В Башкирии запретили отдыхать в мусульманские праздники
Так решила коллегия Верховного суда Российской Федерации
Пока одни бьются за то, чтобы побольше отдыхать, другие – чтобы работать! Житель Уфы, в прошлом журналист Сергей Дулов, подал иск, чтобы отменить сразу два праздничных дня.
Дело в том, что в Башкирии мусульманские праздники Ураза и Курбан-байрам много лет считаются выходными днями, это написано в местном законе «О выходных и праздничных днях».
Жители республики никогда этому не противились, Сергей Дулов же посчитал, что отдых в эти дни противоречит Конституции, Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и подал в суд! В Башкирии все иски он проиграл, но не остановился и дошел до высшей инстанции — Верховного суда России. И… выиграл!
— Трудовой кодекс Российской Федерации не предполагает регулирования трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций. А устанавливать выходные и праздничные дни – компетенция исключительно федеральных органов! – сказано в определении коллегии по административным делам Верховного суда РФ.
В законодательном собрании Башкирии до сих пор уверены в своей правоте. Как пояснили «КП» в пресс-центре ведомства, документы из суда еще не пришли, но Курултай уже намерен продолжить судебную тяжбу и будет подавать надзорную жалобу в президиум Верховного суда РФ. Будет ли рабочим днем уже ближайший Курбан-байрам (напомним, что отмечать его мусульмане всего мира будут в ноябре) – пока неизвестно. Как пояснили «КП» в правительстве республики, этот вопрос пока рассматривают юристы.
Сам же Сергей Константинович от общения с коллегами отказывается. Даже давать его номер бывшие сослуживцы не решаются – боятся получить иск. «КП» все-таки удалось до него дозвониться.
— Про это решение разговаривать пока не хочу, на это у меня есть серьезные основания, — заявил он «Комсомолке».
— Это же не первое ваше крупное выигранное дело? Вы же известный правозащитник.
— Я не правозащитник, я правоприменитель. Выигранные дела – это мое лично дело. До свидания.
— Федеральные законы нередко противоречат друг другу или содержат неточные формулировки, — говорит директор юридического агентства Альберт Еникеев.
— В Трудовом кодексе ничего не сказано о дополнительных праздниках, а вот в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (на который, кстати, ссылался башкирский Курултай, защищаясь в суде) написано, что «по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответствующих территориях». А вот что такое «соответствующие органы» закон не разъясняет. Это могут быть и федеральные власти, и местные.
Кстати, как стало известно «КП», Курултай республики готовится внести в Госдуму поправки в этот закон, прямым текстом разрешающие региональным властям (а не абстрактным «соответствующим органам») утверждать свои религиозные праздники.
Примечательно, раз отменили башкирский закон, то и работать в мусульманский праздник будут только в Башкирии. В других регионах, например, Татарстане или Чеченской республике, в эти дни по-прежнему будет выходной. Пока у них не найдется свой Сергей Дулов.
ЗВОНОК В МЕЧЕТЬ
— Священные праздники — это повеление Всевышнего. А повеления не обсуждаются, а выполняются. Для всех верующих Ураза и Курбан-байрам останутся главнейшими праздниками, независимо от того, будет выходной или нет. Но вот суд, вынесший такое решение, потерял авторитет в моих глазах, — сокрушается имам-хатиб мечети «Ихлас» Мухамет-хазрат Галлямов. – Больших религиозных праздников не так уж много: у мусульман два, у христиан — один. Зачем выходной нужно было отменять?
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Красный день календаря
Александр ГРИШИН
Я уж не знаю, чем руководствовался Сергей Дулов, в адрес которого, как полагаю, совсем нелестные слова говорят сейчас не только мусульмане Башкирии, но и все остальное население региона, но тему он поднял весьма непростую и достаточно скользкую.
Ведь неувязочка получается с нашим законодательством! И с Конституцией РФ в том числе. C ее исполнением в части свободы совести и религиозных объединений. Мусульманские праздники, выходит, должны быть рабочими днями, а православное Рождество Христово официально с 1991 года является нерабочим днем для всей страны вне зависимости от вероисповедания. Надо как-то эту неувязочку отменять.
Решить проблему можно, как всегда, несколькими путями. Первый — объявить праздники традиционных конфессий нерабочими днями по всей стране. Но лекарство окажется хуже болезни. Поскольку отдыхать будем чуть ли не больше, чем работать. А там и еще какие-нибудь конфессии захотят стать традиционными. На такой подход не согласятся и работодатели. Да и принципу светскости государства такой метод будет явно противоречить.
Альтернативное решение — вернуть Рождество Христово в статус рабочего дня. Но тут обидятся не только православные, но и те же мусульмане, и буддисты, и иудеи России. И вообще все, кроме трудоголиков.
Наверное, самый оптимальный путь — третий. Принять норму закона, согласно которой местные (субъекты Федерации) органы власти смогут устанавливать дополнительные нерабочие дни в своем регионе. И всем будет счастье.
kp.ru/online/
**********************************************************************
А вот мнение известного аналитика, тележурналиста и члена Общественной палаты при резиденте РФ Николая Сванидзе:
[audio:http://karim-yaushev.ru/wp-content/uploads/2011/09/Svanidze-uraza-bayram.mp3|titles=Svanidze-uraza bayram]
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Николай Сванидзе в программе «Особое мнение». У нас работает смс — плюс семь девятьсот восемьдесят пять девятьсот семьдесят сорок пять сорок пять. Кардиограмма эфира, которая сегодня показывает довольно живую вашу реакцию на слова Николая Сванидзе. У нас работает также твиттер. Собачка вызвала наш аккаунт. Присылайте свои вопросы. Одна из главных тем сегодняшнего дня – решение Верховного суда, который отменил выходные дни в Башкирии во время мусульманских праздников – Курбан-байрам и Ураза-байрам. Один из жителей Уфы подавал этот иск, считает, что нарушено его право на труд по дискриминационным религиозным основаниям. Коль скоро мы заговорили о справедливости и несправедливости, законность и незаконность подтверждает суд, а понятия «справедливость», «правильность» и «неправильность», я думаю, мы можем с Вами обсудить. Вы согласны с решением Верховного суда?
Н. СВАНИДЗЕ: Ну, да на самом деле. При всем уважении к национальным традициям всех народов, населяющих Россию, у нас стране светская. Поэтому, в принципе, если логически рассуждать религиозный праздник не может быть государственным, и не может быть праздничным соответственно. Вот эта логика имеет право на существование, во всяком случае, в светском государстве. Если бы у нас государство было несветское, тогда логика была бы иная. Любой религиозный праздник – государственный, но тогда встал бы вопрос: какой праздник, какой конфессии, какой религии, потому что праздники всех религий и конфессий, если их вносить в число государственных праздников, то, я думаю, возможности работать совсем не будет.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, и ладно. Смотрите, а когда перекрывают пол Москвы седьмого января, это нормально, правильно и справедливо.
Н. СВАНИДЗЕ: Нет. Я считаю, что здесь, если логика именно такая, что религиозные праздники не могут быть государственными, то я считаю, что это должно действовать в отношении всех религий и всех конфессий.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. А когда в Чечне объявляют выходным днем день рождения Рамзана Кадырова, устраивают огромные празднования и приглашают суперзвезд. Это же светский праздник. Все-таки день рождения.
Н. СВАНИДЗЕ: Это светский праздник, но на грани религиозного, я бы сказал. Это положение дел в Чеченской республике. Это положение дел в Российской Федерации, в которой некоторые республики обладают интересными автономными правами.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Тут же не будет с этим…
Н. СВАНИДЗЕ: Нет, не будет.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: … разбираться.
Н. СВАНИДЗЕ: Не будет в силу определенных политических причин.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, вот. Все наши с Вами рассуждения о справедливости и несправедливости всегда разбиваются о политические…
Н. СВАНИДЗЕ: Естественно. Так, когда всем поровну, это несправедливо. Мы же уже решили, правда?
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да. Значит, кому-то больше…
Н. СВАНИДЗЕ: Значит, кому-то больше. Потому что некоторые равны, а некоторые более равны, как известно.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Все животные равны, но некоторые равнее других. Там написано задолго до нас.
Н. СВАНИДЗЕ: Вот правильно. До Вас. Точно.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. До меня. Решила сделать Вам комплимент, но Вы же не дадитесь так просто.
Н. СВАНИДЗЕ: Нет, не дамся. То есть в известной мере дамся, но не так.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Ну, тут, на самом деле, слушатели не очень понимают, что же тогда делать с Рождеством. Этот вопрос их занимает гораздо больше, чем Ураза-байрам.
Н. СВАНИДЗЕ: А с Ураза-байрамом понимают? Это, конечно, нам не нужно. А Рождество-то вы нам оставьте, конечно.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это к вопросу про некоторые равнее.
Н. СВАНИДЗЕ: Да, естественно, потому что Ураза-байрам – Бог с ним, Аллах в смысле, а Рождество-то вы нам оставьте. Вот, дорогие друзья, тут такая ситуация: надо либо разрешать Ураза-байрам в качестве государственного праздника, либо убирать Рождество из государственных праздников. По-другому не бывает. Потому что здесь все должно быть поровну. Это уж точно. Если религиозные праздники не входят в число государственных, тогда ни один не должен входить в число государственных.
Эхо Москвы
Читайте также:
Рустэм Хамитов предложил объявить Курбан — и Ураза-байрам нерабочими днями на федеральном уровне
Двухходовка, или кому помешали региональные мусульманские праздники?
Решение об отмене выходных в дни мусульманских праздников опротестуют
Муфтий заявил, что для мусульман в РФ принципы религии выше закона
Сванидзе абсолютно прав.
м б в религиозные праздники сократить рабочие дни на 1-2 часа? Ведь в живой жизни
все рел. праздники всё равно останутся рабочими .
Матрона тебе как дульке надо в бордель там крулые сутки можете зарабатовать.
Его видать пугает такое количество мусульман,которые бок о бок ,плечем к плечу как солдаты стоят на молитве.Но нас много в России не одолеешь.
Мусульмане, неправильно называть религиозные праздники словом «байрам», всегда называли «Гаит».
Курбан-байрам и Ураза-байрам это русскоязычные так говорят.
Уже названия праздников извратили.
Называйте, пожалуйста «Гаит»!
Гаит — по арабскому. В еперводе на башкирский и татарский — байрам. Это не извращение
Ману Кыпсак
В башкирском (татарском) языке много слов из арабского.
Даже такие обычные в быту слова как такта, камыр.
Башкиры и татары никогда мусульманские праздники не называли байрамом, только «гаит».
Остальные праздники — байрам или туй
Узбеки и крымские татары по сей день называют «хаит»