«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»

В Татарстане и, вообще, в татарском мире в эти дни идет бурное обсуждение об установке жуткого вида 12-метровой статуи под названием «Хранительница» московско-бурятского скульптора Даши Намдакова в музее-заповеднике в Болгарах, в память принятия ислама Волжской Булгарией.

Однако многие по-настоящему шокированы видом скульптуры. Пользователи интернета уже наделили «Хранительницу» такими эпитетами как «чудище», «чудовище», «демоническое существо», «инфернальная кошка», «высушенный дьявол», «демоническая зверюга» и т.п.

Дискуссия, развернувшаяся в социальных сетях, вынудила главного инициатора установки этой скульптуры, госсоветника РТ Минтимера Шаймиева 21 марта экстренно собрать в Казанском Кремле совещание сторонников и противников размещения в Болгаре скульптуры «Хранительница».

Минтимер Шаймиев вопрос обсуждения обозначил так: куда все-таки следует установить памятник, чтобы можно было угодить истории, ведь Зилант, или крылатый барс – символ государственности булгар.

На данном совещании, в качестве компромисса с общественным мнением, 12-метровую фигуру решено передвинуть – она разместится близ причала-музея истории Булгарского государства. Тем не менее, перемена места установки памятника не сняла напряженности вокруг идеи установки подобного памятника на месте принятия Ислама, о чем говорит нижеприведенное Обращение.

Конечно, никто не спорит насчет того, что крылатый барс – символ государственности булгар, принятый еще в доисламское время. Однако, скульптура того же самого барса, могла бы не походить на чудовище. Даже не на устрашающее, а на какое-то отвратительное чудовище. К тому же, когда говорим о символах государственности, мы никогда не должны забывать о степном, Золотоордынском компоненте татарской государственности. И было бы правильным, если бы устанавливаемый символ был общим, собирательным.

А данную статую (раз уже заказали и оплатили), можно было бы установить на другом месте. Например, перед международным казанским аэропортом.

Карим Яушев, член исполкома I Всемирного конгресса татар


****************************************************************************************

МЫ ПРОТЕСТУЕМ! МЫ НЕ ОТСТУПИМ!

Обращение татарской и мусульманской общественности к Президенту РТ Р.Н.Минниханову в знак протеста против установления памятника «Хранительница» на территории Булгарского заповедника

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Вам, как представителю новой формации российской власти, доподлинно известно, что строение демократического общества не может происходить без усиления роли народа и широких масс общественности в жизни страны. И недопустимо, чтобы важные решения, вплоть до формирования истории сегодняшнего российского государства, принимались на основании предпочтений одной личности и его окружения. Именно так, без учета мнения народа, было принято решение об установке скульптуры-памятника «Хранительница» на территории Булгарского заповедника.

Это решение вызвало протест и негодование как среди мусульманской общественности Республики, так и всех, кто ассоциирует себя с Татарстаном, считает эти земли символом государственности татарского народа и колыбелью Ислама на этой земле. Мы считаем абсурдным не только само художественное воплощение скульптуры, но и место и цель установки ее в качестве памятника…

«Хранительница» не отражает истинную историю и духовное наследие Булгар. Попытка ассоциировать изображенное в скульптуре животное с Белым барсом, и привязать его к одному из образов, использованных в государственной символике Татарстана, вызывает лишь недоумение. Мало того, эстетическое решение скульптуры противоположно позитивному, вызывающему доверие образу Белого барса – своими обнаженными хищными клыками, заостренными крыльями, черным цветовым решением, копытообразными лапами «Хранительница» больше соответствует образу животного агрессивного, готового уничтожить, попросту некоего чудовища из языческой мифологии.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Вы сами ежегодно участвуете в мероприятиях, посвященных годовщине принятия Ислама на земле Булгар и видите, насколько бережно, искренне, с надеждой относятся мусульмане к этим местам. «Изге Болгар жыены» объединил десятки тысяч мусульман и стал истинным символом возрождения Ислама в России. И мы уверены, что установление памятника в виде животного глубоко оскорбит искренние религиозные чувства мусульман, которые с первыми азами Ислама твердо знают, что любые изваяния людей и животных с точки зрения Ислама оцениваются как символ безбожия, идолопоклонничества. С появлением скульптуры земля Булгар станет местом расположения идола, и посещение этой земли для истинного мусульманина окажется недопустимым.

Вызывает нарекания и название скульптуры. «Хранителем» в Исламе может быть только Всевышний, это одно из Его имен, и, присваивание данного имени изваянию расценивается как попытка обожествления куска металла. На этом фоне выбор даты установления памятника – день принятия Ислама в Булгаре выглядит не просто игнорированием религиозных чувств мусульман, но и преднамеренным желанием задеть эти чувства.

Мы против установления железного «Хранителя» как на территории Булгарского заповедника, так и в ближайшем его окружении, на каком бы расстоянии от Булгарского городища он не устанавливался – 500 метров или 1000, этот памятник будет ассоциироваться с землей Булгар. В отличие от официального разделения на «заповедные» и «не заповедные» земли, для истинных верующих важное значение имеет вся территория Булгар.

И, наконец, нам не понятна цель установки данного памятника. Мы сомневаемся в том, что появление этой скульптуры способствует увеличению потока туристов на эти земли. Наоборот, это приведет к потере основного контингента желающих посетить заповедник Булгар – мусульман России и всего мира. После установки «Хранительницы» у мусульман появятся сомнения о позиционировании Булгарского заповедника как мусульманского памятника культуры.

Не осведомленных об Исламе туристов эта скульптура введет в заблуждение об истинных ценностях исламской культуры. А знающие основы Ислама туристы примут это как халатное отношение жителей Татарстана к своей религии и истории
Самое главное: установление памятника уже сегодня вносит заметный раскол в многонациональное и многоконфессиональное общество Республики Татарстан.

С одной стороны, наличие скульптуры-идола на почитаемой татарами-мусульманами земле приведет к существенному снижению их авторитета перед мировым мусульманским сообществом. С легкой руки татарстанской власти мусульмане Татарстана попадают под сомнение в истинности их веры перед единоверцами. Здесь не стоит упускать из виду и тот факт, что установление языческого идола на месте принятия нашими предками Ислама может нанести большой урон инвестиционной привлекательности Татарстана в лице мусульманских стран.

С другой стороны, пострадают выстроенные за долгие годы терпимые отношения между христианами и мусульманами Татарстана: почему возрождающийся заповедник Свияжск смог избежать участи стать местом установления страшного идола-памятника? Этот вопрос имеет под собой почву, так как Фонд «Возрождение», из которого финансируется изготовление и установление скульптуры, создан для восстановления как православных, так и мусульманских памятников, значит, и отношение к обоим заповедникам должно быть равнозначное. Фонд «Возрождение» создавался и создается из пожертвований всех жителей Татарстана, независимо от национальной и религиозной принадлежности. И народ имеет право знать, на какие цели будут потрачены эти деньги, оценивать целесообразность тех или иных решений, имеет право голоса в принятии особо важных решений.

Любые меры по обустройству, изменению облика Булгара не остаются незамеченными татарами и мусульманами и из других регионов России и зарубежья, так как эти изменения меняют духовное содержание, посыл этих земель. Поэтому неосторожное вмешательство в виде установки памятника расценивается мусульманами как вторжение в их духовное поле.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

До этого Вам удавалось конструктивно решать многие вопросы, даже в таких «тонких» областях, как межрелигиозные и межнациональные отношения. Во многом благодаря Вам удалось сохранить целостность исторической части Казани. Вы уделяете достаточно много внимания сохранению единства мусульманской уммы республики, противостоянию проникновения в Татарстан чуждых Исламу радикальных течений. Мы искренне надеемся, что ваш талант руководителя поможет разрешить этот вопрос и не даст протесту вырасти в скандал и раскол, межконфессиональное противостояние российского и мирового масштаба.

С уважением,Председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин;
Табриз Яруллин, заместитель Председателя Всемирного форума татарской молодежи, Казань;
Алия Сабирова, журналист, общественный деятель, Казань;
Римма Бикмухаметова, журналист, член Совета Всемирного форума татарской молодежи, Казань;
Алсу Исмагилова, журналист, общественный деятель, Казань;
Гульназ Бадретдин, журналист, ответственный секретарь Всемирного форума татарской молодежи, Казань;
Гульназ Хузиахметова, дизайнер, Казань;
Айнур Султанов, магистрант Российского исламского университета, Казань;
Айгуль Гимранова, журналист, Лос-Анджелес, США;
Ленар Мухаммадиев, студент Казанского государственного университета культуры и искусств, журналист, Казань;
Адель Ризаев, музыкант, Берн, Швейцария;
Рашат Якупов, студент, администратор Татарской Википедии, Казань;
Люция Гатина, член актива Местной общественной организации татарской национально-культурной автономии г. Лесосибирска, Красноярский край;
Аврам Лион, аспирант, преподаватель Лос-Анджелесского Калифорнийского университета, США;
Ринат Каримов, руководитель Иркутской региональной общественной организации «Татаро-башкирский молодежный центр «Байкал дулкыны», Иркутск;
Айрат Газимзянов, Председатель Воткинского отделения Республиканской Молодёжной общественной организации «Союз татарской молодёжи «Иман», Республика Удмуртия;
Ильдар Габидуллин, журналист, Стамбул, Турция;
Альберт Исмаил, музыкант, Казань;
Марат Салимов, к.э.н., доцент Мордовского государственного университета, Председатель Общества татарской культуры Республики Мордовия, член Совета ВФТМ, Республика Мордовия;
Александр Долгов, журналист, общественный деятель, член Совета ВФТМ, Казань;
Шамиль Алиакбаров, Председатель Союза татрской молодежи «Нур» Ивановской области, член Совета ВФТМ, Иваново;
Раиль Умутбаев, журналист, член Совета ВФТМ, Казань;
Ильшат Саетов, кандидат политологических наук, доцент КФУ, Казань;
Ратмир Ахияров, художник-дизайнер, Казань
Рафис Кашапов -председатель НЧО ТОЦ, Татарстан, Набережные Челны;
Ильшат Хайрутдинов, дизайнер официального портала Республики Татарстан, сайта Президента РТ, госсоветника Президента РТ, один из разработчиков “Электронного Татарстана”, Казань;
Фатих Хабибуллин, преподаватель, Нижнекамск;
Агзам Шакиров, предприниматель, Республика Чувашия;
Джалиль Ахунжанов, Председатель молодежного комитета “Ассоциации татарских и татаро-башкирских этнообъединений Республики Казахстан”, Семипалатинск, Казахстан;
Фанис Зиятов, кандидат юридических наук, юрист, Анталья, Турция;
Карим Закиев, студент, Стокгольм, Швеция;
Равил Сабиров, имам, Московская область;
Сирин Зарипов, член Совета ВФТМ, юрист, Казань.
Рамиль Басыров, религиозная община мусульман г. Пушкин, Московская область;
Ахсан Файрушин, преподаватель, Казань;
Зульфия Кадыр, политолог, Татарстан;
Фания Хузиахметова, редактор татаро-мусульманского календаря, руководитель издательства “Миллият”, Казань;
Ирек Гариф, руководитель общества татар Австралии “Туран”, Аделаида, Австралия;
Рушан Гибатдинов, руководитель молодежного отдела Национально-культурной автономии татар Чувашии, член Совета ВФТМ, Республика Чувашия;
Гаяр Максуди, менеджер, Москва;
Ринат Рысьмятов, музкант, Казань-Иркутск;
Туфан Миннулин, депутат Государственного совета РТ, писатель, Казань;
Искандер Гилязов, историк, Казань;
Фаузия Байрамова, общественный деятель, писатель.
Ринат Рысьмятов, музкант, Казань-Иркутск;
Марат Сайфуллин, зам. председателя Религиозной общины мусульман в Харьковской области, директор, ООО “Укрцентрснаб”, Украина;
Сомбель Гаффарова, журналист, член Союза писателей Татарстана, Казань

СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ УСТАНОВКИ ТАКОЙ «ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ»: http://tatclub.net/

Читайте также:

«Хранительницу» или «демоническое существо» установят в Булгаре?
Минтимер Шаймиев: «А если бы мы сейчас заново начали обсуждать Зиланта?»
Российские муфтии дали «добро» на установку барса в Булгаре

27 комментариев «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»

  • марат

    Кәрим бек! Ничек инде Зилант ул Крылатый барс? Зилант ул татарча Елан (змея) була, Казан гербы.

  • Карим Яушев

    Вы правы. Зилант в татарских легендах и сказках подается, как мифологическое существо, имеющее облик крылатого дракона или змея.

    Шаймиев, когда говорит: «ведь Зилант, или крылатый барс – символ государственности булгар», как я понимаю, их рассматривает не как одно и то же «животное». И тот и другой были символами государственности. По некоторым сведениям, изображение Зиланта было отличительным знаком печати казанского хана, а знак барса изображался на булгарских монетах наподобие герба.

  • айрат

    киптерелгэн песигэ ошаган,бик куркыныч,кирэк тугелдер пожалуй Болгарга мондый хэшарэт!

  • Зулия

    Это же самого Яушева изобразили, аллегория такая!

  • из племеных

    алергия у зуло на мысл

  • из племеных

    увашаемый читатель ты не понтересовался почему в уфе на татарских концертах участвывают цырковые кочевники?для того что бы продлить существование одной из породы по дарвину видов флоры. татарам только и приходится смотреть между культурой и беснуещих по стенкам шипящих флоры зауралье

  • из племеных

    как всегда карим потерает коменты мои, чюхантам только остоется шифровать

  • славян

    Шаймиев скоро татар идолам заставит поклоняться.

  • из племеных

    тыже покланяеся ***у и будь даволен

  • Булгар

    Бутылка с пробкой — вот что символ Казани!

  • мадьяр

    Анлатале нинди бутылка ул,гел баш эшлэми что-то?

  • cell

    Мне нравяться оба символа: и барс и бутылка.

  • из племеных

    а курай тебе не нравится ее тоже используют по назначению качевые извращенцы

  • арс

    вместо постамента шампан в зад барсика.

  • 123

    арсик я тебе пробку от шампан, не желаешь?

  • 123

    историю надо уважать

  • гади татар Уфадан

    Барс,арслан,юлбарыс,песи хам башка песисыманнар семьялыгына кергэн жанлеклар фарсы-персид халыклары тотемнары… Безнен торки-татар тотемнары — эт хам буре! Татарстан гербына шундый символ кереп китуе — чудовищное недоразумение! Татар тарихчылары нярся карады икян?

  • просто Татарин из Уфы

    Барс,лев,тигр,кот и др. животные из семейства кошачьих являются тотемными животными (считай символами)индо-иранских (персидских)народов… Тотемами же тюрко-татарских народов являются собака и волк! Изображение на гербе Татарстана персидского символа — чудовищное недоразумение! Куда смотрели т.н. «татарские историки»?

  • арс

    подарите яушу барсика-он кошек любит.

  • татар баласы

    Не христианин я, но от этой «х…цы» веет сатанизмом средневековья, бррр! Такими статуэтками(идолами?) закапывают-выкорчевывают и культуру, и сознание, и веру, и память о великих предках.Тауба ходаем!

  • тити

    Что это вы всполошились? Прав Шаймиев надо устанавливать! Какого шайтана слушать пещерных мулл. Булгар — достояние всех Россиян и им будет интересно приезжать и узнавать всю историю страны Булгар. Больше туристов будут, не только пара шизоидов…Сколько в Татарстане и Башстане верующих? 5-10 тысяч? Может истинных наберется от силы 20 тыс… Власти незачем слушать этих мулл, которые сами не очень то верят в существовании…И я думаю многие из них служили двум хозяевам:КГБ и КПСС. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ И САМ ШАЙМИЕВ!

  • из племеных

    чючкан победит ислам не с миром так с мечем

  • Терек Болгар

    АДСКАЯ СИМВОЛИКА
    ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО ТАРТАРА
    — символическое пространство
    культуры на закате цивилизации —

    Адская символика посткоммунистического Тартара
    раковыми метастазами расползается по стране.
    Вслед за Хурриядом, вращающимся как флюгер
    (Кыбласы юк) на стеле возле «крематория», именно
    так в народе называют бывший музей Ленина (Казань),
    появился еще один новодел — «Хранительница»,
    чудовищная скульптура модного бурятского художника.

    Двенадцатиметровую статую, отдаленно напоминающую
    химеру из летучей мыши с драконом и пародию на герб Татарстана,
    предполагается установить в Булгаре на Волге,
    традиционном месте паломничества тысяч российских мусульман.
    Символично, что оба «памятника культуры» называются на букву «Х».
    Какое отношение имеет эта символика к традиционной
    исламской культуре, принятой волжскими булгарами
    16 мая 922 года, догадаться не сложно. Никакого.

    В эпоху глобального информационного общества
    информационные войны страшнее средневековой чумы или проказы.
    Идет перепрограммирование широких народных масс,
    описанное в классических работах С.П.Расторгуева и Г.Г.Почепцова.
    Сатанинская символика подается народу
    как духовная ценность.
    Россия предстает как некий полигон для испытаний глобальных вирусных программ.
    «Ложь и предательство — символы их знамени»,
    говорил великий русский мыслитель
    Лев Николаевич Гумилев.

    Новодел посткоммунистического Тартара скорее символизирует
    духовную импотенцию тюркско-булгарской национальной элиты,
    сначала отказавшейся от своего имени «болгар», «булгары»,
    а потом и от традиционной символики:
    Василиск — символ Казани и царской власти превратился в змея.
    Услужливые опричники от культуры тиражируют змеиную символику с особым усердием.
    Трансформация Казанской геральдики фиксирована документами,
    но символическим пространством России ученым заниматься не досуг.
    Почему монгольские ламы говорят, что флаг Татарстана — это огненный меч,
    собирающий жатву на зеленом поле ислама?
    Почему у всех детей, находившихся на затонувшем теплоходе «Булгария»,
    документы на теплоход носили знак зверя: 36 детей имели одну дата рождения
    — 30 декабря 1999 года?

    Задуренный, обескровленный, изнасилованный
    олигархами и опричниками народ безмолствует.
    Когда пассионарность на излете, земля чахнет.

    Самосознание России — это не книга Казанского философа А.Ф.Замалеева,
    много лет назад сбежавшего как и Ю.Шевчук из коммунистического рая, в демократический Питер.
    Самосознание России складывается из самосознания этносов, составляющих Российский суперэтнос.

    Здесь нет посторонних.
    Духовная чума заденет всех и мало не покажется.

    Терек Болгар

  • из племеных

    ты счетаеш каким свой радной язык? на этот вапрос я знаю что он засунет язык свой зад.это можит быть безродный урус или чючхант зауральский

  • Терек Болгар

    ==== ВОЛНЫ ====

    Кружит «хурриад» и не дремлет «барссыха»,
    Они «охраняют» манкуртов народ.
    Тартара здесь ад: здесь стоны и крики,
    Булгарии, знать, обречен «теплоход».

    Лишь Вечное Небо, что веру нам дарит,
    В молчанье скорбит. Не грусти — все пройдет…
    Сам Папа признал теорию Дарвина!
    Нас ждет, очевидно, крутой поворот.

    Италия нам презентует Мандакова!
    Итиль смоет слезы, дашизм — не пройдет!
    В чужой «монастырь», не лезут с уставом.
    Ты все «панимаш», коль ты не ***?!

    Так волны по СМИ в унисон разносили
    Благую для всех и добрую весть:
    Тартару нет места счастливой России.
    Болгар Иле был, будет и есть!

  • из племеных

    верно твое место в рашке какашке но не в татарских землях так как язык твой урусный

  • Мишяр

    Мы Мишяри а не татары.
    Мы с башкирами свою веру отвоевали(батырша мишярин а не татарин) Батырша поднял башкир на защиту ислама.

Отправить комментарий