К 450-летию взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного
Одним из самых трагических и зловещих событий в истории татарского народа, повлекшим его длительный упадок и едва не приведшим к полному исчезновению с карты мира, является взятие столицы Казанского ханства русскими войсками под предводительством Ивана Грозного 2(15) октября 1552 года.
В течение 41 дня 30 тысяч защитников Казани героически сдерживали натиск 150-тысячного русского войска, но так и не смогли отразить напор противника, значительно превосходящего их как численно, так и технически.
В ходе штурма города было уничтожено все его мужское население, за исключением последнего Казанского хана Едигера, а оставшиеся в живых татарские женщины и дети были поголовно проданы в рабство. Реки крови текли по узким казанским улочкам, а горы трупов не давали возможности передвигаться по городу царю и его свите.
Вскоре после этого царское правительство совместно с православным духовенством начало осуществлять планомерное изгнание татар со своей земли, их насильственную христианизацию, а также тотальное уничтожение произведений и памятников культуры татарского народа.
Эти трагические страницы татарской истории веками старательно замалчивались либо искажались до неузнаваемости сначала монахами-летописцами, потом русскими имперскими историографами, затем многими советскими, а теперь уже и российскими историками.
Поколение за поколением впитывало чудовищную ложь о татарском народе, вся история которого сводилась к следующей примитивной формуле: Батыево нашествие -Татаро-монгольское иго – Куликовская битва – Стояние на реке Угра – Освобождение народов Поволжья от гнета Казанского ханства.Захват Казани был в этой историко-идеологической цепочке логическим завершением деятельности «бандитского гнезда, специализировавшегося на работорговле и грабежах», то бишь татарского народа и его государства.
Сегодня правду о взятии Казани стало утаивать гораздо труднее – издание научных трудов таких известных историков как М. Худяков, С.Х. Алишев и мн.др., проливающих свет на те трагические события, дает нам возможность узнать не только одну лишь точку зрения официальной имперской историографии, обосновывающей колониальные захваты Российской империи, лицемерно именуемые «добровольным вхождением народов Поволжья и Сибири в состав России».
Вот уже на протяжении более чем 10 лет ежегодно в Казани 15 октября собираются многотысячные демонстрации в День Памяти, фактически являющийся неофициально отмечаемым Днем Памяти павших защитников Казани. Эта дата не включена в Перечень праздничных и памятных дат Республики Татарстан, утвержденный Законом РТ от 19.02.92 г. Но народ все равно собирается почтить в этот день память воинов, отстаивавших независимость татарского государства.
И каждый раз это вызывает плохо скрываемое раздражение Москвы, а также ярых ультранационалистов, видящих в этом дерзкий вызов великодержавному шовинизму, чьим духом до сих пор насквозь пропитаны высказывания отдельных известных политических деятелей вроде В.В. Жириновского, ратующих за губернизацию РФ.
Сейчас в Казанском Кремле воздвигается величественная и прекрасная мечеть Кул-Шариф, которая должна увековечить память павших защитников Казани. Возведение мечети действительно благородный акт и значительный шаг в этом направлении.
Однако, как известно, мечеть предназначена совсем для других целей.
Кстати, Постановлением Главы администрации г. Казани от 20.03.99 г. № 494 установлено, что в 2002 году в Казани будет сооружен памятник павшим защитникам Казани в 1552 г. Для осуществления этого должен быть учрежден специальный одноименный фонд и проведен конкурс на лучший проект памятника. Но пока лишь камень с надписью на нем краской по-татарски, лежащий у стен Казанского Кремля со стороны мечети Кул-Шариф, свидетельствует о намерении создать такой памятник.
Вероятно кому-то может показаться, что «ворошение» прошлого, упоминание о трагедии 2 октября 1552 года, и уж тем более установка подобного памятника лишь способствуют нагнетанию межэтнической напряженности в республике, да и в целом по Российской Федерации, особенно в местах компактного проживания татар.
Представляется, что подобный подход неверен, поскольку татарский народ, точно также как и русский, украинский или как любой другой народ, имеет право знать и помнить историю своих героических предков.
Дело ведь не только в том – будет или не будет стоять памятник павшим защитникам Казани – татары все равно никогда не смогут забыть этой трагедии, как не могут забыть поляки и венгры жестокость царских войск в ходе подавления их народно-освободительных восстаний в XIX веке.
Если же мы будем замалчивать такую «неудобную» дату, как День взятия Казани русскими войсками в 1552 г., то мы проявим тем самым непростительное малодушие и нам просто будет стыдно глядеть в глаза наших детей, которым будут все также продолжать рассказывать в школах по всей России о «злодеяниях и кознях» их далеких предков, вся вина которых состояла лишь в том, что их дома, земли и города приглянулись иноземным колонизаторам.
Конечно, Московское государство не было оригинальным в своей колониальной политике – ограбление стран и народов, их уничтожение и порабощение, а в последующем захват их земель и заселение жителями метрополии были самым обыкновенным делом в ту эпоху. Аналогичным образом поступали испанские, португальские, голландские и прочие европейские колонизаторы с народами Северной и Южной Америки, Африки и Азии…
Но европейские историки не пытались бесстыдно представить колониальные захваты европейских держав как великую освободительную борьбу.
Совсем другое дело у нас: здесь какой народ не возьмешь – все как один добровольно захотели войти в состав чужого государства, пожертвовав своей независимостью, дабы получить взамен вдобавок к своим феодалам еще и царских воевод, а впоследствии генерал-губернаторов, а также православное духовенство, проводящее политику насильственной христианизации инородцев.
Надо признать, что наличие среди череды юбилеев «добровольных вхождений», помпезно отмечаемых в ряде субъектов Российской Федерации, такой щекотливой и нежелательной даты как 450-летие взятия Казани — исторического центра второго по численности народа в государстве, совершенно не вписывается в великодержавную российскую хронологию и, естественно, будет традиционно представлено обывателю центральными СМИ лишь в негативном свете.
В этом случае огромное нравственное значение для нации будет иметь то, каким именно образом органы государственной власти Татарстана отметят это памятное событие.
Превращение Дня Памяти в День Примирения, как предлагалось некоторыми в последнее время, будет выглядеть весьма странно. Вряд ли день кровавой резни можно называть «примирением».
Проведение Дня Памяти «втихую» тоже не окажет большей чести официальным властям Татарстана. Но и какие-либо торжественные излишества здесь также будут неуместны.
На мой взгляд, Дню Памяти необходимо, во-первых, придать официальный статус, внеся соответствующие изменения в Закон РТ 19.02.92 г. «О памятных и праздничных датах в Республике Татарстан». В этот день, фактически являющийся днем траура, по всей территории республики надо объявить минуту молчания, как это принято в день 9 мая, в память о погибших воинах.
Во-вторых, все-таки установить памятник павшим защитникам Казани, причем на таком месте, которое будет не где-нибудь на отшибе, создав при этом такой памятник, который будет достойно олицетворять героическую борьбу татарского народа за свою независимость.
В-третьих, постараться максимально полно довести через телевидение, радио, газеты, Internet и любые иные источники информации до сведения российского общества то обстоятельство, что отмечание 450-летия взятия Казани является не средством разжигания межнациональной вражды, а данью памяти предков, точно такой же, как является в Российской Федерации День Победы и другие памятные даты Второй мировой войны.
Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что отношение к этой памятной дате рядовых граждан, не являющихся этническими татарами и которым всю жизнь вдалбливали про «иго злых татар», вмиг изменится в лучшую сторону в случае, если руководство Республики Татарстан будет официально отмечать День Памяти, устанавливать памятник павшим защитникам Казани и разъяснять им истинный смысл тех трагических событий.
Еще очень не скоро россияне, в особенности представители «государствообразующей нации», смогут преодолеть в себе имперские комплексы и взглянуть по-новому на другие народы, издревле проживающие на территории Российской Федерации.
Пока мы «раскачиваемся», чтобы совершить хотя бы минимально возможное для увековечения подвига наших предков, их память продолжают очернять в глазах наших детей, вынужденных изучать в школе и ВУЗах, расположенных вне пределов Татарстана, оболживленную историю России, в которой уничтожение Казани как правило представлено как величайшее благо! Задумывались ли когда-нибудь в Министерстве образования РФ над тем как калечат детскую и юношескую психику подобные исторические изыски?!
В самом центре Российской Федерации, на Красной площади в Москве стоит величественный Покровский Собор (Храм Василия Блаженного), воздвигнутый в память о взятии Казани! А что же можем (точнее, что не можем) увидеть мы до сих пор в Казани как память о том трагическом событии?
Как можно колебаться в установке памятника столь длительное время, когда в следующем году исполнится уже 180 лет памятнику русским воинам, павшим при взятии Казани, установленному на таком месте, которое видно каждому въезжающему в Казань на поезде?!
Неужели татарский народ настолько стыдится своего прошлого, что не может позволить себе провести соответствующим образом мероприятия, связанные с поминанием павших героев в год 450-летия тех событий? Хочется думать, что нет.
В заключение хочу заметить, что федеральные власти прекрасно понимают, что 450-летие взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного является, если называть вещи своими именам, еще и 450-летием утраты татарами своей государственности и независимости. Заострять внимание населения на этой дате не в интересах Кремля, но и замалчивать ее, что скорее всего и случится, тоже будет политической близорукостью.
Представляется, что за тем, как будет отмечаться в Республике Татарстан эта трагическая дата, будут внимательно следить этнические татары, проживающие за ее пределами, поскольку проводимые мероприятия и отношение к ним со стороны республиканских властей будут являться своеобразным индикатором их отношения к исторической памяти татарского народа.
Опубликовано в журнале «Татарстан» (№4, 2002 г.)
Айнур Сибгатуллин
Светлая память нашим предкам!
Айнур написал хорошую статью. Пора вещи называть именами. Русская империя — самая страшная империя в мире. Одна из последних. Однако, в отличие от других, она никогда не будет просить прощения у своих бесчисленных жертв. Следователюьно, мы — представители колониалных народов этой гнилой империи — можем не только желать распада этого зла, но и делать все возможное для его ускорения.
В этот день 15 октября в неравной битве пала Казань – столица ханства. Татары сражались как подобает мужчинам и пали как мужчины. Светлая им память!
Лица стерты краски тусклы…А как же то что Яуз Иван назывался предком татар и хотел восстановить Золотую Орду и привлек других татаров к взятию Казани , чтоб геополитически продвинуться в Ейшу. Мой основной вывод: Яуз Иван и его последователи смогли 100% извлечь выгоду из этого факта для западноевропейских народов, которые ему в этом помогали технически и попами(духовенство).Это что означает что мы должны просить о помощи Ейшу чтоб отбросить западноевропейскую руку паробощения .Это я так думаю а кто еше как думает
Сколько марийцев погибло защищая сою Родину — Казанское ханство! Светлая им память!
В те времена и нравы были жестокие. Когда наши войска брали русские города, то тоже не шибко церемонились с пленниками. Хватит гундеть о Казанском ханстве. Дело прошлое. Нужно сделать РФ татарским государством, вот за это стоит побороться.
Рулящему мишару.
По твоему ничего не надо помнить(гундеть) и не отмечать? Впасть в полное забытьё, стать татарскими иванами, не помнящие родства своего,истории, учится в ущербных школах по новым шовинистическим стандартам приказа №309.изымающее право обучаться на своих родных языках,изучать свою историю, историю родного края,природоведение.
Да,военне действия всегда сопровожаются кровопрлитием и взаимным истреблением, предательством.Считаю и предательством, не введением падения Казани в официальный перечень отмечаемых дат.А до сих пор невоздвигнутый памятник павшим защитникам Казани руководством РТ позорной трусостью.
Не нужно бредить о превращении РФ в татарское государство. Вернуть бы утраченные земли,которые обкорнали у татарстана, отшедшие РБ Самарской обл. Оренбург. обл. Кировск. обл.Ульяновской обл. вместе с аулами и населением. Поэтому большая часть татар оказалась вне исторической родины.
Перед угрозой вторжения, Казанское ханство оказалось в очень тяжелом положении. Не было в тот момент деятельного хана. Все тяготы по организации обороны легли на плечи женщины-ханши Сююммбеки. Такая ноша была не под силу и несвойственно женщине. Обращение за помощью к калмыкам обернулось бедой. Согласившись помочь, пришли и стали грабить аулы, угонять скот. Ногайский хан обещал помочь,но не пришел. Купился за денежное вознаграждение от Явыз Ивана. Башкирские старшины, узнав о прближении русских поспешили ретироваться. Остались верные марийцы и небольшой отряд ногайцев.
Марийцы вместе с татарами в 1503 году в ополчении 60 тысяч наголову разбили 100 тысячное войско царя Василия отца Явыз Ивана.
Ну дожили, господа! Да здравствует Казанское ханство, долой Эрефию, что ли? Сез акылыгызны жуйдыгызмы ни?
а разве унас эферия оно только для виду.Пахан пут с дресерованым медвежонком заправляют всеми
Эту же статью читал на Уфимском сайте «Татарская трибуна»http://tatar-tribun.ru/. Там есть кроме статьи еще фоторепортаж(20фото) с митинга памяти 15 октября 2010 года. Судя по фото, там была и делегация из Уфы.
Честно сказать, даже и не подозревал, что у российских татар так сильно выражено чувство патриотизма, мне казалось, что они в большинстве своем обрусели, и только по приверженности исламу можно отличить татарина от русского. Рад! Безумно рад! Так держать, братья татары! У нас в учебниках истории всю чушь про добровольное вхождение казахов в русню убрали уже. Надеюсь и у вас такое скоро случится! Добивайтесь исторической правды!
не знал, что братья марийцы так сомотвержеенно помогали казанцам. Считал чувашейближе. Светлая память погибшим марийцам. С болью читаю статьи о взятии. Предательство ас***ских татар, касимовских, чуваши итд… Эта гореч нас возвеличивает и мы должны быть выше и крепче духом, чем мы есть
Всякий раз, когда смрадный дух национальных и религиозных конфликтов прорывается на страницы СМИ и многолюдные площади, обычно неробкое российское чиновничество впадает в какое-то священное оцепенение. Или, наоборот, самоуверенно взирает на смутьянов как на безвредных блаженных. Или, как, видимо, в Татарстане, просто молча наблюдает за происходящим. Но в любом случае — не действует! Деликатность? Нет — безответственность, недальновидность.
Государство, где титульная нация (в Татарстане — татары, в России — русские) безнаказанно демонстрирует великодержавное высокомерие, где неславянский разрез глаз и черный волос служат автоматическим пропуском в столичный милицейский «обезьянник», а белокурому школьнику приходится отдуваться за Ивана Грозного, где прохожие на всякий случай сторонятся выходцев с Кавказа, а лавочник в тюбетейке прячется от недоростков-скинхедов, обречено на «Норд-Ост».
Единственный спасительный рецепт — четкое исполнение закона, одинаково жесткое к любому националисту. Даже если он в большинстве, при должности и погонах. В противном случае Иреку Хисамутдинову впору переименовать свою газету в «Nord-Ost forever».
Ревнители независимости в Татарстане подкрепили слова конкретными действиями: митингу казанских националистов предшествовал разгром строящейся в Набережных Челнах православной часовни. Во время всероссийской переписи населения подвергались притеснению кряшены — немногочисленный православный тюркский народ, компактно проживающий в Татарстане. По сообщению пресс-службы национально-культурного движения, жителей кряшенской деревни Гришкино заставляли записываться татарами под угрозой отключения газа и увольнения с работы.
карим яушев — твоя статья и деятельность призыв к разжиганию межнациональной розни!!!
рано или поздно ты ответишь перед лицом российского закона!!
Разжига́ние межнациона́льной ро́зни — действия, направленные на возбуждение межнациональной или межрасовой вражды.
В России подобные действия признаются преступлениями против основ государственного строя и безопасности государства.
Статья 29 Конституции Российской Федерации[1] гласит, что
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ[2],
Действия, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Таким образом, одним из способов совершения данного преступления является распространение информации в средствах массовой информации, что повышает вероятность ознакомления с высказываниями, разжигающими межнациональную рознь, большой аудиторией.
Преступление признается оконченным с момента осуществления публичных высказываний или появления в средствах массовой информации независимо от того, возникло или нет у кого-либо чувство вражды к определенной национальности. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Мотивы преступных действий могут быть политическими, националистическими, личными.
Словосочетание «Русская Волга» уже является разжиганием межнациональной розни!