Башкир лишают истории. Из патриотических побуждений.

Вслед за учеными Татарстана, издающими в семи томах «Историю татарского народа», башкирские ученые так же взялись за написание истории башкирского народа. Тоже в семи томах.

Оставим в стороне научный спор об этногенезе башкир – тюркского они происхождения или же угро-финского (угорского). Башкирские историки сегодня прочно встали на тюркскую теорию этногенеза башкир, только мимоходом признавая и угорский компонент в становлении башкир, как народности и нации.

Правда, отдельные патриотически настроенные ученые, типа Салавата Галлямова, пошли дальше – начали развивать теорию об арийском происхождении башкир. Но самую приятную на слух историю башкир разрабатывает известный башкирский археолог, вице-президент Академии наук РБ, доктор исторических наук Нияз Мажитов. Согласно учению Мажитова, несколько тысячелетий назад башкиры не были кочевниками, были оседлыми, строили великолепные города, имели свою государственность (даже не одну).

При этом он и его сторонники не объясняют: почему же позже башкиры забросили эти города и начали вести кочевой образ жизни. Куда делись эти величественные города? Почему о них не упоминается, скажем, в русских летописях? При этом утверждается, что при добровольном присоединении башкирских племен к Московскому княжеству, на месте современной Уфы стояла резидинция башкирских ханов — город Башкорт, с мощными оборонительными стенами. Самое важное: достаточно в каких либо средневековых картах, трудах лиц, которые никогда не были на территории современной Башкирии, обнаружить надпись, в которой содержится буква «б» или, на худой конец, «п», то сразу заявляется, что она означает слово «башкир».

Конечно, при таком подходе можно написать приятную на слух «историю». В свое время, известный казахский писатель и общественный деятель, автор нашумевшего труда «АЗиЯ», говоря об исправляющих «несправедливую» историю своего народа, писал: «Неистово исправляя несправедливую правду, они ваяли из ее грубого живого тела прекрасный труп».

Что плохого, скажет кто-то, в том, что существуют разные точки зрения на историю. Если это только точки зрения, конечно, ничего плохого нет. Но, когда какая-нибудь «справедливая», но далекая от истины трактовка истории предлагается как официально-верная, то это плохо. Народ лишается реальной истории, попросту истории.

Вашему вниманию предлагаются два сообщения на историческую тему, появившиеся на ИА Башинформ и на одном из сайтов.

Карим Яушев

**********************************************************************
Вопрос о существовании городов у башкир в средние века обсудили на конференции в Уфе

Вопрос о существовании крупного средневекового города на территории современной Уфы и о наличии государственного устройства у древних башкир был поднят сегодня на международной научно-практической конференции «Башкиры в составе Российской Федерации: история, современность, перспективы», проводящейся в преддверии III Всемирного курултая башкир.

Вице-президент Академии наук РБ, доктор исторических наук Нияз Мажитов ознакомил собравшихся с материалами своего исследования, которые дают основание полагать, что уже в IХ – ХII веках башкиры были гораздо более развитым в общественном отношении народом, чем принято было считать долгое время.

— До недавнего времени историками Башкортостана вообще не ставился вопрос о существовании у средневековых башкир крупных городов и государственных образований, — сказал Нияз Мажитов. – У историков, использовавших в качестве источников записи путешественников середины ХIII века, в которых указывалось на то, что у башкир нет своих городов, сложилось неверное мнение о том, что башкиры на момент вхождения в состав Российского государства стояли на сравнительно низкой ступени общественного развития, и элементы родоплеменного строя сохранились у них вплоть до начала ХХ века.

Однако, по словам Нияза Мажитова, имеется немало средневековых свидетельств того, что уже в IХ – Х веках регион, известный арабским путешественникам как страна башкир, был довольно развитым, и у людей, населяющих его, имелись города, которые управлялись правителями – ханами, власть у которых передавалась от отца к сыну. При этом арабские авторы средневековья называют Нажман, Курган и ряд других башкирских городов, которые в то время были уже крупными политическими, торговыми и ремесленными центрами.

Свидетельства арабских путешественников подтверждаются и другими письменными источниками, самыми многочисленными среди которых являются тексты башкирских шежере. В них имеются сведения о башкирских ханах – современниках Чингисхана, которые по полученной у него грамоте правили землями от левого берега Иртыша до оренбургских степей и левого берега Камы. Как раз эту территорию в средние века и заселяли башкирские племена. Наличие таких правителей, руководящих по ведению Чингисхана, означает, по мнению Нияза Мажитова, признание на тот момент башкирской государственности в евразийском масштабе.

Данные башкирских шежере подкрепляются и другими независимыми источниками, например, заметками венгерских миссионеров ХIII – ХIV веков, а также находками выдающихся российских востоковедов ХIХ века Ильи Березина и Владимира Вельяминова-Зернова, которые, исследуя на территории современного Башкортостана тексты надмогильных плит, зафиксировали имена многих башкирских ханов — Тугаш хана, Даут хана, Килик хана и Бай-джура хана.
В своем выступлении Нияз Мажитов привел также данные о городе Башкорт, под которым, как он считает, подразумевается средневековый этап города Уфы.

— Согласно общепринятой версии, Уфа основана в 1574 году, когда после вхождения башкирских земель в состав Российского государства на правом берегу Белой в устье реки Сутолоки первыми русскими переселенцами была заложена деревянная крепость, — сказал Нияз Мажитов. – Однако историческая наука располагает многочисленными достоверными источниками, свидетельствующими о существовании на территории современной Уфы крупного города и в средние века.

Город Башкорт на месте слияния рек Уфа и Белая обозначен на картах многих европейских путешественников ХIV – ХVI веков. Башкорт как крупный золотоордынский город был известен и многим арабским ученым и путешественникам средневековья. Сведения об этом городе подтверждаются также данными и российских историков ХVIII века, согласно которым на месте Уфы раньше мог находиться крупный средневековый город.

ИА Башинформ

*******************************************************************

Ученые обнаружили «письмо» Ивана Грозного башкирам

Документ подтверждает, что царь действительно звал племена вступить в состав России

Эти документы ученые искали не одно десятилетие. И именно в канун празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России поиски наконец-то увенчались успехом.
Дело в том, что до сих пор в Башкирии не было подлинных документов, подтверждающих, что Иван Грозный действительно приглашал башкирские племена вступить в союз с Россией. Все сведения об этом ученые черпали из башкирских родословных — шежере, которые, в свою очередь, очень часто основаны на легендах.

— Когда вышел указ Путина о праздновании 450-летия этого события, я твердо решил найти первоисточники, — говорит заведующий кафедрой археологии, древней и средневековой истории БГУ, доктор исторических наук Назир КУЛБАХТИН. — Я верил, что где-то они все-таки есть.
Для того, чтобы осуществить задуманное, ученому и трем аспирантам пришлось потрудиться в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Жалованные грамоты искали в фонде Уложенной комиссии Екатерины II — в 17- м веке там работали башкирские депутаты. И к одному из своих наказов они приложили копии тех самых жалованных грамот Ивана Грозного.

— Чтобы найти эти грамоты, нам пришлось проделать титаническую работу, — рассказывает Назир Мурзабаевич. — В фонде более 500 дел, в каждом — 1,5-2 тысячи страниц. То есть нам пришлось просмотреть 12-14 миллионов листов!
Случилось так, что именно молодым ученым улыбнулась удача — просидев полтора месяца в пыльных архивах, они отыскали-таки две копии жалованной грамоты.

Позже нашли еще одну копию грамоты — на арабском языке.
Сенсационные находки теперь хранятся в БашГУ. А Назир Кулбахтин готовит к изданию книгу под названием «Жалованные и оберегательные грамоты московских царей башкирам в 16-19 веках». Все документы, которые будут там опубликованы, подтверждают, что в середине 16 века наши предки добровольно вошли в состав России.

ЛЮБИНЕЦКАЯ Ангелина, ГЛУБОКОВСКИХ Елена, 19 мая 2007

14 комментариев Башкир лишают истории. Из патриотических побуждений.

  • Патриот Башкортостана

    Уважаемый Кулбахтин! Уже три года прошло как вы очень ко времени «нашли» требуемые документы. Почему молчите? Почему не издаете? Хотим видеть, восторгаться, проникнуться.

  • историк

    Нияз Мажитов делится сокровенным:

    «Однако, по словам Нияза Мажитова, имеется немало средневековых свидетельств того, что уже в IХ – Х веках регион, известный арабским путешественникам как страна башкир, был довольно развитым, и у людей, населяющих его, имелись города, которые управлялись правителями – ханами, власть у которых передавалась от отца к сыну. При этом арабские авторы средневековья называют Нажман, Курган и ряд других башкирских городов, которые в то время были уже крупными политическими, торговыми и ремесленными центрами».

    О каких башкирских ханах речь? Ведь все те племена, которые позже начали зваться башкирами были под властью трех татарских ханств — казанского,сибирского и ногайской орды.

    Далее он утверждает:

    «Согласно общепринятой версии, Уфа основана в 1574 году, когда после вхождения башкирских земель в состав Российского государства на правом берегу Белой в устье реки Сутолоки первыми русскими переселенцами была заложена деревянная крепость, — сказал Нияз Мажитов. – Однако историческая наука располагает многочисленными достоверными источниками, свидетельствующими о существовании на территории современной Уфы крупного города и в средние века.Город Башкорт на месте слияния рек Уфа и Белая обозначен на картах многих европейских путешественников ХIV – ХVI веков».

    Да, рядом с санаторием «Зеленая роща» имеются развалины летней резиденции ногайских ханов. А про «город Башкорт» какая такая историческая наука располагает «достоверными источниками»? Возможно та, которая культивируется в стенах башкирской академии наук. И только.

  • "историку"

    «..были под властью трех татарских ханств — казанского,сибирского и ногайской орды».

    Вы чингизидов уже причисляете к татарам.)) Была монгольская знать и подвластное население — «тартары». Всех так звали, просто вам понравилось и за вами закрепилось, остальные остались под своими именами.
    Насчет ногаев — они городищ никогда не строили, появились 14-15вв., а потом сгинули. Башкиры к этому времени уже как минимум 700-800 лет были известны. У башкир настолко древняя история, что и городища были, и полукочевничество.

  • Екатерина Некрасова

    А я теперь знаю кто такой епифан зывездоболов!!! Енто измаилов александр рифкатович — житель белебея. он раньше работал в школе учителем — его выгнали за то что приставал к мальчикам — за педафилию

  • ШОМА

    «Насчет ногаев — они городищ никогда не строили, появились 14-15вв., а потом сгинули.»
    можно узнать источник информации?

  • карим

    русские-появились в 16-м веке,смесь славян и фино-угорских народов,принявших православие,позже жители казани прнявшие православие.татары созданы по указу сталина в 1939 году,позже от сталинского произвища отказались народы кавказа-ногаи,кумыки и тд.от произвища татар отказываются мишаре-перепись покажет сколько % из их помнит свои корни?

  • ШОМА

    Выходит дело башкорты еще и не появлялись))

  • Шоме

    Историк Трепавлов В.В. предполагает, что ногаи не строили городищ. Те городища, которые называются ногайскими только предполагаются такими. Вполне может быть, что они построены татаро-монголами. То городище в Уфе относится к гораздо раннему периоду, с 5-6 вв. н.э. История знает письменные упоминания деревянных городищ башкир (Касра, Карукия и др.). За 50-100 лет, я думаю, от покинутых или сожженных деревянных городищ не остается никакого следа. То, что историк Мажитов Н.А. нашел следы такого древнего городища это большое событие.

  • Аноним

    татары созданные по указу 1939 года пишут 7 томов своей истории?ну,уморили

  • дмитрий

    да да башкиры придумали бумагу колесо порох электричество :))))))

  • аскар

    бейбарс славный сын кипчакского рода первые преминел порох.факт отбитый нос сфинкса-любой араб потвердит.

  • Мар

    ты Дема не язь,всеравно БАШ — это Великий народ,который помнит своих племен так же как англичане,а у некоторых не родства не племен не имеется. А вобще то русский язык- это диалект.

  • Усь?

    Диалект башкирского?

  • ахат

    Здраствуйте.В каждом башкирене течет татарская кровь.в умном башкирене,а остальные натуральные башкиры

Отправить комментарий