Ни одна птица в башкирском народе не опоэтизирована так, как журавль. Это сродни русскому, где его называют не иначе, как журавушка. А у башкир воспеты и журавлиные танцы, и курлыканье. Пожалуй, нигде более его не называют журавлиной песней. А сколько поверий, преданий связано с журавлем.
-
Они поклонялись журавлям
Вот документальное подтверждение из книги арабского путешественника X века Ибн-Фадлана о «северных странах»: «Мы видели, как (одна) группа из них поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они (когда-то) вели войну с (какими-то) людьми из числа своих врагов, причем они (враги) обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них (врагов), так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство (этих) башкир!
Поэтому они (башкиры) стали поклоняться журавлям и говорят: «Эти журавли — наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются».
Тюрки-степняки в древности не обожествляли журавля, это угорское божество. Все угорские народы в прошлом поклонялись болотной птице. Не случайно финно-угорский культурный центр у нас называется «Стерх» (белый журавль). У всех угров журавль именуется сходно. У манси — тари, у хантов — тари, у мадьяр-венгров — дару, дьер.
К каким же временам следует отнести действие преданий о журавлиных людях? Речь идет о войнах ранее IX века. Исследователи относят их к V–VIII векам, в течение которых угры противостояли надвинувшимся на их земли с востока тюркам. Поле битвы простиралось от Урала до Арала. Именно здесь передвигалось пограничье первых тюркских держав-каганатов.
Древние тюрки оставили памятные письмена на могильных камнях своих каганов. Среди врагов Кюль-Тегина (VIII век), к примеру, называются оногуры, катай и бурджаны. Огус-хан (тоже VIII век) воевал с ними же в Оногурии к западу от своих владений. Оногурию помещают в районе Южноуралья.
-
Родичи Салавата Юлаева
Помимо племен, по сути, общих кровей, считавших своим предком журавля — «журавлиных» людей, вошедших в венгерский и башкирский народы: мадьяры (в Башкирии было племя медьер), дьермат-юрматы, тарья-тамьян, тырнаклы, в башкирский народ вошло еще более десятка заметных родственных им угорских племен, в основном в число северных башкир. Некоторые же из них, особенно среди горнолесных башкир сохранили чистоту угорской крови, переняв лишь тюркский язык и обычаи.
Среди племен, участников мадьярского похода на Дунай, называются еней и кудей. Первое племя, судя по перечню волостей, Х VIII века обитало на крайнем северо-западе Башкирии, а вот кудейцы в наших пределах, в башкирском пограничье, в северо-западном углу области. С ними связаны события Пугачевского восстания в этих местах и более того, героя башкирского народа Салавата Юлаева. Он из рода шайтан-кудей, его отец Юлай Азналин был старшиной местной волости.
Кунгурский бургомистр Юхнев отмечает Кудейскую (Кудинскую) власть в списке 1725 года в Сибирской дороге, насчитывая в ней 225 кошей — дворов и 675 душ мужского пола, способных носить оружие воинов. На картах 1773 года и в документах об участии башкир в восстании отмечается Шайтан-кудейская волость севернее Симского и Усть-Катавского заводов. Центр ее Юлай-йорт находился на Юрюзани в современном пограничье Башкорто-стана и нашей области.
Шайтан-кудейцы активно участвовали в башкирских восстаниях XVIII века и пугачевском бунте под началом старшины Юлая Азналина и его сына Салавата. Причина — заводы были поставлены на их землях чуть ли не обманом. В легенде о происхождении близкого рода урман-кудей говорится об общем предке с юрматы Юрмане-Юрми-хане.
-
В дупле рожденные. Куваканцы
Южными соседями шайтан-кудейцев были куваканцы. Куваканская волость в XVIII веке занимала территории нынешних Саткинского, Катав-Ивановского и Учалинского (Башкирия) районов. Название притока Юрюзани — Тюлюк толкуется по куваканским преданиям как «тюлюк — гнездо, кровля», вероятно, именно здесь находилось родовое гнездо племени.
Следует, однако, сказать, что племя куваканцев, как и прочие башкирские, было очень разнородным. Помимо коренных родов горных башкир, входили в него и тюрки-пришельцы из степей, которые появились здесь поздно при великом переселении наров в ходе татаро-монгольского нашествия. В числе куваканских родов называют сатка-саткей, давший название речкам Сатка и городу на ней, и тюбеляк, родовой йорт которого перерос в современное село Тюбеляс.
Куваканцы участвовали в Пугачевском восстании под началом Кукея Бикбулатова, Иксана Якупова. В наполеоновских войнах серебряными памятными медалями были отмечены урядники Кылыс Кизяев и десять рядовых. Сегодня потомки куваканцев проживают в деревнях Байрамгулово и Булатово Аргаяшского и одноименной деревне Уйского районов.
-
«Речные» люди. Упейцы
Упейцы (упе) — очень древнее племя. В названии улавливается самодийское слово «упе, упа — река», так что «речные люди». Родство с племенем сызгы также предположительно самодийских корней. Общий диалект, несколько отличный в племенах. Значительное смешение с татарами. Островками проживали по соседству с сызгинцами от Кунгура до Южного Урала и Зауралья. На землях упейцев находилась лесная дача Нязепетровского завода.
По версии ученых упейцы из местных или пришедших из Западной Сибири угров или самодийцев. Они обитали в верховьях Уфы и есть предположение, что река названа по этому племени. В низовьях башкиры называли ее в прошлом Караидель, а название Уфа объяснить не могут. Обращает внимание окончание самоназвания упей с именами чувашских языческих богов (финно-угорская основа) Мелекей, Ермей, Опай.
В древнем упейском селении Шокур-упей (Шокурово) на реке Уфа недалеко от Нязепетровска записано предание, что пришли упейцы сюда с Иртыша. Исследователь XIX века Н.Л. Скалозубов отмечал особость упейцев: «не устраивают Сабантуя, столь любимого степными башкирами, называют их кунгурами».
-
Следы угорской колыбели
Тысячелетия финно-угорской прародины в наших лесах и лесостепях, а затем долгие угорские века (угры, ставшие скотоводами, кочевали и в степях Южноуралья), конечно, не могли не оставить следов на карте края. Обращаясь к финно-угорской версии толкования некоторых южноуральских названий, нельзя не соблазниться цитированием известного романа А.Н. Толстого «Петр Первый»: «Шведы поздно заметили на высоком берегу речонки Ая ушастых всадников с луками и конскими хвостами на копьях. Подполковник Ливен вышел к речке с двумя ротами и пушкой.
На том берегу косоглазые варвары подняли изогнутые луки, пустили стаю стрел…» Разве не вызывает этот эпизод недоумение? Ай — речка уральская, всадники, судя по всему, башкиры. Но при чем здесь шведы? Сроду они у нас не жили. Но все так и было, писатель в своем романе ничего не напутал, описывая первую победу русских в войне со шведами. Произошла описываемая схватка в декабре 1701 года в Эстляндии под Дерптом на речке Ай. Она и сейчас течет в тех местах.
Видный московский ученый, много работавший в наших местах, Г.Н. Матюшин принадлежит к числу археологов, которые своими находками в Уральских горах и на озерах опровергли бытовавшую в прошлом гипотезу, что прародина финно-угров Прибалтика, с территории которой они якобы разошлись на север и восток до Западной Сибири. Найденные при раскопках Г.Н. Матюшина артефакты позволяют считать, что расселение финно-угров в каменном веке началось именно с Южного Урала и Зауралья.
Ушла часть племен, сегодня потомки оставшихся на Урале и в Приуралье — это современные мари и коми, удмурты и манси, в Сибирском Зауралье — ханты. Некоторые оставшиеся в наших местах угры образовали целый ряд племенных групп, вошедших в башкирский народ. Каким же путем расселялись финно-угры? Археологические находки показали, что их путеводными нитями были реки.
Понятно, насколько важен для них был уральский водораздел, здесь несколько узлов «голубых дорог» древности — истоков рек, текущих в разные стороны света. Потому и прежде всего в названиях этих рек надо искать следы угорских языков, а также языков народностей, имевших, возможно, с ними общих предков. Такими являются кеты и селькупы, что ныне проживают в Западной Сибири.
Специалисты по топонимике находят в названиях характерные признаки угорских языков. Скопление таких названий в предгорном Зауралье: озера Арашкуль, Мисяш, Аргаяш, Инышко, Иртяш; речки: Аша, Арша, Ергалаш, Ангрышты, Югуш, Кидыш, Та-гуш, Тундуш; горы Нургуш, Лукаш (Нукаш), Нугуш, Казимаш.
В прошлом наши места считались сибирским пограничьем, еще в XVIII веке границей Сибири считался Урал-тау. О сибирах осталась память в легендах местных народов. «Старых людей», то есть тех, кто обитал на их месте в прошлом, ханты называют «себар», «савар», манси — «сипыр», «супыр»; ненцы — «сиберти»; иртышские татары — «сыбер», «сывер», кстати, манси они называют «сипырами». Отметим, что мось — одно из племенных подразделений манси — своей прародительницей (тотемом) считало лягушку — «сипыр».
Значительные материалы, собранные в последние десятилетия археологами, специалистами других направлений науки, ждут анализа угроведов. Думается, открытие древней Югории на Южном Урале не за горами.
АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ, Южноуральская Панорама
Интересно, почему башкиры чураются своего угоро-иштякского происхождения?
Первоначально манси (вогулы) были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье.
До прихода русских территорию современной Свердловской области занимали манси. Столица мансийского княжества, город-крепость (оус), находилась на слиянии рек Таут (Тавда) и Поллум (Пелым). Воинственность вогул заставляла считаться с ними сибирских татар, зырян, ненцев и русских, которые начиная с XI в. пытались проникнуть на мансийские земли. Вогулы оказывали жестокое сопротивление как монголам Батыя, так и Новгородской Руси. В 1583 г. пелымский князь и многие его воины погибли в битве с казаками Ермака.
Газета «География», № 12, 13, 2007 г
народ башкир состоит как минимум из 45 родов-свободных,вотчинников(со своей землей),в последствии принявшиъх ислам начиная с 7-го века.некто не отрицает угорские роды.отрицается-торговые,служивые холопы,которых башкиры как народ в принципе принят не могли.
Коренной аноним! Вы что приняли ислам до его появления?
трое сахабов приняли в ислам асабу с ика-аиткул заита в 630-м году.тарихнаме написанная шамсетдин халфа булгари и хран. в казани.
«Интересно, почему башкиры чураются своего угоро-иштякского происхождения?»
Вот именно что происхождения. Надо вообще говорить о компоненте.
Угорскую компоненту никто не отрицал.
См. хотя бы угорскую теорию этногенеза.
P.S. Не забывайте, что этноним «иштяк» («истяк») носили ещё сибирские «татары» (вернее будет тюрки).
Ее невозможно отрицать. Абсолютно разные племена и народы были обьединены в одно сословие. Так и появились башкиры с родоплеменным делением к концу 17 века.
Ничего не поняла. Я кто? Совсем запутали. Генетический код для чего нужен? И все это для кого? Мне — татарке все равно. Лишь бы люди были.
шакира права,нам татарам всеравна,лишь бы кормили.народ без прошлого и надеюсь без будущего.
В данной статье Яушева описано рождение башкирского народа! Яушев за одну ночь (может и за две) сочинил историю башкирского народа. Умный деятель! Открой глаза Яушев! Столица Башкортостана древнее Казани (не хочу никого обидеть я так думаю, участвовал в раскопках городища Уфа-2)! В одной статье в интернете я читал, что татарской нации никогда не было, что татарскую нацию придумали большевики в 17 году. Вы мне можете поверить? Конечно не поверите! Скажете чепуха! Почему же другие должны верить этому иди()ту Яушеву?
Не знаю,как другие,а я лично горжусь,что я из племени Еней из рода Камбар.Мы аборигены Урала.Наша история древнее болгарской.
Не знаю,как другие,а я лично горжусь,что я из племени Еней из рода Камбар.Мы аборигены Урала.Наша история древнее болгарской.
по галогруппе R1b и преобладающей группе крови «0» башкиры древнее мамонтов а вы язык .нация . да вы все потомки древних башкир .что делать ? прошу любить и жаловать