Двадцатилетнее башкирское правление нашей республикой, угар суверенитета породили феномен удревления истории башкирского народа, удревления его культуры. Как следствие — издания на башкирском языке, в частности газета «Башкортостан», так же стали «древнее»
Рисунки на стенах Каповой пещеры, оставленные несколько десятков тысяч лет назад полудикими существами, уже на официальном уровне объявляются наследием башкир. Некое поселение, расположенное на месте современной Уфы, безапелляционно объявляется «резиденцией башкирских ханов», «цитаделью», «городом Башкорт». Не важно, что такая «история» годится только для внутреннего потребления. Главное, как в том анекдоте – говорить, декларировать историческое величие.
Все это по-крупному. Не остается вне внимания и такая «мелочь», как просвещение и издательская деятельность. Татарские медресе, находившиеся на территории современной Башкирии, объявляются в лучшем случае башкиро-татарскими, как, например, знаменитое медресе «Галия».
Как известно, до революции татары издавали газеты, печатали книги на татарском и старотатарском (тюрки) языке. Изданий на башкирском языке не было, как не было и единого для башкир литературного языка. Он был создан только в двадцатые годы двадцатого века. Все это привело к тому, что в первые годы существования Башреспублики газеты издавались только на татарском и русском языках.
Однако, такая несправедливая правда, не выдержала напора башкирских националистов. Так, если посмотреть на газету «Башкортостан», издаваемую на башкирском языке, читаешь, что она начала выходить 14 июня 1917 года. А ее прародительница, газета «Кызыл тан» на татарском языке – с 1 марта 1918 года. Такая неестественная метаморфоза случилась в годы суверенитета, при Рахимовском правлении. Коммунистические правители в свое время не пошли на поводу башнационалистов.
Вашему вниманию предлагается Протокол заседания бюро Башкирского Обкома КПСС от 12 марта 1968 года, посвященное разъяснению башкирскому интеллигенту, поэту и националисту Рашиту Шакурову истории печатания газет «Совет Башкортостаны» и «Кызыл тан» (особенности языка документа и орфогрфия сохранены).
Карим Яушев
***************************************************************************
Сов. секретно
ПРОТОКОЛ №3
Заседания бюро обкома КПСС
12 марта 1968 года
Председательствовал тов. Нуриев
Присутствовали:
Члены бюро обкома КПСС: т.т. Акназаров, Ахунзянов, Веселов, Комиссаров, Манаев, Султанов, Шакиров, Шафиков
Кандидаты в члены бюро обкома КПСС: т.т. Бикбов, Федотов, Ярлыкапов
Члены обкома КПСС: т.т. Валишин, Гильванов, Дашкин, Деев,
Зайнетдинов, Исмагилов, Кузнецов А.В., Ломакин, Розанов, Яковлев
Кандидаты в члены обкома КПСС: т.т. Гареев, Давлетбаев, Сибирцев
Зам. Зав. Отделами
Обкома КПСС: т.т. Биккулов, Рудковский, Саматов
Зам. Редактора газеты
«Советская Башкирия» т. Неред
Редактор журнала «Хэнэк» т. Асадуллин
…………..
3. О письме т. Шакурова в ЦК и обком КПСС
т.т. Ахунзянов, Нуриев
Заведующий отделом литературы и искусства редакции газеты «Совет Башкортостаны» т. Шакуров Р.З. обратился в ЦК и обком КПСС с письмом, в котором утверждает, что даты образования газет «Кызыл тан» и «Совет Башкортостаны» не одинаковы и поэтому представление газеты «Кызыл тан» к правительственной награде в связи с её пятидесятилетием неправильно.
Бюро обкома КПСС отмечает, что газеты «Кызыл тан» и «Совет Башкортостаны» являются прямой наследницей органа временного революционного Совета Башкортостана — газеты «Башкортостаны», первый номер которой вышел 1 марта 1918 года. В дальнейшем, после образования Башкирской АССР, органом Башкирского обкома партии являлась газета «Башкортостан хэбэрзэре», переименованная затем в «Башкортостан». Газета издавалась на татарском языке.
В ходе развития государственности и культуры народа партийные органы регулировали и сеть периодической печати. В сентябре 1922 года шестая Башкирская конференция РКП(б) приняла тезисы по национальному вопросу. В них, в частности, была поставлена задача «Помочь трудящимся массам всех её (республики) отсталых национальностей догнать ушедшее вперед население Центральной России».
В этих целях было решено развить и укрепить советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов, суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, действующие на родном языке, составленные из людей, знающих быт и психологию местного населения; «Развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке…» (Резолюции областных конференций Башкирской партийной организации и пленумов обкома КПСС (1917-1940 гг.), Башкнигоиздат,1959 г., стр.161).
Это решение нашло горячий отклик среди трудящихся башкирской, татарской, чувашской, марийской и других национальностей. Идя навстречу пожеланиям трудящихся башкир, 8 февраля 1923 года Президиум, башкирского обкома партии решил ввести «делопроизводство на местах на башкирском языке, как говорит народ (Партархив Башкирского обкома КПСС, ф.122, оп. 2, д. 7, л.18-19).
Одновременно проводилась большая работа по разработке и пропаганде башкирского литературного языка. 2 августа 1923 года пленум обкома РКП(б), рассмотрев вопрос «Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюций ХII съезда по национальному вопросу и IV совещания ЦК с работниками национальных республик и областей», постановил: «В целях доступности населению произведений печати провести безусловную реализацию башкирского языка в газете, каковую превратить по своему содержанию в орган, действительно обслуживающий запросы местного населения». (Образование Башкирской АССР. Сборник документов и материалов. Башкнигоиздат, 1959, стр.705).
Выполняя это постановление, в декабре 1923 года Президиум обкома партии признал необходимым провести ряд мер. В том числе в области печати и издательства было решено: «Как могучее орудие, в первую очередь использовать местную периодическую печать, с этой целью газету «Башкортостан» начать издавать преимущественно на башкирском языке». На первое время было признано целесообразным публиковать на башкирском языке, как правило, передовые статьи и переводы официальных известий. Такой же принцип был применен в отношении других национальных изданий.
В порядке подготовки к реорганизации газеты «Башкортостан» в конце 1923 года была создана её новая редколлегия. Сюда, кроме редактора Мусы Юсупова и Шагида Худайбердина, вошел и Даут Юлтый, в марте того же года освобожденный от должности редактора за опубликование в газете идейно невыдержанных статей.
В ходе перевода «Башкортостана» на издание на башкирском языке встал вопрос о необходимости удовлетворения запросов татарского населения Башкирии. И 2 августа 1924 года Президиум обкома принял решение: газету «Башкортостан» реорганизовать и начать вместо нее издание двух самостоятельных газет на башкирском и татарском языках. «Башкортостан» стала выходить только на башкирском языке, а ответвленная от нее самостоятельная газета «Янги аул» («Новая деревня») — на татарском.
Редактором первой стал Даут Юлтый, а бывший редактор «Башкортостана» Муса Юсупов был переведен редактором татарской газеты. Для двух газет были созданы единая редколлегия, единая бухгалтерия, единый секретариат и некоторые отделы.
Таким образом, история «Башкортостана» до 1924 года является единой историей первых лет нынешних газет «Совет Башкортостаны» и «Кызыл тан». Отделение их явилось бы попыткой исказить историческую действительность.
Бюро обкома КПСС постановляет:
Разъяснить т. Шакурову необоснованность его утверждений.
НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ!
Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Башкортостана по Государственным премиям имени Салавата Юлаева 2012 года, Президент республики Рустэм Хамитов подписал Указ о присуждении Государственных премий Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры.
Их удостоены: Хамидуллин Салават Ишмухаметович, руководитель редакции познавательных программ студии телевидения Государственного унитарного предприятия Телерадиовещательная компания «Башкортостан» Республики Башкортостан — за телевизионный проект «Историческая среда»;
Зиганшин Камиль Фарухшинович, директор предприятия связи общества с ограниченной ответственностью «ШОК» — за книгу «Золото Алдана»;
Шакур Рашит (Шакуров Рашит Закирович), доктор филологических наук, профессор кафедры башкирского языка и методики его преподавания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» — за книгу «Ыласындар оса бейектә» («Соколы летают высоко»).
Хамидуллину не премию нужно выделить, а внимание определенных органов власти.
Сколько навета, клеветы, фальсификации в его передачах, которые отнюдь не укрепляют дружбу народов в республике.
Что за татарский шовинизм?
Да башкиры пришли на Урал с 5-го по 12 века вместе с Гуннами, Тюрками, Монголами. У них своя руническая письменность была, книги на костях и т.д. Была своя Алтайско-Маньчжурская культура, институты власти и государственности, на основе Гуннской государственности и т.д. Своя история, на основе Тюркских летописей, рунических надписей, китайских источников, «Слова о полку Игореве», эпосов и кубаиров… И что???
Татары народ из разных кровей (Мишары, Мордва, Марийцы, Чуваши Удмурты, Кипчаки, Булгары и т.д.) Которое не имеет своей культуры и языка, а лишь имеет лингвистический Финно-угорский акцент на основе тюркского языка. Татары тюркский язык переняли в 11-12 веках, как и другие народы (Азербайджанцы, Туркмены, Таджики, Турки, Кавказские народы, Узбеки и др.) которые отнюдь не являются тюрками. А переняли язык и частично культуру на фоне Тюркской степной гегемонии и доблести в 9-11 вв.
Даже, если взять хотя бы одну татарскую дворянскую (княжескую) семью, и то они уходят своими корнями и берут начало от Чингизидов и Джучидов, которые долгие годы не признавали Финно-угорских народов…
Поэтому лучше этот вопрос вообще не поднимать! Башкир чем опасен, если он возьмется за оружие, то обязательно выстрелит, башкир ни когда не играет мускулами. У башкирских племен своя история на основе Гуннских, Тюркских и Монгольских завоевателей, поэтому есть чем гордиться. У татар своя история, поэтому не надо одной территории грубо делить этносы…
Руслан это раньше башкиры брались за оружие.Теперь башкиры берутся за рюмку самагона или водки.ребенок родился водку пьют,никах,свадьба или похороны тоже пьют.наши предки если-бы знали что ихние дети,их опозорят так они с ума сошли-бы.или по убивалибы своих детей.
Уважаемый Руслан, а вам не кажется, что Юсуп абсолютно прав.
Самое главное — не отрекайтесь от своих угро-финских, точнее — ханты-мансийских (иштякских) корней! Основа то оттуда. А вы все ходите вокруг тюрков.
МУСУЛЬМАН МУСУЛЬМАНГА ТУГАН,ул аны кысрыкламаска хам ана хыянэт итмаска тиеш.ТАТАРЫ-БАШКИРЫ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ.
Как вы надоели башкиро -татарские националисты Ведь корни одинаковые Что делить Это просто национальное чванство Хватит дурака валять Изучай те хотя бы труды Л Н Гумилева
Не татары башкиры, а башкиры татары, коллаборационистское движение в татарской истории.
Шап макала бу! «Уфимский журнал» хам «кук буре» сайтларында урнаштырырга киряк. Укысыннар узляренен боронгы «культурный» халык иканнарен…
ОАО ВАМИН-ТАТАРСТАН имеет 16 миллиардов рублей кредиторской задолжности сказал министр МАРАТ АХМЕТОВ.ВТБ должны 227,7 миллиона рублей.Семья сенатора В. Мингазова имеет50% акций в ОАО ВАМИН-ТАТАРСТАН.Хорошо быть сенатором от татарстана.
В Мишарстане опять ЧП утонули две баржы.
В Москве русские хотят провести РУССКИЙ МАРШ.В УФЕ смогут ли провести башкирский марш,в КАЗАНЕ татарский марш.я думаю нет.что можно русским татарам,башкирам запрещено.
Шаймиев бросил вызов Москве.Москва проглотит плевок или накажет старика?
Нет уж,теперь не проглотит.Конец приходит этим нацИреспубликам!Скоро! Уже СКОРО!!!
ей тошак
ты оказался грязно рылый а я то думал дикарек из зауралья.что скоро когда поставим вас раком это скоро это видно как раша в огание.я то думал меня забанили аказывается модеруют
тут одного идиота поставили галавой мвд ТАТАРСТАНА он открытее сделал что все мусульмане правоверные становятся в тюрмах. получается тюрма это мусульманское медресе.тогда надо ликвидировать это завидения.правильно говарят урусы у них одна проблема дороги и дураки
В Татарстане при Сафарове был бардак.Поставили нового мента,нечего не изменилось.Чистополе один татарин зарезал своего соседа.нанес 24 удара ножом,выколол глаза.его отпустили домой до суда.
Автору статьи даже и не сниться подобной премии, поэтому грязь ищет от настоящих достойных лауреатов Государственной премии. Рашит Закировия Шакуров — один из уважаемых личностей нашей республики. К тому же Товарищ Яушев оказывается совсем не знает о сторотюркском языке Урало-Поволжжья, которым пользовались башкиры и татары.
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякабашкирах, которые считают себя арийцами, как фашисты! Прочитайте не поленитесь! Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как иштякабашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с «серыми волками» ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию!!! Снести конный памятник «Бандэровца» бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ — ФАШИЗЬМ в России!!!