Общеизвестно, что правящая башкирская элита республики пытается прививать всем народам республики культовые фигуры башкирского народа: Салавата Юлаева – «первого поэта башкирского народа и национального героя» и Заки Валиди – основателя Башкурдистана. В последние годы наметилась еще одна тенденция – воспитать у населения любовь и уважение к национальному эпосу «Урал-батыр» и через него к башкирам вообще.
В настоящее время выпущено множество исследований об «Урал-батыре», защищены диссертации, сняты фильмы, изготовлены комиксы, проводятся «международные» конференции. Проводится конкурс на лучшего чтеца эпоса. Звучат предложения, начать изучать данный эпос начиная с детского сада.
Воспитание любви и уважения зиждется на трех постулатах: эпос «Урал-батыр» древнейший на Земле эпос, в нем дана целостная философская концепция земного бытия и что, данный эпос создан предками башкир. Исходя из поставленной идеологической задачи, не допускается и мысли, что этот эпос ни что иное, как плод творчества конкретного человека, создавшего данный шедевр в 20 веке на основе башкирских сказаний и эпосов других народов. На идеологическом поле – одна команда и вся состоит из защитников. Нападающие или ушли или их выгнали с поля.
На сайте Академического словаря (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/410804) имеется немного иное понимание масштабности и общенациональности данного произведения:
«Попытка представить «Урал-батыр» как общебашкирский памятник культуры – поздняя политизация, стремление уравнять это сомнительного происхождения произведение с «Илиадой», «Одиссеей», «Манасом» и др. в целях доказать, что уже в древности имелась единая башкирская нация с единой культурой. В действительности же большинству башкир эти фольклорные сюжеты не знакомы, они имеются (и имеются ли?) только у юго-восточных башкир. В устных беседах с коллегами крупный покойный исследователь Р. Г. Кузеев говорил, что за 50 лет экспедиций по сбору этнографического материала у башкир он ни разу не слышал от них об этом «эпосе».
Отбросим в сторону сомнения относительно истинности данного эпоса и концентрируемся на вопросе о дате его возникновения. Вот здесь уже, в условиях полного отсутствия критического подхода, начинаются чудеса. Так, в номере от 3 марта 2010 года республиканской газеты «Республика Башкортостан», учредителями которой являются правительство РБ и Государственное Собрание — Курултай республики, была напечатана большая статья под рубрикой «7 чудес Башкортостана» под названием: «Сколько лет «Урал-батыру»?».
В данной статье утверждается, что в эпосе упоминается, как мифический герой башкирского народа Урал-батыр ездил верхом на льве. Отталкиваясь от этого факта, автор углубляется в археологию и выясняет, что пещерные львы водились на территории современного Башкортостана в верхнем палеолите. Далее следует простодушный и вполне логичный вывод: башкирский эпос «Урал-батыр» сложен в раннем каменном веке, т.е. 10-35 тысяч лет назад.
«Этот эпос рассказывает нам о жизни в раннем каменном веке башкирским языком. Народ, его создавший, известен — это древнейшие предки башкирского народа. Значит, сам башкирский народ консолидировался и обрел свой язык уже в раннем каменном веке», — на полном серьезе утверждается в правительственной газете.
Вашему вниманию предлагается текст статьи. Выводы делать вам.
Карим Яушев
********************************************************************
Народная память оказалась долговечнее письменных документов
В 2010 году исполняется 100 лет со времени записи башкирского эпоса «Урал-батыр», недавно признанного одним из семи чудес Башкортостана. До этого он передавался из уст в уста тысячами поколений башкирских сэсэнов-сказителей. Как же была произведена запись этого уникального эпоса? Как дошел он до нас? Какой дальнейшей судьбы заслуживает?
В далеких 1907 — 1910 годах проводилась перепись башкирского народа. В учетной комиссии на юго-востоке Башкортостана работал переводчиком молодой человек — Мухаметша Бурангулов. В зимнее время он учился в Оренбурге в медресе «Хусания», а летом ездил по аулам, переписывая башкир. Это время он использовал для сбора различного фольклорного материала.
Летом 1910 года судьба свела его в ауле Идрис 2-й Бурзянской волости (ныне Баймакский район) с известным в то время сэсэном Габитом Аргынбаевым. Из его уст М. Бурангулов услышал и с его слов записал несколько эпических произведений, в том числе и эпос «Урал-батыр». В деревне Икенсе Эткол (Второе Эткулово) он записал еще один вариант этого эпоса — от сэсэна Хамита Альмухаметова.
Габит-сэсэн обучался своему искусству у известного сэсэна Ишмухамета Мырзакаева, который перенял содержание эпосов и исполнительское мастерство от Баик-сэсэна. Это имена лишь последних из тысяч народных сказителей и певцов, передававших эпос «Урал-батыр» из уст в уста на протяжении многих тысячелетий.
Вот уж парадокс! Такой вроде бы несовершенный носитель информации, как человеческая память, оказался столь долговечным, что пронес через десятки тысяч лет народное творение. Но не запиши М. Бурангулов в свое время этот эпос, канул бы он в Лету бесследно — Габит-сэсэн и Хамит-сэсэн умерли от голода в трагичном 1921 году.
Башкирские сэсэны в полной мере разделили судьбу своего народа. М. Бурангулова за его деяния четырежды арестовывали, а в 1950 году особое совещание осудило его на 10 лет лишения свободы. Лишь в 1956 году он был освобожден. Полностью реабилитирован Верховным судом БАССР в 1959 году. Ему вернули звание народного сэсэна. Но и после освобождения М. Бурангулову не давали работать.
Идеологи коммунизма прилагали немало сил для того, чтобы внушить населению представления о темноте и отсталости башкирского народа, показать башкир на Урале пришлыми кочевниками, не имевшими до Октябрьской революции никакой литературы — ни устной, ни письменной. Будто история башкир началась где-то в песках Средней Азии совсем недавно, в Х веке, и с тех пор это сплошь классовая борьба бедных против богатых. Эпосы же, записанные М. Бурангуловым, рассказывали совсем другую историю башкирского народа.
«Урал-батыр» поэтическим языком повествует о неразделимом единстве башкир с Уралом, с уральской природой на протяжении всей своей истории, начавшейся в глубинах каменного века. До нас дошло повествование о жизни первобытных людей. Ничего подобного не найти ни на египетских пирамидах, ни на глиняных пластинах из древнего Шумера.
Можно попытаться произвести датирование начала сложения эпоса «Урал-батыр». Рискну предложить читателю версию, которая кому-то покажется чересчур смелой, но, тем не менее, считаю, что она имеет право на жизнь.
В этом эпосе среди домашних животных упомянут лев. На нем верхом ездят дети, его привязывают, называют «арыслан». На первый взгляд, это мифический образ, но есть ряд моментов, указывающих на то, что львы в далекой древности действительно жили на Урале рядом с человеком.
Во-первых, с эпосом созвучна башкирская пословица: «Арысланга атланхан, камсын кылыс булхын», что означает: «Если на льва сядешь верхом, то пусть плетка твоя саблей будет». Пословицы на мифах не рождаются. Кроме того, в башкирском языке есть производные от слова «арыслан»: «арс», означающее внезапный грозный злобный лай собаки; «арсылдау» — неистовый злобный лай.
Действительно, археолог С. Бибиков обнаружил кости пещерного льва в пещерах долины Юрюзани, обжитых человеком в верхнем палеолите, в раннем каменном веке. В пещерах, населенных людьми позже, в эпоху неолита, позднего каменного века, останков пещерного льва археологи уже не находят. Тот же С. Бибиков, исследуя неолитические стоянки древних людей там же, в долине Юрюзани, в Бурановской пещере и у Старичного гребня, выявил лишь останки животных, сохранившихся до нашего времени: лошади, лося, косули, бурого медведя, лисицы, куницы, зайца, бобра и других.
Таким образом, на основе этих находок останков пещерного льва мы можем приближенно датировать начало сложения эпоса «Урал-батыр» верхним палеолитом, ранним каменным веком. Значит, башкирскому эпосу «Урал-батыр» уже 10 — 35 тысяч лет!
Этот эпос рассказывает нам о жизни в раннем каменном веке башкирским языком. Народ, его создавший, известен — это древнейшие предки башкирского народа. Значит, сам башкирский народ консолидировался и обрел свой язык уже в раннем каменном веке. Не просто имел язык, но и создавал литературно-исторические произведения. Эпос «Урал-батыр» — это начало истории и культуры башкирского народа, созданной им самим, на своем башкирском языке, на своей исторической родине, на Урале.
«Урал-батыр» — это не только история, но и священное сказание тенгрианства — монотеистической религии, возникшей одной из первых в истории человечества. Священное писание иудаизма, Библия, имеет некоторые сходства с эпосом «Урал-батыр», касающиеся ключевых моментов библейской истории. В эпосе, как и в Библии, есть и запретная пища — кровь, и два великих потопа, вызванных реальными периодическими таяниями ледника, и спасение людей на лодках, приплывающих к вершинам гор, наподобие Ноева ковчега.
Победа Урала над быком Минотавром символизирует не только отречение от чуждой религии, принесенной на Урал индоевропейцами-ариями, но и переводит быка в разряд животных, пригодных для употребления в пищу. Маленькая деталь: Урал так вдавливает быка в землю, что у него трескаются и раздваиваются копыта. Это символ, и его значение нам разъясняет Библия: в древности разрешалось употреблять в пищу лишь парнокопытных животных. Так бык, а следовательно и корова, бывшие тотемами, священными животными индоевропейцев-ариев, представленных в эпосе страной царя Катила, становятся обыкновенной скотиной, дозволенной Богом для употребления в пищу. Урал-батыр покоряет ариев и становится первым общенародным вождем.
В эпосе «Урал-батыр» рассказывается и о новом пророке, внесшем раскол в верования, об изгнании его за это из племени, об уходе части ариев с Урала. Здесь эпос пересекается со священным писанием зороастрийцев Авестой. Это единственное стороннее упоминание современников о Заратустре. В тексте «Урал-батыра» мы находим истоки некоторых башкирских обычаев, восходящих к зороастризму, таких, например, как праздник Каргатуй.
Эпос «Урал-батыр» созвучен не только с Библией и Авестой, но и с древним киргизским эпосом «Манас». У киргизов Иштяк, предок башкир, приходится дядей по материнской линии их легендарному Манасу. Это и понятно, если учесть давние взаимоотношения башкир и киргиз-кайсаков.
Только судьба у этих писаний и сказаний различна. Нет необходимости рассказывать о популярности Библии в христианском мире. Сильно возросло в последнее время внимание ученых к зороастризму и Авесте, появились даже авестологи. Несколько лет назад широко и торжественно, на мировом уровне отмечался тысячелетний юбилей начала создания киргизского эпоса «Манас».
Наши ученые, считающиеся классиками истории башкирского народа, в своих трудах неоднократно упоминали и «Манас», и «Огузнаме» — старинный дастан огузов, вот только башкирский эпос «Урал-батыр» они ни разу не удостоили своим вниманием при создании истории башкир. Эпос противоречил кочевнической концепции происхождения башкирского народа.
Урал-батыр, как реальная личность, был известен даже древним грекам. Они своих сородичей, ушедших в начале эпохи бронзы на север в поисках сырья для выплавки металлов, называли скифами гиперборейскими. Так вот, эти гиперборейцы (индоевропейцы-арии) помнили Урал-батыра, его главенство над всеми уральскими народами, называли его праотцом, первым общенародным вождем, которого они считали «эллинским богом Уранусом».
Об этом упомянул В. Татищев. Он сослался на древнегреческого поэта Пиндара (518 — 442 до н. э.) и доступный ему лексикон (так тогда называли энциклопедические и словарные издания) о народах под названием Свидас, изданный в конце XV века.
Древние греки называли Урал-батыра Уранусом. Если отбросить характерное греческое окончание, то получается Уран. Под этим именем Урал-батыр вошел в греческие мифы, и его имя стало названием третьей по величине планеты Солнечной системы — Урана.
Как видим, и сторонние источники свидетельствуют о том, что Урал-батыр был реальным человеком, первым вождем племенного объединения, включавшего древнейших предков башкир — иштяков и индоевропейцев-ариев, пришедших на Урал из степей Причерноморья и с Северного Кавказа. Согласно обычаям того времени люди обожествили его, почитали, дали в жены знатных невест из своего племени. Его сыновья и племянник стали правителями в подвластных ему областях. Династийность власти — важный признак существования древнего государства.
Эпос «Урал-батыр» является уникальным произведением мировой литературы, не имеющим аналогов по древности сложения текста. К сожалению, он еще не занял своего достойного места в мировой культуре. Но именно такие достижения мирового уровня формируют престиж нации. Надеюсь, что в юбилейный 2010 год будет, наконец, увековечена память о персонажах эпоса и о наших современниках, сохранивших это великое достояние мировой культуры для нас и наших потомков.
Радик ВАХИТОВ, лауреат Государственной премии имени Ш. Худайбердина.
«Республика Башкортостан» № 38, 03.03.10
хороший способ деньги зарабатывать нашел Радик, но это вряд ли постоянная работа будет
В фольклористике присутствует также один упрямый факт — ареал распространения того или иного эпоса. К примеру даже сюжет такого обычного татарского эпоса, как «Козыкорпэш белэл Баянсылу»(Эпос о Кузыкурпяше и Баянсылу) имеет свыше сорока аналогов, ничиная от Хинганских гор и кончая Румынией. Этот эпос с чуть адаптированными именами также представлен и в монгольском и в таджикском фольклоре. А у поделки об т.н. Урал батыре ни ареала ни аналогов нет. Этот факт скорее говорит об его рукотворном (причем недавно) генезисе.
Да, еще: и Бурангулов, и Г.Хусаинов, и Г.Шафиков были алкоголиками, т.е. ***манами — еще теми, и пали от действия яда этого зеленого змия.
К примеру в Казани полно таких поделок, причем сшитые из белых ниток, причем в игральных наперстках так называемых булгаристов, как т.н. «Шан Кызы дастаны»(Эпос о дочери ш[х]ана), «Джагфар тарихы» (Сказ о Джаафаре), «Барадж дастаны» (Эпос о Барадже), «Джилки тарихы» и т.д. Есть общая характеристика этих т.н. булгарских эпосов — они, по словам их промоутеров в люд, написаны в 13 веке. Ахиллесова пята их в том, что самый древние их «списки» представлены в виде стопок машинописного текста 1988 года (каждая поделка составляет в среднем от 400 до 2 тыс. машинописных листов), причем на русском языке. Надо сказать, что иногда перевести более скромные произведения некоторых татарских авторов начала 20 века на современный татарский не под силу и некоторым серьезным ученым (б***ьно — квалификации не достает), не говоря уже о материале, который претендует на не менее, чем 800летие. Что порождает вполне, простые, но разносящие в пух и прах их существования.
К примеру Сказание о Йусуфе великого булгаро-татарского поэта 13 века Кула Гали имеет свыше 300 списков 18-20 веков, которые хранятся в научных библиотеках Казани, Уфы, Оренбурга, Стамбула, Москвы, Санкт-Петербурга, Лейпцига (ФРГ), Баку, Лейдена (Королевство Нидерланды), 87% из которых хранятся в Казани и были собраны в основе своей в Татарстане, Мари-Эл, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской губерний, Республики Мордовия и т.д. В Казани с первого издания в типографии Императорского Казанского университета 1839 года и по сей день выдержало более 200 переизданий. Этого не скажешь ни об Урал батыре ни о всем том хламе о котором я упомянул после. Но без этого наука просто бессильна что-либо сказать по их поводу. Т.к. и запаха науки в них категорически отсутствует. Не научная тема.
Так что получается, что Уралбатыр скачет вовсе не на Кара Юрге, а на б***ьной политической коньюнктуре.
Ну, вот я полагаю, разыскался единственный аналог эпоса об Урал-батыре у узбеков:
http://poltora-bobra.livejournal.com/43715.html#cutid1
Почитайте, очень поучительный эпос. Вы помните картину и «Не покоренная воля», где Ленин представал на берегу моря в драном малахае. Имящий оцы — да узрит, что это от туда.
лопни от зависти яушенок.
Верно КПСС! Их просто зависть гложет)) У них то своего ничего нет!
Нееет, Онанист, «у Них» нет такой фантазии, как у башкир! Сказки писать не все умеют. Скорее не от зависти, а от смеха Они лопнут!
Ну как дети малые, очень им хочется вести свое происхождение от Адама и иметь самую древнюю в мире литературу. Да ради бога, объявите Гомера еще башкиром, древнегреческие мифы башкирскими, всю мировую литературу выросшей из гениальной башкирской. Флаг вам в руки. Только научитесь, хотя бы, гадить в унитаз и мусор не выбрасывать из окна.
[В завершение] Так что если бы предки башкир веков хотя бы с тройку назад — с тройку строк имели бы понятие бы об т.н. Урал-батыре, так они бы даже помимо своей воли поделились бы им, если так уж презирают своих «огонь-соседей» татар, скажем с казахами, ногаями, калмыками — от соседей ведь ничего не утаишь, даже если и захочешь. То до нас бы все это дошло. Но не дошло же…!!!
Ведь Европа после сожжения Александрийской библиотеки Александром Македонским и 600летних также книжных костров Инквизиции, в века Ренессанса восстановила познания о Платоне, Сократе, Фемистокле да и всей античной философии через арабские многовариантные рукописные переводы их книг.
Всем извращенцам. Эпос «Урал-батыр» был проверен и перепроверен всеми известными эпосоведами. Там есть тонкие сюжетные моменты, которые объединяют его с другими мировыми эпосами, в то время в начале 20в., когда он был записан, об этих тонкостях люди просто не знали, эпосоведение не было развито.
Артуру. Так ведь киргизский эпос — только киргизский.))
Аноним и КПСС +100!
ГИЗОНУ. Кто может проверить данное произведение пещерных людей («Таким образом, на основе этих находок останков пещерного льва мы можем приближенно датировать начало сложения эпоса «Урал-батыр» верхним палеолитом, ранним каменным веком. Значит, башкирскому эпосу «Урал-батыр» уже 10 — 35 тысяч лет!»). Не с чем сравнивать.
Как доказывается в статье: «Этот эпос рассказывает нам о жизни в раннем каменном веке башкирским языком. Народ, его создавший, известен — это древнейшие предки башкирского народа. Значит, сам башкирский народ консолидировался и обрел свой язык уже в раннем каменном веке. Не просто имел язык, но и создавал литературно-исторические произведения. Эпос «Урал-батыр» — это начало истории и культуры башкирского народа, созданной им самим, на своем башкирском языке, на своей исторической родине, на Урале».
Данный эпос уникален, как высокохудожественное произведение пещерных людей, говорящих на чистейшем куаканском диалекте башкирского языка.
Если башкиры ездили на львах в палеолите 10-35 тыс лет назад, значит все языки мира произошли от башкирского. Потому что ученые говорят, что разделение языков тогда еще не произошло. И еще ученые говорят, что этот язык происходит из Африки. делаем вывод: негры-это обафриканившиеся башкиры.
Достаточно того, что эпос структурно правилен и соответствует всем законам построения эпоса. Р.Вахитов не эпосовед, он просто излагает свое мнение («Рискну предложить читателю версию, которая кому-то покажется чересчур смелой»)
Кто мог подумать, что в наших краях раньше жили львы («археолог С. Бибиков обнаружил кости пещерного льва в пещерах долины Юрюзани»). Связав эти факты, автор делает свои предположения.
Предположения-это еще не история. А эпос Урал батыр- сказки, сборник народного творчества ХХ века. Еще что же у вас есть? Кроме эпоса почему ничего древнего не сохранился до наших времен?
Всем извращенцам. Эпос «Урал-батыр» был проверен и перепроверен всеми известными эпосоведами. Там есть тонкие сюжетные моменты, которые объединяют его с другими мировыми эпосами, в то время в начале 20в., когда он был записан, об этих тонкостях люди просто не знали, эпосоведение не было развито.
———————————————————————————-
Так ведь и Хоббиты из «эпосов» Толкиена и Гарри Потер тоже проверены и высоко оценены самыми известными «эпосоведами», все – в жанре. Но мировая наука-то молчит, ей-то бедной сказать нечего. Как и в случаи с уралбатыром – научного предмета нет.
Вот открываю я на днях Антологию башкирской поэзии 1949 года издания (Уфа):
I часть – старые башкирские народные песни с частушками, именуемые, еслине ошибаюсь, кувайрами.
II часть – образцы татарской народной поэзии XVIII века, приписываемой Юлаю страниц эдок на 40.
И причем сразу за соловой идет Мазит Гафури, ни те Абульманих Каргалый, ни те Габдрахим Утыз-Имяни ал-Булгари, ни те Шамсутдин Заки. Просто Мазит Гафури.
А уж уралбатыром и вовсе не пахнет. А я знаю почему – к 1949 году его еще не сочинили. Издание-то академическое, да и составители — Мустафа Каримов, Ахнаф Харисов и т.д., они бы не прошляпили бы его.
Кому интересно — сыщите в библиотеке эту антологию, да взгляните сами.
Такие известные эпосы, как скажем: «Маадай-Кара», «Деде Коркут», «Манас», «Кобланды» — в поле зрения исследователей (причем многих зарубежных) более 200 лет.
А «Шах-намэ» и вовсе — 600-800 лет: иранских, османских, французских, британских, венгерских, немецких, русско-советских. Разве нынешняя наука может всерьёз говорить о поделке, выдаваемой высокогорными ***скими ущюными за эпос, ровесницу, как минимум Авесты, Библии или Корана, если даже эти самые ущюные не включают ее в подготовленное ими же академическое издание, посвящённое 30-летию со дня образования БАССР?
Радик Вахитов, конечно, жжот. Но есть разница: Вахитов никогда не называл себя историком, он честно подчеркивает, что — краевед. В отличие от экс-капитанов милиции, вообразивших себя историками и обижающимися, что их таковыми не признают и никогда не признают. Причем у Радика Вахитова есть реальные гипотезы, которые были вынуждены всерьез воспринять профессионалы — о генеалогии Салавата Юлаева, наприер. Никто не признавал историком и Салавата Галлямова. А вот казанские сказочники: проф. М.Закиев (Казань — Косан — Кушанское царство), А.Каримуллин (язык ацтеков — от татарского), М.Ахметзянов, булгаристы, Еникеев (Корона Ордынской империи: татарская фоменковщина, в общем), — они же считаются УЧЕНЫМИ. Правда, в области истории — только в Казани. Да и солидные вроде Р.Хакимов и Д.Исхаков иногда ляпают такое, хоть стой, хоть падай. То узбеки, казахи и башкиры у одного — «татары», у другого Бурзян — татарское племя. Эпос «Урал-батыр» — прав Гизон — хорошо известен эпосоведам и никаких сомнений в древности не вызывает (не такой фантастической, конечно, но обычной для эпоса). У археологов, В.Г.Котова, например, есть действительно сногсшибательные версии по поводу башкирских эпосов, лично я отношусь к ним с сомнением, но уважительно. Вообще, по каждой теме нужно обращаться к спецам в теме. Первый признак профана — именно то, что он выдает себя за спеца. Как соратники г-на Яушева, например.
Эпос «Урал-батыр» — прав Гизон — хорошо известен эпосоведам и никаких сомнений в древности не вызывает (не такой фантастической, конечно, но обычной для эпоса).
В устных беседах с коллегами крупный покойный исследователь Р. Г. Кузеев говорил, что за 50 лет экспедиций по сбору этнографического материала у башкир он ни разу не слышал от них об этом «эпосе».
Обычной это какой 35 тысяч лет с ездой на львах и африканских башкирах? Понятно, ведь надо создавать образ коренного народа башкирскому сословию)))))
В устных беседах с коллегами крупный покойный исследователь Р. Г. Кузеев
————-
Назовите «коллег Кузеева», которым он это говорил, пожалуйста. Источник этой сплетни один — некто Игорь Вильсович Кучумов, прилюдно называющий себя «лучшим учеником Кузеева», но занимающийся больше пакостью, за которую привлечен к суду по делу об экстремизме и разжигании межнациональной розни, чем наукой. Капитальный труд «лучшего ученика» — «Башкирский император Китая.» Читайте и радуйтесь.)))
Татаристам остается уныло бормотать тупь про «башкирское сословие», ибо кроме тупи, сплетен, жутких комплексов о «коренном народе», смешного надувания щек, мелкой пакостливости и вечной обиженности, ничего у них за душой не имеется. У любых нациков вряд ли много гуще, но здесь резвятся именно татнацики, пока им милостиво разрешает местная достопримечательность, косящая под руснацика — Пьяное Око Государево.
К нормальным татарам эти пляски в Интернете, как и данный блог, отношения, конечно, не имеют — татары наши братья, в реале с этим иншаАлла, все будет, как и было — в порядке.
Кузеев, кстати, не эпосовед, он этнолог. Хороший этнолог. Называвший татаризм дикостью. Искать эпосы — не его амплуа. Так что даже если и не вустречался ему какой-либо эпос — это ни о чем не говорит.
Спорьте и дальше о 35-тысячелетиях эпосов и прочих Елабуг, я, вижу, зря помешал. Вы ведь даже пост чужой уяснить оказались не в состоянии, Анти-. Не расстраивайтесь, я ненадолго. Все же, являясь клоном от «помойного сайта», данный блог сам «помойным» по технологии пока не является. Не в большей степени, чем привычные форумы тат.националистов, по крайней мере. Потому-то я здесь и отметился — на настоящих «Инет-помойках» я постинги не ставлю. Но уже и здесь надоело.
Тоскливая у Вас работа, Яушев. Но сами Вы этого никогда не поймете.
Да, раз уж зашел, повторюсь:
фолькхистори в РБ — на уровне публицистики, т.е. там, где они и должны быть. Фолькхистори в РТ — распространяются на уровне научных контор, поддерживается мощью РТ-шных СМИ. Причем включая предназначенные не только/столько для РТ, ск-ко для соседей. В этом — разница. Примеры привел выше. Так что уж чья бы корова мычала…
Да уж, молчал бы ты, Сосна. Академик мажитов с его полуторатычелетним городом башкорт чем лучше башкирских дерби на львах? Тот же вид, только с боку.
ВСЯ БАШКИРСКАЯ ИСТОРИЯ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ-ЧИСТЕЙШЕЕ ФОЛЬКХИСТОРИ, достаточно заглянуть в башкирские учебники истории. Апофеозом стал выпуск семитомной(!) истории башкир, с какого тысячелетия там начинается история башкир? А-а, Сосна?
Игорь Вильсович Кучумов, прилюдно называющий себя «лучшим учеником Кузеева»
Капитальный труд «лучшего ученика» — «Башкирский император Китая.» Читайте и радуйтесь.)))
Ты сам того не желая подтвердил как стряпается «история башкир». Чем занимался кучумов? Карьерой занимался, а для этого надо было писать всякую фолькхистори, тогда твоя карьера будет расти, как на дрожжах. Видимо, обрыдло Кучумову это занятие, не долго смого такой дрянью заниматься. Но желающих немало. Вот так и была состряпана «великую» историю «великого» башкирского «народа».
А ты говоришь-фолькхистори, ха-ха. Вот так, Сосна, чья бы корова мычала но точно не башкирская.
пришло время новогочингисхана-кстати это имя только у башкир бывает,что бы очередные холопы назвали себя тартарами.
Фашистский бред про башкира Чингис-хана и холопов-татар очень показателен п оучителен для татар башкирофилов и сторнников братства с башкирами. Не братья они нам, а враги.
Чтобы было ясно читателям, кто и когда написал башкирский эпос, надо ознакомиться с уголовным делом М.Бурангулова, находящимся в УФСБ РБ. Как известно, Бурангулов М. арестовывался несколько раз со стандартной формулировкой «националист и враг народа», либо в связке с националистами. В данном уголовном деле есть три протокола допроса М.Бурангулова, где он подробно рассказывает, как писал свой «Урал-Батыр», когда пришла ему в голову идея написать этот «эпос» и как он придумывал сэсэнов, со слов которых он и написал якобы этот «исторический» эпос. И эти протоколы — не секрет.
С уголовным делом неоднократно знакомились родственники М.Бурангулова, которые сегодня в частных беседах признают, что именно он написал этот «эпос» в середине 20-х годов? Поэтому не сохранился этот эпос в истории России и про него ничего не слышал профессор Кузеев Р.Г., который несколько десятилетий собирал фольклор и шэжэрэ башкир?
Но есть в уголовном деле еще одна изюминка, неизвестная читателям. Оказывается, М.Бурангулов был «***отом» НКВД и немало сдал своих подельников НКВД и МГБ. Его непродолжительные отсидки всегда сопровождались преданию суду башкирских националистов, что легко установить по датам, когда Бурангулов М. сидел под следствием и когда проходили суды над башкирскими националистами.
Историки и специалисты знают, что было в то время арест любого человека и даже аресты высших военных начальников РККА, первых секретарей обкомов ВКП(Б), директоров заводов и даже членов политбюро?
Сам факт ареста с формулировкой «враг народа» и «националист» был гарантией расстрела либо лагеря на длительный срок. Однако наш непотопляемый М.Бурангулов пережил несколько арестов и, пожалуй, единственный в СССР избежал расстрела, несмотря на предъявленное тяжкое обвинение?
Этот эпос был идеологически «вреден» для советского строя. Поэтому Бурангулов попал под репрессии (хотя позже естественно был реабилитирован). Была поставлена задача очернить эпос и все, что с ним связано. Под пытками люди признаются в чем угодно и их родственники естественно.
«Придумывал сэсэнов»
Сэсэны были всегда у башкирского народа, если не знал.
И не надо чушь про свои протоколы, органы могут их состряпать тысячами.
п.с. Если это тот фашик, то ты действительно больной, как все говорят.
Карагай, не надо передергивать.
Каримуллин нигде не писал о том, что язык ацтеков произошел от татарского. Он показывает параллели между языком ацтеков и тюркскими. Причем это не он первый начал, есть англоязычные источники аж 19 века.
Академик мажитов с его полуторатычелетним городом башкорт чем лучше башкирских дерби на львах?
————-
Тем, что город есть. В Казани по куда меньшим основаниям справили 1000-летие Казани — и, наверное, правильно сделали (для горожан). Он мог называться не Башкорт? Конечно, название — это же гипотеза, не более. Пока безальтернативная. Но как называлось то, чему мы в Казани справили 1000 лет, мы тоже не знаем.)))
Он показывает параллели между языком ацтеков и тюркскими.
————-
Угу. А Галлямов между башкирским и курдским. А Кандыба между этрусским и русским. И тэ дэ.
швецову. …И не надо чушь про свои протоколы, органы могут их состряпать тысячами.
———
Эту чушь не органы стряпали, а сам Швецов. Насчет адекватности — не знаю, сам сомневаюсь. Что уличен в патологической брехливости, проще — лжи, клевете и сутяжничестве — то факт.
Чем занимался кучумов? Карьерой занимался
———-
И сейчас занимается. Просто решил, что пора на другую лошадку ставить. Но по использованию такие никому не нужны. Думаю, убедится.))
А я Вахитову верю. Читал его очень интересные книги:»Пчелы и люди»с рисунками XVIвека,»Под крыло двуглавого орла»,»Шежере Салавата», От Урал-батыра до Салавата Юлаева».Несмотря на то,что он высказывает в своих книгах неординарные идеи, никто его не опроверг.Насмехаться то можно и над собственным пальцем, а ты Яушев что написал серьезного? Или лишь поливаешь желчью все башкирское?
да ребяты вы даете…про негров-башкир-гениально.давно такой ха-ха не ловил.а вообще если серьезно-по ним давно психушка плачет,но нет таких лекарств-глупость неизлечима
и еще одно стороннее наблюдение,т.сказать…ругаетесь все интересно,прям до ненависти порой,а ведь игра ума присутствует!ну и тупых сразу видно,но для разбавы…башиков жалко-ни читали-ведь ни-хрена!одна ненависть,порожденная ущербностью.а вообще все это у гашека в швейке, и у твена в г.финне описано!национализм-свинство!есть ум и порядочность.либо нет………
пипец
Понятно, в общем, как «башкирского» или «булгаро-татарского» КИНа или даже ДИНа получить и стать «выдающимся историком»: напиши хоть какую ахинею, но так, что якобы «булгаро-татары» и «башкиры» ездили на львах и динозаврах и «побеждали монголо-татарских захватчиков». Но только при одном условии: обязательно еще в «научных трудах» должно быть еще утверждение того, что ТАТАР НЕ БЫЛО КАК НАРОДА вообще в истории. Мол, вместо татарского народа в истории «татарами» называли всякую нехорошую братву — «сословие» то есть, по-научному. И ВАК с удовольствием утвердит сию «степень научную». А что, так и получали, и получают…
И так же статьи пишут и книги за счет налогоплательщиков печатают «выдающиеся историки».
А были ли татары в истории как народ, и что это за история татар была, так тщательно скрываемая от нас веками, ТАТАРЫ сами смогли установить, «проделав колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту»
http://tartareurasia.ucoz.com/publ/pismo_otzyv_ot_rg_galimova_na_knigu_gr_enikeeva_quotpo_sledam_chernoj_legendyquot/1-1-0-7
и печатают на свои средства книги, обошлись все же без помощи академических историков, учеников романовских и большевистских историков-идеологов, которые «до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа»http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
Также на средства татарских подвижников основана серия «Татарский след в истории России и Евразии». Скоро вторая книга серии выйдет, Алла боерса.
Первая книга серии здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ
С таким воодушевлением читал про эпос «Урал батыр», готовился к НПК. Увидел ваши комментарии и … Взрослые, вы что творите?! артур Идельбаев, не нужно заниматься межнациональной политикой! Мне стыдно за вас.
Философские взгляды древних башкир в эпосе урал батыр
за что вы так не любите башкир???
My brothers, enough is enough!
УРАЛ ОН ЖЕ……….
НАСТОЯЩИЙ ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК не библейский
В книге УРАНИЯ США 1955 года И родился уних мальчик это был человек
«ЗАВЕРНУТЫЙ » в покрывало.
УРАЛГАН — ЗАВЕРНУТЫЙ с башкирс. — первый человек
УРАЛ БАТЫР — эпос башкир
УРАГАН — ветер
ХУРАКАН — главный бог индейцев АМЕРИКИ
ЕЛСЕ — ветренник башкирск.
ВЕЛЕС — бог русов
АУЛИЯ — святой
АВЛИЯ
АВЕЛЬ — библейский персонаж брат каина
АХУРА — мифы иран
АСУРА — мифы индии.
АШШУР — бог ШУМЕР
АДАД — бог ветра ШУМЕР
ИШКУР — бог ШУМЕР
МАРДУК — бог богов Аккадско- Шумерск
МИТРА — бог иран индия
УР АН — УР высший АН разум БОГ к УРАЛУ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ
ЭРЛИК — бог поземного царства мифы Алтай.по навету ШУЛЬГАНА
ЛЮЦИФЕР — несущий свет .В новом завете «утренняя звезда сравнив. с иисусом христом
ЭНЛИЛЬ — гл.бог ШУМЕРОВ бог горы ветров ,повелитель наводнений.
ЭР СУ — божество мифы Алтая.
ОРЛОК — семя с башкирского ЕМ — зерно
ЕМ — ИИМА бог ИНДУСОВ
ЕМ СУ — божество ЕМ семя СУ вода /вода для семени т.е. ДОЖДЬ/
ЕМС
ЗЕВС — громовержец , бог плодородия /т.е.ДОЖДЬ/
ЕМХЫУ — башкирск.
ЕМХУ
ЯХВЕ — бог евреев роняющий молнии и дождь.
Дождь уничтожает семена превращая их в растения .УНИЧТОЖАТЬ — КЫРЫРГА башк.
ЕМ КЫР — уничтожатель семян
ЯМГЫР — дождь башкирс.
ДАЖДЬБОГ — бог русов.
ЕНГИР
ТЕНГИР
ТЕНГРИ — бог плодородия /МАХМУТ КАЖГАРИ/
ENG — ENGLAND — Англия
ТИНГРИ
ФРЕЙР ИНГ — бог плодородия скандинавов
ИНКИ — индейцы АМЕРИКИ.
ВИШНУ — бог ИНДИИ
ОСИРИС — бог Египе
яушев гнлой! Тфу на тебя гниль, тухляк!
Яушев потомок мурз ашкеназов.Гнилая душенка.
Яушев захлебнись в своей желчи!
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!