Не все так просто

В сегодняшнем Башкортостане считается не только дурным тоном, но и враждебным действием в отношении башкирского народа, выражение любых сомнений в величии и святости одного из основателей Башреспублики – Заки Валиди. Проведение многочисленных митингов и пикетов «в защиту Заки Валиди» башкирскими национальными организациями только усугубляет проблему, но никак ее не проясняет.

Возможно, и оппоненты почитателей Заки Валиди не совсем доказательны, обвиняя его, скажем, в сотрудничестве с нацистами. По крайней мере, пока не приведены стопроцентно убедительные документы, доказывающие нацистское прошлое этого не простого человека. Однако приводятся высказывания, утверждения компетентных лиц, имеющих отношение к расследованию такого рода сотрудничества.

Одно бесспорно: каждый житель республики (и не только республики) имеет право знать правду, следовательно, и ставить вопросы. Ведь тот же Заки Валиди возвеличивается не в подпольных условиях узким кругом лиц, а подается как символ многонациональный республики. Митингами и пикетами с осуждением инакомыслящих тут не обойтись. Нужны не ярлыки, а доказательства.

Следует учесть, что не все современники молились на фигуру Заки Валиди. В частности, известный государственный деятель башкирского народа, чей памятник стоит возле республиканского Дома печати, Шагит Худайбердин (которого уж никак не упрекнешь в антибашкиризме) очень критически оценивал личность Заки Валиди. Вашему вниманию предлагается статья Шагита Худайбердина из газеты «Кызыл яу» с призывом к трудовым массам башкирского народа u башкирским солдатам, остающимся в лагере белогвардейцев, перейти на сторону Советской власти (с сокращениями).

(на фото: справа налево Шагит Худайбердин и Заки Валиди)

*****************************************************************************

К БАШКИРСКОй БЕДНОТЕ!

…Веками угнетенный империалистами башкирский народ, как и пролетариат других угнетенных народов, когда подул ветер свободы, пробудился и потянулся к свету с мыслью об избавлении от угнетавших его кулаков, старшин. Но эти старшины и кулаки, разжиревшие на шее башкирской бедноты при империализме, твердили: «Мы увидим прежнюю нашу вольную жизнь лишь если получим башкирскую автономию, иначе неминуема гибель». А Заки Валиди, который, кстати, вовсе не башкир, а тептяр, пользуясь отсталостью и невежеством башкир, возмечтал стать «башкирским ханом» и, подняв башкирский народ на вооруженную борьбу против Советской власти, предоставившей всем национальностям все необходимые свободы, затопил в крови бедный, забитый башкирский народ.

    Башкирские джигиты-герои!

Откройте ваши глаза, посмотрите, ради кого и ради чего воюете вы!?
Что же вы — воюете за то, чтобы сделать снова кантонами тех же своих толстопузых старшин, которые в николаевские времена [угнетали] башкирский пролетариат, распродавали ваши земли, сосали вашу кровь, за то, чтобы на место Николая поставить тептяря Заки Валиди, назвав все это «башкирской автономией»?

…Такая автономия, где место Николая займет Заки-хан, где толстопузыe старшины вновь сделаются кантонами и будут грабить башкирскую бедноту, — построенная таким образом буржуазная автономия нам, башкирской бедноте, не нужна потому, что тогда власть останется у тех же толстопузых старшин, кулаков, которые отнюдь не уступят добровольно в пользу башкирской бедноты свои земли и богатства, нажитые в ,течение многих лет путем грабежа башкирской бедноты. Под властью кантонов башкирская беднота будет угнетаться сильнее, чем во времена Николая. Вот почему мы, башкирская беднота, не должны проливать кровь, прельстившись на подобную башкирскую автономию и следуя за тептярем Заки.

Довольно, товарищи! Идя за кулаками, вы слишком запятнали наш несчастный башкирский народ перед лицом рабочих мира!
Пора уже все понять!

…Долой диктатуру Валидова, обманувшего башкирскую бедноту, затопившего Башкирию в крови!
Да здравствует Советская власть в Башкирии!

Башкир Шагид Худайбердин

”КЫЗblЛ ЯУ», 19 февраля 1919 г., Перевод с татарского яз.

*****************************************************************************

КРАТКАЯ СПРАВКА

Шагит Ахметович Худайбердин – революционер, партийный и государственный деятель, писатель.
Родился 9 октября 1886 году в деревне Псянчино (ныне Худайбердино) Кугарчинского района Башкортостана. Окончив приходскую школу Ш.Худайбердин в 1909 году поступает в Оренбургское медресе «Хусания». В 1914 году за агитацию против режима администрации медресе Ш.Худайбердин был исключен из числа шакирдов.

С началом первой мировой войны, закончив краткосрочные фельдшерские курсы, в звании ротного фельдшера его отправляют на фронт. Участвует во многих сражениях. После тяжелого ранения на австрийском фронте в 1916 году возвращается в Уфу. Февральскую революцию встречает будучи солдатом 144-го стрелкового полка в Уфе. Активно участвует в солдатском демократическом движении, став членом Уфимского мусульманского военного совета, входит в редколлегию газеты «Солдат теляге» («Желание солдата»), пишет рассказы, стихи, статьи, ведет агитацию за прекращение империалистической войны, за переход всей власти к Советам.

Ш.Худайбердин активно участвует в укреплении советской власти. Его избирают членом Уфимского губисполкома, реввоенсовета Стерлитамакского укрепрайона. В марте 1918 года становится членом РКП(б). Занимается агитационной работой среди башкирского и татарского населения во время мятежа белочехов, создает мусульманский отряд. Во время боев под Бугульмой Ш.Худайбердин получает ранение и его отправляют в госпиталь. Залечив рану, некоторое время работает в Москве в Центральном мусульманском комиссариате, заведуя его башкирским отделом.

Возвратившись в политотдел 50ой армии Восточного фронта, ведет агитационную работу среди солдат-мусульман, печатается в газете «Кызыл яу» («Красная битва»). Ш.Худайбердин участвует в освобождении в 1919 году г.Уфы. Становится членом Уфимского губернского временного революционного комитета. Затем назначается заведующим отделом ревкома по мусульманским делам, утверждается председателем мусульманской секции коммунистов при Уфимском губкоме РКП(б).

В качестве политработника 5-ой армии, которая преследовала Колчака на Восток, покидает Уфу с боями доходит до г. Петропавловска. В должности командира дивизии в конце 1919 года возвращается в Башкирию, переходит на государственную и партийную работу. Он возглавляет Бурзян-Тангаурский кантисполком и кантком РКП(б). В 1920 году избирается членом Пленума и кандидатом в члены Президиума Башобкома РКП(б), членом БашЦИКа. В 1921-1924 годах работает председателем БашЦИКа, политическим секретарем обкома партии, заместителем наркома земледелия, наркомом внутренних дел республики. Был членом ЦИК СССР.

Ш.Худайбердин активно участвует в политической жизни Башкирии. Он — делегат многих солдатских, батрацких, крестьянских съездов, государственных комиссий. Возглавляет Комиссию по реализации башкирского языка. Член редколлегии газеты «Башкортостан», был делегатом X и XI съезда РКП(б). Вместе с другими делегатами X съезда РКП(б) участвовал в подавлении Кронштадского мятежа, где получил тяжелое ранение.

В ноябре 1924 года Ш.Худайбердин выехал на совещание в Москву, где резко обострились последствия ранения. Его положили в клинику Московского университета, где он и скончался 21 декабря 1924 года.

9 комментариев Не все так просто

  • Симха

    Если Мусу Джалиля оправдал Хрущев, не значит что он не служил фашистам. Основной состав легиона составляли татары, чтобы, оправдать этот позорный момент, теперь яушев хочет очернить великого ученого Валидова. Не зря воры кричать «Держи вора».

  • Симха

    про легион и другое интересное см здесь http://tatarica.yuldash.com/history/article1801/comments

  • Аноним

    «Кирим Яушмалдин, специально для сайта «Новости Уфимской Губернии» На месте Карима Каррамовича следовало бы разместить опровержение этому бреду. Явно его подставляют

  • Аноним

    Неплохо!

  • историк

    Интересно, а что он должен опровергать? Документ то реальный, а не выдуманный. Опровержение должен писать Шагит Худайбердин. Что, мол, меня не так напечатали в газете Кызыл яу.

  • Аноним

    Надо попросить Начальника ФСБ Палагина, пусть обнародуют имеющийся у них «досье Валидова».

  • Malay2010

    Вәлиди татар милләтенә зыян китергән иде (Идел-Урал штатын җимерү, Татар-Башкорт Республикасын да, татар телен кимсетү). ЛӘКИН ул урысларга каршы КАТЫ ИТЕП торды, анысы аны аклый. «Татар-төрки тарихы» язучысы һәм Башкортстанның беренче илбашы. Шулай аны бәян итәргә кирәк. Ул каршылыклы шәхес, әмма төрки лидер буларак хөрмәткә лаек.

  • Reaterwood

    Спасибо за статью, не всё, но частично у меня вызвало интерес.

  • Рим

    Защита Заки Валиди усугубляет проблему Карима Яушева

Отправить комментарий