5 января 2008 года, известное московское издание «Русский журнал» опубликовал эксклюзивное интервью с звездой мировой оперной сцены Ильдаром Абдразаковым, в котором он, мягко говоря, не очень лестно высказывается о стиле руководства культурой башкирских чиновников.
Братья Абдразаковы (Оскар и Ильдар) — наши земляки, но вот уже несколько лет работают и прославляют родную Уфу на сценах ведущих театров Запада, как в свое время прославлял наш город великий Рудольф Нуриев. Там они стали всемирно известными певцами, их уважают, с ними подписывают контракты.
А начинали Абдразаковы свою карьеру в Башкирском оперном театре и балета после окончания Уфимского института искусств. Оба они учились у известного педагога, профессора Муртазиной. Неизвестно, как сложилась бы их профессиональная карьера, если бы они в свое время не уехали на Запад, а остались в Уфе? Местные чиновники их упрекали, что «республика их готовила, тратила деньги, а они, неблагодарные, уехали за границу».
Однако известна судьба других талантливых певцов, также учеников Муртазиной, Радика Гареева и Венера Мустафина, которых также в свое время приглашали на работу ведущие театры Москвы, Ленинграда и других городов бывшего СССР, но они остались в Уфе.
И что же? Постоянные упреки, шантаж, давления со стороны тогдашнего министра культуры Башкирии в адрес Радика Гареева привели к тому, что певец в расцвете сил, в 40 лет, скончался от инфаркта. А 54-летний Венер Мустафин не выдержал притеснений и демонстративно повесился на рояле в репетиционном зале Башгосфилармонии в ноябре 2004 г.
Мы решили перепечатать фрагмент его интервью, т.к. считаем, что это мнение профессионала в своей области и очень авторитетного человека, который просто так слова на ветер не будет бросать.
********************************************************************************
Ильдар Абдразаков: «Почему нельзя найти другое место для удушения певца?»
Ильдар Абдразаков, солист Мариинского театра, обретший в последние годы мировую известность, приезжает в Петербург нечасто. На этот раз он появился на сцене родного театра в обличье Дон Жуана в одноименной опере Моцарта. Ранее он пел в том же спектакле Лепорелло, слугу и наперсника благородного идальго.
«Русский журнал»: Ваша карьера на Западе развивается неплохо: вы поете на сценах Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Вашингтонской национальной опере только что спели Дон Жуана. В январе появитесь в парижской Opera Bastille в партии Вальтера в спектакле «Луиза Миллер», потом вам предстоит «Макбет» в La Scala. Сколько примерно набегает ангажементов в год?
Ильдар Абдразаков: Много. Причем пою в основном «там» — в Америке и Европе. Здесь, в Питере, если и бываю, то не больше двух недель. К сожалению, я практически не занят в репертуаре Мариинского театра; если вы заметили, я участвовал лишь в двух премьерных постановках Мариинки: в «Свадьбе Фигаро», почти десять лет назад, и в «Дон Жуане» спел Лепорелло. Мне трудно вписаться в репертуар театра: хоть он и широк, но для моего голоса партий наберется немного.
РЖ: С Башкирией, вашей родиной, связи поддерживаете?
И.А.: Стараюсь. Они, было, хотели поставить в Уфе «Дон Жуана», специально на меня и моего брата, Оскара, чтобы мы вместе пели Дон Жуана и Лепорелло. Договорились о сроках в Министерстве культуры Башкирии, что в сентябре начнутся репетиции. Потом они вдруг решили праздновать 450-летие присоединения Башкирии к России. Должен был приехать Путин, и культурную программу подготовили соответствующую, с национальной оперой вместо «Дон Жуана». Это бы еще ладно! Но они даже не предупредили меня, не позвонили. Я освободил для них сентябрь, приехал в Уфу, пришел в театр, а мне говорят: «Что, вам разве не сказали? Все отменяется».
РЖ: Вот это да! Как можно так непрофессионально работать!
И.А.: А теперь опять звонят, говорят: «Приезжайте, будем ставить».
Я в Уфе учился у очень известного педагога, профессора Муртазиной. Так ее еще упрекали: вы, мол, готовите певцов, а они потом уезжают за границу. Нам нужно, чтобы вы готовили таких певцов, которые останутся в Уфе, и будут петь здесь, в оперном театре.
РЖ: А как это сделать — цепью привязывать?
И.А.: Вот и я задумался: что это означает? Хуже учить надо, что ли? Или предупреждать заранее — я тебя научу, но с условием, что ты никуда не уедешь? Бред какой-то. Вот такой там стиль руководства культурой.
Беседовала Гюля Садыхова, «Русский журнал», 5 января 2008 года
Как говорится, комментарии излишни.
Активный участник травли татарского певца Венера Мустафина, один из руководителей экстремистской башкирской организации СБМ Данир Гайнуллин все еще сидит на посту директора Башгосфилармонии.
Аудиозапись одной такой травли можно послушать на http://journalufa.com/509-rustyem-xamitov-i-ego-intelligenciya.html
везде сон разума. слабонервная.
Более подробно о братьях Абдразаковых вы можете познакомиться на сайте http://www.mirzayanov.com/home.html в разделе «Выдающиеся татары за рубежом». Там помещен также перевод статьи Гуревича из журнала Opera News, посвященная в роли Ильдара Абдразакова в опере Д.Верди «Аттила», где певец исполняет главную партию. Журналист добавил, что Ильдар чувствует внутреннюю связь со своим героем-гунном, поскольку, как выяснилось после смерти его отца, Абдразаковы происходят из древнего татарского рода Еникеевых. А последние, по преданиям, чуть ли исходят корнями от рода самого Чингиз-хана. Что касается меня, то я рад, что дважды он принял меня за кулисами Метрополитен Опера в Нью-Йорке после своих спектакелей. Я и моя жена горячие поклонники молодой мировой звезды.
Соглашаясь со всеми четырьмя авторами, я хотел посмотреть на проблему чуть с другой стороны.
В советские времена (да и сейчас вовсю)связь татарского народа с Чингисханом представляли как позорную часть в нашей истории. И в то же время весь мир, все глубже изучая Чингисхана, находит в его жизни и деятельности много позитивного. И настолько, что уже многие другие народы начали считать его сегодня своим. Только мы, татары, истинные его наследники, до сих пор продолжаем пребывать в стеснительном состоянии из-за родства с ним.
Чтобы Чингисхан, его потомки стали настоящим образом нашими, нужно их представлять героями татарских произведений литературы и искусства. А наши писатели, композиторы, воспитанные на неприятии Чингисхана, еще сколько лет, или, скорее, сколько десятков лет будут пребывать в нерешительности?! Говорят, Масхуда Шасутдинова, проживая в Америке создала музыкальное произведение под названием «Чингисхан». Хотелось бы послушать это произведение. Но где там! Нигде, никто ничего не знает о таком…
Если это вызывает стойкое непрятие у соседа
Зему
Плевать на на соседа, и его неприятие.
ЮНЕСКО признало Чингиз-хана выдающимся человеком минувшего тысячелетия по степени влияния на историю человечества
Кадерлегэ
Наши писатели и композиторы не писали произведения,не сочиняли музыку о Чингисхане, как мне кажется не из-за неприятия в результате такого воспитания,а из-за боязни потерять парт билет,работу после резкой критики в союзе писателей,композиторов, окрика старшего брата, цензуры. Да и сейчас не все вышли из оцепенения.
Потом, когда личность Чингис-Хана представлялась в черных тонах все нерусские народы затаённо имели к нему положительное отношение. Иногда детей нарекали его именем. Даже у моего двоеродного брата было имя Чингис. Встречал у азербайджанцев, казахов. С изменением отношения в мире к личности Чингис-Хана некоторые народы стали претендовать на его имя. Мол он истинно наш, и вышел из нашего народа. Это киргизы и казахи. Историки с обоих сторо приводили свои «выверенные доказательства». Только слава Аллаху татары не ввязались в эту свару. Для монгол его имя -аксиома.
зауру только слава Аллаху татары не ввязались в эту свару известно что татаро-монголы любили брать в плен татар так как те были в отличие от них часто голубоглазыми светлолицыми и даже рыжеволосыми
нехера он не татарин!