В последнее время в Башкирии широко распространяется идеологическое учение, согласно которому именно башкиры под руководством своего лидера Заки Валиди заложили основы федерализма в России. В подтверждение этого, как правило, приводят факт подписания «Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского Правительства с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии» 20 марта 1919 года.
Оставим в стороне тот факт, что до этого годом ранее увидел свет Декрет Народного комиссариата по делам национальностей «О Татаро-Башкирской Советской Республике», подтверждающий федеративный характер советской России. Просто бросим короткий взгляд на события, связанные с переходом башкирских вооруженных частей под командованием Заки Валиди на сторону Красной армии. В исторических трудах современных башкирских ученых однозначно утверждается добровольный характер такого перехода по заранее согласованному с валидовской стороной сценарию.
Однако, «неофициальный» историк Сергей Орлов в своем труде «Ликвидация Уфимской губернии. Как это было?» показывает всю драматичность для башкир такого «добровольного присоединения». Выясняется, что этот «переход» гораздо точнее определяется термином «сдача». Орлов приводит сообщение в газете «Известия ВЦИК»:
«Смоленский стрелковый полк, продвигаясь по башкирской территории между горных скал и ущелий, по оврагам гор, ночуя между скал, встречая упорное и жестокое сопротивление врага, который из-за каждой горы и кустов обстреливал полк. Несмотря ни на какие препятствия, красноармейцы сметали предстоящего врага и обращали его в постыдное бегство. <…> Башкирская группа белых 16 февраля не выдержала и целиком сдалась Смоленскому стрелковому полку со всеми солдатами, офицерами и командующим башкирскими войсками Валидовым и со всем оружием, как огнестрельным, так и холодным, которого насчитывается до 8000 тысяч штук винтовок, 40 штук пулеметов до 1000 подвод, разного правительственного имущества и др.».
«Разоружение и отвод в тыл башкирских частей проходил поэтапно в течение двух недель. Жидкие вереницы потянулись через позиции красноармейцев… Как воспринимается враг, сложивший оружие?… На выходе солдаты представляли собой печальное зрелище. Последний его кусочек застанет отпущенный на свободу командующий, теперь уже бывший», — пишет Сергей Орлов.
Правдивость такого хода событий доказывается еще одним документом – Приказом командования 1-й бригады Пензенской дивизии I армии командиру Смоленского полка, принимающий фактическую сдачу башкирских частей.
****************************************************************************
Приказ командования 1-й бригады Пензенской дивизии I армии командиру Смоленского полка, (пос. Кананикольский завод) об отношении к башкирскому войску при переходе его на сторону Красной Армии.
16 февраля 1919 г.
Приказываю Вам с получением сего обратить внимание на счет переговоров с башкирами, а тем более с командующим башкирскими войсками Валидовым. На все их предложения с нашей стороны [не] может быть соглашательства, на все их указанные пункты, и отважиться пустить вооруженных вместе с нами — быть этого не может, дайте им воззвание такого рода и ведите такого рода переговоры, хотя и с командующим.
Последнее им дайте предложение: отдавайте оружие и переходите на нашу сторону, с нашей стороны не будет никаких расстрелов как командному составу, так и солдатам, и кто желает поступать в Красную Армию, может поступать, и будут приняты.
Когда прибудет командующий Валидов, его представить, не выпуская, в штаб бригады обязательно. Вы не забывайте, что о них постановлено, сказано, чтобы мы их снабдили всеми боевыми припасами, как и чехов, а сейчас они делают предложение потому, что бессильны и не имеют патронов и других боевых припасов, в данный момент у них безвыходное положение, им необходимо сдаться с оружием. Пусть переходят с винтовками и вообще со всем оружием, только не в руках, а на возах. Вы, наверное, знаете сами, сколько им осталось, им осталось 4 дня до окончания жизни или сдаться. Вторично приказываю быть осторожным окружать их, забирать живыми и ни на каких зверей не признавать, кроме [как] сказать им последним словом: «Поднимай руки кверху и переходите на нашу сторону».
К вам пришлю 73 винтовки, а также добровольцев, которых скоро получите. Командующего представить во что бы то ни стало сюда, т. е. в штаб бригады. Мирных переговоров на позиции быть не может, пускай сюда едут. Стоять бдительно на страже своих интересов и всех контрреволюционеров встречать пулею.
Село Мрясово. № 0449. 16 февраля с. г.
П.п. командир бригады Зеленков
Начальник штаба Островский
Политический комиссар Сидоров
С копии верно: А. Адигамов
Карим абый, не надо позориться. Где вы нашли этого Сидорова?
Подпись Сидорова стоит в документе. В чем проблема то? Изменить документ в угоду кому то вроде бы не принято. Будьте аккуратней в своих чувствах.
Полагаю, что лучше ***изировать сам документ. А он довольно интересный, точнее — информативный. Конечно, можно его не замечать, продолжать говорить о братских объятиях красных и вынужденных перейти на их сторону валидовцев, писать картины, показывающие триумфальное шествие башкирских военных формирований в стан красных… Но, это же есть обман и фальсификация истории, истории башкирского народа.
Великие историки, вы до сих пор не разобрались, кто, за что и по какому приказу убили ЦАРЯ-батюшку! А теперь говорите о переходе или сдачи башкир на основании каких-то бумажек. Сколько бумаг советская пропаганда писала о расстрелянных польских офицеров, хотели на немцев свалит, но правду в мешки не утаишь! Лучше расскажите про легион Идель-Урал, 90% состоящих из татар!
ЗЫ Смоленский полк, Катынь, катастрофа президентского польского самолета под смоленском — сколько еще будет продолжаться трагедии народов со словом «смольенск»?
Заки Валидов: «Я сам был свидетелем таких возмутительных случаев, например, как 4 марта, когда некоторые солдаты 4-го стрелкового полка и комендантской роты правительства после разоружения прошли 30 верст от хутора Побоище до Увары без шапок и обуви, в одних чулках и обернутые в одеяла»
Заки Валидов: «В результате переговоров я должен был отдать приказ о разоружении всех наших полков и отправлении их в тыл на запад. Последний акт для меня был несколько неожиданным, так как мы и остальные из командного состава вели агитацию за соединение с советскими войсками, офицеры монархисты-дутовцы, конечно, вели агитацию, что советская власть, как только башкирские полки присоединятся к Красной армии, разоружит их, а мы со своей стороны как раз убеждали солдат, что таковое не случится никогда»
(Национально-государственное устройство Башкортостана. Т.2, ч.2, стр. 255.)
«Карим абый, не надо позориться. Где вы нашли этого Сидорова?»
разве опущенный может позориться?))
«Оставим в стороне тот факт, что до этого годом ранее увидел свет Декрет Народного комиссариата по делам национальностей «О Татаро-Башкирской Советской Республике», подтверждающий федеративный характер советской России.»
Башкирская автономия была провозглашена ещё 8-20 декабря 1917 г. во время III Всебашкирского курултая.