Личность одного из основателей Башреспублики – Башкурдистана Заки Валиди продолжает будоражить умы жителей Башкирии. Дело не только в наличии в биографии этого человека «темных пятен», как выразился недавно на пресс-конференции глава УФСБ по Башкирии Виктор Палагин, но и в том, что правящая башкирская элита всячески навязывает образ Валиди всему населению, в качестве символа многонациональной республики. Как и в случае с образом национального героя сугубо башкирского народа — Салавата Юлаева, возвеличивание Заки Валиди происходит путем обильного растиражирования его имени в названиях улиц, площадей, библиотек и т.д.
Надо полагать, что именно бум заки-валидианы привел к активизации противников возвеличивания этой неординарной личности. В ряде российских СМИ появились материалы, где утверждается, что Валиди в свое время сотрудничал с главарями фашистов. Депутат Государственной думы РФ Андрей Назаров («Единая Россия») выступил с протокольным поручением комитету Госдумы по безопасности запросить в Федеральной службе безопасности справку о наличии данных о сотрудничестве Ахмед-Заки Валиди с фашистской Германией.
Историк Сергей Орлов, в своем труде «Ликвидация Уфимской губернии. Как это было?» на основе архивных документов показывает нелицеприятные стороны деятельности Заки Валиди в период гражданской войны на территории современной Башкирии. В частности, по приказу Валиди были расстреляны более десяти русских офицеров, не пожелавших изменить белому движению и перейти на сторону большевиков. Таким образом, Валиди устроил, своего рода, небольшой Катынь для русских офицеров, а потом большевики устроили более грандиозный «Катынь» для перешедших по призыву Заки Валиди башкирских белогвардейцев.
Возможно, Валиди был на крючке у ВЧК и, поэтому, служил агентом и Лаврентия Берии. По крайней мере, на пресс-конференции, прошедшей 27 апреля в агентстве Интерфакс-Поволжье, глава УФСБ России по РБ Виктор Палагин, говоря о Заки Валиди, упомянул и о провале операции, проводившейся многочисленными школами Абвера по заброске в СССР, подготовленных там агентов из военнопленных. Возможно, к организации провала приложил руку и Заки Валиди.
[audio:http://karim-yaushev.ru/wp-content/uploads/2010/05/Palagin-o-Zaki-Validi.mp3|titles=Palagin o Zaki Validi]Тем не менее, у общественности Башкирии (и не только) остаются вопросы в отношении личности Заки Валиди, связанные с «темными пятнами» его биографии. Пока же (за некоторыми исключениями, в частности историка Сергея Орлова) спор сторонников и противников величия Заки Валиди напоминает спор Остапа Бендера с ксендзами. «Бога нет», — сказал Остап. «Есть, есть», — сказали ксендзы.
Так, на круглом столе, проведенном 8 января 2010 года в агентстве «Башинформ», посвященном защите имени Заки Валиди от депутата Государственной думы РФ Андрея Назарова и других, все выступающие говорили одно и тоже, в стиле остаповских ксендзов. Нежелание понять или непонимание общественной значимости решения проблематики личности Заки Валиди, демонстрирует директор Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Фирдаус Хисамитдинова. По ее мнению, «все точки над i» должна расставить международная научно-практическая конференция, которую необходимо организовать в связи со 120-летием Ахмет-Заки Валиди. А как же быть с закрытостью архивов или, попросту говоря, закрытостью «досье Заки Валиди»?
Вашему вниманию предлагается видеоотчет с этого круглого стола.
Карим Яушев
афтор ты хто?православный демидов али язычник яуш?потом пиши.
ахтор двуликий подлец.
Можно увидеть, как точно по расписанию выходит дежурный по этому сайту.
Титульным, коренным и республикообразующим: а по существу материала вам нечего сказать?
Интересно, сегодня дежурный по этому сайту из титульных опять по расписанию в 18:57 хамить выйдет?
только яуш против Заки-признанного всеми тюркскими народами ученого.
Дежурный из коренных по этому сайту в этот раз попозже вышел на работу.
Вообще-то, Ахметзаки Валиди Туган как называл себя в своих «дореволюционных» трудах «татарин-мусульманин», так от этого и не отказывался, насколько известно. К тому же Валиди Туган конкретно показал в своих работах по истории тюрок и татар то, что как татары, так и башкиры имеют в основном общих предков: «сообщество племен под общим названием «Карачы», состоявших из племен (кланов) Мангыт, Кунграт, Кошчы, Уйгур, Найман, Салжавыт, Нугай и многих других, бывших опорой ордынских ханов». Говорили эти племена-кланы «на самом известном говоре Дешт-и Кыпчака, называемом «Татарским». И главное, общее название этого «одного конкретного народа, в котором родился Чынгыз-хан, и единоплеменных с ним поколений, было «не иное, как «Татар» (академик В.П. Васильев).
В основном именно за «татарскую» точку зрения, за чингизизм возненавидели Ахметзаки Валиди Тугана «булгаристы» — они первыми подняли хай и раздор, в результате чего и появился раскол среди татар и возникло конкретное деление на «булгар» и «башкир», а также и далее единого народа — потомков средневековых татар, соплеменников Чынгыз-хана.
См. подробно обо всем в книгах независимого татарского историка и правозащитника Г.Р. Еникеева (Гали Еникәй): http://tartareurasia.ucoz.com/
Кто всего этого «не замечает», тот, как минимум, лицемер, господа.
Ну а насчет того, на какую именно разведку работал Валиди, и работал ли вообще — тут дальше сплетен дело не идет, как вижу. Ведь Рихарда Зорге тоже ведь объявляли предателем, да не его одного…
Ахмет-Заки Валиди делал все правильно. Человек вложил душу в становлении республики, добивался ее независимости.А Вы хотели чтобы он большевикам ноги целовал после того так расправились с его родственниками, семьей и друзьями и обманули с правом любого народа на самоопределение?
Уважаемый Муса Заки Валидов был башкиром по национальности и возглавлял башкирское национальное движение(а не татаркое) и был противником создания Урало-Волжских штатов (т.е. против объединения Башкирии с Татарией).А книга получила такое название только из-за того,что она была издана в Казани в 1912 году.Книга имело другое название, которое не понравилось татарским националистам.В результате чего книга получает такое название и выходит в печать.
Юлаю: У меня, туган, как вас «наци» послушаю-почитаю, — как из «башкир», так и из «казанских татар» (точнее, у тех «наци» сейчас новое указание, «буглар» называться), — складывается впечатление, что в ваши ряды идут только самые бестолковые. Ну вот пример: я тебе одно, а ты мне другое: совершенную чушь порешь, «дурака включаешь», по-простому говоря.
Объясняю: Во-первых, Ахметзаки Валиди Туган «башкиром по национальности» никак не успевал «быть»: таковая «башкирская» национальность была «создана» на бумагах ЦК ВП(б) и прочих изделиях Агитпропа, в 1920-х гг, никак не ранее. Тогда же примерно, и таким же макаром была создана и «национальность» «казанских татар» — «предков булгар».
«Созданы» были эти «новые народы» с их автономными республиками из частей ОДНОГО НАРОДА — ТАТАР, на исконных землях тех самых ТАТАР — кстати, как и многие другие автономные и союзные республики с их народами. Только разница в том была между ними, что в разных «новых народах» разное количество ТАТАР оказывалось.
Но вот в случае с башкирским народом получилось так, что в основном весь оный народ и состоит из части того самого ТАТАРСКОГО народа, — из потомков многих представителей «сообщества племен под общим названием „Карачы“, в которое входили племена (кланы) Мангыт, Кунграт, Кошчы, Уйгур, Найман, Салжавыт, Нугай и многие другие, бывшие опорой ордынских ханов» — как и писал Ахметзаки Валиди Туган. Также писал Ахметзаки Валиди Туган, что языком этого сообщества «войсковых людей — карачы» был «самый известный говор Дешт-и Кыпчака, называемый «Татарским». И главное, общее название «одного конкретного народа, в которое входили эти «карачы», и в котором родился Чынгыз-хан, и единоплеменных с ним поколений, было «не иное, как «Татар» (академик В.П. Васильев).
Во-вторых, не только говорили, но и ПИСАЛИ эти самые ТАТАРЫ на одном языке, на своем татарском языке, вплоть до 1920-х гг., до разделения их языков на множество «разных» — в том числе и на «башкирский язык», и на «язык казанских татар».
В третьих — Ахметзаки Валиди писал на том же ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ — за неимением другого у него РОДНОГО ЯЗЫКА. На том же ТАТАРСКОМ языке, кстати, написаны ВСЕ ШЕЖЕРЕ, составленные ДО «создания» упомянутых выше «новых языков» — в частности, как татарские, так и те, которые «определены» научными сотрудниками советского и постсоветского периода исключительно как «шежере башкирских племен».
В-четвертых, ы, Юлай, спутали (или намеренно «дурака включили») — я писал не о том, «как называлась книга» Ахметзаки Валиди Тугана, а о том, что Ахметзаки Валиди Туган называл себя в своих «дореволюционных» трудах, написанных на ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ, именно так: «татарин-мусульманин». И нигде позднее не отказывался от этого — то есть, нигде не говорил и не писал потом, мол: «я ошибся, я оказывется, не отношусь к татарам-мусульманам».
Насчет названия книги Валиди «История тюрок и татар» — относительно измышлений о том, что «книга имела др. название и что она не понравилась татарским националистам» — из сказанного выше понятно, что сам Валиди и был тем самым «татарским националистом». когда писал свою книгу и др. труды, откуда взяты привеенные выше сведения. При том в Казани в тот период еще не было Татарской Автономии, и ни «казанскотатарских», ни «башкирских» наци еще не существовало в природе — то есть, говоря проще, на них еще «ни х…й не дрочили, ни шинель не строчили». Противостояние оное будет изобретено позднее, после создания соответствующих «отдельных, ненавидящих друг-друга народов» (см.выше). При том «до революции» татарских центров в России было много — не только в Казани: не менее значимым в этом отношении были Симбирск, Уфа, Челябинск, Самара, Омск, Томск, Новотроицк, Оренбург и многие другие города.
Ну и в-пятых: относительно того, что Ахметзаки Валиди Туган «все делал правильно». По-моему, сие ваше заявление не совсем серьезное. Делал он «ВСЕ правильно или неправильно» — одному Аллаһу Тәгалә известно.
Но я, как вы заметили, опрометчивых выводов относительно Ахметзаки Валиди Тугана, как и вообще о том или другом человеке, не делаю и не повторяю как попугай лозунги Агитпропа — так меня старшие в роду воспитали — ПО-ТАТАРСКИ — прежде всего разобраться, и иметь СВОЕ, справедливое мнение.
Вообще я полагаю, что в отсутствии единства у татар-мусульман России в суровые годы Гражданской войны была вина многих, а в основном причиной этого была антитатарская и антиордынская агитация романовых, которая велась три века с лишним до этого. Да и большевики были ооочень хитрыми ребятками и многих смогли обвести округ пальца, и умело использовали идеологические «наработки» и последствия политики романовых-западников в «национальном вопросе».
Насчет «возглавления башкирского национального движения» Ахмедзаки Валиди Туганом — тоже громко сказано. Какое могло быть «национальное движение», когда еще не было(ну хотя бы в изделиях Агитпропа), извините, ни языка литературного, ни письменности, ни «национальности» башкирской как таковой? (см. выше).
Возглавлял Ахметзаки Валиди, я не спорю, БАШКИРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ и был политическим лидером БАШКИР, и был башкиром — точно так же, как, например, Александр Ильич Дутов возглавлял КАЗАЧЬЕ ДВИЖЕНИЕ и был военным лидером КАЗАКОВ, и был сам казаком.
Соотношение между «башкирами», «казанскими татарами» и в целом народом (этносом) ТАТАР было, скажем так, в указанное время примерно таким же, каково было соотношение между «казаками», «рязанскими русскими» и в целом русским народом.
Кстати, как нам известно, и русский народ ныне начали активно делить на «разные народы» — ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯ, панимааашь, вещь зело дорогая и мудреная…
О подлинной истории ТАТАР — родного народа Чыңгыз-хана, читайте в книгах независимого татарского историка-исследователя и профессионального правозащитника Г.Р. Еникеева. Главы из его книг, его статьи, отзывы на его книги опубликованы здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/
Я полностью согласен с Юлаем
Хотел конечно тоже написать много букв где я доказывал бы что башкиры это не татары, да такие зомбированные люди как муса, не поверят. Советую найти в инете книгу мусы муртазина: башкирия и ее войска в годы гражданской войны. Знаю, вы ее читать не будете, но там на последних страницах есть указания на множество источников, хотя бы увидев которые, вы поверите: БАШКИРЫ существовали и до событий 1920 годов.
ладно еще монголы сюда не заходят) ) а то бы они удивились)