Ни дня без юбилеев и курултаев

450 лет вместе: от Москвы до Уфы. Добровольное вхождение или не очень?

Россия нового тысячелетия отмечает целый ряд юбилеев, символизирующих мирный характер вхождения нерусских народов в ее состав. Это и 1000-летие вступления Мордовии, и 450-летие Кабарды и Башкирии. Все это сильно напоминает, например, праздники советской эпохи. Это и юбилеи вхождения Грузии и Казахстана, и самое роскошное 1500-летие Киева — «Матери городов русских» в 1982 году.

Последний из юбилеев был последним крупным выступлением Брежнева. Теперь союзные республики все более отдаляются от Москвы и совсем по-другому оценивают общее с Россией прошлое.

Настал черед юбилеев для народов автономий. Но если на миллениуме Казани, объединенном с саммитом СНГ, даже президент Путин напомнил о традициях мусульманской государственности на территории нынешней России, то 450-летие в Уфе отмечалось как сугубо российский праздник.

Стоящие друг напротив друга русские дьяки и башкирские послы стали символом, заполонившим не только Башкортостан. Было забавно видеть, как автобусы «Нефаз» башкортостанской сборки разъезжают с этой эмблемой по улицам Казани.

На самом деле по вопросу о добровольности вхождения Башкирии в состав России идут дискуссии уже более двух с половиной веков. Ее признают такие крупнейшие русские историки, как В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин. Но Татищев в период правления Приуральем в 1730-е годы требовал от башкир «подданнической должности», выражающейся «в верной и рабской покорности».

Его соратник И. К. Кириллов писал: «Ежели б Казань и Астрахань царь Иван Васильевич у татар не завладел и башкирцы сами в подданство не пришли, то бы всегда близки были неприятелями». Другой историк, С. М. Соловьев, обычно называл башкир «ворами», что обзначало мятежников. Версия о добровольности вхождения побеждает только в послевоенный период.

Ее противниками были ряд виднейших русских историков края, включая В. Н. Витевского и А. П. Чулошникова, и башкирские идеологи А.-З. Валиди и. Ш. Типиев. Отец башкирской автономии Валиди считал, что события 1557 года были попыткой западно-башкирских племен спастись от голода, а реальное присоединение Приуралья происходит только после Смуты, и даже в 1649 году.

По несколько упрощенной современной версии, для разобщенных башкирских племен было выгодно принять покровительство сильного русского государства. При этом за башкирами сохранились все занимаемые территории, но их верховным владельцем стал царь. Для элиты было важно сохранение власти племенной верхушки. Для башкир и беженцев из Казанского ханства важным было сохранение устоев Ислама. России мир в Приуралье гарантировал доступ к владениям в Сибири и отсутствие второго фронта в случае нападения кочевников из-за реки Урал.

В итоге первоначально вхождение башкирских племен в состав России оказалось взаимовыгодным. По своим пунктам условия для мусульман Приуралья мало отличались от протектората, предлагаемого Московской Русью казанцам.

Но мусульмане Поволжья быстро их отвергли, посчитав нереалистичными. В Приуралье этот процесс затянулся, но после Смуты конфискация земель башкир-вотчинников в пользу государства и стала причиной восстаний XVII–XVIII веков. Усиливающиеся правители России нарушали свои предыдущие договоры, так как считали себя самодержцами, а остальных подданными, чьей обязанностью, по словам Татищева, была «рабская покорность».

Юбилей сегодня

11 октября в Уфе президент В. В. Путин сделал такой комплексный вывод: «В заключение хотел бы отметить: вхождение Башкирии в состав России показало прозорливость и государственную мудрость наших далеких предков. Оно связало судьбы народов неразрывными узами. И мы должны беречь эти добрые отношения как наше общее богатство, как основу развития для всей многонациональной России — России, перед которой все мы без исключения ответственны».

Сегодня Республика Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе не только по числу жителей. Президент отметил: «Республика вошла в число наиболее развитых индустриальных и аграрных территорий России. Отмечу, что уровень социально-экономического развития здесь значительно выше среднего по стране». Действительно, земля Приуралья очень богата, но не только природными ресурсами, но и людьми. Ведь, по словам В. В. Путина, «не случайно этот край дал целый ряд известных в российской культуре и науке людей разных национальностей: башкир, татар, русских, чувашей».

Действительно, достоинством республики является межнациональный мир. В отличие от Северного Кавказа, в Волго-Уральском регионе между простыми людьми разных народов и религий сохраняются нормальные человеческие отношения. При этом противостояние между официальными властями и лидерами большинства в лице русского и татарского национального движений не ослабевает.

Обе стороны обменялись очередной серией обвинений накануне юбилея. В качестве площадки послужил офис Всемирного конгресса татар в Казани. Ключевой проблемой стала личность основателя Уфы. Русские активисты установили статую воеводы Нагого, для татар Уфа — былая резиденция наместника восточной части Казанского ханства, официальная же Уфа ставит вопрос о 1500-летии города.

Все это напоминает эпизод с полуторатысячелетием Киева в 1982 году. Дата в обоих случаях примерно ясна: она должна быть раньше эпохи тюркских каганатов, то есть середины VI века, и, вероятно, позже государства гуннов при Аттиле, то есть середины V века. Впрочем, историю с переносом даты основания города недавно проходили в Казани. Там нужно было четко доказать основание города в эпоху Волжской Булгарии. Археология допускает различные временные интерпретации, и нам не хотелось бы обвинять специалистов, но даты оказываются на удивление удобными для политиков.

Наука и идеология часто следуют вместе. Но хорошо если при этом они объединяют, а не разъединяют. Царь Иван Грозный на уфимских торжествах выглядел откровенным вызовом для татарской общины, так как бойня в Казани, развернувшаяся 2 октября 1552 года (12 октября по новому стилю), не будет забыта никогда. До сих пор это день памяти и скорби.

В Казани и Уфе весьма по-разному оценивают соотношение татар и башкир в республике по результатам переписи 2002 года. Но никто не оспаривает данные о том, что в Башкортостане пять лет назад насчитывалось 1 396 947 человек, владеющих татарским языком (больше трети населения республики). Стоило ли задевать их чувства? Ведь в Казани не показывают даже балет «Иван Грозный».

Единство… религиозное

В дни юбилея говорилось много правильных слов о том, что объединяет народы республики. Но почему-то не было почти ничего сказано о великих духовных традициях Ислама и Православия.

Нельзя забывать, что с 1788 года Уфа была административной столицей российских мусульман. Представители башкир очень обижаются, когда деятелей, которых они именуют своими, называют татарами. Мы всегда были сторонниками единения российской уммы, а не разделения ее по этноплеменному признаку.

На юбилее почему-то среди имен великих деятелей края не нашлось места двум великим фигурам среди российских мусульман: Ризе Фахретдину и Зайнулле Расули, которых в Уфе однозначно называют башкирами. Не был упомянут классик и создатель тюркской литературы Восточной Европы Кул Гали, которого сейчас в Уфе тоже называют башкиром. Если народ башкир относится чуть ли не к временам Геродота, то почему говорится о представителях его культуры только начиная с Салавата Юлаева?..

Нельзя сказать о том, что эти слова о роли религии Ислама не прозвучали. Прекрасным было поздравление президента Путина по поводу Ураза-байрама. Но религия — это не только праздники и обрядность. Это великая духовная традиция.

Межнациональный мир, который существует в Волго-Уральском регионе, был создан именно нашими глубоко верующими предками. Ведь были в истории Приуралья и сожженные башкирские кочевья, и спаленные монастыри. Советская власть не сумела создать прочного межэтнического и межрелигиозного мира.

Не будем говорить о бывших союзных республиках, посмотрим на карту сегодняшней России. Человеческие отношения здесь остаются прекрасными. Правда, нам приходилось слышать, что ряд радикалов сегодня готовы отправить русских в Рязань, а татар в Казань, но это голос явного меньшинства.

Раскинувшаяся между долинами Камы и Урала республика прекрасна своими степями, лесами, горами, озерами и реками. Природой Башкортостана восхищались и многие классики русской и татарской литературы. Прекрасна и ее столица, создание гения народов республики, — Уфа. Благодаря юбилею россияне сумели получить представление о природе и людях этого дивного края. Вероятно, это и есть наиболее важный результат.

Шумиха торжеств уже утихла, большие гости разъехались, а башкортостанцам остались новые прекрасные объекты. Где же и когда состоится новый юбилей, который покажет всю красу многонациональной и многоконфессиональной нашей общей Родины?

Газета «Медина аль-Ислам»

55 комментариев Ни дня без юбилеев и курултаев

  • Бывший татарин

    Карим Яушев конечно же как всегда хочет показать башкирский народ малокультурным, диким и отсталым народом у которого история начинается только со времен Салавата Юлаева. Хорошо, что после падения Казанского ханства было куда татарам от крещения бежать, хорошо, что их в Башкирии приняли. Почему Карим Яушев не пишет о знаменитых героях татарского народа. Во всех его статьях только и вижу Салават такой, Валиди секой. Где же исторические личности татарского народа? Где их национальные герои? И когда у вас были вооруженные освободительные восстания после падения Казанского ханства? Вы любите языком молоть от имени всех татар. Тогда пишите о знаменитых людях татарского народа. Или у Вас история начинается от Шаймиева?

  • Ордынский татарин

    По моему Яушев ничего подобного не писал. Если упустил — укажи пожалуйста. Буду благодарен. Думаю, не мог Яушев писать и о Башкирии времен падения Казанского ханства, поскольку не было тогда никакой Башкирии.

    Что касается истории татар — она известна, по крайней мере со времен кипчако-булгарского периода. Татары не занимались бунтами, а создавали и защищали свое ГОСУДАРСТВО. Да, потом потеряли. Татары не одиноки в этом. Потом надо понять — Россия для татар — это фактически Золотая Орда, т.е. своя территория. Никуда из этих земель им уходить не надо.

  • Бывший татарин

    Ордынскому татарину…

    По моему вы что-то путаете… Вы хотите сказать, что это татары завоевали Россию? Не путайте сегодняшний татарский народ с татаро-монголами, так как русские всех народов в древности называли татарами, т.е. нехорошими. К сожалению ваш народ не относится к тем татаро-монголам.

  • анонимно

    Бывшему татарину.
    К вашему сожалению наш народ татарский относится к своему народу.И мы горды этим, гордимся своей историй,культурой. своими известными людьми, наш народ имеет тысячелетнюю историю, он выжил, несмотря на падение своей государственности. вынужден был рассеяться на территории всей нынешней России. Несмотря на все это, сохранил язык.культуру.свою религию,Дал развитие и культуру вашему башкирскому народу.О роли татар в России я не хочу писать, это долго и ненужно, вы это и сами знаете из истории. Татары дали много известных людей России( татарская википедия) А вот башкир, я что то не знаю, ну хотя за последние сто лет, хотя бы со времен Великой Отечественной.Если бы на пути Пугачева не встретился Салават, не было бы даже этого единственного, как башкиры называют героя, не в обиду будет сказано.А в истории современной Башкирии наиболее известные люди те же «нехорошие» татары:музыканты. артисты,ученые,художники,руководители высш учебн заведений. Когда известность этих людей выходит за пределы Башкирии,сразу на Родине его вспоминают что он башкирский деятель.Вам следовало бы подписываться своим именем, башкир.

  • Бывший татарин

    Я конечно не знаток татарской культуры. Тогда вы может перечислите великих татарских деятелей, национальных героев и т.п., (хотя бы такого как Салават Ю.) и что они сделали для татарского народа, со времен падения Казанского ханства. Мне очень интересно, никогда не слышал про них.

  • патриот

    татары-это торгаши или провакаторы типа яуша,остальные наши братья булгары и мишари.

  • Татар

    Бывший татарин, ты ничего не знаешь о татарской культуре, потому что ты бывший татарин, зомбированный башкирской наци пропагандой о величии башкир и ничтожности татар. Хотя на самом деле, башкиры -это сословие, основу которого составили татары. Тот же Салават Юлаев, кстати, был из тептяр и говорил на татарском языке.
    Это характерно для башкирской»нации», такие как ты -павлики морозовы-бывшие- татары. Башкирская нация -это искусственный конструкт, башкирский алфавит был разработан татарином Сагитом Рамеевым, национальный башкирский танец с лисьими хвостами придумал татарин Файзи Гаскаров, национальный башкирский поэт Мустай Карим-татарин и так далее и так далее.
    Даже не стоит вспаоминать как относятся к герою ВОВ даяну Мурзину, которому стоит много памятников при жизни в Чехии и названо несколько улиц его именем. Было много попыток назвать его башкиром, но он считает это предательством(в отличие от тебя бывший татарин), генрала Шаймуратова тоже записали в башкиры, хотя он из чисто татарской деревни и ничегобашкирского в нем нет.
    Вся башкирская история -это нагроможление вымысла, сказок и небылиц. Взять хотя бы татарского карателя Тевкелева и деревню Сеянтусы. Почему все забывают, что зверствовали там верные башкирцы, которые были самым многочисленным компонентом карательных русских войск? И сьездийте сейчас в Сеянтусы, вы увидитие, что это обычная татарская деревня.

  • Татар

    Так чем же татарский каратель хуже башкирских карателей? Тевкелев не крестился, как внушают. У него все дети остались мусульманами, а это невозможно, если б он крестился. Он находился на службе, так же как и верные башкирцы, правда занимал высокую должность, что сделаешь-татары всегда достигали высот. Но на штыки-то жителей Сеянтусов поднимали верные башкирцы, которые составляли большинство.

    Башкирцы, жители означенной деревни Сеянтюсь, уведав, что злое их намерение явно учинилось, тотчас на противность отважились, учали было на бывших в квартирах их людей убивственно нападать, и несколько человек ножами поранили. Другия за ружья ухватились и бежать в лес вознамерились, чтоб ведомость подать бывшему на Аю воровскому их собранию, но потому тотчас по всей команде учинилась тревога, и все они, башкирцы, осаждены были командою, и по кратком супротивлении захвачены, близ тысячи человек с женами и с детьми их во оной деревне перестрелено, и от драгун штыками, а от верных башкирцев и мещеряков копьями переколото.

    Примечание: К 1740 году примерно 40% воинского контингента
    русских, находящихся под командованием Башкир-
    ской комиссии, составляли так называемые «верные
    башкиры»
    Яркое представление о роли различных групп
    населения края в этом процессе дает июньский ра-
    порт начальника Башкирской комиссии о численно-
    сти войск в Башкирии3. Он отмечал, что в его распо-
    ряжении имеются 4267 человек регулярных войск и
    7045 человек иррегулярных, что вместе составляет
    11312 человек. Далее следует перечень различных
    составных частей русских войск:
    Войска Казанского гарнизонного драгунского полка 934
    Войска Уфимского драгунского полка 923
    Войска Оренбургского драгунского полка 200
    Войска Сибирского гарнизона драгунского полка 100
    Драгуны из разных полков [не уточнено] 600
    Войска из Шешминского лант — милицейского
    драгунского полка 781
    Войска из Казанского пехотного батальона,
    командированного в Уфу 434
    Войска Казанского гарнизонного пехотного полка 38
    Войска Уфимского гарнизонного пехотного полка 35
    Сибирские пехотные гренадеры 182
    Войска из различных пехотных полков (не уточнено) 40
    Уфимские , красноуфимские и табынские казаки 313
    Исетские крестьяне — казаки 200
    Нагайбацкие казаки — новокрещены 130
    из иноверцев казаки 70
    Кунгурские татары, черемисы и другие 903
    Мещеряки и служилые татары 799
    Окуневского дистрикта крестьяне 100
    ВЕРНЫЕ БАШКИРЫ 4455
    Всего:11237

  • Бывший татарин

    Так мне никто и не смог назвать татарских национальных героев? Вы мне называйте исторических личностей, воинов Татарии, легендарных героев. Современных я и сам знаю (Даяна Мурзина? Шаймиева). Насчет Салавата Юлаева, Шаймуратова Генерала и Мустая Карима ты конечно переборщил. Твои предки и Рахимова в татары запишут.

  • Татар

    Вот как раз мои предки и являются родственниками генерала Шаймуратова. Он мойф двоюродный дед. Он из деревни Биштяки родом, чисто татарской деревни. Среди всей моей многочисленной родни нет башкир, кроме тех кого приняли в семью(женились или замуж вышли). Все всегда знали, чтот он обыкновенный татарин, как и все мы.

  • Татар

    Почему-то пик «башкирских» восстаний приходится на пик наплыва татар, когда они бежали от христиаизации.
    Есть в полне обоснованное мнение ( русские так считали и писали в те времена), что восстания эти поднимали именно татары, как наиболее организованная часть мусульманского общества того времени. У башкир не было мотивов для восстаний, ведь у них были все льготы и привилегии. после мусульманизации башкир в конце 17-начала 18 века башкиры вслед за татарами втягиваются в освободительное движение.
    Обратите внимание что муллами (вдохновителями восстаний) у башкир всегда были именно татары. Вот взять к примеру Кильмяк абыза Нурушева.
    Известно, что В Казанском уезде, по моему по арской дороге, известен род служилых князей и служилых татар Нурушевых. еще в начале 17 века возле Казани были имения Бакшанды Нурушева. Я так полагаю, что Кильмяк абыз Нурушев был также из этого семейства. Это конечно только предположение, но его надо проверять.
    Мусульманское население в приуралье уже к первой трети 18 века на 2/3 составляли татары! Это отмечено в работах Д. Рамазановой. Причем татарские роды вошедшие в состав башкир , как правило, были более многочисленные нежели собственно башкирские. И в составе в том числе бурзянцев, табынцев, мингцев татары уже начинают численно доминировать.
    1660-х и 1680-х. Это начиная с восстаний Сеита Джагфара и его племянника Абдрахмана Туйкина. Они как известно были татарами.

    Канзафар Усаев http://www.bashedu.ru/encikl/kkk/kanzafar_u.htm (он раньше Салавата пришел к Пугачеву, раньше получил чин полковника, а затем одновременно получил чин бригадира, такжк как Салават отбывал ссылку и также умер в ссылке, но он татарин, а потому славится только один Салават) и
    Бахтияр Канкаев, http://www.bashedu.ru/encikl/bbb/bahtiyar.htm
    удостоившихся наравне с Салаватом бригадирского звания в армии «государя Петра III»,
    полковники Мясогут Гумеров, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Dokumenty_stavki/401-500/431.htm
    Исхак Ахметов, http://www.antagroup.ru/downloads/library/pugachev/page200.html
    Муса Алиев(Муса Алиев (Муса Улеев) — командир полка каргалинских татар в отрядах Пугачева и атаман Сеитовской слободы http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Orenburg/primtext.htm ),

    Садык Сеитов, («Каргалинской татарин Садык» — татарин слободы Каргалы под Оренбургом Садык Сеитов, повстанческий полковник, он пропал без вести в заволжских степях в сентябре 1774 г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Sbornik/primtext32.htm )
    Муса Мустафин,
    Абзялил Сулейманов,
    Ярмухамет Кадырметов,
    Юсуф Енгалычев,
    Абдулла Туктаров,
    Аит Уразметов,
    Асылгужа Мутачев,
    Рахмангул Дуслиев,
    Абдулфаик Усманов,
    Абдулла Мустаев,
    К. Муратова
    Осип Енгалычев
    Юскей Кудашев,
    Давыдов и десятки других предводителей отрядов.

    Ясачные крестьяне и служилые татары Казанской и Оренбургской губерний принимали активное участие в Крестьянской войне. Из их среды вышло 9 полковников, более 26 походных старшин, десятки сотников и писарей и других деятельных повстанцев. Отдельных национальных отрядов не было. Русские, татары, мишари, башкиры и другие народы выступали вместе. Из среды татар — крепостных крестьян вышли такие видные вожаки восстания, как
    А. Сулейманов и
    Ю. Кудашев. Из ясачных крестьян мы знаем командиров:
    Уразметова,
    Сянфина,
    Ахметова,
    Асанова,
    Аиткулова,
    Мустафина
    и др.
    Один из ясачных татар,
    Исхак Ахметов, сопровождал Пугачева с начала восстания до взятия Казани. В своем показании он говорил: «Напередь сего был он Казанского уезда Галицкой дороги дер. Ковали ясачный татарин, ныне тому лет 10 перешел в Оренбургскую губернию по Ново-Московской дороге в дер. Мустафино, где с женою и с детьми жительства имеет. Прошлого 1773 г. в исходе сентября ездил он для продажи собственного хлеба в Оренбург… город заперли… и отправлен он был от находящегося в Оренбурге коллежского советника Тимашева с пакетом от губернатора для отдачи оного следующему из Бугульмы с войсками господину генерал-майору Кару». Но И. Ахметов, как и Соколов-Хлопуша, не выполнил задания губернатора Рейнсдорпа, а пришел к Пугачеву. «Пугачев, взяв у него пакет, отослал его, Исхака, на квартиру к атаману Андрею Афанасьеву сыну Овчинникова. Через 2 часа призвав его… Пугачев к себе, при котором стоял каргалинский татарин Муса Алиев, и по одобрению его об нем, приказал ему…, чтобы он служил… верно, почему он служить у него и остался». И. Ахметов действительно до конца остался верным делу восстания. После поражения 22 марта 1774 г. он был послан Пугачевым к башкирским старшинам собрать войско и вновь поднять народ. Затем со своим отрядом «ездил по заводам», снабжая повстанцев всем необходимым, сражался против генерала Деколонга, взял своим отрядом «УтлыКарагайскую крепость, за что он от Пугачева назван был полковником». И. Ахметов участвовал во взятии Казани, агитировал и призывал народ к восстанию в своем родном крае.
    Активно выступали также мишари в Уфимской провинции под предводительством известных старшин и полковников
    Б. Канкаева,
    К. Усаева,
    К. Муратова и др.
    У зажиточной части служилых татар (отличавшихся по своей социальной природе) были особые причины к проявлению недовольства. Потомкам бывших князей и мурз, составлявших основу служилых татар, далеко не всем удавалось удерживаться в группе привилегированной верхушки.

    Еналей Енмаметевич Шугуров (тат. Canğali Canmөxəmmət uğlı Şuğurov, Җангали Җанмөхәммәт улы Шугуров) (ум. 1616, Казань) — татарский бек (князь), предводитель Еналеевского восстания 1615—16 гг. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A8%D1%83%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2 ,

    Батырша http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%88%D0%B0

  • Бывший татарин

    Дорогой мой татар! Если бы Шаймуратов был татарином, то Казань бы у же давно переименовали в город Шаймуратов. Ну ты и загнул, даже твой Яушев новерное в шоке. О, у вас даже родственники (женились или замуж вышли) башкиры имеются. Это конечно чудо. Спасибо вам.
    Ты кроме этого башкирского генерала никого не знаешь что ли? Ну хотя бы двоих- троих уж назови. Ну кто был ханом Казанского ханства? (ну шпаргалки посмотри)

  • Татар

    шаймуратов -двоюродный дед моего деда, значит он мне двоюродный дед. если не веришь, сьезди в деревню Биштяки, Ильтуганово Кармаскалинского района. Там много моих двоюродных живет, еще больше троюродных. Всем он также является двоюродным троюродным дедом и все знают о свеом родственнике ген. Шаймуратове. Все мы трижды татары с мишарскими и тептярскими и казанско-татарскими корнями, никогда к башкирам отношения не имели. А теперь ты приведи мне доказательства башкирского происхождения Шаймуратова. Кроме «Воспоминаний» Насырова, который был тогда младшим лейтенантом доказательств его башкирского происхождения нет. Насыров «вспоминает» якобы, что генрал Шаймуратов приглашает его младшего лейтенантишку к себе в землянку и давай с ним разговоры за жизнь. Начал зачем-то, якобы говорить о своем башкирском происхождении, якобы был у него в предках четыреста лет назад предок башкир и прочая муть. Понятно, что этот отрывок был написан не Насыровым, также как пытаются сделать башкирскими татарские деревни северо-запада РБ.

    Посмотри, даже в башкирских источниках умалчивается происхождение Шаймуратова, максимум, что пишут-тептярское происхождение. так что заврались вы башкирье совсем со своим башкиро-нацистским режимом и влзвеличиваниембашкирской нации и унижением татарской нации.
    Башкиры-это сословие, западная его часть вышла из татар и опять вернлась к татарскому самоназванию после отмены сословия, а восточная -это кочевые казахи и калмыки, бывшие в башкирском сословии. Они так и остались называться башкирами. Никакогоособого героизма у башкир нет, кочевая дикость есть, но это не героизм.

    Кстати, врут о том, что 112 кавалерийская дивизия, якобы на 80% состояла из башкир. если поднять материалы, то мы убедимся, что набор в основном состоялся татарских районах, там же мобилизовывались и лошади. все оставшиеся в живых воевавших в 112 кав. див. -татары, тот же Насыров.

  • Татар

    двоюродный брат(ошибка, а не дед) моего деда

  • рим

    с каких пор татары -холопы стали воинами?1942 году башкавдивизия говорила на башкирском.это 1944 году из-за нехватки башкир(воевали все 100% в других частях)стали набирать мусульман с других регионов ссср.даже коней поставляла монголия.а татары как всегда ошивались по броне. изучи % от воевавших в вов от кол-ва мужчин. от 7 млн. татар воевала-350 тыс. от 1,5 млн башкир воевала 420 тысяч.

  • Татар

    Татары четвертые по чиленности имеют героев ВОВ, хотя по численности народа были на 6-7 месте.

    А ты нацик, татар холопами называешь. Иди баранов паси. Вашу башнацистскую шваль давно пора с корнем выкорчевать с уфимской земли, падаль башистская, тварь.
    112 кав дивизия говорила на ТАТАРСКОМ языке, это все вранье про 80% башкир. Посмотри в каких регионах первоначально набирали в 112 кав. дивизию. И генерал шаймуратов-татарин. башкирской она называлась лишь по названию респблики, в которой формировалась, а была на самом деле татарской.
    Флаг на Рейхстаг первым водрузил Гази Загитов, Даян Мурзин -легендарный герой. Проодолжать можно очень долго, а где башкирские герои?
    Ты где, падаль нацистская, цифры взял про 350 000 воевавших татар и 420 000 башкир? Опять из своих башшнацистских источников. Башнацизм плностью копирует гебельсоскую человеконенавистническую нацистскую пропаганду.

  • Бывший татарин

    Ну я думаю ты конечно же ТАТАР великий представляешь на этом сайте всю татарскую «культурную» элиту. Мне по барабану, сколько татар вообще то воевало или не воевало. Может быть конечно лошадей и набирали в татарских деревнях, но в дивизии Шаймуратова было 5 процентов татар. Ты поробуй назвать татарских исторических национальных героев

  • Татар

    каких пор татары -холопы стали воинами?1942 году башкавдивизия говорила на башкирском.это 1944 году из-за нехватки башкир(воевали все 100% в других частях)стали набирать мусульман с других регионов ссср.даже коней поставляла монголия.а татары как всегда ошивались по броне. изучи % от воевавших в вов от кол-ва мужчин. от 7 млн. татар воевала-350 тыс. от 1,5 млн башкир воевала 420 тысяч.

    Вот они продолжатели нацизма. Татары боролись против немецкого нацизма, а о вырос у них дома, среди башкир.

    Видимо этот Рим взял эти данные с официальных ресурсов, они специализируются на исторической лжи, направленной против татар.
    Вот здесь можешь посмотреть http://varjag-2007.livejournal.com/1595559.html

    Татар поглибло в ВОВ 187 700 человек(4.35% от общего числа татар). Башкир погибло 31 700 человек(3.76% от общего числа башкир).
    А вот количество героев ВОВ -татар 161 человек(на четвертом месте, хотя по населению были на пятом), башкир -38(39) человек.

    Эта нацистская мразь Рим утверждает, что татары отсиживались по тылам.

  • Татар

    Ну я думаю ты конечно же ТАТАР великий представляешь на этом сайте всю татарскую «культурную» элиту. Мне по барабану, сколько татар вообще то воевало или не воевало. Может быть конечно лошадей и набирали в татарских деревнях, но в дивизии Шаймуратова было 5 процентов татар. Ты поробуй назвать татарских исторических национальных героев

    Тебе по барабану на Даяна мурзина, на генерала Шаймуратова, на Гази Загитова и многих других.

    Если посмотреть мобилизационные списки, то увидишь, что большинство мобилизованных в 112 кав. дивизию было из татарских районов. И тогда и сейчас численность населения башкирского юго-востока Башкирии в несколько раз меньше населения татарского запада..
    Но даже не это главное, а то что три четверти мобилизованных в 112 кав. дивизию была татарами.

    Теперь по историческим национальным героям-татарам.

  • Татар

    Ясачные крестьяне и служилые татары Казанской и Оренбургской губерний принимали активное участие в Крестьянской войне. Из их среды вышло 9 полковников, более 26 походных старшин, десятки сотников и писарей и других деятельных повстанцев. Отдельных национальных отрядов не было. Русские, татары, мишари, башкиры и другие народы выступали вместе. Из среды татар — крепостных крестьян вышли такие видные вожаки восстания, как

    А. Сулейманов и

    Ю. Кудашев. Из ясачных крестьян мы знаем командиров:

    Уразметова,

    Сянфина,

    Ахметова,

    Асанова,

    Аиткулова,

    Мустафина

    и др.

    Один из ясачных татар,

    Исхак Ахметов, сопровождал Пугачева с начала восстания до взятия Казани. В своем показании он говорил: «Напередь сего был он Казанского уезда Галицкой дороги дер. Ковали ясачный татарин, ныне тому лет 10 перешел в Оренбургскую губернию по Ново-Московской дороге в дер. Мустафино, где с женою и с детьми жительства имеет. Прошлого 1773 г. в исходе сентября ездил он для продажи собственного хлеба в Оренбург… город заперли… и отправлен он был от находящегося в Оренбурге коллежского советника Тимашева с пакетом от губернатора для отдачи оного следующему из Бугульмы с войсками господину генерал-майору Кару». Но И. Ахметов, как и Соколов-Хлопуша, не выполнил задания губернатора Рейнсдорпа, а пришел к Пугачеву. «Пугачев, взяв у него пакет, отослал его, Исхака, на квартиру к атаману Андрею Афанасьеву сыну Овчинникова. Через 2 часа призвав его… Пугачев к себе, при котором стоял каргалинский татарин Муса Алиев, и по одобрению его об нем, приказал ему…, чтобы он служил… верно, почему он служить у него и остался». И. Ахметов действительно до конца остался верным делу восстания. После поражения 22 марта 1774 г. он был послан Пугачевым к башкирским старшинам собрать войско и вновь поднять народ. Затем со своим отрядом «ездил по заводам», снабжая повстанцев всем необходимым, сражался против генерала Деколонга, взял своим отрядом «УтлыКарагайскую крепость, за что он от Пугачева назван был полковником». И. Ахметов участвовал во взятии Казани, агитировал и призывал народ к восстанию в своем родном крае.

    Активно выступали также мишари в Уфимской провинции под предводительством известных старшин и полковников

    Б. Канкаева,

    К. Усаева,

    К. Муратова и др.

    У зажиточной части служилых татар (отличавшихся по своей социальной природе) были особые причины к проявлению недовольства. Потомкам бывших князей и мурз, составлявших основу служилых татар, далеко не всем удавалось удерживаться в группе привилегированной верхушки.

    Еналей Енмаметевич Шугуров (тат. Canğali Canmөxəmmət uğlı Şuğurov, Җангали Җанмөхәммәт улы Шугуров) (ум. 1616, Казань) — татарский бек (князь), предводитель Еналеевского восстания 1615—16 гг. ru.wikipedia.org/wiki/%D0…1%80%D0%BE%D0%B2 ,

    Батырша ru.wikipedia.org/wiki/%D0…1%80%D1%88%D0%B0

  • Татар

    Почему-то пик «башкирских» восстаний приходится на пик наплыва татар, когда они бежали от христиаизации.

    Есть в полне обоснованное мнение ( русские так считали и писали в те времена), что восстания эти поднимали именно татары, как наиболее организованная часть мусульманского общества того времени. У башкир не было мотивов для восстаний, ведь у них были все льготы и привилегии. после мусульманизации башкир в конце 17-начала 18 века башкиры вслед за татарами втягиваются в освободительное движение.

    Обратите внимание что муллами (вдохновителями восстаний) у башкир всегда были именно татары. Вот взять к примеру Кильмяк абыза Нурушева.

    Известно, что В Казанском уезде, по моему по арской дороге, известен род служилых князей и служилых татар Нурушевых. еще в начале 17 века возле Казани были имения Бакшанды Нурушева. Я так полагаю, что Кильмяк абыз Нурушев был также из этого семейства. Это конечно только предположение, но его надо проверять.

    Мусульманское население в приуралье уже к первой трети 18 века на 2/3 составляли татары! Это отмечено в работах Д. Рамазановой. Причем татарские роды вошедшие в состав башкир , как правило, были более многочисленные нежели собственно башкирские. И в составе в том числе бурзянцев, табынцев, мингцев татары уже начинают численно доминировать.

    1660-х и 1680-х. Это начиная с восстаний Сеита Джагфара и его племянника Абдрахмана Туйкина. Они как известно были татарами.

    Канзафар Усаевwww.bashedu.ru/encikl/kkk/kanzafar_u.htm (он раньше Салавата пришел к Пугачеву, раньше получил чин полковника, а затем одновременно получил чин бригадира, такжк как Салават отбывал ссылку и также умер в ссылке, но он татарин, а потому славится только один Салават) и

    Бахтияр Канкаев,www.bashedu.ru/encikl/bbb/bahtiyar.htm

    удостоившихся наравне с Салаватом бригадирского звания в армии «государя Петра III»,

    полковники Мясогут Гумеров,www.vostlit.info/Texts/Do…/401-500/431.htm

    Исхак Ахметов,www.antagroup.ru/download…hev/page200.html

    Муса Алиев(Муса Алиев (Муса Улеев) — командир полка каргалинских татар в отрядах Пугачева и атаман Сеитовской слободыwww.vostlit.info/Texts/Do…urg/primtext.htm ),

    Садык Сеитов, («Каргалинской татарин Садык» — татарин слободы Каргалы под Оренбургом Садык Сеитов, повстанческий полковник, он пропал без вести в заволжских степях в сентябре 1774 г.www.vostlit.info/Texts/Do…k/primtext32.htm )

    Муса Мустафин,

    Абзялил Сулейманов,

    Ярмухамет Кадырметов,

    Юсуф Енгалычев,

    Абдулла Туктаров,

    Аит Уразметов,

    Асылгужа Мутачев,

    Рахмангул Дуслиев,

    Абдулфаик Усманов,

    Абдулла Мустаев,

    К. Муратова

    Осип Енгалычев

    Юскей Кудашев,

    Давыдов и десятки других предводителей отрядов.

  • Бывший татар

    Татару…

    Ты пиши попроще, профессор. Если так много знаешь на этом сайте ты чем занимаешься? Тебе романы писать.

  • Татар

    Куда проще, ты не заешь ни одного татарского исторического героя. Все потому что так зомбирует нацистская башпропаганда в РБ-у татар нет героев, они трусы.

    Я тебе перечислил малую часть, в основном из пугачевского восстания(даже со ссылками, а то скажешь- сам придумал), могу продолжить перечислять героев из множества других татарских восстаний.
    Тебе и тут не нравится… конечно, трудно себе признаться, что стал жертвой нацистской башкирской пропаганды.

  • Бывший татарин

    Татару…

    Откуда ты взял, что они татары, на лбу что ли у них было написано?

  • Заур

    Бывшему Татару и Риму.

    О том что численность башкир в то военное время составляло 1,5 миллиона вызывает большие сомнения. И. что его Даяна Мурзина-героя ВОВ сватали переписаться в башкиры, так это он сам говорил. Мало того в после военное время при Союзе в Уфе был неоднократный чемпион по мотогонкам на льду, который трагически погиб; и его уговаривали из татар переписаться в башкиры, обещая улучшить квартирные условия, дать звание заслуженного спортсмена республики. Но он на Это не пошел.
    Бывшему Татару Татар привел пример современных и исторических татар, не уступающих Салавату Юлаеву, чем я думаю и удовлетварил любопытствующих. Это из материалов архивов.(Запрятанная история татар)
    То, что татары торговый народ я приветствую.В прошлом татарские баи были миценатами. На их пожертвованиях и содержалось национальное образование. Мы глубоко благодарны им.

  • Бывший татарин

    Я просто не могу понять почему историю свою вы запрятали?

  • рим

    тартары выташите историю свою из погреба,как в 12-м веке наши предки секир башка делали всем кто выше оси колеса.с тех пор скромно в холопах ходите.гордитесь своими корнями,только чур коренных народов к тартарам не приписывать.

  • Роза с шипами

    Бывшему татарину( как я поняла — татары выгнали пинком под зад и значит стал — НЕДОДЕЛАННЫМ башкиром)…Сочувствую — ведь болтаешься меж двух ног!

    Созрели такие вопросы и я задавала их многим башкирам, но никто и толком не отвечал, все, без исключения, некультурно уходят от ответа: кто то начинает истерить, кто то — унижать татар… Может ты ответишь (на Вы разговариваю только с уважаемыми людьми)…

    1. В мировую классику литературы входят Пушкин, Лермонтов, Булгаков, у татар- Тукай, Дардеманд… перечислять можно долго… А есть ли среди писателей творящих на башкирском, кто-то, кто смог бы создать гениальные произведения, которые бы были переведены на огромное количество языков мира, и которые ценители литературы мечтали бы прочитать в оригинале???…А если есть, то почему они не СОХРАНЕНЫ до наших времен?
    … хотите сказать, что башкиры как динозавры, когда-то все разом вымерли и в 1917-х годах дедушка Ленин их разбудил и на скорую руку слепил баш. нацию, татары им придумали алфавит … и когда уже у некоторых башкир началось просыпаться национальное самосознание — то уже нужно было придумывать новую башкирскую историю… эпос Урал-батыр -сборник народного творчества -взаимствованный в основном у казахов, кстати, Акмулла тоже -казах…Если бы народ существовал, то ничего и не нужно было придумывать… Не странно ли это?

    2. Почему в настоящее время башкиры стремятся реализоваться за счет других, заставить всех плясать под свою дудку т.е. курай???

  • Бывший татарин

    Розе с шипами…

    Ну да я сам записался башкиром. Хотя по паспорту был татаром. Это уже мое личное дело и никого не касается. Кстати все эти писатели которых ты перечислял по национальности были не совсем русские и не совсем татары. У Пушкина даже были эфиопские корни — он негр. Про Тукая даже говорить не буду. (что он башкир) Дардеманд — по фамилии уже еврей. Не было бы башкир, татары уже давно были бы крещенными и не было бы татарской нации. Не было бы Заки Валиди, который поставил Ленина и Сталина перед фактом о создании Башкурдистана, не было бы Татарстана и других республик. Татары ведь особо и не старались получать свою независимость. Насчет Акмуллы генетическую экспертизу я не проводил. Но он точно не татар. Насчет эпоса «Урал-батыр», тебе просто завидно.

  • анонимно

    )))))Никакого бывшего татарина нет, не переписывал он себя башкиром. Вскроешь нарыв — это обыкновенный башкир, возомнивший себя представителем великого народа.Ну неужели непонятно,ну не хочется показывать народ -откуда он вышел, малокультурным малограмотным,хочется иметь как и татарский народ своих великих героев писателей, ученых, музыкантов. Для этого один выход- превратить этих состоявшихся и известных людей татар в башкир, ведь русских не назовешь башкиром.Хочется как и другим великим народам иметь свою вековую историю, а раз ее нет, можно отнять у тех же татар, даже у казахов.Ну разве непонятны амбиции башкирской «элиты» появившейся и начавшей рост 90 годы, что очень уж хило иметь одного Салавата,нужны срочно герои военные, писатели музыканты, певцы, ученые.Ну никак они не выращиваются)). А присвоить имена тех же » ненавистных» татар -не надо даже напрягаться.Почитайте башкирскую википедию знаменитые башкиры. очень интересно.

  • Роза с шипами

    Мне кажется под ником Бывший татарин — башкирский школьник-двоечник! Вот к чему приводит закрытие татарских школ и переход к обучению башкирского, как родной язык!

    Бывший — ты не только недодел — но и НЕДОУЧ- позоришь всех башкир! «Дардеманд-по фамилии-еврей» — это надо же придумать!

    Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
    Кеше үз исмен инкарь итәрме.
    Татарлыкта татар угълы татармын,
    Татар түгел димә, — башың ватармын.
    Дәрдмәнд. (Закир Рамиев — родился в Мелеузевском р-не, НО тогда и Башкирии не было)
    Насчет Акмуллы — я и говорю, что он казах, но не башкир.
    Единственный- кем ты пытаешься гордиться- Заки Валиди (Тоган)сомнительный герой- 1937г.был членом фашисткой группировки в Германии. А в 1923 г. в своем письме к Ленину Валиди выразил протест против присоединения Уфимской губернии к Малому Башкурдистану, он опасался, что малочисленные башкиры не будут полноправными хозяевами на своей земле т.е. это юг Башкирии- Сибай,Темясево… Теперь никто из татар, русских и пр. не против — получайте свой Малый Башкурдистан по- валидовски и не трогайте ничего татарского…

    Бывший! Ты так и не ответил на мои вопросы! Как и остальные башкиры перешел к наступлениям, а впрочем я и не ожидала ответа, потому что нету его!

  • Бывший татарин

    Ты где видел (или видела), что закрывают татарские школы? Конкретные примеры приведи. Мне по … на твоего дурдимана. Во время ВОВ на территории Польши и прибалтийских гос-в действовал татарский батальон СС под командованием бывшего татарского майора. Ты за себя отвечай, русских в свои тупые сайты не вмешивайте. Ты мне вопросы задавал?

  • Роза с шипами

    Да, задавала, но теперь это уже не имеет никакого значения. Считаю, что такой тупой башкирин, как ты, на эти вопросы не сможет отвечать… С тобой все ясно!

    Предлагаю всем — игнорировать этого бывшего… — недоделка-башкира и не обращать внимания на его поносы!!!

  • Русский

    бывшему татарину
    А тебе вообще то зачем заходить на этот сайт,уходи с тупого на умный башкирский сайт, если такой есть конечно, но нет не посетителей наверное.Хочу ради интереса заглянуть, дай ссылку. А может почувствовал ветер перемен, беспокоишься очень, вдруг придется называться бывшим башкиром,смотри пока не заразился -убегай.И еще, ты вышел из образа «просвещенного» башкира, плохо играешь, вскрылся нарыв что ли? Все больше злобы и отчаянной попытки выстоять( не самому конечно).

  • Заур

    Бывшему Татарину.
    Свою историю мы не запрятывали. Запрятали за нас, чтобы создать среди татарского народа мнение и чувство сломленного, примерившегося после крушения Казанского ханства. Публиковать об этом считалось преступлением за что можно было при Союзе и срок схлопотать. Теперь многие знают что было в том числе и вы. Осталось только согласится даже через нехочу.

  • Бывший татарин

    Да я вышел из образа «просвещенного», потому что с вами нужно на вашем языке разговаривать, иначе нихрена вы не поймете. Так, может чуть-чуть и дойдет.

  • Заур

    Бывшему Татарину.
    Мы свою историю не запрятывали. Запрятали за нас, чтобы сформировть в татарском народе чувство сломленности, смирения участи пораженца после крушения Казанского ханства. Публикации на эти темы считались преступлением для любого автора татарина. За это при Союзе можно было лишится парт билета, полететь с работы без восстановления, а то и срок схлопотать. После публикации кому интересна история народа доступна. Теперь и вам известна. Осталось только согласится даже через нехочу.

  • Бывший татарин

    Если я уйду с вашего сайта вам же будет не интересно. Кому же вы тогда бедете доказывать величие своего народа (хотя там три татара сидят и что-то обсуждают).

  • Заур

    Вышла накладка по техническим причинам.Пардон.

  • Бывший татарин

    Если я уйду с сайта ***ка Яушева, кому же эти националисты будут доказывать величие своего народа. А так у вас есть кому-то высказаться, поругать. Вас же обижают.

  • Русский

    О какая озабоченность. оказывается ты сидишь тут исключительно для того чтобы нам не было скучно. также и на других сайтах да? Давай дергай. Без тебя знаем мы кто мы есть, а тебе еще долго придется доказывать свою историю. просвещай своих, организуй ликбез для них.

  • Бывший татарин

    Ну ты уж совсем, русским представился. Я тут исключительно для того, чтобы вам не было скучно.

  • Роза с шипами

    Бывший,значит, развлекаешь нас, как шут гороховый, а в голове — кибәк! Иди ***ть свой курай!
    Твой язык башкирский — никому, даже тебе самому неинтересный, не нужный — вымерает… изучайте, хотябы вы сами башкиры и не перекладывайте его изучение невинным ребятишкам -небашкирам.

  • Бывший татарин

    Роза, заткнись пока тебе шипы в одно место не засунули. Политика не женское дело. (иди ты соси «курай»). Татарского языка не существует, это западный диалект башкирского.

  • Роза с шипами

    …вот такие «политики» в Малом Башкурдистане… уровень развития- детский сад -«дурак-сам дурак»… Бывший, ты из какого аула? Мне кажется, ты из башкирского аула, где не умеют предохраняться и зачали тебя в пьяном виде…
    Никогда! Татарский язык, народ, культура,традиции вымерать не будут,как башкирский, потому что есть у нас и будут патриоты, как Яушев, Бигнов и многие другие…
    Завидуешь? Ну и пусть, дальше съедает тебя твоя зависть!!!

  • Бывший татарин

    Роза, тебе делать наверное нечего, если ты в таких националистических Яушевских сайтах сидишь? По видимому ты одна и вниманием мужского населения особо не пользуешься, т.е. не востребована. Мне жаль тебя. Вот у таких ваших «патриотов» как Яушев и Бигнов действительно уровень развития — детский сад, и их действительно зачали в пьяном угаре, если до старости лет ума не нажили.

  • Роза с шипами

    Дааа, у бывшего начинается истерика…Но не уходит…
    Неужели так охота узнать настоящую правду и увидеть другую сторону вашей блестящей медали, иначе бы ты сидел и смотрел свой БСТ, там же все хорошо, «ыстабильно»…
    Ты спрашиваешь, почему я в таких сайтах сижу, отвечу: потому что мне небезразлична судьба моего народа, и чтобы меня насильно не окунали в башкирскую культуру — она мне неинтересна и представляется она далеко не в самом качественном виде, а насильственное впаривание ее и вызывает ненависть ко всему башкирскому… и я за то, чтобы дальше не закрывались татарские школы(как моя)и не перевращались на башкирские, чтобы мои дети изучали свой родной язык — татарский, изучали Тукая, Такташа и никогда не говорили как ты, «Дардеманд — по фамилии еврей», тупой башкир…

  • Росина

    да!!!!!!!! ну даете народ!!! я вот живу в Узбекистане, сама татарка чистая))) нас и так мало а тут такое расписали!!!! хорошо что у нас такого нет)) мы тут за татар горой стоим)) не зависимо казанские , крымские….

  • Фарит

    Прочитал все высказывания бывшего татарина, русского, Розы с шипами и пришел к выводу что эти высказывания пишут люди не принадлежащие не к татарам не к башкирам. Если изучить историю тюркского народа то можно прийти к выводу что башкиры и татары это один народ имеющие два имени
    Самоназвание народа Башкиры Русское название Татары

  • роза

    нет войны- мы начинаем! нет проблемы- мы создаем! башкирский и татарский народы всегда были дружественными и не воевали друг с другом и роднились взять сноху или зятя из другой нации было всегда честью и остается таковым- о чем свидетельствуют результаты переписей — в том числе и последней! мы и останемся друзьями — как бы вам этого не хотелось!фашизм не пройдет!сейчас другие общие проблемы-экономические /кризис товарищи/!и не трогайте 112 кавалерийскую башкирскую и созданную в башкирии а не в татарии -дивизию :у меня там остались 2 деда и 6 их братьев/только родных/!а бабушки и их матери отдавали последние драгоценности для покупки обмундирования и фуража.а сами и их дети /к счастью не все / умерли от голода- так что даже похоронки некому было вручать.это я про свою семью говорю! и в других также- и не думал тогда никто о наградах- хотели выжить и победить фашизм!не трогайте святое!

  • Мищеряк

    По поводу Шаймуратова. Все мои предки с 1778 г. жили в Кармаскалах и Бештаки, деревне, где родился и жил Шаймуратов. Моя мама родилась в Биштаки в 1921 г., ее мать 1902 г.р., т.е. моя бабушка, тоже родом из Биштаки, лично знала родню Шаймуратовых.Их родственники все татары-тептяри. В историческом архиве в Уфе сохранились подворные книги, в которых такая подробная информация, дух захватывает. Не только национальность хозяев домов, но и количество лошадей,овец и даже кур указано, возраст детей, грамотны или нет, в каких обществах состоят, род занятий и т.д. Так вот я своих предков восстановил до середины 18 (!) века.Татарское происхождение Шаймуратова не придумка и , конечно же, имеет тысячи подверждений.Но я сердечно люблю и башкир, и татар и пр.народности Башкирии. К стати, дольше всех завоеванию Казани противились марийцы. Их вождь Мамич Бердей 7 лет после взятия Казани бился с царскими войсками пока не был предан своими и казнен карателями.Кто из вас о нем слышал? Искренне — по мне, так все башкиры родные как и татары.С стати,моя сноха башкирка, как родная дочь. Ее родня такова, что родство с ними чую каждой клеточкой, и говорим на одном языке- тюрки. Пусть башкиры считают Шаймуратова-татарина своим соплеменником, это только сближает и роднит нас.

  • иаков

    Яушева и Бигнова на помойку — сказал известный татарский поэт и писатель журналист публицист Расуль Ягудин .Читай «Орда» расуля ягудина

  • башкир

    Со времен падения Казани татары рассасались по России.По натуре своей татары это мелкие торгаши.Булочники лавочники коробейники и пр.Поэтому не было никаких татарских восстаний татарских Северных амуров.

  • Аноним

    Незванный гость лучше татарина ашкенази.

  • Аноним

    этот бывший …он же предатель как заки карак взбаламутил Урал и утек вТурцию захватив весь золотой запас башкирского праавительства. иначенакакие деньги он жил, учился,ездил по Европе.авот татарин Мирсаит Султангалеев не сбежал.а боролся до конца как истинный патриотРодины и своей идеи.Аэтот бывший…он же безхребетный. ишь ты бывшиий татарин стакими не надо спорить а надо гнать истинный татарин.мусульманин

Отправить комментарий