На радио «Свобода» прошло обсуждение массовых фальсификаций на выборах в Тамбовской области и Саратове, сложившаяся после прихода Рустэма Хамитова к власти, общественно-политическая ситуация в Башкирии. Вашему вниманию предлагается часть данного обсуждения, касающаяся непосредственно жителей Башкирии. Ведущие Михаил Соколов и Артур Асафьев.
Михаил Соколов: В России давно уже стало привычным, что политическая борьба идет на постоянно меняющемся законодательном поле. В последнее время, закрыв доступ к участию в выборах неподконтрольным Кремлю силам, власти перестали подгонять под себя избирательное законодательство, ограничиваясь косметической его правкой.
В регионах же процесс идет, и обычно он направлен на то, чтобы дать возможность власти использовать в своих интересах так называемый административный ресурс…
Происшедшие за последний год кадровые перестановки в руководстве регионов отправили на политическую пенсию таких ветеранов «Единой России», как главы Татарстана, Москвы и Башкирии. Минтимер Шаймиев, Юрий Лужков и Муртаза Рахимов ушли.
Башкирские критики существовавшего почти два десятилетия режима личной власти Рахимова ожидали серьезных перемен в жизни республики.
Что изменилось с приходом на пост главы Башкирии Рустэма Хамитова – анализирует корреспондент Радио Свобода в Уфе Артур Асафьев.
Артур Асафьев: В середине апреля группа общественных деятелей Башкирии, составлявших при Рахимове «непримиримую» оппозицию к власти, опубликовала в прессе обращение к Рустэму Хамитову, в котором призвала президента установить постоянный диалог. Рустэм Хамитов оперативно откликнулся на это обращение и пригласил всех без исключения «подписантов» на встречу.
О своих впечатлениях рассказывает инициатор обращения к президенту, общественный деятель Эдвард Мурзин.
Эдвард Мурзин: На круглом столе было основным вопросом то, что те хорошие начинания, начинания, которые необходимы республике – средства массовой информации на уровне республики и на уровне районов и городов никак не распространяют, не доносят, все остается в пределах Белого дома. И вот эти инициативы они, к сожалению, затухают. Чем дальше от Уфы, тем их вообще не слышно. Этот вопрос подымался, говорилось о необходимости создания Совета, с участием общественников, правозащитников, представителей различных партий для того, чтобы средства массовой информации проснулись, начали называть вещи своими именами. Если воруют – говорить, что воруют, если коррупция – коррупция… Этого же сейчас нету, сейчас все гладят по шерстке, все хорошо, все нормально, а когда копнешь там – то одного снимут, то другого представителя власти, представителя «партии жуликов и воров». Проблем очень много и если о них не говорить – они сами собой не исчезнут. Их надо вскрывать и решать.
Артур Асафьев: По словам Эдварда Мурзина президент Хамитов также пообещал разобраться с делом публицистов Айрата Дильмухаметова и Роберта Загреева, которые в апреле нынешнего года были осуждены к длительным срокам лишения свободы по так называемым экстремистским статьям УК РФ. В настоящее время подавляющее большинство правозащитников, политических и общественных деятелей в республике рассматривает этот приговор как неправовой и чрезмерный.
У Сергея Наумкина, председателя Башкирского регионального отделения партии «Яблоко» также возникли после встречи с президентом определенные надежды.
Сергей Наумкин: Президент ищет какие-то точки опоры – я бы так это воспринял. Мне приходится общаться с людьми из окружения президента и правительства. Они подтверждают, что он в этом поиске. Я считаю, шанс у Башкирии не упущен – стать лидером на пути перемен в России, для начала хотя бы в одной отдельно взятой республике Башкортостан и быть примером для других регионов. И наши проекты – «Земля. Дома. Дороги» и «Власть. Бизнес. Разумное партнерство» — тоже возможны к реализации. Давайте договариваться – мы же готовы к сотрудничеству с обновляющимся правительством республики.
Артур Асафьев: Однако, после встречи с президентом прошло уже больше месяца и общественники пока что не заметили каких-то реальных подвижек во внутренне политике Рустэма Хамитова. У некоторых наблюдателей сложилось впечатление, что пожелания и намерения президента просто некому исполнять.
Говорит Эдвард Мурзин.
Эдвард Мурзин: Пока никаких подвижек нет. Такое впечатление, что аппарат и министерства, может, они работают медленно, может, они посыла не расслышали. Вот эта ситуация в республике – она очень странная. Есть президент, который генерирует, делает, пытается что-то там барахтаться и есть болото, в котором все это барахтанье утопает. Это объясняется тем, что у Хамитова не было своих людей, своей команды
Артур Асафьев: У лидера башкирских «яблочников» Сергея Наумкина внутренняя политика президента также оставляет противоречивые чувства.
Сергей Наумкин: Вот у меня как-то сложилось впечатление после этой встречи, на этой встрече – президент в некоторой растерянности, что ли, что команда до сих пор не сформирована такая, на которую бы мог опереться. Такое ощущение, что какой-то кадровый голод.
Артур Асафьев: Сергей Наумкин считает, что и парламент республики абсолютно не способен выполнить задачу законодательного обеспечения жизненно необходимых для Башкирии реформ.
Сергей Наумкин: Это не та команда, на которую может опираться президент. Потому что я вот 15 марта присутствовал на заседании Госсосбрания. Когда отчитывались пять вице-премьеров – отчет правительства, потом Послание президента Рустэма Хамитова – а вот какого- участия депутатов я не увидел. Удручающая, прямо скажем, картина.
Артур Асафьев: Действительно, Государственное собрание Башкирии престало быть «местом для дискуссий» задолго до знаменитого афоризма Бориса Грызлова. Практически, на каждом заседании парламента докладчикам не задаются вопросы, и тем белее не звучат критические выступления депутатов. Такая практика сформировалась еще при Муртазе Рахимове и продолжилась при Рустэме Хамитове.
Кадровая политика президента вызывает все больше вопросов у наблюдателей. Так, для большинства из них стало сюрпризом назначение премьер-министром правительства республики мало кому известного Азамата Илимбетова, работавшего при Муртазе Рахимове главой администрации Хайбуллинского района, потом на несколько лет уехавшего из республики.
Уфимский политолог Альберт Мифтахов выдвигает такую версию неожиданного назначения Илимбетова.
Альберт Мифтахов: Я считаю, что это какая-то финансово-промышленная группа в обмен на инвестиции, которые они пообещали Хамитову ставит своего человека за этими инвестициями присматривать. Потому что человек, который в январе еще живет в Москве, переезжает сюда и проходит там за эти два месяца ступени замглавы администрации, вице-премьер, премьер, в принципе, не имеющий опыта ни хозяйственной, ни большой руководящей работы, из всех кандидатов, которые там крутились-вертелись, наименее, на мой взгляд, проходная – именно она проходит. А мы давно об этом говорили – что Хамитов, по-видимому, пытается продать должность премьера в обмен на какое-то вложение капиталов в республику. Я думаю, что вот какой-то такой вариант.
Артур Асафьев: По мнению Альберта Мифтахова за назначением Илимбетова стоит Уральская горно-металлургическая компания.
Альберт Мифтахов: Что ее вычислять? Она лежит на поверхности – УГМК Искандера Махмутова. Потому что в свое время Илимбетов работал директором Бурибаевского ГОКа, который входит в состав УГМК.
Артур Асафьев: Не меньше вопросов вызывают у экспертов и кадровые замены, произведенные Рустэмом Хамитовым на муниципальном уровне. Недавно президент, выступая в прямом телеэфире башкирского телевидения, упомянул, что заменил уже 24-х руководителей городов и районов в республике.
Рустэм Хамитов: Мы уже освободились от значительного количества руководителей, которые по тем или иным причинам занимались только собой и не занимались вопросами людей. Сегодня уже мы можем говорить о некоей стабилизации в правительственных наших структурах, муниципальных структурах, хотя, конечно, этот процесс будет идти. За эти месяцы 24 руководителя районов и городов у нас уже сменили место своей работы. На их место пришли новые люди, современные, мы надеемся, с одной стороны. С другой стороны есть и очень опытные управленцы, которые, я надеюсь, исправят ситуацию в районах и городах.
Артур Асафьев: Руководитель башкирского «ЯБЛОКА» Сергей Наумкин так прокомментировал эти слова президента.
Сергей Наумкин: Актуальность-то не снята! Чиновники-то поменены, главы сняты, а проблемы в этих городах остаются. Кроме того, снимаются-то ведь как – Руденко в Нефтекамске с главы администрации города сняли, так поставили руководителем «Башавтотранса», к другой кормушке пристроили.
Артур Асафьев: В прямом телеэфире с населением республики президент Хамитов отметил, что количество обращений в его блог в Живом журнале существенно сократилось за последнее время. После телеэфира президент также посетовал в своем блоге, что было «мало острых тем» и предположил, что зрителей продолжает ограничивать внутренняя самоцензура.
У политолога Альберта Мифтахова есть другое объяснение.
Альберт Мифтахов: Люди не верят в эффективность обращений к президенту. Поэтому перестали к нему обращаться. Какой смысл обращаться, если не один вопрос все равно не решается.
Причем он говорит, что главы муниципальных образований не занимаются ничем, кроме как вот личными вопросами трудоустройства своих родственников, крышеванием бизнеса. Вроде как обличает. Тут же сам говорит – у них все равно в руках ничего нет, ни ресурсов, никаких других возможностей, им ничего другого не остается, как только вот личными делами своими заниматься.
Он какой-то двуликий Янус. Он как будто бы сначала обличает или какой-то вопрос ставит, а как в голову приходит – а что с этим делать-то? И он тут же говорит — а что с этим? ничего не сделаешь.
Он фактически выдает свою гражданскую позицию. Ему не нравится то, то, то, то, но сделать с этим,- он говорит,- я все равно ничего не могу.
Артур Асафьев: Альберт Мифтахов заключает, что после десяти месяцев правления нового президента его внутренняя политика по-прежнему остается противоречивой и непонятной.
Альберт Мифтахов: Мне была понятна позиция Рахимова. Она была четкая, ясная, внятная. По каждому острому вопросу у Рахимова была своя позиция. Ее можно принимать, не принимать, не уважать, отторгать, но она у него была. Какая есть позиция у Хамитова? Мы не знаем. К нему даже в оппозицию не встанешь, потому что у него нету позиции.
Артур Асафьев: В один из летних месяцев президент Рустэм Хамитов намерен, отчитаться перед населением республики в очередном прямом телеэфире за год своей работы. А перед этим глава Башкирии хочет провести еще и Интернет-пресс-конференцию.
у меня в деревне не было детсадика,старая школа.я написал письмо М.Рахимову почти за год пострили садик и новую школу.Мечетлинский р-н,д.Тукбаево .ХАМИТОВУ тоже написал уже два письма ответа пока нет.
к хамитке вхож-яуш.передай через него свои просьбы-он же интернетчик-писем не читает.
Хамитов — второй Горбачёв. Много слов — мало дел.
Так все это быстро проистекает…Не прошло месяц всего, или полтора, уже обсуждение на Свободе, и мы осчастливлены тут. Молодцы ребятушки. Хорошо работаете…
Дела?! Какие дела? Татарский вопрос не то чтобы продвинуть, никто нигде и не обсуждает…