских национально-культурных автономий, связи с зарубежными татарскими обществами и центрами. Во втором десятилетии активизировалась практическая работа, в том числе за счет материальных и административных ресурсов органов власти РТ, которых явно не хватало в первые годы работы ВКТ. Все это выгодно отличает общетатарскую организацию от многих других этнических организаций народов РФ. Это заслуга всего Татарстана, его руководства, ведомств, а также татарской общественности и органов власти регионов проживания татар.
Но, к сожалению, всего этого уже не достаточно для выполнения задач, которые стоят перед татарами России и всего мира. Сейчас появились неплохие условия для удовлетворения культурных потребностей татар, получения образования, реализации гуманитарных проектов и так далее.
Добавим к этому возросший авторитет Татарстана и раскрученность Казани как третьей столицы России, тысячелетнего города с прекрасными традициями, памятниками истории и культуры мирового значения, достижениями спортивных команд Татарстана.
Парадоксально, что именно в этих условиях интерес к национально-культурной жизни, к родному языку не растет, особенно у молодого поколения. Надо серьезно задуматься над тем, почему вместо подъема национального самосознания и усиления энергии масс мы наблюдаем тенденцию иждивенчества, равнодушия в такой сфере как народная жизнь, где всегда таится богатырская сила и нескончаемая духовность?
Полагаю, в нашу жизнь возвращается формализм и заорганизованность, идейная скудость эпохи поздней КПСС, которые привели к развалу политической системы. Сотни общественных организаций, которые в своё время вошли в Международный союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар», давно перестали существовать или сохранили только своих руководящих деятелей, которые постоянно участвуют в форумах и съездах, проводимых в Казани. Общественные организации не терпят повторов, однообразия, без свежего притока сил и ресурсов они умирают, сохраняя свое название на бумаге. Можно, конечно, все списать на несовершенство национальной политики, авторитарность федеральной власти и так далее.
Но никто не запрещает учить язык, развивать культуру, расширять сферу применения национального языка и культуры. Часто не могут взаимодействовать не только широкие массы, но и представители руководящих органов татарских организаций. Во многих регионах не способны найти общий язык параллельно существующие татарские организации, которые стремятся получить поддержку из Татарстана или право быть приглашенными на общетатарский форум. Широкие татарские массы при этом живут отдельной параллельной жизнью. Между тем, отнюдь не исчерпан потенциал взаимодействия татарской общественности с региональными властями и муниципалитетами, и особенно с гуманитарными учреждениями Татарстана.
2. В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» и Уставом ВКТ, разработку планов и контроль за их исполнением должны осуществлять члены Исполкома ВКТ, избранные на съезде ВКТ. Этническое формирование существует самостоятельно, взаимодействуя с органами государственной власти в пределах, определенных законом.
Конгресс татар призван заниматься общетатарскими глобальными проблемами, международной деятельностью. Работу же с российскими татарами нужно передать в ведение Совета ФНКАТ — Федеральной национально-культурной автономии татар.
Создание параллельных татарских организаций в регионах вызывает конкуренцию, конфликтные ситуации. В Тюменской, Свердловской и других областях созданы организации в статусе конгресса татар региона, что тормозит становление региональных НКА. Пока не выполнена задача по укреплению работы Совета ФНКАТ, не создан самостоятельный аппарат Совета, не решен вопрос о распределении ресурсов, выделяемых Татарстаном через федеральную автономию.
Нужно возродить и задействовать созданную в 1990 годы республиканскую общественную организацию «Исполком ВКТ», работающую с татарами РТ. Стоит выдвинуть на передний план Казанский Совет (Казан Шурасы) – городскую организацию ВКТ.
В общетатарском масштабе работать по схеме: Всемирный конгресс татар = федеральная НКА татар России + гуманитарные учреждения Республики Татарстан + татарские общества зарубежных стран (при сотрудничестве с органами власти стран и регионов).
На III отчётно-выборной конференции ФНКАТ был рассмотрен проект разграничения функций и полномочий общественных организаций и органов власти, занимающихся татарскими гуманитарными проблемами. Данный проект не вызвал возражений в Исполкоме ВКТ, а также в органах госвласти Республики Татарстан. Он опубликован в сборнике Института истории Академии наук РТ «Социологические исследования в Татарстане», изданном в Казани в 2007 году. С этим проектом можно ознакомиться на сайте http://rimzil.ru/2010/05/13/317/. Целесообразно утвердить данный проект в соответствующем порядке и с необходимыми поправками внедрить в жизнь.
Ирек Шарипов, председатель правления Региональной национально-культурной автономии татар Удмуртской Республики:
1. До сегодняшнего дня Всемирный Конгресс татар был и остается самым эффективно работающим механизмом в решении ежедневных потребностей татарского народа. Само создание ВКТ было шагом своевременным и эффективным. Самым же успешно реализованным проектом в татарском мире за последние 18 лет я считаю обеспечение повсеместного проведения татарского Сабантуя на территории России. Это произошло не стихийно, а явилось результатом координации ресурсов и Татарстана, и местных органов власти, и местных татарских общин. Этот проект имеет несколько независимых точек опоры – в этом его стопроцентный успех. По такому же пути мы могли бы развить сеть татарских воскресных школ, способствовать выходу татарских газет и теле-радиопередач. Также съезды учителей, ученых, молодежи, выездные заседания бюро конгресса будут давать положительные результаты в течение долгого времени.
2. Мне кажется, что в том виде, в каком Конгресс был создан в 1992 году, и теми формами работы, которые сегодня практикуются, это общественное объединение находится на самом пике своей формы.
Во многом это связано с личностью председателя ВКТ. Но сегодня мы часто задаем себе вопрос: а может ли общественная организация, пусть даже с очень сильным лидером, справиться с современным объемом задач развития татарского народа?
Может уже наступил тот этап, когда нужно проанализировать ситуацию и сделать выводы о том, что сложившиеся формы работы устарели? Ведь стабильнее и надежнее не делать ставку на патриотизм и ежедневный подвиг членов ВКТ, а искать современные ресурсы и направления работы.
Поскольку татарский народ не одинок в поиске решения вопросов развития своего этноса в полинациональном обществе, будет интересным рассмотреть два опыта успешной самореализации других народов на территории России.
К примеру, это опыт развития еврейских и немецких общин России. Их суть — в финансовой самодостаточности и унификации подходов к решению проблем. Общины этих народов в любом субъекте федерации развиваются по единым алгоритмам. Качество культурной жизни активного представителя этих народов не сильно отличается в зависимости от региона проживания: сеть воскресных школ, приходов, обеспечение нуждающихся налажено по единым критериям и часто из единых источников. Распределение средств осуществляется по системе внутриэтнических грантов и участием в национальных программах. Роль личности руководителя общины в этом случае не так велика, так как алгоритмы решения вопросов выработаны централизованно и частично финансово обеспечены.
Еще один опыт — вариант национального возрождения финно-угорских народов, который связан с тесным участием государства в решении их национальных проблем. Хотя мы часто любим критиковать федеральные власти за упразднение Министерства национальной политики России как самого эффективного государственного механизма в разрешении национальных проблем, посмотрим правде в глаза: разве такая структура создавалась когда-либо в самом Татарстане?
Кто-то скажет: может, такое министерство и не нужно татарскому народу? Но опыт опыт наших соседей, финно-угорских народов России, доказывает обратное. Государственные образования финно-угорских народов, такие, как Мордовия, Удмуртия, Республика Коми, Карелия и другие имеют в структурах правительств специальные министерства и комитеты по национальной политике. Которые, в свою очередь, на государственном уровне разрабатывают и реализуют программы развития своих этносов на территории всей страны. Пусть потенциал и ресурсы этих образований различны, но подход в решении этнических проблем один – государственный. И спрос за положение вещей — далеко не с общественных организаций, аналогичных Всемирному конгрессу татар.
Конечно, сегодня, во многом с подачи ВКТ, проблемами татарского народа в Татарстане занимаются и Министерство культуры, и Министерство образования, и Министерство по туризму, спорту и молодежной политике. Но ни для одного из них национальная политика не является приоритетным направлением. При таком подходе нехватка координации является системным недостатком. И этот недостаток может быть исправлен через создание структуры, отвечающей за подготовку законопроектов, разработку комплексных программ развития и координации работы государственнных структур.
Рассмотрев оба этих пути развития, нам думается, что татарский народ способен выстроить свой рецепт, пользуясь составными частями и того, и другого вариантов.
Нияз Ахмадуллин, журнал «Татарстан», №11, 2010г.
На фото сверху: дружеская встреча председателя исполкома ВКТ Рината Закирова с главой РБ Муртазой Рахимовым
НЕ САМИ ЛИ КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ.В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ КУЛЬТИВИРОВАЛА СВОЮ ЭТНИЧЕСКУЮ ОСОБОСТЬ.НЕПОВТОРИМОСТЬ.ПЕРВОСОРТНОСТЬ А СЛЕДОВАТЕЛЬНО КУЛЬТИВИРОВАЛИ ВТОРОСОРТНОСТЬ ДРУГИХ ТАТАР?НЕ САМИ ЛИ КАЗ.ТАТАРЫСОЗДАЛИ ГУМАНИТАРНИЙ КРИЗИС.КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ТАТАРЫ И -ОКОЛОТАТАРЫ-НЕ САМИ ЛИ НАСТОЙЧИВА НАЗЫВАЛИ НАС МИШАРЯМИ-ЧТОБЫ МЫ НА МИГ НЕ ЗАБЫВАЛИ О СВОЕЙ ЯЗЫКОВОЙ.КУЛЬТУРНОЙ А МОЖЕТ БЫТЬ И ГЕНЕТИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.КАЗАНЬ НЕ СТРЕМИЛОСТЬ ПРИНЯТЬ В СВОЕ ЛОНО СВОИХ ПАСЫНКОВ .ДЕРЖАЩАЯ ИХ ОТ СЕБЯ НА РОСТОЯНИЕ.ХОТЯ МИШАРЫ НИКОГДА СЕБЯ ТАК НЕНАЗЫВАЛИ.СЧИТАЯ СЕБЯ ТАТАРАМИ.ДЕЯТЕЛИ МИШАРО-ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГАФУР КУЛАХМЕТОВ.ГАЯЗ ИСХАКОВ.КАВИ НАДЖМИ И ХУСАИН ФЕИЗХАНОВ.ШАРИФ КАМАЛ И ХОДИ ТОКТАШ.-К.А.ТАНГАЛЫЧЕВ-.
совершенно не удивлюсь, если выяснится что Закиров и его компания были на содержании у башкирских властей
Спасибо Яушеву все расставил по «полочкам»… побольше бы таких ***итических материалов, способствующих консолидации татар… В годы правления у нас в РБ совсем запутались с т.н. «татарскими» организациями, половина которых были «карманные», «организованные» для разобщения татарского населения… Прав «ЧП» (6664), что у нас нет «истории происхождения татар», который объединял бы все этнические группы татар (казанских татар-булгар, мишар, кряшен,типтяр,башкырт (не путай с этническими б.), касимовских, сибирских, ас***ских,…,румынских,литовских, крымских,ногайских и т.д.)…На примере турецких, еврейских (синогоги)необходимо возрождать татарские махалля (на основе «землячеств» например), где бы была возможность урегулировать насущные проблемы нации (просвещения,духовные,взаимопомощи,трудоустройства… общения наконец)…
пошли нах шовики.а ты чп за всех не говори-я мишари не торгаш.не холуй-а воин в исламе.
Анализ хороший,но почему ничего нет про Башкирию? Или мы для них башкиры?
Странно ,гордится сотней татар в Австралии и не замещать 1 500 000 татар РБ. Так было с самого начало ВКТ. Я считаю что это» очередная кормушка» для некоторых и никакой пользы и поддержки уфимским татаром не было и не будет. Я ничего не имею против ВКТ,пусть будет,но только переименуют себя, что бы не выступать от имени татар. Они с присуствием на названии слово» татар » вводят в заблуждение людей..
я бы им предложил: Всемирный конгресс манкуртов -ВКМ
Мой коммент № 6668 лучше не печатать..зачем радовать врагов
твои мысли правильные Татарник-ШТ, бьют в нужную точку. нам надо научиться бить своих, видеть корень зла в своих, в себе. Иначе ничего не получится.
В продажности Р Закирова с приближенными руководству РБ имеются давнии подозрения. Его надо переизбрать,а его деятельностьтщательно про***изировать и сделать выводы.
А каковы механизмы по отречению руководителя ВКТ от должности? Как созывается внеочередной съезд? может башкирские члены ВКТ инициировать отставку ?
Мне кажется бесполезно это..например всех делегатов из башкирии выбирали башкиры..учителя например татарского языка.которые не учат толком детей..они поехали пропели что у нас в рб все хорошо..по приезду ставки..должности..категории..а одной даже заслуженного дали..
там уже свой круг при кормушке..гиблое дело..думаете они согласятся? там же огромные деньги из бюджета РТ ..
не верю ,что можно поднять ВКТ..импотенция полная.. необратимая уже..
можно конечно попробовать Шаймиева поставить(и влияние и авторитет есть), но он не дурак не пойдет лучше в мертвом городе булгаре копаться чем с живыми и такими беспокойными татрами возится..
баш эшлэми инде..
но надо срочно думать так тоже не пойдет..один организационный центр должен быть
Мысли грустные… либо-фетнэ…татар уфы бросили на молох федеральной вертикали, не хотят они быть башкирами…федералы тупые!придут салафиты их всех сожгут,всех…столкнули Гусман хазрата спокойствие придет?если урусы недальновидные, причем тут наши проблемы.
Не должно быть 1го человека который вещал бы от моей крови, эта с… пусть дружит со своими «сабантуями»…свои должны быть у татар на свои деньги…яки узебезнен кешеляр булырга тиеш,федерараль хакимятка каршылы…
Дорогой Карим и читатели этого материала. Я благодарен Вам за обсуждение моей статьи и Ваши мнения. Хотя я и пишу о том, что от многолетних разговоров проку нет, но думать и принимать решения нужно, как и создавать новые механизмы консолидации татар.
6686(автору)
аха.. вот так у нас всегда…важнее кто сверху, а кто с низу..
уйти в башкиры што ли.к чертэм собачим..как там у них
пчелка салаватка курай малахай
буду я башкорт малай
тэубэ-тэубэ
а в башкиры проходимцев не принимают.а выгоняют.яуш,айдар халим,муса сиражи и прочие как только обнаружилось гнилое нутро,стали татарами-великими.
100-у
Проходимцы никому не нужны, но к сожалению распознать его не всегда удаётся.
татарнику-шт
Я честно не знаю механизма свержения руководителя ВКТ но видимо когда создавался этот орган скорее всего паралельно и устав по ведению работы,на непредвиденные ситуации, как несоответствие руководителя, заболевания, самоотстранения явного или ведения двойной игры, как подозревается сейчас. Выводить на чистую воду «действующего руководителя» необходимо. Если нет внятного механизма отречения, то видимо не так трудно это сделать в спешном порядке.
единице два нуля:
не принимают и не надо, будем и дальше татарить
Зауру: Я вот не уверен,что со стороны возможно убрать членов общественной организации. Понимаете это же не орган власти, эти все конгрессы-курултаи(парламенты этносов) пережитки прошлого..они были надгосударственными,специально созданы в ожидании независимости автономий..видишь облом вышел…даже оказалось,что власть не обязана прислушиваться к их мнению.Больше виноват не центр,а сами татарские лидеры ..не потянули «бабаи» груз,невыдюжали испытание денежками, перегрызлись (мелочность это крупная проблема татар)..да,говорить смысла нет, эту страницу лучше перевернуть.
Легче построить новое,чем перестроить ВКТ ..да пусть будут. кому то и сабантуи нужно делать..со временем высохнут и сами отпадут
Устроили ,понимаешь, экзотический конгресс-зверинец для татар из зарубежья..
нужна рабочая организация без косметики
Татарнику-ШТ
Во многом согласен с тобой. Но так оставлять и ожидать саморазвала вообще позор. Будит всеобщее осмеяние. Всёравно ремонт необходим капитальный.
Содержание статьи правительственного журнала «Татарстан» и высказывания на форуме заслуживают обсуждения поднятых тем на совместном заседании исполкома Всемирного Конгресса татар и организации татар РБ. Здесь все равны, конструктивны, почему не можем обсудить гласно наболевшие проблемы? Почему татарские нац. чиновники, приезжая в Уфу уклоняются от татарсской общественности? Рустан Минниханов должен дать свою оценку странной позиции Закирова.
Удивляюсь тому, что с Р Закировым так долго сюсюкаются, и не потребуют с него отчета с престрастием.
Я думаю он продался МГР. Это качство характерно некоторым руководителям из татар
Автор публикации- зам.редактора журнала «Татартстан» проявил себя серьезным и смелым ***итиком. Он не придирается к мелочам, копает глубоко. Сайт Карима Яушева так же обладает большим интллектом и силой воли. Спасибо им, помогающим нам всем!
Татары РБ не ***ы, они способны достойно держать свю линию и с Хамитовым, и с чиновниками типа Закирова.
Мы можем потребовать чтобы он стал персоной нежелательной в Башкирии
Ишеттем, лэкин ышанасы килми. Говорят Закиров приехал в Уфу, чтобы договориться с Хамитовым о проведении съезда татар, верных только ему лично(и Рахимову, Без исполкома конгресса татар РБ и Организации «Татары РБ»). Видно он повредился на толову. Не слышно, чтобы с ним встречался президент Хамитов. И то верно, кто он такой Закиров, которого не признают даже Казани, полощут в официальном журнале «Татарстан». Видно, правильно полощут его.Неадекватный дядя.Чего он хочет? Какой то мелкий интерес.Причем тут татары РБ?