Юлаев Салават на мой личный взгляд

Как известно, Салават Юлаев был сподвижником Емельяна Пугачева. Последний согласно приговору суда по российским законам признан преступником, и его сподвижники тоже. В документе под названием «Военно-походный журнал командира карательного корпуса подполковника Михельсона И. И. о боевых действиях против повстанцев в марте — августе 1774 г.» они называются «злодеями». А.С.Пушкин в «Истории Пугачева» и С.Т.Аксаков в «Семейной хронике» открыто называют их не иначе, как «бунтующей сволочью».

Однако, полагаю это (наличие нелицеприятных эпитетов в литературе) еще не повод формировать отношение. И поэтому я просто попытаюсь на основании рассуждений и приведенных фактов поставить вопрос о том, считать ли Салавата Юлаева даже не столько национальным героем, сколько символом того, ради чего он имеет честь составлять ключевую часть герба. Если бы он был просто литературным персонажем, то я бы вообще не касался этой темы, ведь я – не башкир и не мне судить о том, какие национальные герои должны быть у башкир. Однако памятник С.Юлаеву – это составная часть герба РБ, а герб – это часть символики РБ, а в РБ я живу. И я вправе поставить вопрос о том, кто же изображен на гербе республики, в которой я родился Если речь идет о былинном Салавате народных сказаний, то я не против, но я же собираюсь рассмотреть вести речь, имея в виду реального человека по имени Салават по фамилии Юлаев, сына Юлая Азналина, жившего в 18-м веке.

Предлагаю сразу отбросить такие высокие категории, как справедливость, народное счастье, добро и тому подобное. Они, как звезды — сияют над нами, но непознанны и каждый сердцем определяет их значение. Здесь же нужно нечто более объективное.
Давайте попробуем вопрос поставить так: каковы должны быть атрибуты героя, если можно так выразиться, то есть те реальные качества, проявляемые что называется на деле, за которые героев чтут.

Я так полагаю — это, как правило: простонародное происхождение (то есть из его низов);богатырский вид; аскетизм; военная доблесть; служба отечеству; преданность идее; всенародная любовь; нестяжание; самопожертвование; мученичество.
Все это должно быть присуще не просто герою, производящему «совершение выдающихся по своему общественному значению действий…,требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию»(БСЭ,т.6,с422).

Если речь идет о былинном Салавате народных легенд, то разумеется все это ему присуще. Но реальный Салават настолько же героичен, насколько, например, свят Владимир «Красное Солнышко» или божественен Саббат.
Причем, если верить писателю-публицисту Нефедову, определенную роль в популяризации самого себя сыграл…сам Салават: «башкирские песни, распеваемые в честь Салавата, одни сложены народом, а другие самим Салаватом». Это пишет человек, написавший, например такие строки: «По силе, ловкости и умению владеть оружием не было равного Салавату. Он первый джигит; ему нет соперника в единоборстве; он пойдет один на медведя и притащит убитого зверя на спине домой. А во время празднования сабантуя кто обгонит всех товарищей, раньше других прискачет в аул и в награду за удаль получит шелковый платок из рук первой красавицы? Салават! Сила в нем проявилась очень рано… Но Салават — представитель не одной грубой физической силы. Он — ученый и поэт. Он знает коран и шеригат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны.»( Ф.Д.Нефедов ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ БАШКИР ПЕРЕД ПУГАЧЕВСКИМ БУНТОМ; САЛАВАТ, БАШКИРСКИЙ БАТЫР*(1880 г.).narod.ru) Т.е. Нефедов был явно не расположен подвергать Салавата критике.
Таково мое мнение. Прав ли я судите сами. Что ж, приступим к исследованию.

Салават Юлаев родился он в семье старшины Шайтан Кудейкого Юрта(ныне Салаватский район) Юлая Азналина(для облегчения задачи примем год рождения 1754-й как наиболее желанный для многих его биографов- летописцев)». В Уфимской провинции, по сибирской дороге, в горном ауле Юлаеве, Шайтанской волости, жил башкир, по своим способностям и положению личность очень выдающаяся; звали его Юлай Азналин. Это был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный; он пользовался общим уважением со стороны башкир и несколько раз кряду занимал, по выборам, должность волостного старшины.»

Как видим, Салават родился в далеко небедной семье и даже уже в 18 лет Салават познал власть (пусть даже ненароком) — остался за главного, когда отец отправился подавлять бунты мятежных калмыков и поляков. Это о происхождении. Теперь об аскетизме (или его отсутствии).
Когда его арестовали 22.11.1774г-ему было 20 лет он уже имел 3 жен, 2 сыновей, а дочек даже никто и не учел (предполагается, что и они тоже были). Если учесть, что война не располагает к бракам, что сам Салават все же не находился постоянно в своем Юрте(приезжал так сказать «зализывать раны»), то скорее всего 3 жены появились уже в 19 лет! Нефедов полагает, что та самая Зюлейха, которой он писал «Зюлейха, несказанно люблю я тебя, растерял все слова, погибаю, любя» была одной из 3-х жен, которые (по его словам) появились после того, как ему исполнилось 17 лет:
«Семнадцати лет Салават женился. За первой женой скоро в его дом вошла и другая. Обе жены к концу первого же года подарили ему по сыну. Салават любит своих жен и малюток. Он доволен и счастлив.»

И еще, некоторое время спустя:» Разве опостылела ему красота Зюлейки и Буранбики, разве чья новая краса влечет к себе пылкого юношу? Да, Салават успел полюбить одну девушку, но он не разлюбил и жен…»

Как он выглядел? Это, конечно, загадка. В воображении рассказчиков легенд – ненамного меньше, чем на постаменте, что стоит в Уфе на Случевской горе. Лишь чуть — чуть. «Во многих произведениях устного творчества подчеркивается огромная сила Салавата. Правда, фольклору свойственно гиперболизировать героев…» (Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра.Йешлек.ру). На самом деле: «Именная опись», составленная Уфимской провинциальной канцелярией при отправлении в Рогервик, дает некоторое протравление о внешности Салавата: «..ростов дву аршин четырех вершков с половиною (около 164 см -примечание автора), волосом черен, глаза черные.»( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра. Йешлек.ру). Про телосложение ничего толком неизвестно, однако «будучи небольшого роста, он обладал, вероятно, большой физической силой. Косвенно об этом можно судить по тому, как быстро после тяжелых ранений (под Оренбургом, Кунгуром, Осой) Салават вновь оказывался в строю. При это он почти «не слезал с седла». Наконец, сколько нужно было сил, чтобы вынести семимесячный допрос, а после тяжелейшую экзекуцию.»( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру).Но все ж это предположения и сам автор этой статьи явно путает атлетизм с выносливостью. Вынести два тяжелых ранения во время войны и 175 ударов во время экзекуции действительно нелегко, но говорит ли это о богатырском телосложении и является ли вообще ее показателем (худой, но жилистый человек тоже может быть довольно выносливым, правда худых богатырей я что-то не припомню)? Хотя кто ж может сказать, каким он был на вид…

Объективности ради, не могу не привести описание того Нефедова(не опровергая и не соглашаясь с ним : « Несмотря на свой невысокий рост, он обладал громадной физической силой; от всей его фигуры с широкими плечами веяло чем-то могучим и обаятельным, а в черных, задумчивых глазах светились ум и энергия». Наверно, бюст Салавата, фигурирующий на картинках пособий писался не со слов Нефедова…
Вот описание внешности Салавата у С.Злобина:»Салават строен и не по возрасту высок и широкоплеч». Как видно из «именной описи» (напомню — рост около 164 см), сие мнение как минимум спорно…либо понятие «высок» относительно.

Однако, если о том как выглядел этот воин, судить сложно, то о том, как воевал, все более прозрачно. Он был полководцем. В чем его доблесть? Вот кратко его боевой путь. За год с небольшим боев (октябрь 1773г-ноябрь 1774г) — крупных с полтора десятка- две по-настоящему крупные победы: взял раз Красноуфимск, другой — Симской завод. Много поражений нанес ему отряд подполковника И.И.Михельсона, зачастую бывавший в разы меньше по численности. (Поразительно отсутствие явных знаковых побед в открытом бою, ибо обычно конники плохо брали крепости, но хорошо сражались в поле).

«С августа 1774г «особенно ярко проявился военный и организаторский талант Салавата Юлаева»». В чем? В том, что «царь» уже с Урала ушел, отряд из открытой борьбы он перешел к партизанской (что говорит о его боеспособности). Причем его отряд за 4 месяца (август-ноябрь 1774г) с 3000 снизился в численности до 5 человек, включая командира.»Но не так-то просто было поймать Салавата!»- найти пятерых посреди громадных труднопроходимых Уральских гор действительно непросто. Можно пожертвовать здоровьем или даже умереть в горах зимой. Попытаться найти людей для новых отрядов. Однако если народные массы идти уже не хотят, а в отряде ропщут (а иначе с чего бы распускать его остатки), выход один — «уйти прямо лесом и горами в киргисцы». (Там-то, по пути, ему встретились роковые мишари — Абдусалямовы.)

Однако в отношении военных званий Салават довольно быстро рос — за месяц (с октября по ноябрь 1773г ) дослужился у Пугачева «за храбрость, смелость, умелые военные действия»( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Основные даты жизни и деятельности Салавата Юлаева. Йешлек.ру.) до полковника! За битву под Оренбургом ( который повстанцы не взяли). Что конкретно он сделал, не уточняется.
Зато известно за что Пугачев мог дать чин полковника. Дал одному «контрразведчику» за то, что шпиона раскрыл. Другой раз к нему попал в руки перепуганный пастор-бродяга реформаторской церкви, которому сам Пугачев некогда подавал милости в Казани.

«Юродивый» даже мысленно попрощался с жизнью, но также был произведен в полковники. Правда полка не получил: «Пастор – полковник посажен был на башкирскую лошадь…возвратился в Казань»(А.С.Пушкин, «История Пугачева»), где и раньше скитался. Грабитель заводов по имени Хлопуша также был возведен в полковники. А вот яицкий атаман Зарубин (Чика) – тот, кто осаждал Уфу — стал (ни много, ни мало) графом Чернышевым. То, что деревенские девки становились «фрейлинами» вообще при Пугачеве было обычным явлением. Одну из них он даже хотел сделать королевой…

Однако, перефразируя Суворова, скажу так: плох тот полковник, который не хочет стать бригадиром. С другой стороны кому же не приятно, когда его называют по-царски и берут в объятия.
2 июня 1774 г. За день перед битвой в районе Кигов, на параде Салават назвал Пугачева «ваше величество»: » Подъехав к Пугачеву, Салават сказал: «Это стоит наше башкирское войско, и мы дожидаемся ваше величество»(. Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру). Мустай Карим в своем стихотворении «Нерусский я, но россиянин» даже привел такую подробность, что они обнялись.

Спустя несколько дней Пугачев пожалует Салавату после битвы за Киги чин бригадира, а его отцу атамана округа. Неужели только за военные заслуги?
Но что ж там произошло? Обратимся к «Военно-походныму журналу командира карательного корпуса подполковника Михельсона И. И. о боевых действиях против повстанцев в марте — августе 1774 г.»: «3-го дня июня при выступлении в поход из лагеря, стоявшаго верстах в трех от Кигов, усмотрено злодейская толпа, человек до 1000, к лагерю подходящая под предводительством разных бунтующих старшин и Салаватки, но, видя к бою построенных, остановились. А господин подпо[лковник] приказал несколько зделать выстрелов из пушек, со всею кавалерию сам на них ударил и бежать принудил. Большей половине коннице приказал преследовать, а сам с остальными следовал в подкрепление, приказав л. 193 об. || за собою итти пехоте, а за ними обозу. Злодеи, бежавшие, на две кучи разделились и были преследованы: с левую сторону до реки Ай ротмистрами князем Енгалычевым и Демьяновым, а в правую — майором Хариным, которой за болотными местами, не более двух верст преследуя, возвратился.»

Согласно Михельсону, победил он. Ну не проиграл – точно. Даже сам Салават позже на допросе, признает, что никто (а значит и он тоже) не победил в этой битве. Значит как минимум «ничья». За что звание?
Это не ясно доподлинно, но совершенно очевидно, что реванша не вышло: если Зарубин — Чика реально угрожал Уфе, подступив к ней и осаждая не один месяц, то Салават, решившись взять ее в июле 1774г даже не приблизился к ней ближе 50 верст(. Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру).

Здесь уже правомерно задаться вопросом, а все ли башкиры пошли за Салаватом(т.е. был ли он лидером всех башкир, как нам говорили на уроках ИБ) ?
Ведь не только правительственные войска преградили ему путь, но на «стороне карателей стало выступать много башкирских, мишарских и татарских старейшин», более того «башкирские и мишарские старшины, изменившие повстанческому движению и перешедшие на сторону правительства, зная, как Салават расправляется с предателями, обратились Уфимскую провинциальную канцелярию с просьбой, чтобы отряд Рылеева никуда не ходил и взял под защиту «доброго состояния» людей, «живущих в Елдяцкой окружности».( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру).

Как же Салават расправлялся с «предателями»?
Свет прольет отрывок из того же походного журнала Михельсона:»Майя 30-го(1774г), прибыв к Айнской пристани, нашел оную вызжену и без людей, которые, уповательно, погублены башкирцами, поромы все перерублены а горы на другой стороне реки занеты бунтующими башкирами Алипской * (должно быть Айнской) волости старшиною Тайшем з другими старшинами, которые все были под командою разбойника Салаватки. Сей злодей, набрав шайку воров себе подобных и разгласив, будто бы Пугачев разбил господина подпо[лковника], и за поимку ево 300 рублей обещевая, пришед на Симской завод, выжег, умертвя людей, 102-х человек, некоторых раскаявшихся иноверцов вешал, а других склонял к прежнему злу, присоединял к своей шайке и имел намерение тож самое учинить и на других заводах» (301/206)

Сам Пушкин называл (в Истории Пугачева) Салавата «свирепым».
Не раз встречается в башкирских СМИ его воззвание к осажденным Катавского завода от 10.09.1774г: «Если к нам в плен попадет ваш человек, мы его не убиваем и не причиняем ему увечья. Если же наш человек попадет к вам в плен, вы его арестовываете, а некоторых убиваете. Если бы в наших сердца была злоба против вас, мы могли бы при желании захватить в плен и убить большее число ваших людей, чем вы. Но поскольку в наших сердцах отсутствует злоба к вам, мы их не трогаем. Нам с вами, башкирам и русским, нельзя жить вне согласия и разорять друг друга…».

Однако осажденные ему не поверили и эта осада так и не завершилась взятием. Было ли основание не верить – судите сами. Как бы осажденные отнеслись к такому современному утверждению: «принимая участие во многих сражениях, полковник пугачевского войска Салават Юлаев завоевал популярность и среди башкир, и среди русских»- пусть ответит, кто уверен.
Вопрос — весь ли народ его любил, так же – на суд читателя.
А чтобы легче было разобраться приведу еще кое-какие цитаты из источника И.И.Михельсона:

«Башкирские старшины Алибай Мурзагулов268, Ибраим Мрясов, Аиса Якупов и Каиб Знехбетов явились с повинною 269, обещевая истреблять злодеев, и всякой почти старшина обязывается набрать войска и следовать, куда им повелено будет. А старшина Дидряс Муллакаев чрез оных старшин доносит, что он, заслуживая свою вину, старается поймать злодея Тарнова 270, делающаго в близости Бакалов великие разорении, чего ради, и не мог поспешить с ними с повинною. Старшина Мурадим Абдурахманов, бывшей в Уральских горах с толпою, получа манифесты, сам и его сообщники в домы свои возвращаются 271./199»
«Господин майор Тютчев отменно рекомендует в храбрости и усердии мещерядского старшину Салтан Мурата Янышева, которой и ранен копьем в ногу; мещерядского предводителя Сулеймана Мустафина, депутата Абоилаема Максутова, башкирскаго старшину Шарыпа Каипова, которой пред сим был послан для публикования манифестов и, быв пойман злодеями, претерпел великия мучении с потерянием всего своего имения. л. 187 об.|/200»

«С нашей стороны убито чюгуевской казак один, белых гусар один, мещеряков 5, башкирец один./202(битва у дер.Ерал)»
«Господин подпо[лковник] штаб-, обер- и унтер-афицерам также и башкирским старшинам отдает справедливость./202»
«Господин подполковник с намерением распустил в домы команды своей иноверцов, на которых мог надеется и которые, будучи на многих сражениях, добыч себе получали. Сие произвело довольную пользу и команда господина подпо[лковника] иноверцами ежедневно умножается./211».

Итак совершенно очевидно, что против башкира Салавата воевали башкиры и число и представляли силу, способную по крайней мере, совместно с «федералами», не подпустить его к Уфе. Так что отношение населения к повстанцам было как минимум неоднозначное (положительное, как нам говорили в школе), а «проще» сказать — сложное.
Но тогда вопрос такой возникает: а был ли тогда Салават лидером всех башкирских повстанцев или он был одним ИЗ «полевых командиров»? Нефедов прямо дает понять, что он думает по этому поводу, когда пишет о каком-то всебашкирском сходе, на котором все делегаты единогасно попросили Салавата:» — Веди скорей! Мы все за тобой…» (Ф.Д.Нефедов ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ БАШКИР ПЕРЕД ПУГАЧЕВСКИМ БУНТОМ; (1880 г.).narod.ru)

Однако, изучая хронику боевых действий однозначно приходишь ко второму. К Пугачеву присоединилось немало равнозначных Салавату мишаро – башкирских предводителей и вот имена некоторых из них : Кинзя Арсланов, Канзафар Усаев, Ильчигул Иткулов, Сулейман Кусекеев, Адил Бигашев.
Даже когда Пугачев оставил Башкирию и взял Казань, ему помогали вполне серьезные силы башкир, успевших попасть в анналы и там: «Башкирцы, не смотря на строгие запрещения Пугачева, били ногайками народ и кололи отстающих женщин и детей. Множество потонуло, переправляясь вброд через Казанку.»(А.С.Пушкин. История Пугачева).

К карателям, смею заверить, отношения населения в целом тоже было неоднозначным ( а не тотально негативным, как нам говорили на уроках).
Вот на вопрос, весь ли народ боялся карателей ответит тот же писарь Михельсона: «Господин под [полковник] по причине встречающих его целыми деревнями и прибегающих с сторон, с раскаянием просящих прощение, уповает, что все жители в той окрестности, кроме ушедших в горы башкирцов, в скором времени придут в прежнюю тишину и повиновение.»

А вот к чему сводились как правило действия карателей:» Из военнослужащих господин под[полковник] лутчих, вооружа, при себе оставил, а дворцовых и экономических и дворянских крестьян, также татар и башкирцев отпустил в домы, сделав им всем увещевание; крестьян же, имеющих жилища свои во отдалении, и морских отставных салдат 106, мужиков заводских 548 человек в город Уфу приказал отправить; выборнаго села Чесноковки по доказательству уфинских жителей, как главнаго бунтовщика, и одного из башкир, ему подобнаго, определил повесить, трех приказал высечь кнутом, а иные под крепкой караул в город Уфу отданы.» Это к вопросу о народной любви и был ли Салават Юлаев лидером всех башкир, а заодно и попытка ответить, почему же чаша народной поддержки склонилась от мятежников к правительству.

Но как же встретились Салават и Емельян? Вот что говорит аннотация к Памятнику на ул.Гафури: «Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил горячего коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Показан решающий момент в жизни Салавата. Приняв смелое решение, он примчался к своим товарищам и обращается к ним: «Я иду к Пугачеву!» «.( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Аллея славы .Йешлек.ру).

Но есть и другая версия. «Уже 5 октября 2500 пугачевцев осадили Оренбург. Обеспокоенная этим обстоятельством Екатерина II направляет для подавления восставших правительственные войска под командованием генерала В. А. Кара… С этой целью Уфимской провинциальной канцелярией были разосланы распоряжения, в которых говорилось, чтобы «…башкирские старшины отправили от себя башкирцев на вспоможение верным войскам против проявившегося тогда злодея Пугачева и его толпы, который чинил нападения на Оренбург и разорял другие тамошние селения». В октябре 1773 г. такое распоряжение получает Юлай Азналин. Кого назначить командиром? Сына? Но ведь есть более опытные воины. И все же старшина останавливает свой выбор на Салавате… На прощанье Юлай передает сыну заслуженный им за храбрость в Польше «знак», и Салават во главе отряда в 80 человек (по другим данным 95) направляется к месту сбора сводной башкирской команды — на Стерлитамакскую пристань. Через 15 дней — отряд Салавата прибыл на место назначения. Здесь уже были и другие отряды — всего 2355 человек. Сводный башкирско-мишарский отряд во главе с князем Ураковым и старшиной Кыркули-Минской волости Ногайской дороги Алибаем Мурзагуловым (Элви), предназначенный для оказания помощи карательному отряду генерала Кара, был направлен в деревню Биккулово (в 70 верстах от Оренбурга). Однако, как впоследствии показал Салават, «не доезжая оной с версту», встретили их пугачевцы, «в дву тысячах или более, при которых были пушки (отряд пугачевского атамана А. А. Овчинникова), и их всех, атаковав, держали до сумерек… Овчинников отправляет Салавата с прочими в Берду (ставку повстанцев) к Пугачеву, который, «будучи в оной крепости, приводил их к себе в службу». По этой версии присоединение прошло по схеме: бой-пленение-пропаганда-переход на сторону врага.

Причем возможно, что один из аргументов этой пугачёвской пропаганды были факты казни начальников побежденных воинских подразделений, не захотевших перейти на сторону мятежников – например Билову в Татищево живьем содрали кожу и выдрали сало, которым замазывали раны. В том же Татищево «Все офицеры были расстреляны. Несколько солдат и Башкирцев выведены в поле и расстреляны картечью ( А.С.Пушкин. История Пугачева). Одним словом «выбирай, но осторожно, но выбирай».

Впрочем, есть еще один «аргумент»: «Башкирцы, взволнованные своими старшинами (которых Пугачев успел задарить верблюдами и товарами, захваченными у бухарцев), начали нападать на русские селения и кучами присоединяться к войску бунтовщиков»(А.С.Пушкин. История Пугачева).
Мне как-то писали на одном форуме, что Салават мог бы преспокойно проводить время в Юрте, не искать счастья в повстании. Но как? Неужели Пугачев бы его отпустил из плена? У Салавата было 2 пути. Что он выбрал, между присягой императрице и верной смертью или жизнью, предательству империи и службе самозванцу, от которого после ареста отрекся, известно.

За что воевал Салават, почему перешел к Пугачеву? Может взявший на себя роль его апологета Нефедов подскажет?
Читаем: «— Отец! Правда, правда! — кричит Салават, не в состоянии более сдерживать чувства страстной деятельности, охватившего все его существо. — Царь (имеется в виду «Петр 3-й») на Яике, собирает людей. К нему на помощь!..
— Подождем новых вестей, сын!
— Не хочу! Слышишь: не хочу! Царь без нас возьмет престол».

Ну а если рассуждать более серьезно, то Пугачев сотоварищи (в том числе Салават) обещали пролетариям свободу и от этих перемен даже ни в чем не повинные помещики (например аксаковские Багровы – литературные отражения его родни) убегали как можно скорее прочь, а кто не успел, те истреблялись по классовому признаку (если не ошибаюсь сие явление называется «стратоцид»).
Перейдя к Пугачеву, он чуть больше года воевал на его стороне, а когда был схвачен, то:

«Мужественно вел себя Салават во время следствия»! С самого начала он утверждал, что участие его в восстании было будто бы случайным и вынужденным»».( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру). А как же парад у Кигов за полгода до того? Слова «это стоит наше башкирское войско, и мы дожидаемся ваше величество» были случайными и вынужденными? А объятия, о которых писал Мустай Карим?

«Отрицая предъявляемые ему обвинения, он признавал лишь то, от чего было невозможно отказаться» «.( Copyright © Anastasia Philippova 2004-2006. Славный путь батыра .Йешлек.ру),надеясь на то, что избежит смертной казни. Вот письмо Салавата к дяде: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет. Мы ж, еще бог благоволит, находимся в таком чаянии, что казнены не будем, потому что ныне и казнь оставлена». Он как видно не просил у Бога достойной смерти и сил следовать идее до конца, даже пред лицом смерти, дилеммы свобода или смерть для него тогда не стояло.

Хотя вот Адольф Шикельгрубер. Он же Гитлер, которого не принято считать героем, говорил в Рейхстаге в 1-й день 2-й мировой войны: «Поражения я не переживу». Я не хочу сравнивать персонажи – речь идет о подходах и степени самопожертвования…
А жизнь Салавату сохранили, и детей отдали в относительно хорошие руки.(ср.экзекуции большевиков над «врагами народа»).
Да, конечно, его били не раз и не раз разрывали ноздри и клеймили, сослали на каторгу — и это было сложно вытерпеть.
Однако если учесть то, что он писал домой и на что надеялся, чего опасался, это ли худший для него вариант?
А попав на каторгу, он дожил как минимум до 1800 года(до 46 лет, прожив там 26), имел возможность писать стихи и надеяться на свободу(!): «Ты далеко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега. Но весною растают снега, Я не умер, башкиры!» (не пожелал бы каторгу и врагу, однако сравните положение 3 млн. советских военнопленных в нацистских концлагерях- могли ли они там, в тех условиях писать стихи, протянуть 26 лет и надеяться на свободу?).

Конечно, на уроках по Истории Башкирии нам говорили, что Екатерина 2-я была плохой императрицей,.. Но вот только мне не дает покоя такой вопрос – что было делать ей с одним из предводителей восстания – вполне серьезного восстания, которое грозило перерасти в общероссийский бунт и лишить ее жизни (как это потом было с Марией Антуанеттой)? И что сделали бы с ним 99 процентов других монархов на ее месте?
Почему-то вспомнились слова А.И.Деникина («Путь русского офицера»): «Старая русская власть имела много грехов, в том числе подавление культурно-национальных стремлений российских народов. Но … невольно приходишь на мысль, насколько гуманнее был этот «кровавый царский режим»… в расправе со своими политическими противниками, нежели режим большевиков…»

Почему я помянул большевиков? Да потому что они считали Крестьяскую войну 1773-1775гг одним из предвестников Гражданской 1918-1922гг и при них началось почитание С.Ю. на официальном уровне: « Крестьянская война 1773-1775 подов, в которой башкирский народ сражался против угнетателей вместе с русским народом, кончилась поражением. Но она нанесла серьезный удар по феодально-крепостническому строю.»( www.oktb.ru История)

Что ж, для кого он герой, для того герой. Пусть чтут его со всеми почестями – я не возражаю. Однако в РБ, кроме башкир живут десятки национальностей. Правомерно ли навязывать другим этносам культ этой личности (занося в герб РБ и преподнося это в школах НЕ ТОЛЬКО БАШКИРАМ по общему курсу Истории Башкирии), если героизм ее весьма сомнителен?
Не ставил задачи никого обидеть. В чем не прав — докажите и я признаю.
Это вполне даже может повлиять на мое отношение и изменить мнение — я не поставил точку в отношению к Салавату.

Нилмар Белфорт, http://www.proza.ru/2009/03/14/675

23 комментария Юлаев Салават на мой личный взгляд

  • Аноним

    двуликий подлец незаметно превращается истерика-провакатора.от башкир открестился,слава Аллаху,надеется на справку из 6-й палаты?

  • Дамир

    Вы имеете в виду автора этого труда Нилмара Белфорта? По-моему, он очень тактично и доказательно пишет. Если у кого то есть контрдоводы, пусть напишет, опровергнет Белфорта, размажет по стенке. Зачем же переходить на личности.

  • Cеня

    Замечательная статья! Проливает свет, разгоняя мрак невежесва в котором ангажированные сказочники в комфорте и довольствии выдумывают «историю». Видимо вот им то это точно не понравится. Нет им не за Салавата будет обидно. Им просто бесконечно нравится их доходное место.

  • Бывший уфимец

    Коллеги, обратите внимание, даже коммунисты не догадались поставить памятник Пугачёву! Всё от того, что у этой национальности тяжело с личностями, яркими личностями. А повсеместное насаждение башкирского языка, видать уже агония. Нечем башкирам гордиться. Народный поэт М.Каримов (Мустай Карим) и тот оказался татарином. На их языке не напилано ни «Иллиады» ни «Евгения Онгеина» ни даже «Yesterday». Комуняки оставили нам бомбу замедленного действия в виде национальных республик. Если у нынешнего руководства России не окажется политической воли вернуть страну к самому гуманному адм.терр. делению на губернии, то узколобые националисты заведут регионы в тупик. Мне всё равно кто по национальности будет следующий руководитель Башкирии, но самое главное, он должен быть человеком порядочным.

  • Татарва

    Согласен, команда Рахимова, да и вся башкирская элита все делают для дискредитации идеи национальных республик. Теперь уже нацреспублика воспринимается, как инструмент для насаждения национализма, подавления других, не титульных народов.

  • Аноним

    только свободный народ помнит и почитает своих народных героев.а рабам нравятся памятники царям,палачам-которые гнобили их предков.да холопство татарвы-это надолго!

  • Аноним

    не обращай внимания на яуша-который научился из текста преподносит то что хочет сам сказат-такие нам нужны,что бы историю знать и помнит.

  • Фанис

    Уважаемый коренной Аноним. Ты давай опровергай доводы статьи. Что ты все время кидаешься на людей. Возможно ты вынужденно признаешь правоту автора статьи, сказать по существу против ничего не можешь, вот и начинаешь: а у тебя зубы не чищены, а от тебя ушла жена и т.д. Причем тут личность автора, тем более того, кто разместил материал. Не яушев — так другой мог разместить. Ну и что?

    Сайт — это зеркало. Что есть — то и показывает. Не нравится — не смотри.

  • гизон

    фанису. На любую вещь можно посмотреть с разных сторон. Дождь не только приносит урожай, но от него можно промокнуть, солнце не только согревает землю, но и может засуху принести и тп и тд. всем не угодишь. Также и с людьми. Любого человека можно повалять в грязи, чем и занимаются всякие неудачники, бездари и чморики. Давайте ваших героев пообсуждаем, поваляем…)) только есть ли они?))

  • Карагай

    Давно «аргументы», причем куда авторитетнее Нилмаровских разобраны, сколько можно:
    http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=87
    http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=86
    http://www.rb21vek.com/index.php?cstart=5& — Салават: бой после смерти.

    Данный же опус разбирать просто скучно — он сам себе противоречит, вот посмотрите каждый абзац внимательно. И непонятно, с кем спорит — с писателями 19 века, что ли? Нефедов — это не историк. А если уж заинтересовался историей, будь добр прочитай что-нибудь кроме литературного сборника Рахимкулова.
    Коснусь здесь только одной нелепицы: «Итак совершенно очевидно, что против башкира Салавата воевали башкиры и число и представляли силу, способную по крайней мере, совместно с «федералами», не подпустить его к Уфе. Так что отношение населения к повстанцам было как минимум неоднозначное (положительное, как нам говорили в школе), а «проще» сказать — сложное».
    ————-
    Сложное-то сложное. Но соотношение хорошо известно: из 1400-1500 человек башкирской «старшинской верхушки», в том числе 113 волостных старшин, только 9 (девять) выступили против Пугачева (и вообще всего башкирских 54 двора не приняли участия в этом движении) (Гвоздикова И.М. С.185,304-305).
    Т.е. Кинзя, Салават и Юлай были представителями общенародного, по сути, движения. Их противники из башкир, вроде Кулуя Балтачева, составляли несопоставимо меньший процент.
    Но и это не все. Нилмар даже не заметил, что за ФИО он цитирует. Алибай Мурзагулов (тархан Элви), например – это как раз башкирский военачальник, в составе отряда которого сотня башкир Салавата перешла на сторону Пугачева. (Самостоятельным крупным вождем с отрядами по 3 тыс. бойцов Салават стал уже позже, по рекомендации настоящего вождя всех башкир и инородцев в целом в пугачевщине — Кинзи абыза Арсланова. Канзафара Усаева он же рекомендовал, кстати). Т.е. Алибай, как и большинство прочих старшин, получил ярлык на «прощение» (амнистию, так сказать) уже вдоволь поучаствовав в мятеже, тогда, когда воевать стало, в общем-то, не с кем, и с этими ярлыками они получили возможность разъезжать по всему краю со своими отрядами, с тем же оружием, которым служили Пугачеву, восстанавливая элементарный порядок. С тем же Алибаем, Туктамышем тарханом Ишбулатовым и т.д. Салават состоял в самой уважительной переписке. Так что никакого конфликта здесь не было.
    Разница в том, что Салават отказался последовать их примеру и принести повинную, когда ему лично предлагал это Потемкин. Это – поступок, не достойный героя?

    Более того, челябинские историки, Г.Самигулов и В.Боже, например, выявили тенденцию, когда башкирские отряды продолжали брать заводы, но теперь уже под знаменами царицы – точно так же (и те же), как они это делали под знаменами «царя». Там, где эти заводы не защищали сами башкиры, конечно. Когда сами защищали, никто их не трогал: например, свои рудные прииски знаменитый башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов (основатель Горного института в Питере) защищал сам, собрав «верный» отряд самообороны из своих башкир и набрав вокруг этого ядра крестьян и т.д. Но, вопреки мелькнувшему как-то в Инете невежественному мнению, никогда не выступал против Салавата – зачем ему это? Дело в том, что вся башкирская элита друг друга хорошо знала и роли распределяла грамотно. Исключение – когда давние враги встречались, Кулуй против Юлая с Салаватом, например – тогда да, под предлогом гражданской войны расправа могла быть короткая, а веревка нашлась бы длинная.
    Цель башкир была – отстоять свои вольности и по возможности ликвидировать все крепости и заводы, которые стоят вне договоренности с ними. Салават ее отстаивал. Программа-максимум – посадив на престол государя, который их поймет и уважит. Программа-максимум – добившись цели явочным порядком и компромиссом с устоявшей властью. И, по (небесспорному) мнению челябинцев, им это удалось: в обмен на прекращение восстания башкир разоренные пугачевцами заводы и форты в допугачевском масштабе более не восстанавливались. Так что экзекуция над упрямцем Салаватом и его отцом явилась как бы ритуальной жертвой, за которой последовало молчаливое «забвение происшедшего». Это все во-первых.
    Во-вторых – именно наличие противников в т.ч. башкирской национальности показывает, за что Салавата при СССР считали символом Башкирии – он был этнически терпим, воевал с людьми по политическим, а не этническим признакам. В истории башкирских восстаний это – первый прецедент такого рода. Потому и символ.

    П.С. Еще зайду как-нибудь, наверно, забавный у г-на Яушева блог.

  • проверка

    Что, г-н Яушев, проверку не выдержали? Где пост Карагая? ))) Вот они, правдорубы со «Свободы»))) Так и держите.

  • про классику

    Насчет «бунтующей сволочи»: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны. (NB. Класс приказных и чиновников был еще малочислен и решительно принадлежал простому народу. То же можно сказать и о выслужившихся из солдат офицерах. Множество из сих последних были в шайках Пугачева. Шванвич один был из хороших дворян)». А.С.Пушкин, «Замечания о бунте» (Приложение к «Истории Пугачевского бунта», не предназначенное для публикации и представленное лично императору Николаю I). Так что плюясь на «бунтующую сволочь», не забывайте вытирать собтвенную физиономию: большинство – прямые потомки этой самой «сволочи».

  • Карагай

    Давно «аргументы», причем куда авторитетнее Нилмаровских разобраны, сколько уж можно:
    http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=87
    http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=86
    Данный же опус сам себе противоречит, вот посмотрите каждый абзац внимательно. И непонятно, с кем автор спорит — с писателями 19 века, что ли? Нефедов — это не историк. Уж автор заинтересовался историей, будь добр прочитай что-нибудь кроме литературного сборника Рахимкулова.
    Коснусь здесь только одной нелепицы: «Итак совершенно очевидно, что против башкира Салавата воевали башкиры и число и представляли силу, способную по крайней мере, совместно с «федералами», не подпустить его к Уфе. Так что отношение населения к повстанцам было как минимум неоднозначное (положительное, как нам говорили в школе), а «проще» сказать — сложное».
    ————-
    Сложное-то сложное. Но соотношение хорошо известно: из 1400-1500 человек башкирской «старшинской верхушки», в том числе 113 волостных старшин, только 9 (девять) выступили против Пугачева (и вообще всего башкирских 54 двора не приняли участия в этом движении) (Гвоздикова И.М. С.185,304-305).
    Т.е. Кинзя, Салават и Юлай были представителями общенародного, по сути, движения. Их противники из башкир, вроде Кулуя Балтачева, составляли несопоставимо меньший процент.
    Но и это не все. Нилмар даже не заметил, что за ФИО он цитирует. Алибай Мурзагулов (Элви), например – это как раз башкирский военачальник, в составе отряда которого сотня башкир Салавата перешла на сторону Пугачева. Самостоятельным крупным вождем с отрядами по 3 тыс. бойцов Салават стал уже позже. Т.е. Алибай, как и большинство прочих старшин, получил ярлык на «прощение» (амнистию, так сказать) уже вдоволь поучаствовав в мятеже, тогда, когда воевать стало, в общем-то, не с кем, и с этими ярлыками они получили возможность разъезжать по всему краю со своими отрядами, с тем же оружием, которым служили Пугачеву, восстанавливая элементарный порядок. С тем же Алибаем, Туктамышем тарханом Ишбулатовым и т.д. Салават состоял в самой уважительной переписке. Так что никакого конфликта здесь не было.

    Разница в том, что Салават отказался последовать их примеру и принести повинную, когда ему лично предлагал это Потемкин. Это – поступок, не достойный героя?
    СЮ фактически спас Пугачева и превратил раздавленный было бунт в новое мощное восстание. Потом — он не сдавался, когда «Петра 3» уже повязали. В 20 лет завоевать такой авторитет, что за ним шли егеты и батыры, поседевшие под шлемом (до 3 тыс. в личном войске), командовать и подчиняться без помощи гос-ва в воинстве разных национальностей, да так, чтобы о тебе песни слагали… Вообще, сделать свой выбор, причем головой за него отвечая, причем за явно слабейшую сторону — и это в 19-20 лет — этого мало? А вот он его сделал. Потому что на этой стороне была свобода. Поплатившись за это свободой собственной. Зато — по делам и память.

  • Мадьяр

    Я прочел статью Яушева. На основании субъективного мнения малоизвестного журналиста (я узнал о нем только вчера)и делать какие-либо выводы не собираюсь. Посетив его сайты я был очень удивлен. Кто же такому фашисту Яушеву позволяет писать такие вещи. Это же не журналист, это же бомба замедленного действия. Он же вас доведет до гражданской войны. А сам слиняет со своей шайкой в Москву. Делайте выводы господа. Не позволяйте таким журналистам сеять вражду.

  • Азат

    Татары завидуют наличию великих полководцев среди башкир. Ведь ни С.Юлаевых, ни З.Валиди, ни К.Арсланова, ни десятка других полководцев у татар не было. Так пара-тройка человек. Ну не способна татарская нация с оружием отстаивать свои права, только торговать и кляузами заниматься. Чему доказательством этот сайт

  • Наиль Искаков-имею татарско-башкирское происхождение

    Общая информация ко всем!Мой отец был татарским националистом(видимо были причины,не мне судить),у меня в наследство от него осталась соответствующая литература производства книжных издательств г.Казань.В них главными врагами татар откровенно называются русские(причем в открытой форме),да да и в ближайшее время я приведу цитаты из этих источников,с их названиями авторами и издательствами.Там присутствуют «предьявы» к русским за разгром Казани войсками Ивана Грозного(видимо хотят получить материальную компинсацию за судьбу своих предков).Единственные претензии к башкирам-не поддержание антирусских настроений в поддержку «старшего брата».Судите сами.

  • Наиль Искаков-имею татарско-башкирское происхождение

    Очень хотелось бы по дискутировать с господином Яушевым лицом к лицу(всежэ увидеть в живую провокатора-явление историческое)

  • Наиль Искаков-имею татарско-башкирское происхождение

    эй!где мои аппоненты?

  • фарит

    Нилмар! Почему ты многократно ссылаешься в поисках поддержки в оценке Салавата на А.С. Пушкина? Пушкин не очевидец и даже не историк. Он пусть и гениальный но только поэт. Если ценишь его как историка, покажи какие источники он использовал и как хорошо это делает.С. Орлов тоже часто ссылается на Пушкина для подтверждения
    своих мнений, но он и сам не историк, а капитан милиции в отставке.Кроме Пушкина Орлов ссылается на мнения газет (именно газет, а не авторов газетных статей) на данные энциклопедии XIX-го века опять забывая, что статьи в них пишут определённые авторы. Другие авторитеты для Орлова в оценках Пугачёва и Салавата, заморские историки-немцы и французы. Видимо он считает, что на берегах Сены и Рейна события на Волге и Каме 200- летней давности изучать удобнее и плодотворнее.

    При всём старании , Нилмара Белфорта, заявить об объективности в отношении Салавата его позиция заявлена в заключении: Правомерно ли навязывать другим этносам культ этой личности…? Задаю вопрос: «Статуя «Свободы», что встречает всех прибывающих по морю в главный город США. Не оскорбляет достоинство представителей других народов, входящих в состав американского? Почему бы из тех же соображений о равноправии расс и народов, населяющих Америку, например китайцам потребовать сделать этой статуе китайский разрез глаз?
    И почему бы, например, имеющим алжирские корни французам не потребовать переименовать главный аэропорт Парижа имени «Шарля Де Голя»?
    И ещё вопрос Нилмару: Существует ли в той же Франции культ личности, например, Наполеона и что если алжирцам, и представителям других народов проживающих во Франции это не нравится? Думаю, им посоветуют помалкивать по поводу этих своих симпатий и антипатий.
    И ещё, что если им не нравится преподавание во французских школах исторических тем с такими героями как Жанна Де Арк, и они не хотят
    чтобы их дети читали и изучали подвиги разных там «Людовиков» и «Гаврошей»? Что надо менять в этом случае? Школьную программу или место проживания?

  • Нилмар Белфорт

    Уважаемые земляки!
    Совершенно случайно набрел на этот сайт.
    Скажу вам,что удивлен тем,что моя статья была здесь опубликована,но поскольку была сделана ссылка на автора,считаю это нормально.
    Скажу вам лишь одно-я не за правых,и не за левых.Для меня Башкирия-это родина,к которой я испытываю патриотические чувства как к части России.
    И конечно же нельзя не учитывать самобытность населяющих ее народов,особенно такого большинства,как русские,татары и башкиры.
    Своей статьей я не пытался изобразить из Салавата Юлаева монстра.
    Мне непоянтно,почему у большинства тех,кто его почитает сразу с уст срываются оскорбления вместо аргументов и лишь Карагай из тех немногих,кто хоть с презрением,но аргументировал позицию.

  • Нилмар Белфорт

    Тебе Фарит отвечу,хоть ты и спрашиваешь с нервами.
    «Правомерно ли навязывать другим этносам культ этой личности…?»
    Нет,не правомерно и американцы для меня не идеал.
    «И почему бы, например, имеющим алжирские корни французам не потребовать переименовать главный аэропорт Парижа имени «Шарля Де Голя»?»
    Вообще не сторонник называть улицы,города и сады именами людей.
    «Существует ли в той же Франции культ личности, например, Наполеона»
    Я против культа личностей.
    » И ещё, что если им не нравится преподавание во французских школах исторических тем с такими героями как Жанна Де Арк, и они не хотят
    чтобы их дети читали и изучали подвиги разных там «Людовиков» и «Гаврошей»? Что надо менять в этом случае? Школьную программу или место проживания?»
    Мне очень нравится преподавание башкирского,когда это по желанию.
    Сам очень люблю татарский,но из обязательных должен быть только русский-я нас десятки субъектов и должен быть только один в обязаловке,остальные-кто сколько вместит.

  • Нилмар Белфорт

    Уважаемый автор сайта,я попросил бы вас сменить фото на более доброе-я все же не оскорбить башкир хотел

  • Нилмар Белфорт

    Карагаю бы ответил только после конкретных ссылок и не на салаватофилов советского периода типа Гвоздиковой,а на оппонентов,как это сделал я.Или хотя бы нейтральных историков не советского периода.
    Нефедов-не историк,Пушкина там не было.
    Зато Злобин-историк и Гвоздикова все своими глазами видела.
    Я тоже мог бы килограмм салаватофобов процитировать-не стал,апологетские же источники привел.

Отправить комментарий