Указом Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность видный представитель татарской культуры, создавший свою вокально-исполнительскую школу Шакиров Ильгам Гильмутдинович — художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры Республики Татарстан «Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая» награжден орденом Почета.
Следует заметить, что несмотря на огромную популярность Ильгама Шакирова и среди татар и башкир Башкортостана, он, как и другая великая татарская певица Фарида Кудашева, был обойден башкирскими властями. При этом Ильгам Шакиров удостоен звания Народного артиста Татарстана, Каракалпакстана, Российской Федерации, является лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Обладатель награды «Золотой Аполлон».
Вашему вниманию предлагается интервью с Певцом, размещенный в газете «Восточный экспресс» 16 июля 2004 года. В нем – вся его жизнь и жизненная позиция.
[audio:http://karim-yaushev.ru/wp-content/uploads/2011/01/iske-qara-urman.mp3|titles=iske qara urman]
Карим Яушев
***************************************************************************************
Ильгам Шакиров: Нет гордости — нет нации
Татарский Орфей в детстве мечтал стать прокурором
Слушать Ильгама Шакирова — одно удовольствие. И не только на сцене. Он очень остроумный собеседник. Многое из своей жизни прячет за смешками и шутками. Но в неискренности его не заподозришь. То, что не скажет вслух, можно прочитать в глазах. Или услышать в песнях.
— Вы помните свое первое выступление?
— Я пел и танцевал лет с трех, А когда во время войны учился в первом классе, в деревне вздумали устроить новогодний праздник. С елкой проблем не было — лес был рядом. Собрались в клубе. Меня как гвоздь программы оставили на самый конец. Собрались женщины и дети. После елки мои сверстники подходили и говорили: «Когда ты пел, мамы плакали.»
Я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя преступником. Как я мог заставить их плакать?! Это было так неудобно. Убийственно. Это сейчас понятно, что если люди плачут во время пения, это свято. Но тогда мне, маленькому мальчику, это было невдомек.
— А если бы не стали певцом?
— А я и не мечтал им быть. Я ведь и так пел. В начале по детской наивности хотел быть прокурором, чтобы отомстить тем, кто нас обижал. В 1937 году, когда мне было два года, отца, колхозника-кузнеца, забрали как врага народа. Нас было шестеро. Я — самый младший. И начались гонения.
Когда повзрослел, хотел быть учителем. Я был великолепный математик и физик. Никто в школе не мог сравниться со мной. В елабужский пединститут ездил поступать. Там, как сейчас помню, экзаменовал немец Люстик, Я не прошел. И хорошо. Потому что потом поехал в Казань и поступил в музыкальное училище.
А позже, когда уже стал артистом, поехал в Елабугу, где меня попросили принять участие во встрече со студентами в том самом институте. Ко мне подошел Люстик. Столько лет прошло, а он меня помнил. «Пожалуйста, простите, говорит. Вы не на пятерку, а на шестерку написали экзаменационную работу Было две причины, чтобы ее не ставить: во-первых, при институте было педучилище, выпускников которого принимали в первую очередь, а вторая причина: в анкете значилось, что вы — сын врага народа».
— Как ваша мама отнеслась к тому, что ее сын стал певцом?
— Для нее это не было открытием. Мы вместе с мамой пели. У нее был красивый, мягкий голос. Я бы даже сказал, что она была абсолютно равнодушна к моей популярности.
— А вы считаете, что все случилось так, как и должно было быть?
— Думал, что кем бы ни работал, все равно бы пел. Но музыкальное образование очень расширило кругозор. Ведь и актеру, и певцу для того, чтобы быть настоящим, нужно знать весь предшествующий опыт. От этого зависит, что ты хочешь сказать, выразить, донести до слушателя. Вот один случай из миллиона. Я взял в репертуар песню Сары Садыковой «Третий день подряд идет снег» на слова Мустая Карима. Песня о человеке, у которого в такую погоду ноют раны.
Но ведь это песня не о здоровье. Исполнил ее на концерте. Зрители зааплодировали. Я очень рассердился неужели не поняли? Позднее давали концерт в Уфе, в театре Гафури. И вот там после песни в зале воцарилась тишина. Потом, конечно, захлопали. Мне было так радостно, что сумел донести до слушателей истинный смысл.
Консерватория дает академическое образование. Вы сразу планировали попасть на эстраду?
— Еще в студенческие годы я пел на радио. Часто выступал с Гульсум Супеймановой. Наше пение носил ветер, ведь тогда не было записи. Пели в прямом эфире. И вот приехал агент, который пригласил меня в Уфу на радио. А я действительно хотел там работать. Пообещал квартиру, зарплату. Зга новость дошла до Жиганова. Пригласил меня Назиб Гаязович и стал ругать: «Ты — бесстыжий, в Уфу собрался?» Заставил меня подписать распределение в нашу филармонию.
В консерватории пел партии Евгения Онегина, Валентина, Демона, романсы Чайковского, Рахманинова, европейскую и русскую классику. Голос был, к тому же я не коротышка, рост позволяет выходить на сцену. Но меня тянуло к народной песне. Так вот более 50 лет езжу и выступаю. Теперь и петь не хочу, и ездить не хочу, но если долго нет концертов, все равно скучаю.
— Как вам удается столько лет держать голос в идеальном состоянии?
— А как Иван Семенович Козловский пел до 90 лет? Певец -это спортсмен. Если каждый день заниматься не будешь, голос потеряешь. Все время надо быть в форме. Сейчас каждый день заниматься лень. Я же живой человек. Но если у меня намечены концерты, то за неделю начинаю усердно готовиться.
— По какому принципу вы отбираете песни для своего репертуара?
— Если человек поет все, значит, он или не знает своих возможностей, или не имеет вкуса. Мне важна тема песни, ее текст. Да и без красивой мелодии песня — не песня. Сейчас вот поют песни без мелодий. Но кто их помнит, кто их поет?
— Вы работали в тот момент, когда осуществлялось партийное руководство искусством. На себе это ощущали?
— Без меня не проходил ни один правительственный концерт. У меня даже ни разу не было больничного, потому что я не имел права болеть.
Однажды пришлось выступать на правительственном концерте в Талды-Кургане в Казахстане. Оттуда поехал петь в Алма-Ату. Из Алма-Аты до Казани не было самолета, полетел в Уфу. Наконец добрался до Казани. Прилетел, а мне тут всыпали. Оказывается, пока я колесил, в Казань приезжал секретарь ЦК Воротников. Так что приходилось петь перед партийными тузами. Я-то знал, что коммунизм это — миф.
— Трудно было жить?
— Да ведь и сейчас дураки не перевелись. В «Туган тел» нельзя было исполнять четвертый куплет, где речь идет о молитве, об Аллахе. И в учебниках эти строки не печатали. У нас ведь под запретом были гениальные писатели — такие, как Гаяз Исхаки. Тинчурина тоже запрещали. Когда в 1956 году Тинчурина вместе с другими политическими заключенными оправдали, первым тинчуринскую «Голубую шаль» поставил режиссер Сарымсаков. И все тридцать дней в июне шел этот спектакль. Я пел в сцене в лесу, И клянусь, в этом месте спектакль превращался в концерт. Обязательно звучали аплодисменты, просили повторить песню на бис.
Старшее поколение знало эту пьесу. И поэтому билеты были проданы задолго до начала спектаклей. Спектакль в четырех действиях с тремя антрактами начинался в Половине восьмого вечера и шел до двенадцати. И никто не уходил из зала. Сейчас не у всех терпения хватит, наверное.
— Значит, публика изменилась?
— Народ стал черствее. А потом, как можно было уйти? Ведь там играли корифеи. Хаким Салимжанов, Ильская, Гульсум Камская, Уразиков, Гульсум Болгарская. Они не играли — жили. Они ведь на артистов не учились. Они были рождены артистами. Фатима Ильская читать не умела. И этот человек играл в шиллеровской пьесе «Коварство и любовь». И так аристократично это делала: откуда это? Бог дал. Сейчас таких артистов нет. У певцов так же. Иногда спрашивают, с каких пор я пою? Если человек знает, с каких пор он поет, это не настоящий певец.
— Вы стали легендой при жизни. Не каждому такое уготовано судьбой…
— Зачем вы меня ругаете?
— Но ведь возле вашей деревни стоит щит, гласящий, что это родина Ильгама Шакирова.
— Но это меня нисколько не трогает. Как маму не трогала моя популярность. Если меня кто-то хвалит, я бегу в сторону. Ненавижу похвалу.
— Что же, вы — редкий человек. Обычно людям приятна похвала.
— Особенно бездарным. Но кто из талантливых людей любил похвалиться, так это Ростропович. Помню, у меня был концерт в Московском институте инженеров-дорожников в Марьиной роще. Слушателей собралось видимо-невидимо. Перед концертом вдруг заходит человек: «Здравствуйте, я Ростропович». Я отвечаю: «Вы были в Казани в 57-м году, прекрасно выступили». А он: «Хотелось бы послушать, хотя бы из-за кулис». Посадить его действительно было некуда. И одно отделение он слушал, стоя за кулисами. Закончил я выступление песней «Дремучий лес». Ростропович подходит ко мне (смешно и очень похоже изображает Мстислава Леопольдовича): «Ты меня, Ильгам, просто убил, завтра ко мне, пожалуйста, в гости».
На следующий день после сборного концерта во Дворце спорта ровно в девять часов, как и обещал, я был у него. Галина Павловна встретила меня в вечернем платье. Ростропович тут же стал меня водить по квартире и хвастаться: «Это американская кухня» — и показывает, как там все зажигается, крутится. На столе одно татарское угощение: большой бэлиш, чак-чак. Кроме меня было еще три-четыре человека. И разговор почти все время крутился вокруг его знакомства с Билли Брантом, Жоржем Помпиду и другими государственными деятелями. Но у нас был общий музыкальный язык. Так что мне не стыдно было с ним общаться.
— Многие люди говорят, что вы — человек, имеющий свою точку зрения и при этом довольно смело ее высказывающий.
— Не мне это обсуждать. Но в свое время, в начале 60-х годов, я много выступал в институтских аудиториях перед студентами вместе с поэтами, литераторами. О чем я говорил? О том, что надо любить Родину, надо любить свое искусство, свою культуру. И приводил слова Расула Гамзатова: «Если в историю выстрелишь из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».
Надо знать историю своего народа — своих поэтов, ученых, полководцев. Если знаешь, то появляется гордость. Не знаешь истории — нет гордости, а нет гордости — нет и нации. Такова формула. Ленин совершил ошибку, а вернее, катастрофу. Землю — крестьянам, фабрики — рабочим, а интеллигенцию разогнал. А в итоге все надолго остались невеждами.
Наталья Титова,
«Восточный экспресс» №28 (182) 16 июля 2004
Господин Яушев, какой вы нехороший человек.
За пределами Татарстана, только в Башкирии самый любимый и самый популярный певец номер один. Причем тут башкирские власти.
А вот центальное телевидение, многочисленные российские к***ы, И.Шакирова ни разу не показывали, радио ни разу не транслировали.
Я уже писала про Ф.Кудашеву, насколько она популяризируема в российских губерниях, не заставило задуматься.
Вот поехали бы к примеру в Оренбург или Пензу или Москву или куда, там рассказывали бы про свои гордости. У них своих гордостей хватает. Пошлют вас подальше.
Ой, устроят вам Казанскую губернию.
он кумир нашего народа его любят.на тнв кревляются полу голые певички из уфы.
Конечно, чтобы взяться комментировать статью об Илхаме Шакирове нужно иметь, кроме прочего, и большую смелость. Действительно, корифей! Но я хочу приоткрыть два небольших момента, связанные с ним.
Первое. Это те далекие годы, когда Илхам Шакиров был как бы только новичком, но и в то же время, таким новичком, которого хотел слушать буквально каждый татарин. Даже не знающие языка. Практически ассимилированные. Вот что значит талант, тем более дошедший до всех, до простого народа, до каждого человека.
Учился я в те годы в Уфимском Авиационном, на вечернем ф-те. Иду как-то по коридорам, тороплюсь. Но что это такое?! «Воочию» слышна татарская песня в особо приятном, душевном звучании. Но этот институт славится вовсе не концертами, тем более татарскими. Татарская культура всегда была в загоне. Но, может, чуть менее чем сейчас.
Я по голосу нашел зал, где пел Илхам эфэнде Шакиров и, естественно, забыв про учёбу, слушал до конца прекрасный концерт.
Он много пел для народа. Таким образом, видимо, утолял народную жажду слушать хорошие песни, хорошую музыку. Спасибо ему большое!
Второе. Буквально в прошлом году выступал и он, прославленный артист Илхам Шакиров, на одном представлении. Известно же, что его все знают и все любят. Идя навстречу народным чаяниям, он иногда и скажет несколько интересных фраз. И здесь он рассказал кратенько историю одной народной песни:»Во время концерта в Волгоградской области Татарстана… » были они в одной запрятанной деревне, где и услышал эту диковинную, но очень хорошую и приятную песню от простого пожилого жителя деревни…
Возмлжно вы и неуловили «зерна» в его фразе. Мне кажется и многие в том концерте так же не смогли его «раскусить»…
Вот такой он наш Илхам Шакиров, один из великих татар!
в 80-ые годы в Москве у меня были гости из Дюртюли Башкортстан. Зашла речь о И. Шакирове, который дал концерт там. Дама, работавшая тогда там в местном музее упрекала его тем, что, якобы, артист не оценил пыл дюртюлинцев, решивших наградить певца…местной почетной грамотой. Приняв на сцене эту бумажку местного производства, певец сказал: «Ул кэдэрле кыланмасагыз да ярар иде инде». Не поняли мои земляки шутку Илхама. Действительно, если после каждого концерта певцу будут вручать по грамоте, то у него же за одни гастроли их наберется чемодан. А кто, изволите, будет таскать чемодан?
Да, на язык певец весьма острый. Помню, когда он выступал в Измайловском парке, то решил покритиковать татар Москвы: «Вот, вы таскаете на вокзалах все грузы москвичей и приезжих, подметаете ихние дворы и улицы и все на обслуге да обслуге…». Я сильно удивился, почему певец не знал, что в Москве работали и работают тысячи татарских докторов наук и профессоров, кандидатов наук и доцентов, есть и академики и члены-корреспонденты АН, а инженеров -за десятки тысяч. Возможно, он просто с ними не общался. А так, он обидел нас сильно. Тем не менее, лично я не считаю, что артист должен быть идеальным. Главное — его искусство, а остальное не так уж и важно. Поэтому я не особенно верю артистам, сидящим перед ТВ и учащим людей как жить. Каждому — свое.
если в историю выстрелишь из пистолета…. золотые слова-никогда не кичился татаризмом.поэтому уважали многие тюрки.хотя каберле яуз и прочие никогда не поймут.
Спасибо за выложенную песню.Слушая Ильгама Шакирова понимаешь величие его таланта,натуры и жидковатый уровень современных исполнителей.
то я пишу татары пусьь пропускают мимо ушей
мои татары я сказать хотел сказать
унас татарстане в правительстве 1-русский остальные татары.50млрд рублей госдолга у башкир как?русских больше чем татар министров должно быть больше русских
Чего ты тут за чувашей распрягаешься, коренной ты наш? Чувашей поровну в Татарстане и Башкирии.
Чуваши:
117 317 в РБ
126 532 в РТ
Ну и где ваши чуваши во власти РБ?
мы мусульмане-чуваши,пришло время отказаться от клички и вернуть свое имя.30% татар-чуваши.
у нас в деревне 16 семей записали на переписи чувашами.хазрат сказал главное вы мусульмане
и это правильно-мы не иваны не помнящие свой род.
Дебило
Эй братан, чуваш, с чего это ополчился против братьев-«тутар»? Тут не надо спекулировать этнонимом «чуваш»! До революции часть татар действительно называли «суазами» (не путай с «чувашами»), а теперешних чуваш тогда называли «суазлы мари». Если не веришь, спроси у марийцев! Самоназвание «чуваш» приобретено намного позже. В русских источниках средневековья предков чуваш называли «горные черемисы»… То, что часть татар записались «чувашами» не означает принадлежность к чувашской национальности. Просто этноним-то бывший наш татарский…
Самоназвание татары — волжские булгары и др.тюркскин народы получили только в 1920 году. До этого татарами (плохими) русские называли все нерусские народы. Татары — значит плохие. Могли просто назвать вас басурманами или другим названием. И теперь бы вашу нацию называли как басурманский народ. Вы бы себя называли великий басурманский народ, а не татарский.
Ответ Уралу:
Самоназвание «башкиры» — шаря-иштяки (они же «чернявые остяки», «тумак») получили после «добровольного присоединения к Московии», после создания на бывших венгерских (самоназвания которых был «паскатир» или «паскард») территориях так называемого «башкурдского сословия». А насчет этнонима «татары» глубоко ошибаешься, так звали не всех нерусских народов, а только тюркоязычных. Так как, как писал Паркер (см. книгу «1000 лет из истории татар»), этноним «тюрок» вошел в обиход только в V веке н.э., до этого применялся как раз этноним «татар» или «тартар»…
Среди тюркских племен такого названия как басурман не было, вот и не приклеилось. Также среди этих племен не было названия башкир вот поэтому никому и не приклеивается хоть сколько не старается имперское руководство
…по мне суазы,кара иштяки,луговые…свою кровь,народ надо поднимать, самосознание возрождать!пусть кичатся титульные, пока не смогут свои национальные идеи дальше грязных переписей двигать «три копейки» цена «потомкам сами знаете кого…»
алгиру вы плоха знаете историю татар.я против татар нечего имею уменя жена татарка.я против нациалистов типа яушева рафаэля хакимова
Чувашу: это ваше мнение… Академическую офиц. историю знаю на все пять. Но не забывайте, что она «прокрустово ложе» своего рода, политическое оружие. Все равно, то что сознательно умалчивалось, фальсифицировалась, «ложилось под сукно», все встанет на свои места… То, что историю каких-то народов незаслуженно возвысили (как ваших чуваш например, осетин и ets), это вопрос времени, все вернутся «в круги своя»…
я против татар нечего имею уменя жена татарка
Почему все татарофобы берут в жены татарок? и ЭТОТ КОРЕННОЙ БАШИК ПОД ИМЕНЕМ ЧУВАШ. чТО НЕКРАСИВЫЕ БАШКИРКИ? кривоногие и косоглазые? Не испорьте башкирскую породу, женитесь на башкирках. А то уже сейчас 80% тех, кто называет себя башкирами на половину или на две трети татары.
При чем тут порода. Если татарка себя считает башкиркой, ей честь и хвала. Анатомические данные у всех народов одинаковые.
великие и важные карапузикисогласились на произвище татар и забыли чем пахнет полынь-символ дешт и кипчака.хотя киргизы,ногаи кумыки.башкиры.узбеки.казахи и сохранили,вернули свое имя до сих пор не могут восстановит свою родину из-за карапузиков-продажных псов служивых своих хозяев. мурад аджи.
тат-ис
Важно не название,а содержание и самоназвание,которое консолидирует народ. Есть народы, у которых сменилось несколько названий, но самосознание, ощущение единения по духу и языку сохраняется. Если ты из башкир,а мне интуитивно кажется что это так то и возвращайте себе свое название-ханты-манси,иштяк. Казахов русские называли киргизами,и не киргизы казахам навязывали свой этноним, и ни кто их татарами не называл. Узбеки до революции в большей степени назывались сартами и меньше узбеками. Даже стоял вопрос как назвать респуб. страну. Сартией или Узбекией. Взяли название по имени хана Золотой Орды хана Узбека. Ногайцы по имени своего хана Ногая.
Татары хорошо помнят свою историю. Встреча с автором кгиг Мурадом Аджи в Казани была. А в сказки,что татары запада РБ происходят от каких-то придуманных башкирских родов подручными кодлы Мутазы никто не верит. Зря промывали мозги населению запада РБ по радио-теле эфиру, ориентированную на татарское население. Переписная компания -полная фальсификация.
Рамиль Бигнов сказал, что в Башкортостане не было фальсификации переписи населения, и никто татар не переписывал башкирами. Откуда такая информация у Яушева, Бигнов сказал не знает. Он также написал, что у Яушева никаких доказательств о фальсификации переписи не имеется. Вот так «дорогие» наши.
хорошо что ногаев татарами не назвал,а что касается башкорд,то никто никогда не отрицал что башкорд состоит из более чем 50 родов.и обьединение шло с 7-го века,с появлением ислама,к которому татары-главные враги ислама не имеют никакого отношения.иштяки-остяки-сибирские татары яв-ся одним из родов.
Уралу
Бигнова,как предпринимателя сильно потрепал Муртаза в экономическом плане. Постоянно ставил палки в колеса.Бигнов на строительство татарской гимназии отстегнул миллионов,но по указу Муртазы и,согласия кремля московского разрушили. Компенсации конечно не было. Теперь Бигнов решил заигрывать с новым президентом чтобы ему не мишали восстановить свой потрепаный бизнес. Пришлось покривить душой и ссучится. Что он везде успевал оббежать все населенные пункты? Об ЭХтом знают все.
Коренным чтобы утвердится могут предать своих предков хантов.
бигнюк при рахимове был депутатом госдумы,дважды депутатом курултая.на халяву приобрел земли тысячи гектаров,кинотеатр.банк.сидел на нефти-и сейчас этот сиротка хочет то же самое.
Кем бы он ни был, Бигнов (если я не ошибаюсь) является председателем общественных организаций татар Башкортостана. Была бы фальсификация переписи, Бигнов так не сказал бы. Так что все что пишет Яушев ТУФТА.
Уралу
Не функция Яушева заниматься переписной компанией. Он журналист и коментатор «Радио Азатлык».К нему поступали сведения и сигналы с районов с татарским населением. Обвинять Яушева к чему он касательства не имел, и по статусу своему не в праве, просто не корректно. То что сказал Бигнов в период прошедшей переписи не совподали с сообщениями, поступающие от населения. Теперь трудно разобраться где ТУФТА по истечению времени,а по свежим событиям криводушие исходило от Бигнова. Раз Муртаза это совершил преступление с переписью в 2002г то по инерции произошло и в 2010г К этой вакх***ии подготовка велась за долго до переписи. Все СМИ работало на это, и бесконечные выезды на места татарского населения.
Почитал я вас «аксакалы» и ни чуть не удивился.Вы конкретные признаки уходящего в историю (в небытие) этносов.Это очень неприятно,но ваши рассуждения и мысли подтверждают это.Нет свою энергию направить в созидательное русло,нет же ,все кому не лень ковыряются в навозе,уверенные,что знают историю.И вас жаль и культуру нашу жаль.Ну что ж,будем тихонько готовиться к последнему путешествию…